Металлографский способ печати это

Металлографский способ печати это

Бумажные деньги — не только очень ценная продукция. Это прежде всего лицо государства, свидетельство его престижа. Поэтому к их качеству и внешнему виду предъявляются очень высокие требования, они должны быть безупречны. Качеству денег уделяет огромное внимание каждая страна мира.

Характеристикой денежных знаков развитых стран являются, прежде всего, их высокие качественные показатели. Технология из изготовления основана на оригинальных специфических процессах, которые невозможно воспроизвести обычными средствами в обычных условиях. Кроме США, денежные знаки почти всех зарубежных государств имеют многокрасочный рисунок, состоящий по усредненным расчетам из десяти колеров. Чем больше номинальная стоимость купюры, тем больше красок используется при ее печатании.

При печатании бумажных денег зарубежные страны применяют три вида печати: высокую, включающую в себя орловский способ; плоскую с высоким офсетом на машине «Симултан» и глубокую металлографскую печать. Бумага для изготовления денег в других странах имеет очень высокую степень механической прочности, выражающуюся в способности не разрываться или иметь изломы. У зарубежных банкнот разрывная длина составляет 6000-7000 м, сопротивление излому 2000-3000 и более двойных перегибов. Это высокие показатели износоустойчивости бумажных денег.

Зарубежные страны в основном изготавливают денежную бумагу из волокон хлопка или пеньки, добавляя небольшое количество древесной целлюлозы. Бумага изготавливается с проклейкой как самой массы, так и добавлением ее на поверхность купюры. Практически все денежные знаки изготавливаются с общими или локальными водяными знаками. Печатный рисунок образует красочную пленку, которая прочно закрепляется на бумаге и поэтому рисунок устойчив к стиранию, растворителям и обладает высокой степенью светопрочности.

У металлографической печати этот показатель ниже. Краски изготавливаются при применении высококачественных пигментов, а также связующих составляющих, образующих прочную пленку. Этими связующими являются олифы и смолы. Также в краску могут добавляться секретные компоненты, которые выявляются экспертами путем воздействия на бумагу специально предназначенными для этого реактивами или помещения ее под лучи определенного спектра. Все это позволяет установить подлинность денежной купюры.

Типографская и офсетная печати, используемые в денежном производстве, лишь повышают во много раз сложность печатного рисунка. Основными способами являются орловская и металлографская печати.

Орловская печать была изобретена специалистом Экспедиции И. Орловым в Госзнаке в 1891 году, в его честь она и названа. В прошлом для изготовлении многокрасочного изображения типографским способом нужно было для каждого цвета изготовить свою печатную форму. На листе бумаги поочередно оставляли оттиск каждой из этих форм. Даже при использовании самой продвинутой техники не представляется возможным наложить оттиски с разных форм так, чтобы все изображения разных цветов легли точно так, как задумано. Орлов решил ввести в печатный узел мягкий вал из эластичного материала, который был укомплектован промежуточными формами –шаблонами, на которые был нанесен рисунок для каждого цвета оригинала. Посредством этого рисунка изображение необходимого цвета передавалось на нужное место сборного вала. С вала все краски передаются на сборную форму, на которой имеется рисунок всего оригинала полностью.

Используя такую технику печатания, получается всего лишь за один прогон листа через печатную машину перенести на оттиск рисунок из нескольких цветов, причем получаем изображение без смещений и разрывов. Таким образом, он полностью соответствует задуманному оригиналу.

Точность совпадения красок характеризуют стыки линий, на которых и происходит переход от одного цвета к другому. Именно это наряду с красотой многоцветного изображения и позволило стать орловской печати главнейшим элементом изображений на бумажных деньгах. Точность совпадения красок рисунка является одним из важных способов защиты бумажных денег от подделки.
Орловская печать в дальнейшем стала использоваться для печатания бумажных денег и ценных бумаг в зарубежных странах. Но общая полиграфия не использует этот метод. Произошло это потому, что сам процесс изготовления форм для печати очень сложен, трудоемок и, следовательно, дорог. Оправдывается такая работа при условии печатания этими формами огромных тиражей, как это происходит в производстве денег. А потом, общая полиграфия не требует такого скрупулезного совпадения красок, которое предлагает орловская печать.

Читайте также:  Простые способы повышения женской энергетики

Металлографская печать получила свою известность уже давно. Металлография использовалась наряду с другими способами для размножения гравюр художников. В Экспедиции ее применили впервые в середине XIX века, при изготовлении денежных билетов образца 1866 года. Этот вид печати тоже применяется зарубежными странами для печатания их денежных знаков и особо ценных бумаг.

Форма, посредством которой производится металлографская печать, являет собой металлическую (в некоторых случаях стальную или никелированную) полированную пластину. На нее в виде углубленных штрихов нанесен рисунок, выполняемый гравированием или травлением вручную. Первичная металлографская форма, то есть оригинальный штемпель, изготавливается большим количеством специалистов. Группа специалистов имеет обязательно в своем составе граверов, которые на основании рисунка художника или фотографии производят на металле вручную гравировку предлагаемого изображения. Это может быть и портрет, изображения достопримечательностей России или графический узор.

Гильоширами на гравировальных (или гильоширных) машинах создаются сложные узоры из линий, образующие розеточки, сеточки и другие сочетания. После травления этих элементов в глубину образуется «фоновый» рисунок денежного знака. Потом в единый рисунок составляются все гильоширные элементы, ручная гравюра и шрифт. Затем общий рисунок размножается в тиражные печатные формы. Процесс множения производится на специальном оборудовании, в комплект которого входит высокочастотная установка и автоматизированная гальванолиния.

К одним из главных достоинств способа металлографской печати относится большой спектр тонов красок. Такая широкая палитра создается за счет разной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от того, какая глубина нужна, на бумагу наносится слой краски разной толщины. Это позволяет получать даже при условии печати одной краской многотоновое изображение, которое создает впечатление многокрасочного. Если, например, изображение печатается только красной краской , то получается рисунок, имеющий разнообразные оттенки от темно- красного, почти черного, до практически розового. В металлографской печати толщина слоя краски больше, чем в офсетной или типографской, в 20-25 раз. Причем печатание с гравюры дает печатному изображению высокое разрешение. На таком изображении четко видны и читаемы даже самые тоненькие и мелкие детали рисунка или текста.

Сам процесс печатания производится следующим образом: при помощи резиновых шаблонов на печатную основу наносится краска, впоследствии не только попадая на гравюру, но и заполняя собой пробельные непечатающие элементы. С этих пробельных элементов удаляют краску посредством специальных стирающих устройств, поэтому краска остается только в углублениях гравюры. Потом на эту печатную форму кладут лист бумаги, на который при натиске, производимом при большом давлении печатного цилиндра, переносится краска с цилиндра на бумагу.

Хотя металлографская печать, как и орловская, демонстрирует нам свои высокие художественные достоинства, общая полиграфия также обошла стороной этот способ печати.

Таким образом, такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлография, может применять только денежное производство. Это возможно благодаря его огромным тиражам. Также это необходимо денежному производству из-за тех высоких требований, которые оно предъявляет к качеству и защите от подделки.скачать dle 12.1

Читайте также:  Способы обеспечения конкурентоспособности товара

Источник

Компью А рт

Максим Платонов, заместитель главного технолога издательско-полиграфического комплекса «Н. Т. ГРАФ», канд. техн. наук

Вот уже более ста лет основным средством защиты от подделок в полиграфии является металлографская печать (интаглио). Связано это с уникальными особенностями металлографского оттиска, не воспроизводимыми обычными способами печати.
Не последнюю роль в этом играет и то обстоятельство, что металлография вследствие высокой трудоемкости не представляет практического интереса для общей полиграфии. Как пишет Е.Л. Немировский, в XVIII веке офорт* (ручной аналог металлографии) был вытеснен торцевой гравюрой, которая, в свою очередь, уступила место литографии — дальней родственнице современного офсета. По данным современных авторов, в России существует всего одна типография, специализирующаяся на выпуске эксклюзивных книг по старинным технологиям, которая применяет в том числе
и офортную печать. В результате образовался некий вакуум информации о процессах металлографской печати. Естественным путем возник и режим секретности. Существуют и юридические ограничения. Так, в ряде стран, в том числе в России, действует запрет на использование машин металлографского способа печати.
Да и производители металлографских печатных машин требуют государственных гарантий при продаже такого оборудования. В этом нет ничего удивительного, потому что речь идет о безопасности банкнотного обращения в мире.

Металлографский способ печати появился в результате автоматизации процесса подачи краски на форму в офортной печати, и во многом работа соответствующих устройств имитирует ручные операции. Первоначально краски накатываются на форму, попадая как в углубленные печатные элементы, так и на пробелы. После этого осуществляется их истирание. При этом краска удаляется как с пробельных элементов, так и частично вытягивается из печатных. В результате в процессе печати требуется очень высокое давление для того, чтобы бумага сдеформировалась, вошла в штрих печатного элемента и соприкоснулась с краской. Это приводит к общеизвестной особенности металлографской печати — рельефности изображения, которая возникает главным образом за счет пластической деформации бумаги. К этому стоит также добавить высокую разрешающую способность металлографии как в негативной, так и в позитивной графике и высокую оптическую плотность изображения вследствие достаточно большой толщины красочного слоя. Этим особенности металлографского оттиска не ограничиваются.

Характерной чертой металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха ввиду высокого давления в зоне печати (эффект шприца или усатость). По разным оценкам, это давление составляет порядка 1 т/м2. Различные производители по-разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие — проявлением брака и пытаются его минимизировать (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Эффект шприца (американский доллар)

Рис. 2. Эффект шприца (швейцарский франк)

Другая особенность металлографского оттиска — просветление широкого печатного элемента. Данное явление связано с тем, что в процессе печати бумага деформируется, входит в печатный элемент и частично выдавливает краску от середины печатного элемента к его краям. В результате в центре этого элемента слой краски становится тоньше, а следовательно, его оптическая плотность понижается (рис. 3).

Рис. 3. Донный эффект

Еще одной особенностью металлографского оттиска является нестабильный выбор краски из печатного элемента. В процессе печати краска то накапливается в штрихе, то под действием тех или иных случайных факторов попадает на оттиск более толстым слоем. К данному эффекту отношение у мировых производителей также неоднозначное. Например, на азиатских банкнотах он выражен ярко (рис. 4).

Рис. 4. Неравномерный выбор краски

Разработчики дизайна купюр в той или иной степени используют вышеупомянутые особенности металлографского оттиска и создают рисунки, позволяющие их выявить. Например, на банкноте достоинством 5000 руб. применяется совмещение печатных и пробельных элементов (рис. 5), а также комбинация элементов с разной оптической плотностью. Однако говорить о принципиальной новизне не приходится.

Читайте также:  Способы борьбы с конкурентом

Рис. 5. Комбинация печатных и пробельных элементов

Рис. 6. Водорастворимая металлизированная краска

В последнее время существенным новшеством в металлографии стало использование красок типа OVI (оптически изменяемое изображение). Однако следует отметить, что данные краски могут быть нанесены на банкноту и другими способами печати, например трафаретом. Так произошло с тысячной купюрой. Поэтому в данной комбинации все уникальные особенности металлографии не задействуются.

В полиграфии широкое распространение получило конгревное тиснение фольгой. В ряде случаев при этом создаются динамические эффекты, возникающие за счет отражения света боковыми гранями конгревных элементов. Правда, ни о какой тонкой графике здесь говорить не приходится. Можно ли получить аналогичный эффект, используя металлографский способ печати с учетом его высокой разрешающей способности? Ответ — нет. Причиной этого является упомянутый выше процесс истирания краски с формы, который налагает на последнюю целый ряд ограничений, не позволяющих применять металлизированные краски. Тем не менее работы в данном направлении ведутся. Так, фирма «Гранит» (США) предлагает водорастворимые металлизированные краски для металлографии (рис. 6).

По всей видимости, эта краска имеет сложный состав, включающий маловязкое связующее, которое в момент печати быстро впитывается в бумагу, оставляя на поверхности металлизированные частички. При этом связующее пропитывает бумагу насквозь (рис. 7).

Рис. 7. Оборотная сторона при печати водорастворимыми красками фирмы «Гранит»

В связи с вышесказанным определенный интерес представляет рельефный способ печати Screentaglio (рис. 8 и 9). Собственно говоря, отнести данный способ печати к металлографии уже нельзя, так как в металлографии краска подается на форму сверху, а в рельефной печати — снизу, для чего имеются специальные краскоподающие каналы.

Рис. 8. Оттиск, выполненный металлизированной краской (серебро) рельефным способом печати

По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Отсюда и название: Screen — трафарет, Intaglio — металлография. Таким образом, процесс истирания в рельефной печати отсутствует, поэтому она позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные, что дает возможность создавать принципиально новые защитные признаки, легко видимые глазом.

Рис. 9. Оттиск, выполненный металлизированной краской (золото) рельефным способом печати

В заключение отметим, что рельефный способ печати повторяет многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет их. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию — рынок защищенной полиграфии инерционен. В то же время нельзя игнорировать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. Основной из них является использование более широкого спектра красок, в первую очередь металлизированных. За счет их блеска разного рода кипп-эффекты, которые сейчас выполняют на банкнотах роль скорее дополнительных признаков, могут стать легко видимыми и идентифицируемыми элементами защиты.

Стоит ли ожидать, что в ближайшие годы появится технология, которая вытеснит металлографию как базовый способ защиты банкнот и другой высокозащищенной продукции? Мы не можем заглянуть в будущее, однако если такое и произойдет, то новая технология должна не только обладать трудновоспроизводимыми защитными признаками, но и не привлекать к себе внимание других отраслей промышленности, а быть интересной только производителям защищенной полиграфической продукции.

* В данном случае термин используется в смысле печатного процесса.

Источник

Оцените статью
Разные способы