Металлографический способ печати денег

Металлографический способ печати денег

Бумажные деньги — не только очень ценная продукция. Это прежде всего лицо государства, свидетельство его престижа. Поэтому к их качеству и внешнему виду предъявляются очень высокие требования, они должны быть безупречны. Качеству денег уделяет огромное внимание каждая страна мира.

Характеристикой денежных знаков развитых стран являются, прежде всего, их высокие качественные показатели. Технология из изготовления основана на оригинальных специфических процессах, которые невозможно воспроизвести обычными средствами в обычных условиях. Кроме США, денежные знаки почти всех зарубежных государств имеют многокрасочный рисунок, состоящий по усредненным расчетам из десяти колеров. Чем больше номинальная стоимость купюры, тем больше красок используется при ее печатании.

При печатании бумажных денег зарубежные страны применяют три вида печати: высокую, включающую в себя орловский способ; плоскую с высоким офсетом на машине «Симултан» и глубокую металлографскую печать. Бумага для изготовления денег в других странах имеет очень высокую степень механической прочности, выражающуюся в способности не разрываться или иметь изломы. У зарубежных банкнот разрывная длина составляет 6000-7000 м, сопротивление излому 2000-3000 и более двойных перегибов. Это высокие показатели износоустойчивости бумажных денег.

Зарубежные страны в основном изготавливают денежную бумагу из волокон хлопка или пеньки, добавляя небольшое количество древесной целлюлозы. Бумага изготавливается с проклейкой как самой массы, так и добавлением ее на поверхность купюры. Практически все денежные знаки изготавливаются с общими или локальными водяными знаками. Печатный рисунок образует красочную пленку, которая прочно закрепляется на бумаге и поэтому рисунок устойчив к стиранию, растворителям и обладает высокой степенью светопрочности.

У металлографической печати этот показатель ниже. Краски изготавливаются при применении высококачественных пигментов, а также связующих составляющих, образующих прочную пленку. Этими связующими являются олифы и смолы. Также в краску могут добавляться секретные компоненты, которые выявляются экспертами путем воздействия на бумагу специально предназначенными для этого реактивами или помещения ее под лучи определенного спектра. Все это позволяет установить подлинность денежной купюры.

Типографская и офсетная печати, используемые в денежном производстве, лишь повышают во много раз сложность печатного рисунка. Основными способами являются орловская и металлографская печати.

Орловская печать была изобретена специалистом Экспедиции И. Орловым в Госзнаке в 1891 году, в его честь она и названа. В прошлом для изготовлении многокрасочного изображения типографским способом нужно было для каждого цвета изготовить свою печатную форму. На листе бумаги поочередно оставляли оттиск каждой из этих форм. Даже при использовании самой продвинутой техники не представляется возможным наложить оттиски с разных форм так, чтобы все изображения разных цветов легли точно так, как задумано. Орлов решил ввести в печатный узел мягкий вал из эластичного материала, который был укомплектован промежуточными формами –шаблонами, на которые был нанесен рисунок для каждого цвета оригинала. Посредством этого рисунка изображение необходимого цвета передавалось на нужное место сборного вала. С вала все краски передаются на сборную форму, на которой имеется рисунок всего оригинала полностью.

Используя такую технику печатания, получается всего лишь за один прогон листа через печатную машину перенести на оттиск рисунок из нескольких цветов, причем получаем изображение без смещений и разрывов. Таким образом, он полностью соответствует задуманному оригиналу.

Точность совпадения красок характеризуют стыки линий, на которых и происходит переход от одного цвета к другому. Именно это наряду с красотой многоцветного изображения и позволило стать орловской печати главнейшим элементом изображений на бумажных деньгах. Точность совпадения красок рисунка является одним из важных способов защиты бумажных денег от подделки.
Орловская печать в дальнейшем стала использоваться для печатания бумажных денег и ценных бумаг в зарубежных странах. Но общая полиграфия не использует этот метод. Произошло это потому, что сам процесс изготовления форм для печати очень сложен, трудоемок и, следовательно, дорог. Оправдывается такая работа при условии печатания этими формами огромных тиражей, как это происходит в производстве денег. А потом, общая полиграфия не требует такого скрупулезного совпадения красок, которое предлагает орловская печать.

Металлографская печать получила свою известность уже давно. Металлография использовалась наряду с другими способами для размножения гравюр художников. В Экспедиции ее применили впервые в середине XIX века, при изготовлении денежных билетов образца 1866 года. Этот вид печати тоже применяется зарубежными странами для печатания их денежных знаков и особо ценных бумаг.

Читайте также:  Способы открывать пластиковые окна

Форма, посредством которой производится металлографская печать, являет собой металлическую (в некоторых случаях стальную или никелированную) полированную пластину. На нее в виде углубленных штрихов нанесен рисунок, выполняемый гравированием или травлением вручную. Первичная металлографская форма, то есть оригинальный штемпель, изготавливается большим количеством специалистов. Группа специалистов имеет обязательно в своем составе граверов, которые на основании рисунка художника или фотографии производят на металле вручную гравировку предлагаемого изображения. Это может быть и портрет, изображения достопримечательностей России или графический узор.

Гильоширами на гравировальных (или гильоширных) машинах создаются сложные узоры из линий, образующие розеточки, сеточки и другие сочетания. После травления этих элементов в глубину образуется «фоновый» рисунок денежного знака. Потом в единый рисунок составляются все гильоширные элементы, ручная гравюра и шрифт. Затем общий рисунок размножается в тиражные печатные формы. Процесс множения производится на специальном оборудовании, в комплект которого входит высокочастотная установка и автоматизированная гальванолиния.

К одним из главных достоинств способа металлографской печати относится большой спектр тонов красок. Такая широкая палитра создается за счет разной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от того, какая глубина нужна, на бумагу наносится слой краски разной толщины. Это позволяет получать даже при условии печати одной краской многотоновое изображение, которое создает впечатление многокрасочного. Если, например, изображение печатается только красной краской , то получается рисунок, имеющий разнообразные оттенки от темно- красного, почти черного, до практически розового. В металлографской печати толщина слоя краски больше, чем в офсетной или типографской, в 20-25 раз. Причем печатание с гравюры дает печатному изображению высокое разрешение. На таком изображении четко видны и читаемы даже самые тоненькие и мелкие детали рисунка или текста.

Сам процесс печатания производится следующим образом: при помощи резиновых шаблонов на печатную основу наносится краска, впоследствии не только попадая на гравюру, но и заполняя собой пробельные непечатающие элементы. С этих пробельных элементов удаляют краску посредством специальных стирающих устройств, поэтому краска остается только в углублениях гравюры. Потом на эту печатную форму кладут лист бумаги, на который при натиске, производимом при большом давлении печатного цилиндра, переносится краска с цилиндра на бумагу.

Хотя металлографская печать, как и орловская, демонстрирует нам свои высокие художественные достоинства, общая полиграфия также обошла стороной этот способ печати.

Таким образом, такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлография, может применять только денежное производство. Это возможно благодаря его огромным тиражам. Также это необходимо денежному производству из-за тех высоких требований, которые оно предъявляет к качеству и защите от подделки.скачать dle 12.1

Источник

Способы печати банкнот Банка России

Производство денежных знаков — трудоемкий процесс, предполагающий не только изготовление самих денег на прочной и износостойкой бумаге, но обеспечение соответствующей защиты от копирования. Существует около десятка разных способов печати банкнот Банка России, из которых наиболее популярными считаются следующие.

Орловская печать

Название процесса связано с фамилией его разработчика, Ивана Орлова, работавшего в конце XIX в. на фабрике «Гознака». В то время для печати каждого цвета, составлявшего рисунок на купюре, требовалась отдельная форма, которая оттискивалась на фрагменте специальной бумаги. Добиться идеальной накладки линий и границ краски было невозможно. Орлов спроектировал эластичный валик с мягкой структурой, на который переносились фрагменты рисунков с каждой промежуточной формы. С вала вся палитра красок перемещалась на общую форму, где цветовая картинка отображается уже в полной мере. Таким образом, многокрасочная однопрогонная печать позволяет исключить разрывы штрихов, наложения одного цвета на другой, а также другие дефекты в процессе работы. Краски совмещаются друг с другом в неразрывных линиях буквально с ювелирной точностью, а необходимый фрагмент рисунка получается всего за один прогон листа через станок.

Первая печатная установка была запущена в действие в 1893 г., а первыми деньгами, опробованными на новом оборудовании стали кредитные билеты номиналом 25 руб. Примером орловской печати является орнаментальная полоска, расположенная слева на лицевой стороне российских купюр (кроме достоинства 10 руб.). Все штриховые элементы точно совмещены друг с другом, а если посмотреть банкноты на просвет, то можно увидеть, как закрашенные фрагменты с обеих сторон (лицевая и тыльная) сливаются в новый узор. Подделать такой эффект без наличия сложного оборудования нереально, боле того, право на использование подобных установок лицензируется на государственном уровне.

Офсетная печать

Особенностью этого способа является то, что пробельные и печатающие элементы укладываются в одну плоскость. Однако поверхности их смачиваются разными составами, пробельные — водой, печатающие — жирным раствором. соответственно, первые будут отталкивать воду, но хорошо впитывать краску (гидрофобные), вторые — наоборот, поглощают воду, но отторгают краску (гидрофильные).

Читайте также:  Как понять способ образования

В процессе печати краска сначала наносится на промежуточное полотно, эластичное по структуре, материал — резина, а уже с него производится оттиск на бумагу. Отпечаток получается тонкий, ровный, сквозь него можно рассмотреть фактуру бумаги. Сами же краски подразделяются на три категории: красные, синие и желтые.

Офсетным методом обычно создаются выборочные дополнительные элементы либо фоновая сетка. Иногда она используется для нанесения основного рисунка, но преимущественно на банкнотах мелкого достоинства. Этим же способом печатаются практически вся типографская продукция: календари, журналы, буклеты и т.д. Разница лишь в том, что для массового потребительского сегмента применяется растровый офсет, основанный на упорядочивании разноцветных точек, а валюта печатается штриховым офсетом.

Современное оборудование позволяет значительно ускорить технологический процесс, создавая одновременно по 4 шаблона с обеих сторон банкнот. Диапазон цветов также широк, до 10 оттенков. Возможность контроля подачи чернил по сдвоенному или разделительным каналам делает доступным создавать максимально сложные узоры, повторить которые для фальшивомонетчиков очень трудно.

Металлографическая печать

Впервые была применена в 1887 г. и с тех пор получила широкое распространение среди эмитентов денежных знаков. Из самого названия уже понятно, что основные формы изготавливаются из металла, а если быть точнее — стали и никеля. Визуально это пластины с хорошо отполированной поверхностью, на которые под прессом наносится нужный рисунок. Для создания формы-оригинала используется только ручная гравировка, так называемый «оригинальный штемпель».

Узоры, получающиеся на подобных гравировальных установках, состоят из множества линий, которые в ходе травления преобразуются в конечное изображение, видимое впоследствии на купюре. Чтобы растиражировать рисунок, необходимо настроить автоматизированную гальванолинию либо использовать высокочастотное оборудование.

Краска, наносимая на печатные формы, покрывает пробельные и гравюрные элементы с разной интенсивностью. Рисунок получается в результате давления формы на бумагу под большим прессом. Как утверждают специалисты, одно из основных преимуществ металлографии — возможность варьирования цветами и, как результат, получения широкого оттеночного спектра для печати, а также объемных и красочных изображений.

Различают два вида металлографической печати:

  • Высокий. Печатающие элементы располагаются выше пробельных, вследствие чего рисунок по краям имеет характерные «бортики», прощупывающиеся пальцами. Таким методом на банкноты наносятся серийные номера.
  • Глубокий. Элементы изображений располагаются ниже пробельных для того, чтобы при заполнении формы краской она оставляла при высыхании на бумаге более толстый слой. Повышенную рельефность можно протестировать на всех российских купюрах выпуска 1997 г. Также метод применяется для нанесения специальных меток для незрячих людей.

Ирисовая печать

Одна из разновидностей офсетной печати, при которой многоцветное изображение получается с плавными переходами оттенков без четко обозначенных границ. Краски смешиваются, проходя через систему валиков и образуя микроузоры, «сотканные» из тонких линий и штрихов. На российских банкнотах подобные участки размещаются на оборотных сторонах, имея вид шестиугольников разного формата. В различных купюрах границы градиента могут иметь незначительное смещение, в пределах допусков это не считается дефектом.

Производство бумаги

Для производства денежной бумаги используется лен и хлопок, обычно это обрезки из льняных и хлопчатобумажных тканей в разной пропорции. Ориентировочно процент целлюлозы составляет 95-98%. Сырье сортируется, проверяется на наличие инородных элементов, измельчается и отправляется в специальный котел, где под действием пара превращается в однородную бумажную массу. Далее, материал поступает в вымывную машину, хорошо промывается артезианской водой и смешивается с отбеливателем. Через несколько дней, когда масса приобретен нужную консистенцию, ее отправляют в размольную машину и смешивают с красителями и цветными волокнами.

Излишняя влага убирается путем прокатки через проволочную сетку, в процессе чего волокна между собой переплетаются и становятся похожими на бумажное полотно. Окончательный вид материал приобретает после прогонки через вакуумные валики и отсосы, чтобы еще больше уплотнить волокна и придать им требуемую структуру. Окончательный производственный этап — сушка. Здесь также используется система валиков, разогретых паром. После обработки бумага становится похожей на промокательную.

Чтобы добиться нужной плотности, бумагу пропитывают клеем, в составе которого содержится животный жир, а также глицерином. Готовые просушенные полотна разрезают на листы и отправляют на печать. После четко выдержанного технологического процесса купюры становятся устойчивыми к разрыву, многократным изгибам и характерно хрустят.

Дополнительно в бумагу добавляются различные защитные волокна, хаотично распределенные по общему полотну. Они могут быть как в толще листа, так и быть заметными на поверхности. Также существует практика ввода в сырьевую массу разноцветных полимерных частиц, кружочков, прямоугольников и прочих геометрических фигурок, обобщенно называемых конфетти.

Читайте также:  Способы образования видов по майру

Обязательный элемент денежных купюр — водяные знаки. Они могут быть двух- или многотоновые, представляя собой затемненные или, наоборот, высветленные участки, выделяющие на основном фоне листа. Водяные знаки должны хорошо просматриваться на просвете, но не иметь четких границ. Эффект размытости объясняется отсутствием однородности толщины бумаги. По своему назначению знаки различают на:

  • Локальные. Рисунок, размещенный в одном определенном участке купюры. Как правило, на купонном поле.
  • Общие. Рисунок, симметрично нанесенный по всему полю банкноты с определенным повторением.

Отсутствие оптического отбеливателя в составе денежной бумаги является причиной того, что в ультрафиолетовом свете она не люминесцирует. В отличие от обычной, которая под УФ-лампой начинает светиться голубым цветом.

В России поставки специализированной бумаги осуществляются из двух мест: Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака и Краснокамской бумажной фабрики Гознака.

Полиграфические методы защиты

По статистике процент подделок бумажных денег и ценных бумаг в общем количестве экономических преступлений равняется приблизительно 7-9%. Логично, что предприятия, занимающиеся выпуском документов строгой государственной отчетности, стараются всячески обезопасить свою продукцию от потенциальных мошенников.

В отношении денежных знаков применяются следующие полиграфические способы защиты:

Гильошные элементы

Определение гильоша звучит как рисунок сложной геометрической формы, созданный переплетением множества тонких линий и используемый на оттиске в качестве фона. Это могут быть всевозможные виньетки, сетки, бордюры и прочие узоры, дизайн которых просчитывается автоматически, с использованием математических формул, имеющих десятки цифр после запятой. Вариантов гильошей существует бесконечное количество, что и создает трудности для подделки. Если гильошная композиция создается методом орловской печати, то воспроизвести размытость контуров и вовсе не представляется возможным. Элементы рисунков настолько малы по толщине, что справиться с копированием не способны даже ультрасовременные сканеры и множительные аппараты. Техника нанесения гильошей применялась еще в период правления Александра II. В 1866 г. ее использовали для выпуска новых ассигнаций.

Дефекты

Чтобы ввести в заблуждение фальшивомонетчиков, сыграв на их невнимательности, иногда при производстве купюр специально допускают различные огрехи. Например, ставят лишние знаки препинания или, наоборот, убирают нужную пунктуацию. Также это могут быть пропущенные буквы, кривые линии, знаки, сдвинутые в сторону от основной оси и т. д. Предполагается, что мошенники не обратят на подобные неточности внимания, из-за чего и попадут в зону внимания тех, кто знает о дефектах-ловушках и отслеживает их подделку.

Микротекст

Очень популярный способ защиты, особенно в век развития копировальной техники. Суть его лежит в том, что на бумажный или полимерный носитель наносится некий набор символов, воспринимаемый человеческим глазом, как сплошная линия. На самом же деле это микротекст очень малого размера, как правило, в пределах 120 мкм. При сканировании он теряется на копии, так как копировальное оборудование не распознает такие мелкие знаки.

Скрытые изображения

Большинство фантомных (призрачных) рисунков создаются методом глубокой печати. В основе более простого способа лежит создание изображения из одинаковых по ширине линий, расположенных параллельно друг другу, но разных по рельефности. Тогда при обычном освещении никакой разницы видно не будет, а если посмотреть на банкноту под определенным углом, то станет заметно, что задний план значительно светлее переднего.

В усложненном варианте линии делаются одного рельефа, но передние будут перпендикулярны задним. В зависимости от наклона освещения оттенки переднего и заднего плана будут приобретать более светлые и темные оттенки, соответственно. Неподготовленным глазом и при отсутствии должного оборудования увидеть этот эффект достаточно сложно. Хотя на некоторых подделках он просматривается хорошо, причем независимо от угла зрения.

Метамерный эффект

Относится к категории скрытых изображений, дизайн которых закладывается еще при разработке общей концепции банкноты. Защита состоит в том, что различные материалы при одном освещении приобретают одинаковую окраску, а при другом — становятся совершенно другими по цвету. Сканеры и принтеры не способны воспроизвести подобный эффект. Ярким примером метамерного изображения служит рисунок кролика, сидящего в густых зарослях на одной из купюр Нидерландов. При обычном свете он невидим для зрения, а под красным фильтром просматривается очень четко и ясно.

Совмещающиеся элементы

Одна часть изображения наносится на лицевую сторону денежного знака, другая пропечатывается с изнаночной стороны. Просматривая купюру на просвет, можно увидеть, как элементы совпадают друг с другом по всем линиям, соединяясь в единую композицию. В противном случае это подделка. В стандартных типографских условиях воспроизвести совмещающиеся изображения крайне сложно.

Источник

Оцените статью
Разные способы