Метапредметные универсальные способы образовательной деятельности

Метапредметные универсальные умения
статья на тему

За последнее десятилетие в содержании образования произошла смена требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий. Государственный стандарт нашего поколения ставит главную задачу формирования духовной культуры ученика, обучения уметь пользоваться своими знаниями, уметь добывать их самостоятельно, а также умению решать проблемы в любой ситуации, находить их наиболее простое решение.

Скачать:

Вложение Размер
meiapredm_umeniya.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные универсальные умения

Маркова Р.И., учитель начальных классов

МАОУ «Средняя политехническая школа №33»

За последнее десятилетие в содержании образования произошла смена требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий. Государственный стандарт нашего поколения ставит главную задачу формирования духовной культуры ученика, обучения уметь пользоваться своими знаниями, уметь добывать их самостоятельно, а также умению решать проблемы в любой ситуации, находить их наиболее простое решение.

Целью хорошего образования не может быть только приобретение знаний. Данные, которые мы даём детям, быстро теряют актуальность: то, что сегодня, обзательно, завтра уже опровергается новой теорией, наболее точным наблюдением.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными и метапредметные результаты. Метапредметные результаты предполагают, что ученики будут владеть: универсальными учебными умениями; огромным спектром умений и навыков использования средств разных информационных и коммуникационных технологий для хранения, сбора преобразования и передачи разных видов информации; основными навыками исследовательской деятельности; основами активными взаимодействия и общения со сверстниками, учителями и родителями.

Метаумения – это общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные навыки, умения, к которым относятся: теоретическое, критическое и творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса, но и при решении различных проблем в своих жизненных ситуациях.

Метапредметность позволяет обеспечить формирование в сознании ученика целостной картины мира. У детей формируется подход к отдельному предмету к его систематизации знаний о мире, которая выражается в числах и фигурах (математика), в молекулах. атомах (химия), инерции тела (физика), художественных героях (литература, музыка, изобразительное искусство). В результате этого, метапредметный подход показывает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и ученика.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии разработаны для того, чтобы решать проблемы , оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, познание учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существует обобщая система понятий, которая используются везде. Учитель должен на своём предмете раскрывать для ребенка какие-то их грани.

Метапредметное занятие – это ,обязательно, интегрированное занятие. Деятельность детей организуется не только с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание его составляют деятельностные единицы, которые носят универсальный характер: понятия, задачи их проблемы и т.д.

На занятии должна происходит системная работа со способом: например, если ребёнок освоил решение задач на три параметра в математике, то ему даётся решение задачи такого же типа обязательно из других предметов.

Обычно ученики, работая с материалами: физики, химии, биологии, истории и других предметов запоминают важные определения понятий. На метапредметных уроках, ребёнок делает другое: он не запоминает, а мыслит и прослеживает происхождение ключевых понятий, которые определяют какой-либо предмет заново открывает для себя эти понятия .

Основная деятельность учителя в подготовке к уроку, в подборе правильного материала. Учитель должен стать ведущим конструктом новых педагогических идей и ситуаций, которые направлены на использование разных способов деятельности и создание детьми своих продуктов в освоении знаний.

В метапредметных заданиях должна быть заложена актуальная для ребёнка проблема и решение этой проблемы.

Ученик должен иметь возможность получить личностно-значимый для него результат типичной для жизненной ситуации.

Метапредметные технологии позволяютучителю осмыслить проблемы, которые видит у детей.

Метапредметы дают возможности работы с мировоззрением учеников, с их самоопределением. Они задают новые возможности для всех детей. Поэтому метапредметное обучение – это большая возможность повысить качество образования. Метапредметное преподавание — это мировоззрение, которое начинает волновать и самого учителя.

Результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, является уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Универсальность метапредметов состоит в обучении учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.

Формирование метапредметных учебных умений происходит при использовании следующих образовательных технологий: технологии совместного обучения; технологии исследовательской деятельности; проектной деятельности; проблемно-диалогической технологии; игровой технологии и другие.

Организация внеурочной деятельности детей: разработка и реализация надпредметных проектов, участие в исследовательских работах формируют универсальные учебные действия.

В результате развития метапредметных компетенций у детей развивается культура сотрудничества, культура работы с информацией, диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов, творческий процесс, учение саморазвитие.

Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в таких образовательных продуктах как: исследовательские работы, рефераты, книжки, макеты, карты, сценические постановки, поделки, презентации, стихотворения,песни и др.

Результатом метапредметного обучения является формирование базовых качеств образованности ученика. У детей появляется реальная возможность: уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации (быть творческими), уметь брать на себя ответственность за свое образование (самоопределяться), уметь выбирать использовать различные конструктивные способы решения проблем, быть уверенными в своих возможностях и иметь высокую самооценку, быть толерантными.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у ребёнка регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основной итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита своего итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о метапредметных результатов могут служить результаты выполнения разных тематических проверочных работ по предметам.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе мониторинга целесообразно анализировать и фиксировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) внутришкольным мониторингом образовательных достижений учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации по предметам которые не выносятся на государственную итоговую аттестацию.

Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого вида учебной деятельности определяется его отношением с другими видами учебной деятельности, а также общей логикой возрастного развития ученика.

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает весомым фактором повышения эффективности освоения детьми предметных знаний, умений и формирования компетенций, целостного образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Происходит переход от обучения, при котором педагог преподносит учащимся систему знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений, от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству учащимся и педагога в ходе овладения знаниями.

1. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 94-100.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Ю.В. Громыко. – М., 2001. – 285 с.

4. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание» / Н.В. Громыко. – М., 2001. – 540 с.

5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3-6.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 159-182.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья» Метапредметные универсальные учебные действия»

Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение кл.

Оценка достижения учениками метапредметных результатов, умения планировать и оценивать свою деятельность по программе «Система 2100».

Материалы выступления по теме «Развитие метапредметных умений «.

Формирование метапредметных универсальных учебных действий у учащихся младших классов.

Особенности формирования метапредметных УУД в начальной школе.

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе «Школа России».

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы.

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

отсеживать результативность работы по формированию метапредметных универсальных учебных действии на уровне отдельных классов.

Мастер-класс «Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные.

Источник

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
metapredmetnyy_podhod_v_modeli_razvivayushchego_obucheniya.docx 20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило отношение к содержанию образования, его основным принципам. В соответствии с требованиями стандарта, его основу должен составлять «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от действующей на сегодняшний день практики разделения знаний на предметы к единому выразительному восприятию окружающей действительности, к метадеятельности. Следствием такого перехода стали изменения в подходе к результатам обучения, приоритетными среди них стали метапредметные.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  • метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  • метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  • метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

  • самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
  • самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
  • способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;
  • способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;
  • владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;
  • работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
  • умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
  • умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

  1. личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;
  2. регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;
  3. общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;
  4. коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Примерами метазнаний являются:

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки. Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного Мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы — предмет как философии, так и географии.

Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

— теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

— навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

— критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

— творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

— регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Мастер-класс поможет разобраться в таких вопросах, как:актуальность ЛОО в условях ФГОС;основные принципы ЛОО;педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода;алгоритм проектирова.

УМКД «Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования»

В работе представлена рабочая программа учебной дисциплины «Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования». В результате изучения дисциплины студенты — будущие учителя математики знакомятся с .

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УРОКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье «Современный подход к уроку в условиях ФГОС» излагаются основные формы, методы, этапы организации современного урока в рамках ФГОС.

Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»

Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает .

Метапредметный подход в образовании при реализации ФГОС

Описание метапредметного подхода в образовании при реализации ФГОС в слайдах.

Современные подходы к образованию в условиях реализации ФГОС

6 районныйфестиваль педагогических идейСекйия «Системно -деятельностный подход в образовании»Тема «Составление простейшего плана местности» (мастер-класс)http://gcro.nios.ru/system.

Метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Список литературы, который поможет глубже и шире изучить тему «Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.&quot.

Источник

Читайте также:  Способы стерилизации операционного белья
Оцените статью
Разные способы