Металлографский способ печати банкнот

Металлографский способ печати банкнот

Бумажные деньги — не только очень ценная продукция. Это прежде всего лицо государства, свидетельство его престижа. Поэтому к их качеству и внешнему виду предъявляются очень высокие требования, они должны быть безупречны. Качеству денег уделяет огромное внимание каждая страна мира.

Характеристикой денежных знаков развитых стран являются, прежде всего, их высокие качественные показатели. Технология из изготовления основана на оригинальных специфических процессах, которые невозможно воспроизвести обычными средствами в обычных условиях. Кроме США, денежные знаки почти всех зарубежных государств имеют многокрасочный рисунок, состоящий по усредненным расчетам из десяти колеров. Чем больше номинальная стоимость купюры, тем больше красок используется при ее печатании.

При печатании бумажных денег зарубежные страны применяют три вида печати: высокую, включающую в себя орловский способ; плоскую с высоким офсетом на машине «Симултан» и глубокую металлографскую печать. Бумага для изготовления денег в других странах имеет очень высокую степень механической прочности, выражающуюся в способности не разрываться или иметь изломы. У зарубежных банкнот разрывная длина составляет 6000-7000 м, сопротивление излому 2000-3000 и более двойных перегибов. Это высокие показатели износоустойчивости бумажных денег.

Зарубежные страны в основном изготавливают денежную бумагу из волокон хлопка или пеньки, добавляя небольшое количество древесной целлюлозы. Бумага изготавливается с проклейкой как самой массы, так и добавлением ее на поверхность купюры. Практически все денежные знаки изготавливаются с общими или локальными водяными знаками. Печатный рисунок образует красочную пленку, которая прочно закрепляется на бумаге и поэтому рисунок устойчив к стиранию, растворителям и обладает высокой степенью светопрочности.

У металлографической печати этот показатель ниже. Краски изготавливаются при применении высококачественных пигментов, а также связующих составляющих, образующих прочную пленку. Этими связующими являются олифы и смолы. Также в краску могут добавляться секретные компоненты, которые выявляются экспертами путем воздействия на бумагу специально предназначенными для этого реактивами или помещения ее под лучи определенного спектра. Все это позволяет установить подлинность денежной купюры.

Типографская и офсетная печати, используемые в денежном производстве, лишь повышают во много раз сложность печатного рисунка. Основными способами являются орловская и металлографская печати.

Орловская печать была изобретена специалистом Экспедиции И. Орловым в Госзнаке в 1891 году, в его честь она и названа. В прошлом для изготовлении многокрасочного изображения типографским способом нужно было для каждого цвета изготовить свою печатную форму. На листе бумаги поочередно оставляли оттиск каждой из этих форм. Даже при использовании самой продвинутой техники не представляется возможным наложить оттиски с разных форм так, чтобы все изображения разных цветов легли точно так, как задумано. Орлов решил ввести в печатный узел мягкий вал из эластичного материала, который был укомплектован промежуточными формами –шаблонами, на которые был нанесен рисунок для каждого цвета оригинала. Посредством этого рисунка изображение необходимого цвета передавалось на нужное место сборного вала. С вала все краски передаются на сборную форму, на которой имеется рисунок всего оригинала полностью.

Читайте также:  Массообменный способ обработки это

Используя такую технику печатания, получается всего лишь за один прогон листа через печатную машину перенести на оттиск рисунок из нескольких цветов, причем получаем изображение без смещений и разрывов. Таким образом, он полностью соответствует задуманному оригиналу.

Точность совпадения красок характеризуют стыки линий, на которых и происходит переход от одного цвета к другому. Именно это наряду с красотой многоцветного изображения и позволило стать орловской печати главнейшим элементом изображений на бумажных деньгах. Точность совпадения красок рисунка является одним из важных способов защиты бумажных денег от подделки.
Орловская печать в дальнейшем стала использоваться для печатания бумажных денег и ценных бумаг в зарубежных странах. Но общая полиграфия не использует этот метод. Произошло это потому, что сам процесс изготовления форм для печати очень сложен, трудоемок и, следовательно, дорог. Оправдывается такая работа при условии печатания этими формами огромных тиражей, как это происходит в производстве денег. А потом, общая полиграфия не требует такого скрупулезного совпадения красок, которое предлагает орловская печать.

Металлографская печать получила свою известность уже давно. Металлография использовалась наряду с другими способами для размножения гравюр художников. В Экспедиции ее применили впервые в середине XIX века, при изготовлении денежных билетов образца 1866 года. Этот вид печати тоже применяется зарубежными странами для печатания их денежных знаков и особо ценных бумаг.

Форма, посредством которой производится металлографская печать, являет собой металлическую (в некоторых случаях стальную или никелированную) полированную пластину. На нее в виде углубленных штрихов нанесен рисунок, выполняемый гравированием или травлением вручную. Первичная металлографская форма, то есть оригинальный штемпель, изготавливается большим количеством специалистов. Группа специалистов имеет обязательно в своем составе граверов, которые на основании рисунка художника или фотографии производят на металле вручную гравировку предлагаемого изображения. Это может быть и портрет, изображения достопримечательностей России или графический узор.

Гильоширами на гравировальных (или гильоширных) машинах создаются сложные узоры из линий, образующие розеточки, сеточки и другие сочетания. После травления этих элементов в глубину образуется «фоновый» рисунок денежного знака. Потом в единый рисунок составляются все гильоширные элементы, ручная гравюра и шрифт. Затем общий рисунок размножается в тиражные печатные формы. Процесс множения производится на специальном оборудовании, в комплект которого входит высокочастотная установка и автоматизированная гальванолиния.

К одним из главных достоинств способа металлографской печати относится большой спектр тонов красок. Такая широкая палитра создается за счет разной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от того, какая глубина нужна, на бумагу наносится слой краски разной толщины. Это позволяет получать даже при условии печати одной краской многотоновое изображение, которое создает впечатление многокрасочного. Если, например, изображение печатается только красной краской , то получается рисунок, имеющий разнообразные оттенки от темно- красного, почти черного, до практически розового. В металлографской печати толщина слоя краски больше, чем в офсетной или типографской, в 20-25 раз. Причем печатание с гравюры дает печатному изображению высокое разрешение. На таком изображении четко видны и читаемы даже самые тоненькие и мелкие детали рисунка или текста.

Читайте также:  Какие бывают способы сжатия изложения

Сам процесс печатания производится следующим образом: при помощи резиновых шаблонов на печатную основу наносится краска, впоследствии не только попадая на гравюру, но и заполняя собой пробельные непечатающие элементы. С этих пробельных элементов удаляют краску посредством специальных стирающих устройств, поэтому краска остается только в углублениях гравюры. Потом на эту печатную форму кладут лист бумаги, на который при натиске, производимом при большом давлении печатного цилиндра, переносится краска с цилиндра на бумагу.

Хотя металлографская печать, как и орловская, демонстрирует нам свои высокие художественные достоинства, общая полиграфия также обошла стороной этот способ печати.

Таким образом, такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлография, может применять только денежное производство. Это возможно благодаря его огромным тиражам. Также это необходимо денежному производству из-за тех высоких требований, которые оно предъявляет к качеству и защите от подделки.скачать dle 12.1

Источник

Способы печати банкнот

Существуют разные способы печати банкнот, каждый из которых направлен на то, чтобы защитить деньги от подделки. При этом каждая банкнота отличается от других за счет основного преобладающего цвета и широкой палитры дополнительных. Все методы нанесения изображений имеют соответствующий оттиск, характеризующийся своими особенностями.

Металлография

Металлографический способ печати – один из самых распространенных среди эмитентов банкнот. Название техники обусловлено использованием металлических форм в виде идеально гладких пластин, на которые методом прессования наносится соответствующее изображение. Форма-образец создается с помощью ручного гравирования и называется оригинальным штемпелем.

При печатании банкнот краска сначала наносится на пластины, заполняя поверхность и выемки с разной интенсивностью. Затем переносится на бумагу, которая вдавливается в пластину мощным прессом, что позволяет получать пробельные и гравюрные элементы. При этом рельефный рисунок создается по обеим сторонам, а его высота определяется глубиной прорезей на пластине. Полученные выпуклости легко определяются на ощупь и визуально под увеличением.

Сам рисунок состоит из большого количества линий, в процессе травления преобразующихся в конечную картинку. Многоцветная металлографическая печать позволяет локально изменять цвета этих линий без смешений и разрывов. Все изображение, включая тончайшие детали, получается максимально четким. Для тиражирования применяется автоматизированная гальваническая линия или высокочастотные устройства.

Металлография бывает двух видов:

  1. Высокая. Предполагает более высокое расположение гравюрных элементов по отношению к пробельным, что создает по краям рисунка особые «бортики», определяемые на ощупь. Этот способ применяется для нанесения серийных номеров на купюры.
  2. Глубокая. Детали рисунка имеют более низкое расположение, чем пробельные части, что позволяет заполняющей форму краске после высыхания оставаться на банкноте утолщенным слоем, создавая более выраженный рельеф. С помощью этого способа наносятся метки для слепых.

Большим преимуществом металлографической печати считается возможность варьировать цветами, получая широкий спектр оттенков и ярких объемных изображений.

Читайте также:  Как классифицируется рынок ценных бумаг по способу организации торговли

Офсетная печать

Основным отличием офсетной печати является расположение гравюрных и пробельных элементов на одной плоскости. При этом их поверхности предварительно обрабатываются разными составами: на пробельные наносится вода, на гравюрные – жировой раствор. В результате одни отталкивают воду и пропитываются краской, другие – впитывают воду, не задерживая краску.

Еще одно отличие заключается в том, какие элементы банкноты наносятся офсетным способом печати. Данный метод применяется для нанесения:

  • фоновой сетки;
  • дополнительных деталей;
  • рисунка на мелких купюрах.

Краски в офсет разделены на 3 группы. Под каждую создается своя форма, с которой краска переносится на поверхность цилиндра, а затем – на бумагу, создавая многоцветное изображение. Цвета при этом накладываются максимально точно, что позволяет получать рисунок высокого качества и четкости. Благодаря одновременному двухстороннему нанесению сразу 4 шаблонов процесс офсетной печати позволяет получать до 8000 листов в час. За счет возможности контролировать подачу чернил по разным каналам создаются очень сложные узоры, которые практически невозможно подделать.

Ирисовый раскат

Ирисовый раскат применяется при офсетной и высокой печати. Данный метод является разновидностью офсета и отличается получением многоцветного изображения с мягкими оттеночными переходами, не имеющими четкого разграничения. Такой эффект достигается за счет смешения красок в процессе прохождения через несколько валиков и последующего создания микроскопических узоров из тончайших линий и черточек.

Такие изображения наносятся на обратную сторону банкноты и имеют шестиугольную форму разных форматов. На отдельных экземплярах одинаковых банкнот градиент может иметь несколько смещенные контуры, что в допустимых пределах не считается дефектом.

Орловская печать

Название этого способа печати произошло от фамилии его создателя – И. Орлова, который в конце XIX века предложил использовать мягкий валик для переноса фрагментов изображений с отдельных промежуточных форм. Затем с этого валика все краски переносились на одну форму с получением полноцветного отображения всего рисунка. В результате появилась возможность выполнения многокрасочной печати в один прогон, исключая при этом получение разрывов линий, наложения цветов между собой и других изъянов. Совмещение красок в непрерывных линиях выполняется с максимальной точностью, а нужная часть изображения создается за один цикл.

С помощью орловской печати нанесена полоска орнамента с левого края лицевой стороны практически всех российских купюр (за исключением 10 рублей). Можно увидеть, что все штрихи очень точно совмещаются, а при просвечивании банкноты закрашенные фрагменты с двух сторон создают новый узор. Повторение такого эффекта без специального оборудования невозможно, а его применение требует получения государственной лицензии. Таким образом, орловская печать на банкнотах обеспечивает высокую защиту и минимизирует возможность подделки.

Тиснение

Тисненый рисунок создается остаточно-деформационными линиями после штамповки бумаги под высоким давлением. Наиболее распространенным является бескрасочное тиснение.

Такое изображение характеризуется наличием четких границ, хорошо просматривается под увеличением или в косо-отраженном свете, а также ощущается при прощупывании пальцами. С помощью тиснения часто наносятся скрытые изображения. В некоторых случаях его выполняют с применением специальной фольги.

Источник

Оцените статью
Разные способы