Метод дельфи это систематический способ обобщения оценок экспертов

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

  • Главная
  • >
  • Методы поиска новых идей
  • >
  • Методы управления
  • >
  • Метод Дельфи
Другие названия метода: «Дельфийский метод», «Метод дельфийского оракула».

Авторы метода: О. Холмер, Т. Гордон и др. (США), 50-е годы XX в.

Назначение метода

Применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи — один из инструментов выбора и оценки решения.

Цель метода

Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.

Суть метода

Метод Дельфи — инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

План действий

  1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
  2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
  3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.
  4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
  5. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.

Особенности метода

Дельфи», «дельфийский метод», «метод дельфийского оракула» происходят от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция).

Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.

Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.

Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.

Проведение экспертизы по методу Дельфи

  1. Метод Дельфи — это систематический способ обобщения оценок экспертов.
  2. Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.
  3. Чтобы решить, следует ли использовать метод Дельфи, очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод.

И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:

  • кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;
  • какая должна поддерживаться связь с ними в процессе рассмотрения существующей проблемы;
  • какие существуют в наличии альтернативные методики, и какие результаты реально можно ожидать от их применения?

Достоинства метода

  • Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы.
  • Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

Недостатки метода

  • Чрезмерная субъективность оценок.
  • Требует достаточно много времени и организационных усилий.

Ожидаемый результат

Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.

Источник

Проведение экспертизы по методу Дельфи

Дополнительная информация:

1. Метод Дельфи — это систематический способ обобщения оценок экспертов.

2. Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.

3. Чтобы решить, следует ли использовать метод Дельфи, очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод. И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:

· кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;

· какая должна поддерживаться связь с ними в процессе рассмотрения существующей проблемы;

· какие существуют в наличии альтернативные методики, и какие результаты реально можно ожидать от их применения?

Достоинства метода

· Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы.

· Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

Читайте также:  Как избавиться от зуда народными способами

Недостатки метода

· Чрезмерная субъективность оценок.

· Требует достаточно много времени и организационных усилий.

Ожидаемый результат

Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.

3. Мозговой штурм

«Мозговой штурм» —коллективный метод поиска решений, особенность которого заключается в разделении процесса генерации и критики идей во времени.

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).

Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

· Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

· Групповой процесс выдвижения идей.

· Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.

· Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.

· Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

· Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).

· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.

· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

· Строго выполнять правила мозгового штурма.

· После окончания заседания «генераторов» идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 660 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Метод экспертной оценки Дельфи и его применение

На сегодняшний день существует масса инструментов, чтобы оценить эффективность решений в тех или иных процессах. Одним из наиболее ярких представителей является метод принятия решений Дельфи. Помимо того, что его активно применяют в профессиональных сферах деятельности, этот способ может успешно применяться и в личной жизни. Суть состоит в том, что метод Дельфи позволяет учесть мнение группы людей, имеющей отношение к тому или иному вопросу или ситуации, последовательно объединив их позиции и выводы, а затем, на основе проведенного анализа, прийти к оптимальному решению.

Когда возник метод Дельфи?

Его активной разработкой начали заниматься в США в середине прошлого века. В то время американский стратегический центр «RAND» получил задачу — разработать систему прогнозирования научных изысканий и их влияние на военную стратегию в будущем. Авторы метода, который впоследствии был внедрен в самые разные сферы жизни: Норман Дэлки, Николас Решер и Олаф Хэлмер. Название выработанная стратегия принятия решений позаимствовала у Дельфийского Оракула из мифов Древней Греции.

Какие особенности метода Дельфи являются ключевыми?

Если говорить кратко, то основными отличительными чертами этого способа являются анонимность, заочность и многоуровневость. Метод Дельфи предполагает обобщение всех индивидуальных экспертных оценок относительно одной ситуации с тем, чтобы получить максимально надежное и достоверное общее мнение. С помощью каких подходов реализуется процесс обобщения мнений? Это могут быть и мозговые штурмы, и опросы, и интервью. Смысл в том, что группа экспертов, не имеющих прямой заинтересованности в ситуации, сможет гораздо объективнее оценить ситуацию и предсказать ее развитие, нежели заинтересованная группа. В этом случае полностью исключаются человеческие факторы, связанные с совместной работой и заинтересованностью в продвижении определенной позиции. Местонахождение участников экспертной группы также не имеет принципиального значения.

Ключевыми в использовании метода Дельфи являются две группы.

Первую составляют эксперты, вторую — аналитики.

Какие этапы метода существуют?

  1. Первый этап — предварительный. В рамках него производится набор группы экспертов. Количество человек неограниченно. Однако создатели метода рекомендовали использовать группу в 20 человек, как оптимальную.
  2. Второй этап — основной. Перед экспертами озвучивается проблема и задача. Экспертная группа разбивает одну большую задачу на несколько маленьких. Аналитики анализируют получившийся список и производят отбор наиболее часто встречающихся вопросов. Получившийся список снова отправляется к экспертам, которые, при необходимости, вносят в него корректировки. Получив обратную связь от экспертов, аналитики составляют еще один опросник, который проходит второй этап экспертной проверки. Теперь главной задачей группы экспертов является изучение наименее популярных вопросов, а также предоставление ответов на полученный способ. Аналитики компилируют наиболее частые ответы, объединяют их в группы. Процесс продолжается до тех пор, пока вся экспертная группа не придет к общему консенсусу. Это позволяет участникам метода не упустить из виду даже самую незначительную мелочь. В завершении данного этапа экспертная группа составляет список рекомендаций относительно обсуждаемой задачи.
  3. Третий этап — аналитический. В рамках него проверяют согласованность экспертных мнений, оцениваются возможные риски, анализируются выводы и формируется финальный список рекомендаций. Структура метода предполагает возможность некоторых модификаций. Например, зачастую метод применяется без указанной структуры. Как правило, такой подход используется в том случае, если проблема не может быть представлена в форме опросника.
Читайте также:  Бюллетень голосования способ управления

Еще один вариант этого метода — его экспресс-форма. В этом случае обсуждение может занять не более нескольких часов, однако оно требует специального программного обеспечения. Впрочем, у экспресс-подхода есть и ряд противников, которые придерживаются позиции, что несколько часов — недостаточный промежуток времени, чтобы досконально обдумать поставленную задачу и максимально объективно оценить последствия предложенных решений и экспертных точек зрения.

Какие недостатки метода Дельфи существуют?

  • Коллективное мнение не во всех 100% случаев является максимально объективным. Аналитическая группа может отбрасывать наиболее креативные методы решения проблемы, как непопулярные.
  • Экспертная группа может быть склонной присоединяться к мнению большинства.
  • Критики этого подхода предлагают следующее решение проблемы: уделять отдельное внимание даже самым непопулярным вариантам решения проблем, и всегда быть готовым перепроверить полученное решение через “второе мнение”.

Наиболее широкое распространение эта методика получила в западных странах. Компании, которые наиболее часто используют метод Дельфи, как правило, имеют отношение к техническим разработкам и управлению бизнес-процессами.

Помочь собственной команде достичь успеха можно, не только внедряя похожие методики, но и уделив внимание развитию когнитивных способностей сотрудников. Тренажеры и курсы Викиум могут стать отличными помощниками на пути команды к новым горизонтам!

Источник

Метод Дельфи – помощник в принятии эффективных решений

На сегодняшний день существует множество разных методов, позволяющих выбрать и оценить эффективность решений. Одним из наиболее известных и популярный является метод Дельфи, который по-другому еще называют дельфийским методом или методом дельфийского оракула. Его можно с успехом использовать не только в менеджменте или другой профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Давайте разберемся, что же он собой представляет и как можно его использовать.

Что такое метод Дельфи?

Он представляет собой метод, позволяющий быстро находить решения той или иной задачи. Эти решения генерируются в процессе мозгового штурма, который проводится группой специалистов. Целью методики является выбор наилучших решений, которые впоследствии можно применить на практике. Отбор решений осуществляется методом экспертных оценок.

В ходе использования методики можно собрать индивидуальные оценки экспертов, обобщить и обработать их и в итоге получить надежное и достоверное общее мнение. Работа осуществляется путем проведения мозговой атаки, интервью и опросов. Считается, что независимые эксперты могут более эффективно оценить результат, нежели специально структурированная группа. Поскольку независимые эксперты, как правило, незнакомы друг с другом, риски личных влияний исключаются.

Метод Дельфи был разработан в середине прошлого века в США. Он создавался с целью прогнозирования влияния технологических достижений будущего на методы ведения войны. Метод был основан американским стратегическим исследовательским центром «RAND». Авторство приписывают главным его разработчикам – Олафу Хэлмеру, Норману Дэлки и Николасу Решеру. Название произошло от имени Дельфийского оракула.

Со временем этот метод широко распространился во многих западных странах. На его примере были разработаны и другие, не менее эффективные методики. Многие компании стали использовать дельфийский метод для проведения стратегического планирования. В России же он применяется довольно редко, потому что нет специалистов, которые могут внедрить его.

Как применяется метод Дельфи на практике?

Для проведения методики необходимы две группы участников. Первая группа представляет собой экспертов, которые высказывают свое мнение по рассматриваемому вопросу. Вторая группа состоит из аналитиков, призванных изучить мнения экспертов и на основе их вычленить оптимальное решение задачи. Метод Дельфи проводится в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.

Первый этап – подготовительный

На этом этапе необходимо собрать экспертную группу. Количество участников может быть любое, однако специалисты рекомендуют приглашать в группу не более 20 человек. Это количество считается оптимальными.

Второй этап – основная работа

После того как экспертная группа сформирована, перед ней ставится задача, которую необходимо решить. Эксперты должны ознакомиться с основной задачей и разбить ее на несколько более мелких. Аналитикам необходимо провести отбор самых актуальных вопросов и на их основе составить опросник.

Готовый опросник снова передается экспертной группе. Изучив его, участники могут предложить добавить что-то еще, внести в него дополнительные данные. В результате должно получиться 20 подробных ответов (по числу участников экспертной группы). После этого аналитики должны составить другой опросник, который опять предоставляют экспертам.

Читайте также:  Способ картографии внемасштабными знаками

Эксперты изучают новый опросник и предлагают варианты решения поставленной задачи. На этом этапе оценивается эффективность, наличие ресурсов для решения вопроса, способы решения. Изучив мнения экспертов, аналитикам необходимо вычленить основные и постараться найти их точки соприкосновения. Варианты, не вписывающиеся в общую концепцию, озвучиваются экспертам, после чего они могут пересмотреть свои мнения.

Эти этапы повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Расхождения во мнения помогают аналитикам обнаружить некоторые нюансы в решении проблемы и учесть их. В конце аналитики должны вынести общую оценку и на ее основе предложить план решения поставленной изначально задачи.

Третий этап – аналитический

После того как основная работа выполнена, необходимо проверить согласованность мнений экспертов, исследовать и проанализировать полученную информацию и придумать наилучший способ решения проблемы.

Особенности метода Дельфи

Отличительными чертами дельфийского метода является то, что он проводится анонимно, заочно и является многоуровневым.

Анонимное и заочное проведение процедуры позволяет исключить влияние мнения наиболее авторитетных участников экспертной группы на мнение остальных ее членов. Опрос можно проводить экстерриториально, используя специальные опросники, которые можно отправить обычной или электронной почтой. Многоуровневые опросы обеспечивают объективность и высокую надежность результата.

Эффективное использование метода Дельфи предполагает обязательное выполнение некоторых условий:

  • вопросы в опроснике должны быть составлены таким образом, чтобы их нельзя было понять двояко; четкость и однозначность обязательна;
  • эксперты должны иметь возможность записывать ответы не только словами, но и в виде чисел;
  • участникам экспертной группы должна быть предоставлена вся необходимая информация, позволяющая им понять суть задачи;
  • каждый свой ответ эксперты должны обосновывать;
  • важна стабильность экспертной группы и оптимальная численность ее членов;
  • промежутки между этапами опросов не должны превышать одного месяца;
  • необходимо провести столько этапов опроса, сколько требуется для того, чтобы каждый эксперт смог вникнуть в суть проблемы и провести качественную оценку;
  • необходимо проводить систематический отбор экспертов;
  • важно иметь четкую формулу, по которой будет проводиться согласование оценок.

Как уже было сказано выше, в процедуре участвуют две группы – экспертная и аналитическая. Первая группа занимается генерацией идей, вторая – их анализом и критикой. Организаторы должны постараться сделать обсуждение более масштабным, чтобы добиться наилучшего результата. В ходе обсуждения разрешается любая критика.

Процесс обсуждения проходит под руководством ведущего. Ведущий должен располагать к себе членов группы. Важно, чтобы он относился ко всем участникам одинаково и непредвзято. Также он не должен склонять ход обсуждения в какую-то определенную сторону, не навязывать своего мнения, чтобы не вносить искажения. Основная цель – получить наиболее достоверные данные.

Недостатки метода

Несмотря на свою эффективность и множество достоинств дельфийский метод обладает рядом недостатков, которые должны учитываться желающими его провести. Сюда можно отнести следующие трудности:

  • Полномочия организаторов процедуры значительно превышают полномочия экспертов, что ставит их в неравное положение.
  • Групповое мнение далеко не во всех случаях является правильным.
  • Аналитики, как правило, отбрасывают нестандартные предложения по решению поставленной задачи, хотя зачатую именно такие решения позволяют достичь наилучшего результата.
  • Нет возможности провести краткий оперативный анализ, поскольку заключительный этап процедуры требует большого промежутка времени: каждый этап анализа обычно длится не более суток.
  • Участники экспертной группы будут неосознанно стремиться присоединиться к мнению большинства.
  • Организаторы могут влиять на экспертов, манипулируя ими.

Эти недостатки были подмечены сразу же после появления метода Дельфи. Специалисты предложили устранить их при помощи ряда действий:

  • в число организаторов должны входить люди, принадлежащие к разным слоям социума и сферам деятельности;
  • для того чтобы получить наиболее достоверные данные, необходимо провести мероприятие по решению одной и той же проблемы в нескольких группах;
  • не стоит отбрасывать нестандартные решения, их тоже нужно рассмотреть, хотя бы в качестве дополнительных вариантов.

Учитывая эти рекомендации, можно существенно повысить эффективность методики.

Дельфийский метод можно применять не только в прогнозировании или в принятии управленческих решений, но и в обычной жизни, для решения тех или иных проблем. Если вы хотите решить найти решение какого-либо вопроса и оценить его эффективность, можете попробовать воспользоваться предложенным методом.

Источник

Оцените статью
Разные способы