- Метод Дельфи – помощник в принятии эффективных решений
- Что такое метод Дельфи?
- Как применяется метод Дельфи на практике?
- Особенности метода Дельфи
- Недостатки метода
- Метод Дельфи: эффективный общественный инструмент
- Метод дельфийского оракула
- Дельфийский метод
- Метод дельфи – это экспертное обобщение мнений
- Анализ экономики
- Пример: метод Дельфи в экономике
- Принятие решений в области управления
- Социология и метод Дельфи
- Управление персоналом
- Логистическая сфера
- Маркетинг
- Методы коллективных экспертных оценок
- Примеры применения метода Дельфи
Метод Дельфи – помощник в принятии эффективных решений
На сегодняшний день существует множество разных методов, позволяющих выбрать и оценить эффективность решений. Одним из наиболее известных и популярный является метод Дельфи, который по-другому еще называют дельфийским методом или методом дельфийского оракула. Его можно с успехом использовать не только в менеджменте или другой профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Давайте разберемся, что же он собой представляет и как можно его использовать.
Что такое метод Дельфи?
Он представляет собой метод, позволяющий быстро находить решения той или иной задачи. Эти решения генерируются в процессе мозгового штурма, который проводится группой специалистов. Целью методики является выбор наилучших решений, которые впоследствии можно применить на практике. Отбор решений осуществляется методом экспертных оценок.
В ходе использования методики можно собрать индивидуальные оценки экспертов, обобщить и обработать их и в итоге получить надежное и достоверное общее мнение. Работа осуществляется путем проведения мозговой атаки, интервью и опросов. Считается, что независимые эксперты могут более эффективно оценить результат, нежели специально структурированная группа. Поскольку независимые эксперты, как правило, незнакомы друг с другом, риски личных влияний исключаются.
Метод Дельфи был разработан в середине прошлого века в США. Он создавался с целью прогнозирования влияния технологических достижений будущего на методы ведения войны. Метод был основан американским стратегическим исследовательским центром «RAND». Авторство приписывают главным его разработчикам – Олафу Хэлмеру, Норману Дэлки и Николасу Решеру. Название произошло от имени Дельфийского оракула.
Со временем этот метод широко распространился во многих западных странах. На его примере были разработаны и другие, не менее эффективные методики. Многие компании стали использовать дельфийский метод для проведения стратегического планирования. В России же он применяется довольно редко, потому что нет специалистов, которые могут внедрить его.
Как применяется метод Дельфи на практике?
Для проведения методики необходимы две группы участников. Первая группа представляет собой экспертов, которые высказывают свое мнение по рассматриваемому вопросу. Вторая группа состоит из аналитиков, призванных изучить мнения экспертов и на основе их вычленить оптимальное решение задачи. Метод Дельфи проводится в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.
Первый этап – подготовительный
На этом этапе необходимо собрать экспертную группу. Количество участников может быть любое, однако специалисты рекомендуют приглашать в группу не более 20 человек. Это количество считается оптимальными.
Второй этап – основная работа
После того как экспертная группа сформирована, перед ней ставится задача, которую необходимо решить. Эксперты должны ознакомиться с основной задачей и разбить ее на несколько более мелких. Аналитикам необходимо провести отбор самых актуальных вопросов и на их основе составить опросник.
Готовый опросник снова передается экспертной группе. Изучив его, участники могут предложить добавить что-то еще, внести в него дополнительные данные. В результате должно получиться 20 подробных ответов (по числу участников экспертной группы). После этого аналитики должны составить другой опросник, который опять предоставляют экспертам.
Эксперты изучают новый опросник и предлагают варианты решения поставленной задачи. На этом этапе оценивается эффективность, наличие ресурсов для решения вопроса, способы решения. Изучив мнения экспертов, аналитикам необходимо вычленить основные и постараться найти их точки соприкосновения. Варианты, не вписывающиеся в общую концепцию, озвучиваются экспертам, после чего они могут пересмотреть свои мнения.
Эти этапы повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Расхождения во мнения помогают аналитикам обнаружить некоторые нюансы в решении проблемы и учесть их. В конце аналитики должны вынести общую оценку и на ее основе предложить план решения поставленной изначально задачи.
Третий этап – аналитический
После того как основная работа выполнена, необходимо проверить согласованность мнений экспертов, исследовать и проанализировать полученную информацию и придумать наилучший способ решения проблемы.
Особенности метода Дельфи
Отличительными чертами дельфийского метода является то, что он проводится анонимно, заочно и является многоуровневым.
Анонимное и заочное проведение процедуры позволяет исключить влияние мнения наиболее авторитетных участников экспертной группы на мнение остальных ее членов. Опрос можно проводить экстерриториально, используя специальные опросники, которые можно отправить обычной или электронной почтой. Многоуровневые опросы обеспечивают объективность и высокую надежность результата.
Эффективное использование метода Дельфи предполагает обязательное выполнение некоторых условий:
- вопросы в опроснике должны быть составлены таким образом, чтобы их нельзя было понять двояко; четкость и однозначность обязательна;
- эксперты должны иметь возможность записывать ответы не только словами, но и в виде чисел;
- участникам экспертной группы должна быть предоставлена вся необходимая информация, позволяющая им понять суть задачи;
- каждый свой ответ эксперты должны обосновывать;
- важна стабильность экспертной группы и оптимальная численность ее членов;
- промежутки между этапами опросов не должны превышать одного месяца;
- необходимо провести столько этапов опроса, сколько требуется для того, чтобы каждый эксперт смог вникнуть в суть проблемы и провести качественную оценку;
- необходимо проводить систематический отбор экспертов;
- важно иметь четкую формулу, по которой будет проводиться согласование оценок.
Как уже было сказано выше, в процедуре участвуют две группы – экспертная и аналитическая. Первая группа занимается генерацией идей, вторая – их анализом и критикой. Организаторы должны постараться сделать обсуждение более масштабным, чтобы добиться наилучшего результата. В ходе обсуждения разрешается любая критика.
Процесс обсуждения проходит под руководством ведущего. Ведущий должен располагать к себе членов группы. Важно, чтобы он относился ко всем участникам одинаково и непредвзято. Также он не должен склонять ход обсуждения в какую-то определенную сторону, не навязывать своего мнения, чтобы не вносить искажения. Основная цель – получить наиболее достоверные данные.
Недостатки метода
Несмотря на свою эффективность и множество достоинств дельфийский метод обладает рядом недостатков, которые должны учитываться желающими его провести. Сюда можно отнести следующие трудности:
- Полномочия организаторов процедуры значительно превышают полномочия экспертов, что ставит их в неравное положение.
- Групповое мнение далеко не во всех случаях является правильным.
- Аналитики, как правило, отбрасывают нестандартные предложения по решению поставленной задачи, хотя зачатую именно такие решения позволяют достичь наилучшего результата.
- Нет возможности провести краткий оперативный анализ, поскольку заключительный этап процедуры требует большого промежутка времени: каждый этап анализа обычно длится не более суток.
- Участники экспертной группы будут неосознанно стремиться присоединиться к мнению большинства.
- Организаторы могут влиять на экспертов, манипулируя ими.
Эти недостатки были подмечены сразу же после появления метода Дельфи. Специалисты предложили устранить их при помощи ряда действий:
- в число организаторов должны входить люди, принадлежащие к разным слоям социума и сферам деятельности;
- для того чтобы получить наиболее достоверные данные, необходимо провести мероприятие по решению одной и той же проблемы в нескольких группах;
- не стоит отбрасывать нестандартные решения, их тоже нужно рассмотреть, хотя бы в качестве дополнительных вариантов.
Учитывая эти рекомендации, можно существенно повысить эффективность методики.
Дельфийский метод можно применять не только в прогнозировании или в принятии управленческих решений, но и в обычной жизни, для решения тех или иных проблем. Если вы хотите решить найти решение какого-либо вопроса и оценить его эффективность, можете попробовать воспользоваться предложенным методом.

Источник
Метод Дельфи: эффективный общественный инструмент
Метод Дельфи (дельфийский метод) в настоящее время считается одним из самых эффективных инструментов для оценки общественного мнения в определенных вопросах и направлениях деятельности. Применяемый в профессиональных кругах и в обыденной жизни, дельфийский метод помогает исследовать мнение людей, имеющих отношение к какой-то одной сфере.
С помощью данного метода можно собрать предложения, проанализировать их, сделать выводы и найти нужное решение возникших проблем. При знании алгоритма действия данной методики, использовать ее может любой человек.
Метод дельфийского оракула
Метод дельфийского оракула был изобретен в США в середине ХХ века исследователями Олафом Хэлмером, Николасом Решером и Норманом Дэлки. Специалисты центра «Rand» с помощью новой методики пытались спрогнозировать влияние научных открытий на методику военной стратегии. Полученный способ исследования стали называть именем Дельфийского оракула – методом Дельфи.
Название происходит от местности Дельфи, в которой, согласно древнегреческим легендам, жил оракул, предсказатель. Считалось, что он обитает при храме олимпийского бога – Аполлона, и все, что он скажет – правда, которую следует воспринимать буквально.
Дельфийский метод
Дельфийский метод используется в процессе обоснования проблем и выбора вариантов их решения. Система является одним из приоритетных способов выбора и оценивания.
Целью метода обозначено выявление достоверной информации, полученной путем анонимного общения и высказывания мнений членами экспертной группы.
Дельфийская система позволяет учитывать мнение независимых участников экспертной группы в области исследуемой темы посредством озвучивания мыслей, конкретных предложений и их согласования. Для достижения цели проводятся неоднократные интервью специально подобранных групп людей, которые осуществляются анонимно. Как это происходит?
- Формируется основная рабочая группа, которая собирает и обобщает предложения.
- Формируется группа экспертов, владеющих информацией по прорабатываемой теме.
- Разрабатываются анкетные вопросы с постановкой основной проблемы и сопутствующими уточнениями. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них могли быть однозначными и простыми («да» или «нет»).
- Проведение анкетирования с возможностью повторения опроса в случае необходимости. Формирование новой анкеты ведется с учетом ответов, полученных в первое анкетирование.
- Обобщение заключений экспертов, получение рекомендаций по итогам анкетирования.
Метод Дельфи предполагает индивидуальное анкетирование взамен открытым дискуссиям, когда определенный человек, побоявшись авторитета другого лица, примкнет к общему мнению, так и не высказав свое.
Метод Дельфи исключает такой подход, поэтому считается относительно правдивым и результативным.
Метод дельфи – это экспертное обобщение мнений
Метод Дельфи – это способ экспертной оценки, имеющий свои особенности:
- Заочное анкетирование.
- Использование многоуровневой системы опроса и оценки.
- Анонимный подход.
Изначальная идея дельфийского метода заключается в том, что при правильном обобщении и обработке индивидуальных экспертных мнений квалифицированных специалистов по поводу сложившееся ситуации, есть прямая возможность получения достоверного и точного группового мнения.
Участники рабочих групп:
- анонимные исследователи, отвечающие письменно в индивидуальном порядке на вопросы предложенных анкет;
- организаторы, осуществляющие сбор анкетных данных, обработку и объединение в общий информационный банк.
Метод экспертных оценок применяют для исследований в разных областях.
Анализ экономики
Учитываются некоторые сложности, имеющиеся в прогнозировании экономического развития:
- невозможность угадать, какие последствия принесут за собой те или иные решения экономического плана;
- сложность предвидения и контроля над вновь появившимися факторами;
- выбор одного самого главного решения среди множества имеющихся вариантов.
Дельфийский метод может быть использован в случае планирования запуска какого-либо товара и его спроса. Анкеты для анонимного заполнения изучаются независимыми экспертами в несколько этапов. Оперируя полученными сведениями, заказчики исследования формируют прогноз и результат.
Пример: метод Дельфи в экономике
Пример относительно экономического анализа может быть таким. Допустим, что некоей нефтяной фирме, расположенной в море, нужна информация о времени замены водолазов автоматизированными роботами. С целью подготовки прогноза формируется экспертная группа, в которую включают создателей роботов, водолазов, сотрудников инженерных систем.
Каждый озвучивает собственное мнение о временном промежутке, который пройдет до замены. Первоначальные данные могут варьироваться до 40-50 лет. Эти данные передаются исследователям, которые формируют новые опросники, снова проводят анкетирование.
После обработки всех этапов получается результат, равный примерно 15 годам.
Принятие решений в области управления
Дельфийский метод подходит для крупных компаний, используется при первоначальном описании проблемы и продумывании способов ее решения. Ответственность за принятое решение в области управленчества ложится на директора предприятия.
Социология и метод Дельфи
Социология сама по себе основывается на статистических данных, которые удобно получать методом анкетирования и опроса. В социологии дельфийская система может применяться для изучения таких сфер, как культура, духовность, политическая обстановка, образование, здравоохранение, работа с социально незащищенными слоями населения.
Могут использоваться следующие исходные данные:
- профессия, место работы;
- возрастная группа;
- стаж работы (общий и в должности);
- ученая степень или уровень образования;
- стаж общественной/политической работы.
Управление персоналом
Дельфийская система может применяться в этой сфере на крупных предприятиях, когда необходимо выдать новые идеи или принять сложное решение. Анонимный опрос в данных случаях помогает выявить скрытые моменты и прийти к единому соглашению, которого придерживается большинство.
Логистическая сфера
Логистическая сфера, предполагающая систему доставки грузов и товаров заказчикам, также нуждается в анализировании. Метод Дельфи помогает выявить наиболее уязвимые сферы данной области:
- уменьшение временного промежутка в хранении товара на складе до отправки;
- сокращение времени нахождения в пути;
- правильное распределение движения грузового транспорта;решение нестандартных ситуаций по доставке и перевозке грузов.
Маркетинг
Маркетинг использует метод Дельфи, чтобы выявить спрос и предложения покупателей, их реакцию на товар. Цель – выработать вероятные пути быстрого продвижения продукта и развития бренда.
Методы коллективных экспертных оценок
Методы коллективных экспертных оценок помимо дельфийского подразделяются на коллективный метод генерирования идей, метод экспертных комиссий.
Под методом коллективного генерирования идей обычно подразумевают так называемую «мозговую атаку» и «мозговой штурм».
Во время использования данного метода происходит совместное обсуждение проблемы и поиск ее решения. Существуют некоторые правила организации «мозговой атаки».
- на первом этапе допускается предложение любых идей и не допускается критика;
- регламент выступлений – не более 2 минут;
- допускаются повторные выступления участника;
- выступающие продолжают развитие предыдущих мыслей;
- постоянная запись всех высказываний и идей;
- подведение промежуточных итогов.
- Определение состава участников без обязательной специализации и принадлежности к одному возрасту и профессии.
- Описание проблемы. Необходимо указать причины возникновения, степень изученности, поставить цель и предложить возможные варианты решений.
- Озвучивание идей участниками опроса с письменным протоколом для большей результативности.
- Обобщение информации: определение повторов, выделение перспективных мыслей, подборка по группам.
- Обсуждение и критика идей по списку.
- Рассмотрение замечаний, выделение и обсуждение главного, принятие окончательного решения.
Примеры применения метода Дельфи
Примеры применения метода Дельфи в разных сферах:
- Культура . С помощью метода Дельфи работники культурно-досуговых учреждений выявляют, какие варианты проведения Дня города будут наиболее интересны, какие мероприятия привлекут большее количество людей? Сотрудники музеев могут с помощью дельфийского метода решить, какие экспозиции будут наиболее востребованы посетителями.
- Промышленное производство. Метод Дельфи позволяет выявить потребность в производстве определенных видов продуктов и товаров.
- Социальное обслуживание. Выявление списка бесплатных медикаментов для жителей определенного региона.
Таким образом, метод Дельфи — это способ сбора, обработки и обобщения экспертного мнения и оценок. Он способствует развитию независимости в области мышления экспертов и определяет и объективную проработку вопросов, нуждающихся в оценке.
Нередко при использовании данного метода наблюдаются субъективные суждения, которые приходится устранять повторным анкетированием и анализом полученных результатов.
Источник