Децентрализация и местное самоуправление
В настоящее время можно утверждать, что местное самоуправление построено по принципу децентрализации. Децентрализация – это способ перемещения власти, полномочий из центра управляемой системы на ее периферию и укрепления политико-правовой самостоятельности периферийных подсистем.
Под децентрализацией понимается перемещение властных полномочий от государства, государственных учреждений негосударственным субъектам. Исходя из вышесказанного, конституционное обособление муниципальных образований и органов местного самоуправления в нашей стране можно определить как негосударственную децентрализацию, или как децентрализацию в собственном смысле этого слова.
Негосударственная децентрализацияпредполагает законодательное закрепление ряда принципиальных положений, обеспечивающих и гарантирующих самостоятельность и полнокровную деятельность муниципальных образований, органов местного самоуправления. Назовем, основные из них.
1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. При этом население городских, сельских поселений независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного.
2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями своего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных уставах. Уставы муниципальных образований для своих образований играют ту же роль, что и общероссийская конституция для страны в целом, конституции и уставы субъектов Федерации — для соответствующих субъектов.
3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. В данной норме имеются в виду любые органы местного самоуправления и любые должностные лица местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований.
4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением. Ответственность названных субъектов перед населением наступает в результате утраты ими доверия, т. е. по основаниям не только законности, но и целесообразности их деятельности.
В то же время ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, т. е. только по мотивам законности. Федеральный законодатель при этом предусматривает довольно сложную судебную процедуру привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности по инициативе государственных органов.
5. Запрет на осуществление местного самоуправления, органами государственной власти и государственными должностными лицами. Это существенная гарантия самостоятельности мест, тем более в условиях социально-экономической и политической нестабильности, государственных и других кризисов, когда искушение ужесточить структуры управления, перейти к чрезвычайным способам руководства обществом особенно велико.
6. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены нормативных, индивидуальных решений муниципальных органов и должностных лиц государственными .органами и должностными лицами.
7. Организационная самостоятельность муниципальных органов подкрепляется законодательными мерами по расширению их экономической и хозяйственной самостоятельности
Однако сегодня именно незавидное финансово-экономическое положение многих местных органов делает уязвимой их политическую, организационную независимость от государства, что показывает ограниченность правовых факторов местного самоуправления (последние важны, но не всесильны).
8. Судебная защита местного самоуправления. Законодательно установлено, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, муниципальных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 направлен на расширение самостоятельности решения вопросов местного значения непосредственно населением. Так в законе четко определены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива граждан, ТОС, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан, а также иные формы). С этой целью вводится положения, подробно регулирующие отзыв населением депутатов и выборных должностных лиц, а также обязательность опубликования устава муниципального образования (ст. 44);
Рассмотренные нами принципиальные положения закрепляют действительную децентрализацию в общегосударственном масштабе, по крайней мере, в плоскости конституционно-правового регулирования. Они в известном смысле превращают отечественное местное самоуправление в составную часть федеративного устройства страны. Субъекты Федерации, в которых муниципальными образованиями являются районы, сами оказываются своего рода федеративными образованиями.
Как же в условиях децентрализации государственный центр, субъекты Федерации реализуют свои полномочия на местном уровне? Государство сохраняет за собой ряд каналов властного присутствия в муниципальных образованиях. Среди них можно выделить следующие: 1) принятие законов и иных нормативных актов, в том числе закрепляющих права и обязанности субъектов местного самоуправления; 2) создание собственных органов на местах, действующих наряду с муниципальными органами; 3) возложение на муниципальные органы задачи выполнения отдельных государственных полномочий; 4) разработка и принятие финансово-экономических и иных федеральных и региональных программ с муниципальной составляющей.
Однако, несмотря на вышеизложенное,получила достаточно широкое развитие тенденция вмешательства федеральных и региональных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Таким образом, централизм выражается в следующем.
Во-первых, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако, мы обнаруживаем иное. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся, осуществления отдельных государственных полномочий утверждаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Далее в ч. 5 п. 3 этой же статьи определено, что одна треть членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Органы государственной власти не только не должны участвовать в формировании органов местного самоуправления, но и решать вопрос о прекращение их полномочий. В Федеральном законе предусмотрена возможность издания высшим должностным субъектом РФ акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации( ст. 74), а так же возможность внесения проекта закона в законодательный орган субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования (ст. 73).
Во-вторых, в соответствии со ст. 5 Федерального закона органы государственной власти в отношении муниципальных образований вправе осуществлять исполнительно- распорядительные и контрольные полномочия. В частности, в соответствии со ст. 21 органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от ответственности за осуществление переданных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для реализации органами местного самоуправления, продолжают сохранять свое государственное значение.
В-третьих, в соответствии со ст. 75 Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ могут временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления. На наш взгляд это искажает сам смысл местного самоуправления, так как в соответствии с ч.2 ст. 1 местное самоуправление это самостоятельное решение вопросов местного значения
1) Что такое местное самоуправление?
2) Какие признаки присущи местному самоуправлению?
3) Назовите признаки местного самоуправления как элемента гражданского общества?
Задание для самостоятельной работы
Найдите в статьях ФЗ № 131 признаки, характеризующие местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Источник
Органы местного самоуправления: основные полномочия
Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.
Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.
К таким полномочиям, в частности, относятся:
— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;
— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;
— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;
— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;
— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;
— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;
— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;
— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;
— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;
— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;
— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Источник