- Курсовая работа на тему: «Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся» (стр. 1 )
- РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
- КУРСОВАЯ РАБОТА
- «Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся»
- Москва – 2011
- Введение
- Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация
- Понятие активизации учебной деятельности
- Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Курсовая работа на тему: «Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся»
Автор: студентка 4 курса заочной формы обучения
Москва – 2011
Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. 7
Понятие активизации учебной деятельности. 7
Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности 13
Способы и правила создания проблемных ситуаций. 16
Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся. 21
Методы исследования. 21
Результаты исследования. 21
Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования, выводы 26
Список литературы. 29
Приложение 1. 31
Приложение 2. 33
Приложение 3. 34
Введение
Познавательная деятельность учащихся в обучении в своей основе направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Направление, содержание и объём этих знаний на отдельных этапах развития общества не остаются неизменными, а постоянно расширяются и совершенствуются в соответствии с потребностями общества и развитием науки, техники и культуры. При всём этом важнейшими функциями школы остаются вооружение учащихся системой научных знаний и формирование у них умений самостоятельно приобретать эти знания.
Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать по-разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некоторые сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им необходимых сведений, оно, кроме того, должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.[1]
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: , , . Особого внимания заслуживают работы известного педагога , который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. , основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.
Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Но, несмотря на большие успехи в совершенствовании содержания обучения, активизировавшем учебно-воспитательный процесс в целом, качество обучения и воспитания школьников все еще оставляет желать много лучшего. Поэтому нельзя не говорить и о наличии серьезных недостатков в теории и практике обучения.
Рассмотрение основных путей познания человеком действительности — отражения и разрешения противоречий — дает основание для вывода о том, что самостоятельная познавательная деятельность человека, связанная с добыванием новых знаний, с раскрытием сущности новых для него понятий, возможна только путем решения проблем. Рассмотрение основных закономерностей психологии мышления приводит нас к тому же выводу: в основе активной мысли -тельной деятельности человека лежит проблемная ситуация. Отсюда следует, что теорией развивающего обучения может быть только такая теория, категориальный аппарат которой включает такое понятие диалектической логики, как «проблема». Следовательно, понятие «проблема должно превратиться в одну из важнейших категорий дидактики» ().
Поиском путей активизации учебного процесса и познавательной деятельности учащихся занимались сотни ученых-педагогов страны. Отдельные исследования представляют значительный интерес по оригинальности постановки вопросов, по выдвижению новых гипотез и их доказательств. Наиболее значительное влияние на развитие отечественной дидактики 60 — 70-х годов оказали работы и , , по исследованию гносеологических, логических и дидактических основ учебного процесса.
В возникновение новых направлений в дидактике и педагогической психологии (формирование познавательной самостоятельности учащихся, их познавательных интересов, потребностей в умственных действий, проблемное, дифференцированное и программированное обучение, алгоритмизация в обучении) — внесли большой вклад работы , , X. И. Лийметса, , , и других ведущих дидактов и методистов, а также психологов , , , и других.
Активизация учебно-познавательной деятельности — едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения — основная забота предметно-методических систем.
Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.
Данные соображения предопределяют актуальность темы курсовой работы, которая посвящена активизации мыслительной деятельности учащихся.
Таким образом, объектом исследования является активизация мыслительной деятельности учащихся, а предметом – проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.
Целью нашей работы является описание путей и средств активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста при использовании проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие активизации мыслительной деятельности учащихся и способы активизации.
2. Описать проблемную ситуацию как метод обучения.
3. Провести практическое исследование активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек).
В качестве методов исследования применялись анкетирование и тестирование мыслительных способностей.
Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация
Понятие активизации учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.
Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». [15, с. 86]. Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.
Методы обучения – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. [18] Как говорил известный педагог , метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. [20] Поскольку ученые-диалекты не пришли еще к единому пониманию и толкованию понятия «методы обучения», то, естественно, не прекращаются дискуссии вокруг проблемы классификации этих методов и самой классификации. Укажем важнейшие подходы к данной проблеме. Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал . Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по диалектике выступили , , и др. обстоятельный обзор всех классификаций методов провел , предложивший свою классификацию методов.
Источник
Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Выбранный для просмотра документ Моя статья чистовик.docx
Учитель математики МБОУ СОШ №93 Ливанова Л.Л.
Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает применение в образовательном процессе индивидуального подхода, использование таких образовательных технологий и программ, которые развивают у каждого ребёнка интерес к процессу обучения. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Математика, как учебная дисциплина, обладает уникальными средствами и неограниченными возможностями, которые способствуют развитию личности ребёнка. При использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин). По мнению М. И. Махмутова, проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим. «Проблемный тип обучения, — пишет автор, — не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Но также и общая система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения, основой которого является система проблемных ситуаций» Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания, самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. В последние годы в педагогических журналах появились новые, интересные публикации, показывающие возросшее внимание ученых и практиков к дальнейшей разработке проблемного обучения. И это понятно – все хотят жить в нормальной богатой стране, у которой есть будущее, где живут дети, и будут жить дети наших детей. Без решения проблем говорить о развитии личности невозможно, а без проблемной составляющей урока личностно — ориентированного образования не бывает. Решая проблемы человек, преодолевает трудности, учится жить в современном мире. Проблемный подход в обучении способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, т. к. включает их в самостоятельную поисковую деятельность, создает внутренние условия для усвоения ими знаний, мотивирует это усвоение.
Однако проблемный подход в обучении обладает и рядом недостатков. Постоянное его использование требует больших затрат времени на уроке и большой предварительной работы учителя при его подготовке. Управляемость процессом обучения при этом подходе ниже, чем при традиционном. Проблемный подход неэффективен при формировании умений и навыков. Следовательно, необходимо разумное сочетание этого подхода с готовым изложением материала и репродуктивным методом.
Специфическим умением учителя по организации проблемного подхода является умение по созданию проблемных ситуаций их систем. Проблемные ситуации в процессе обучения могут возникать непроизвольно, но учитель, ставящий перед собой задачу развития мышления учащихся, создает их специально. Большие возможности для создания первичных проблемных ситуаций предоставляют нарушение естественного порядка изложения материала, использование опережающих задач, предъявление последних перед изучением той теории, которая будет изучаться на уроке и должна быть привлечена к решению задачи. При этом желательны занимательная форма предъявления таких задач, практическая значимость их решения. Так, перед изучением формулы суммы членов геометрической прогрессии учащимся можно предложить решить известную задачу об изобретателе игры в шахматы.
Для использования проблемной ситуации указанного вида, вместо того чтобы вначале рассмотреть теорию, а затем возможные применения ее на практике, учащимся предлагаются задания по обоснованию принципа действия различных приборов и устройств, использующих эту теорию. Например, перед изучением признака перпендикулярности прямой и плоскости можно попросить учащихся объяснить, почему, устанавливая столб, его вертикальность проверяют с двух различных точек, не лежащих на одной прямой с основанием столба, или спросить, как проверяют вертикальность сверла в сверлильном станке.
Большие возможности для создания проблемных ситуаций имеют творческие задания по составлению задач. Это могут быть задания: составить задачу на определенный метод решения; на данную теорему; составить задачу, обратную по отношению к имеющейся; составить задачу с определенным порядком действий, по данному уравнению, по данному рисунку, схеме, аналогичную решенной. Вопросы, также вызывающие проблемную ситуацию, могут быть вопросы, требующие углубленного анализа, сравнения, обобщения, разноплановой систематизации содержания, поиск причинно-следственных отношений.
Примеры таких вопросов.
1. Перечислить всевозможные свойства подобных треуголь ников, полученные в процессе решения различных задач.
2. Сравнить определение биссектрисы угла и биссектрисы треугольника.
3. В треугольнике биссектрисы пересекаются в одной точке. Можно ли то же самое сказать о биссектрисах углов четырехугольника?
4. Указать, какую форму могут иметь сечения куба
5. В равностороннем треугольнике проведена высота. Какие свойства имеют образовавшиеся треугольники? и т. д.
Проблемный подход способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. На этом пути есть трудности, есть ошибки. Но есть успех – это готовность учащихся к творчеству, потребность в получении новых знаний.
Источник