Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Занятие 5. Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
Занятие 5. КОМЕДИЯ Ж. Б. МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
План практического занятия
1. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».
2. Типология конфликта в комедии. Отражение социальных противоречий эпохи абсолютизма.
3. Система образов в комедии. Принципы создания характера.
4. Концепция комического в «Мещанине во дворянстве».
5. Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творчестве Мольера, ее художественное значение.
Одна из главных целей практического занятия состоит в раскрытии больших возможностей классицистического метода, его способности своими специфическими средствами глубоко проникнуть в социальную действительность. Дословный перевод названия комедии Жана Батиста Мольера, написанной в 1670 г.,— «Буржуа-дворянин». Название отражает целую эпоху в истории третьего сословия. На это указывал Г. В. Плеханов: «В истории духа и нравов французской буржуазии мы видим. по меньшей мере две существенно отличные друг от друга эпохи: эпоху подражания дворянству и эпоху противоречия ему. Каждая из этих эпох соответствует определенной фазе развития буржуазии. Наклонности и направления вкуса всякого класса зависят, следовательно, от степени его развития и еще больше от его отношения к высшему классу — отношения, определяемого названным развитием»[2].
Назревающий в обществе классовый конфликт находит художественное воплощение в опосредованной форме. Журден экономически уже властелин, перед ним заискивают не только люди искусства, но и дворяне. Однако в социальной и культурной сфере он еще полное ничтожество. Во времена Мольера «естественный человек», стоящий вне цивилизации и судящий ее со стороны, еще смешон (у Мольера это и трагикомический образ Альсеста в «Мизантропе», и сатирический образ Журдена). Конфликт его комедии строится на «безумной» борьбе Журдена с разумным порядком вещей. В творчестве Мольера еще сохраняется, хотя и не во всеобщем значении, и видоизмененная, ренессансная концепция «единой цепи бытия» как воплощения высшей разумности. Согласно этой концепции, все в мире связано и восходит от камня к богу. В каждом звене «единой цепи» тоже действует закон восхождения: среди камней благороднейшим является алмаз, среди металлов — золото, в государстве все восходит к королю, в семье — к отцу, в мире небесных светил — к солнцу и т. д. Мир, таким образом, связан едиными законами. Эта концепция позволила Мольеру придать своей комедии значительность, ни в коей мере не нарушая требования классицизма изображать в комедиях только частные ситуации, отдельные пороки людей.
В комедии два тесно связанных частных сюжета. Как классицист, Мольер опирался на античную традицию, итальянскую «ученую» комедию, вводя линию молодых влюбленных, которые стремятся соединиться. Лирическая линия Клеонта и дочери Журдена Люсиль дважды пародийно оттенена: во-первых, более приземленной, но полной искренности любовью слуг — Николь и Ковьеля (см. известную сцену «любовной досады», д. III, явл. 10), во-вторых, расчетливыми отношениями, прикрытыми прециозностью, между графом Дорантом и маркизой Дорименой (см. д. III, явл. 19, д. V, явл. 2). Нужно при этом учитывать, что влюбленные — также постоянные персонажи итальянской народной комедии масок (комедиа дель арте).
Вторая сторона сюжета представляет собой развитие традиции французского фарса (там это ссора между глупым мужем и умной и злой женой, здесь, в комедии Ж. Б. Мольера, это изображение утратившего разум отца семейства, который сам вынуждает семью идти на обман и дурачить его).
В «Мещанине во дворянстве» обе линии неразрывно связаны (единство действия!), создают цельную систему образов. Комедия характера предстает на фоне комедии нравов — так можно определить основной закон этой системы, придающей ей художественное своеобразие.
Носители нравов — это все герои комедии, за исключением Журдена. Сфера нравов — обычаи, привычки, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности (Дорант и Доримена; Люсиль, Клеонт, г-жа Дурден, Ковьель и Николь; учителя музыки, танцев, фехтования, философии и т. д.). Все они именно персонажи, они персонифицированы, наделены характерными чертами, но не характером. Черты эти, даже комически заостренные, тем не менее не нарушают правдоподобия.
В этом отношении нужно предостеречь студентов от неправильного вывода об индивидуализации мольеровских персонажей с помощью речи. Часто приводится в пример речь учителей фехтования и философии. Но Мольеру она необходима не для индивидуализации (индивидуализация речи связана с выделением конкретного человека, «индивидуума»; профессиональные, сословные черты составляют оттенок его речи, а не существо, как у Мольера), а для контраста с речью других учителей. Они почти всегда появляются не поодиночке — и вместе обрисовывают нравы своей среды.
Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, выступает как комедийный характер. Можно познакомить студентов с точкой зрения Д. Д. Обломиевского[3], который оспорил известное высказывание А. С. Пушкина о том, что у Мольера, в отличие от Шекспира, герои — это только «типы такой-то страсти, такого-то порока». Д. Д. Обломиевский говорит о «сложности», «многокачественности» характера мольеровских героев, сконцентрированного вокруг какого-то доминирующего качества. Так, Гарпагон, о котором Пушкин говорил, что он у Мольера «скуп — и только», на самом деле соединяет в себе «скупость и страсть к обогащению со склонностями к молодым девушкам, самовлюбленностью, с доверием к лести», считал Д. Д. Обломиевский.
Думается все-таки, что именно Пушкин проник в самое существо проблемы. Герои Мольера, безусловно, предстают в самых различных отношениях, ситуациях, но, как говорил А. С. Пушкин, «у Мольера лицемер волочится за женою своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря»[4]. Лицемерие для Мольера вовсе не доминирующая черта в характере Тартюфа, оно и есть сам характер героя. У классицистов характер — это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, до неправдоподобного заострен, потому что такое заострение не искажает его, а, напротив, выявляет. Этим характер отличается от нравов — характерных черт, каждую из которых нельзя заострять до противопоставления другим, чтобы не исказить связи во всей картине нравов. Нравы — это общее, обычное, привычное; характер — особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества.
Особенность мольеровских характеров состоит в том, что тенденция, существующая в действительности, доводится до такой степени концентрации, что герой «выламывается» из естественного, «разумного» порядка. Таковы герои комедий Мольера Дон Жуан, Альсест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои высшей честности и бесчестности, мученики благородных страстей и глупцы.
Таков Журден. Сорок с лишним лет он жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой». Этот мир был гармоничен, потому что в нем все были на своих местах.
порядок. Вспомним о «единой цепи бытия»: отец семейства уподобляется королю в государстве, солнцу среди светил. Обязанностью главы семьи является мудрое и гуманное управление в этой маленькой ячейке общества. Журден же становится в одно и то же время и самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на его дворянских пристрастиях.
Устами Клеонта (частично выполняющего функции резонера) изложена идея пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание,— подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле,— это, на мой взгляд, признак душевной низости»[5].
Обращает на себя внимание противоречие этой тирады дальнейшему развитию сюжета комедии. Благородный Клеонт буквально через час (обратите внимание, что действие развивается без всякого перерыва) выдает себя за сына турецкого султана, а честные г-жа Журден и Люсиль помогают ему в обмане.
Как это объяснить? В эпоху Возрождения концепция «единой цепи бытия» требовала от каждого соответствия своему месту и предназначению. Если какое-то звено разрушилось, вся цепь утрачивает гармонию (например, у Шекспира убийство монарха сопровождается бурей, ливнем, мертвецы выходят из могил и т. д.) и восстанавливается только тогда, когда «вывихнутое» звено «вправляется». Мольер же воспринимает мир не в гармонии, а в движении, он все отчетливее видит невозможность вернуться к прежнему состоянию общества (нужно отметить, что Мольеру уже не свойственно целостное восприятие мира как вселенной, живущей по единым законам, мир для него — это общество и царящие в нем нравы).
Мольер гениально предугадывал идеи, которые будут высказаны через многие десятилетия просветителями и романтиками. Классицисты видели мир соразмерным герою и соответствующим ему (так, героизму корнелевского Родриго соответствовало героическое состояние художественного мира, воссозданного в «Сиде»). Мольер одним из первых изобразил несоответствие мира и живущего в нем героя. Возникает мотив слепоты героя, как бы не понимающего, что вокруг него происходит (Оргон и г-жа Пернель в «Тартюфе»). В «Мизантропе» Альсест глубоко осознает порочность мира, борется с ним, но терпит поражение и уезжает из Парижа, разрывая последние связи с обществом.
балета), но она эфемерна только в том, что касается его новых титулов. Журден, вынудив своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.
Французские романтики, изображавшие трагическое противоречие личности и общества или способность сильной романтической личности подчинять себе обстоятельства, не случайно будут видеть в Мольере одного из своих великих предшественников (см., например, манифест французского романтизма — «Предисловие к «Кромвелю» В. Гюго). Но несоответствие мира и героя, т. е. то, что для романтиков предстанет в драматическом, трагическом свете, для Мольера было еще источником комического.
Комическое у Мольера отличается от комического у Шекспира или Лопе де Вега, чьи комедии воспевали избыток жизненных сил, радость ощущения бытия. В произведениях Мольера веселый, жизнерадостный смех все чаще сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.
На практическом занятии при анализе комедийного мастерства драматурга следует остановиться на средствах сатирического и карнавально-комедийного изображения, рассмотрев комедийную характеристику героев через описание, слово и действие. Так, анализ описания костюма Журдена, его речи, отношения к искусству и науке, его действий (сражение на рапирах с Николь, поклон перед Дорименой и т. д.) — все это позволит увидеть сатирическую заостренность образа Журдена. Гегель, который усматривал в комедиях Мольера только сатирический («прозаический») смех, хорошо объясняет, в чем он заключается: «Прозаическое основано здесь на том, что индивиды относятся к своим целям с крайней серьезностью», они выступают «как объекты чужого смеха»[6].
Карнавальный же смех предполагает, что герой смеется над собой вместе со всеми. В карнавально-комедийном ключе решена, например, сцена «любовной досады». Анализируя принципы построения диалога в этой сцене (сниженная параллель в репликах слуг, перипетийное развитие, контрастный диалог и т. д.), можно напомнить, что при построении такого типа диалогов Мольер использовал традиции диалога комедиа дель арте, значительно обогатив их.
и Вильбером, отмечал как раз сложность смеховой палитры Мольера, позволяющую придавать комедии весьма различные трактовки: «Журден у Вильбера — не гротеск, не карикатура, долженствующая возбудить презрительный хохот, как это было у Коклена,— он взрослый ребенок, с радостным смехом тянущийся ко всему, что звенит, блестит и развлекает. На него невозможно сердиться, потому что он само добродушие. И этим великолепно оттеняется другая сторона сатиры Мольера, бьющая как раз по тому изысканному обществу, в которое бедняга Журден тщился попасть. Заслонившись смехотворной его фигурой, но поставив рядом с ним его достопочтенную семью, Мольер красками почти нынешнего «Свободного театра» малюет скверные рожи всех этих мелких и крупных обирал, от великосветского портного до элегантного маркиза, принятого у короля и беспощадно, не без некоторого, однако, самоунижения, обирающего и морочащего слабоумного чудака»[7].
Информация к домашнему размышлению
весьма искусственный и несколько противоречит классицистскому требованию чистоты жанров. «Мещанин во дворянстве» был написан по заказу короля Людовика XIV, любившего балеты. Обиженный непочтительностью турецкого посольства, прибывшего во Францию, король захотел увидеть балет, в котором турки предстали бы в смешном виде. Мольер придал этой незамысловатой шутке глубину подлинной сатиры на современное общество. Драматург писал комедии-балеты с 1661 г. («Докучные»). Как классицист, Мольер стремился к единству жанра. В предисловии к «Докучным» он писал: «. чтобы не разрывать нить пьесы такими интермедиями, мы решили связать их как можно теснее с сюжетом, соединить балет и комедию в одно целое»[8].
«Мещанин во дворянстве» — вершина жанра комедии-балета. Балет здесь — не интермедия, более того, балет после четвертого действия составляет кульминацию комедии. Он и есть выражение того фантасмагорического мира, который, в отличие от мира реального, полностью соответствует характеру Журдена.
Источник
Краткий анализ комического в комедии “Мещанин во дворянстве”
В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольера высмеивается стремление главного героя, богатого мещанина Журдена во что бы то ни стало приобщиться к миру аристократов. Для этого он нанимает учителей, которые учат его манерам высшего света: музыке, танцам, фехтованию и т. д. Немалые деньги Журден выбрасывает и на аристократические наряды.
Средством комического в “Мещанин во дворянстве”, во-первых, становится юмор. Это веселый смех над наивностью героя. Ведь толком у господина Журдена ничего не получается. В новом наряде Журден
Хозяйственная и здравомыслящая жена Журдена также пытается вернуть мужа к реальности: “Верно, решил посмешить людей, коли вырядился таким шутом?”.
Очень комично драматург демонстрирует полную неспособность Журдена к великосветским бальным танцам. Песни аристократов кажутся ученику скучными и тоскливыми, он любит незатейливые народные мелодии: “Про овечку”. Учитель же философии забивает ученику голову прописными истинами.
Смех вызывает также упорство героя, который терпит весь этот хаос в своем доме ради сомнительной
Еще одним средством комического в произведении является сатира – осуждающий, злой смех. Цель героя не стоит выеденного яйца. В мире аристократов Журденом интересуются только пройдохи типа Доранта, точнее, интересуются его деньгами. Автор отмечает, что дворяне не лучше мещан, а часто наоборот.
К тому же господин Журден ради своих глупых идей нарушает порядок и спокойствие в семье. Он даже хочет пожертвовать счастьем дочери Люсиль – запрещает ей выходить замуж за ее любимого Клеонта, который не является дворянином. Родители самого Журдена были купцами, но теперь герой пытается откреститься от них.
Ирония – смех, скрытый за притворно-серьезным, также используется как средство комического. Учителя и портной ради заработка льстят своему бездарному ученику, с серьезным видом восхищаются его “успехами”, называют его “ваша милость”, “ваша светлость” – дворянскими титулами. С таким же серьезным видом провозглашают ерунду “турки”, а на самом деле – переодетые посланцы Клеонта.
Последний с помощью слуги все-таки решил добиться руки Люсиль и выдал себя за турецкого аристократа.
Related posts:
Объясните природу смеха и назовите средства комического в произведении Мольера ” Мещанин во дворянстве”Мольер – литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже в семьи буржуа. Отец его был королевским обойщиком, и сын имел Унаследовать эту профессию. Но все было иначе. Жан Батист Мольер стал актером. Его пьесы “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп” навсегда вошли в историю литературы как […].
Характеристика героя Клеонт, Мещанин во дворянстве, МольерКлеонт Клеонт – представитель молодого поколения в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, юноша, влюбленный в дочь господина Журдена. Люсиль также отвечает ему взаимностью, но господин Журден против их брака, так как Клеонт не дворянских кровей. Госпожу Журден такой зять устраивает и она напоминает мужу, что он и сам из мещанского сословия. Но Журден непреклонен. Он […].
Характеристика героя Дорант, Мещанин во дворянстве, МольерДорант Граф Дорант – представитель благородного сословия, аристократ из комедии “Мещанин во дворянстве”. Такие, как он водят дружбу с такими, как господин Журден исключительно из-за денег. Он часто берет в долг у Журдена и не возвращает. Будучи влюбленным во вдовую маркизу Доримену, все подарки и растраты Журдена он приписывает себе. Так, например, когда господин Журден […].
Сочинение по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”Жан-Батист Мольер написал множество комедий. Он насмехался в них над притворством, глупостью, чрезмерно завышенной самооценкой буржуа и их легкомыслием. Мольер следует своему правилу “изменяя людей, развлекая их” и комедия “Мещанин во дворянстве” приводит яркий пример того, что не нужно стремиться быть кем-то другим, а нужно просто оставаться собой. У главного героя произведения Журдена есть все, […].
Рецензия на книгу Мольера “Мещанин во дворянстве”Книга Ж.-Б. Мольера “Мещанин во дворянстве” вышла в Москве в 1977 году в издательстве “Лениздат”. Читая книгу, некоторые места я перечитывала несколько раз, а в общем все было понятно. “Мещанин…” – комедия-балет. Я считаю, что главная мысль в ней – глупость сумасброда господина Журдена. Он, мещанин в преклонном возрасте, пожелал быть дворянином. Автор хорошо раскрывает […].
Образ Журдена в комедии “Мещанин во дворянстве”Господин Журден – богатый буржуа, который стесняется своего происхождения и хочет попасть в высшее общество. Он считает, что за деньги можно купить все – и знания, и аристократические манеры, и любовь, и титулы, и должности. Журден нанимает учителей, которые учат его правилам поведения в светском обществе и основам наук. В сценах обучения автор разоблачает невежество […].
“Мещанин во дворянстве” краткое содержание комедии МольераРоман начинается с того, что Журден, главный герой произведения Мольера, надумал превратиться в аристократа, то есть стать знатным господином. Эта мания оказала ему неудобства и волнения всем, кто находится рядом. Зато это было выгодно многим портным, парикмахерам и учителям, которые обещали сделать с буржуа видного аристократа. И вот учителя танцев и музыки ждут появления Журдена […].
“Мещанин во дворянстве”, анализ главных героев комедии МольераXVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего – на “высокие” (трагедии) и “низкие” (комедии) – литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то – положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять. Однако, Мольер, […].
Краткое изложение комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. Действие 4-5Действие четвертое. Доримена в восхищении от роскошных блюд, поданных для нее хозяином дома. Музыканты поют и играют, развлекая гостей. Господин Журден пытается ухаживать за Дорименой, но неожиданно появляется г-жа Журден. Она яростно набрасывается на мужа, который, выпроводив ее в гости к сестре, вызвал музыкантов и принимает у себя даму. Дорант тут же объявляет, что г-н […].
Иллюзии и реальность в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье. Его целью было укрепление королевской власти. […].
Характеристика героя Доримена, Мещанин во дворянстве, МольерДоримена Маркиза Доримена – представительница аристократии, вдова из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. За ней тайно ухаживают господин Журден и граф Дорант. Ради нее Журден готов научиться светским манерами и стать истинным дворянином. Он тратит безумные суммы на то, чтобы угодить маркизе, в то время как хитрый и циничный граф Дорант приписывает все эти растраты […].
Что высмеивает Мольер в комедии “Мещанин во дворянстве”, сочинение“Мещанин во дворянстве” – это не единственная пьеса, в которой Мольер высмеивает дворянство. Это одна из наиболее ярких комедий, в которой автор показывает сатирический образ буржуа. Изображая излишне доверчивого и доброго купца Журдена, Мольер осуждает его тщеславие и стремление приобрести дворянские манеры любыми путями. Журден нанимает разных учителей, чтобы те научили его манерам, танцам и […].
Характеристика героев по произведению Мольера “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” &;#124; ЖУРДЕНЖУРДЕН Журден – буржуа, главный герой комедии, для которого желание стать дворянином – прекрасная мечта. Страстно желая осуществить эту мечту, Журден ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому его дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них. Комическое […].
Анализ пьесы “Мещанин во дворянстве”. Образная система пьесыВсе события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь мы знакомимся с характером господина Журдена. Он показан в окружении учителей, с помощью которых старается как можно лучше приготовиться к приему Доримены. Учителя, как и портной, “разыгрывают” господина Журдена: учат его премудрости, которая ничего не […].
Своеобразие и самобытность комедий Мольера (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”)Когда Людовик XIV спросил У Пуало, кто является самым Замечательным писателем века, Тот ответил: “Мольер”. М. Булгаков На его могиле нет памятника. Чугунная плита, лежавшая на том месте, где под четырьмя футами освященной земли похоронили комедиографа и актера, разрушилась от времени. Нет мемориальной доски на доме, где он родился, потому что время не пощадило и […].
Проблематика комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”Первая из проблем комедии воплощена уже в самом ее названии – “Мещанин во дворянстве” . В этих словах совмещено несовместимое, это яркая антитеза. Нам даже трудно представить, насколько несовместимы были понятия “мещанин” и “дворянин” в те времена. Это почти фантастическая ситуация, чтобы мещанин Журден, который зарабатывал на жизнь торговлей, так как он был Крамарем (торговец […].
Образы дворян. Анализ пьесы “Мещанин во дворянстве”Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство. Желание занять высшее место в обществе – естественное для человека, итак комического эффекта в пьесе не возникло бы, если бы автор не показал, в какое именно “приличное общество” хочет попасть Журден. Поэтому второй темой комедии является изобличение лицемерной морали аристократии. Вместе с господином Журденом комическими […].
Сочинение на тему: “Комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Комедия Мольера “Мещанин во дворянстве” Во Франции много известных литераторов, среди которых почетное место занимает Жан Батист Мольер. Драматург не просто достиг невероятных высот при дворе Людовика XIV, а стал примером для многих поколений. Его творчество можно смело назвать образцом для подражания, а комедию “Мещанин во дворянстве” – шедевром […].
Следует ли торговать честью ради высокого титула? (Мещанин во дворянстве”)Что такое честь? Что она значит в жизни человека? Следует ли жертвовать ею ради своих корыстных целей? Честь – это достоинство человека, который вызывает общее уважение и почет, а также собственное чувство гордости. Без чести человек не сможет ничего достичь в жизни, ведь люди не будут воспринимать ее серьезно. А торговать честью и достоинством ради […].
Над чем смеется Мольер в комедии “Мещанин во дворянстве”?Мольер (Жан Батист Поклен) – драматург, поэт, актер – создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как – “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”. И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является “Мещанин во дворянстве”, где автор нарисовал сатирический образ буржуа. Перед нами мещанин Журден – главный герой […].
Почему смешон господин Журден? (По комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”)Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии “Мещанин во дворянстве” он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, […].
Краткое содержание комедии “Мещанин во дворянстве” Мольера Ж. Б. по главам (действиям)Действующие лица Господин Журден – мещанинГоспожа Журден – его женаЛюсиль – их дочь Клеонт – молодой человек, влюбленный в Люсиль Доримена – маркиза Дорант – граф, влюбленный в Доримену Николь – служанка в доме г-на Журдена Ковьель – слуга Клеонта Учитель музыки Учитель танцев Учитель фехтования Учитель философии Портной Действие первое Господин Журден буквально помешан […].
Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”)Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении “Мещанин во дворянстве” он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки. В […].
Сатирическое изображение героев в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”1. Мольер и традиции классицизма. 2. Предыстория создания комедии “Мещанин во дворянстве”. 3. Образ главного героя комедии. 4. Другие персонажи комедии. Я знаю этот вид напыщенных ослов: Пусты, как барабан, а сколько громких слов! Они – рабы имен. Составь себе лишь имя, И ползать пред тобой любой из них готов. О. Хайям Мольер – писатель […].
Герой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”Господин Журден один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа. Жажда “перемены участи” до того сильна в Ж., что, […].
Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве МольераГлавный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию. Но так как Журден по своей натуре глуп, не образован, ни знает никаких манер и правил поведения в обществе. Ему это […].
Сочинение на тему: Чем можно объяснить поступки Журдена в произведении Мещанин во дворянстве, МольерЧем можно объяснить поступки Журдена Комедия – это не простой жанр. Создателем классической комедии считается Жан-Батист Поклен, более известный под псевдонимом Мольер. Его работы остроумны и полны философских идей. В своей комедии “Мещанин во дворянстве” он поднял одну из наиболее актуальных тем 17-го столетия – попытку мелкой буржуазии проникнуть в мир аристократии. Ради получения титулов […].
Своеобразие комедии “Мещанин во дворянстве”По своему жанру – “Мещанин во дворянстве” Мольера – комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета – интермедий, целых балетных сцен (музыку к спектаклю написал известный французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687), что некоторые исследователи даже склонны определять […].
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” Более трехсот лет назад появилась на свет комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”. Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии Мольера не ослабевает. Как и три сотни лет назад, читатели и зрители восхищаются мастерством драматурга, смеются вместе с ним над пошлостью и невежеством, лицемерием и […].
Краткое содержание Мещанин во дворянстве по действиямКомедия в пяти действиях Действующие лица: Г-н Журден – мещанин Г-жа Журден – его жена Люсиль – их дочь Клеонт – молодой человек, влюбленный в Люсиль Доримена – маркиза Дорант – граф, влюбленный в Доримену Николь – служанка в доме г-на Журдена Ковьель – слуга Клеонта Действие 1 У почтенного господина Журдена есть все, о […].
Мещанин во дворянстве характеристика образа ЖурденаЖурден – мастерски выведенный Мольером тип выскочки, нувориша. Появление в комедии подобного типа обусловлено характерным явлением социальной жизни Франции эпохи Людовика XIV: дворянство беднеет, буржуазия становится богаче, влиятельней и стремится сравняться с аристократией. Разбогатевшего торговца тканями, господина Ж., терзает одна забота: быть во всем похожим на дворянина. Подражая нравам дворянства, Ж. нанимает учителей (музыки, танцев, […].
Ж. Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве” – сатира на дворянство и невежественных буржуаЦели: показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; обогатить знания учащихся о комедии как драматургическом классицистическом жанре; совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах и анализа фрагментов комедии. Оборудование: иллюстрации к комедии. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Выполнение тестовых заданий – […].
Мещанин во дворянстве – МольерКазалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена […].
Мещанин во дворянстве краткое содержаниеМольер Ж.-Б. Казалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать […].
Краткое содержание “Мещанин во дворянстве” МольераДЕЙСТВИЕ I Казалось бы, что еще нужно почтенному буржуа г-ну Журде-ну? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонму портных, парикмахеров и учителей, суливших ему посредством своего искусства […].
Краткое содержание Мещанин во дворянстве МольерМольер Мещанин во дворянстве Казалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего […].
Сочинение на тему: САТИРА НА ДВОРЯНСТВО И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ БУРЖУА В ПЬЕСЕ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”В предисловии к “Тартюфу” французский драматург Жан Батист Мольер раскрыл основные принципы своей эстетической программы: “Задача комедии состоит в бичевании людских пороков… Самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто так не берет людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный […].
Сочинение на тему: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”“Зеркалом общества” называл театр великий писатель-сатирик Жан Батист Мольер. “Изображая людей, вы пишете с натуры, – говорил он. – Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века”. Своей основной задачей, задачей своего творчества писатель считал стремление “дать на сцене приятное изображение общих недостатков” и тем […].
Мещанин во дворянстве. Комедия спектакль на заказ (Мольер Ж. Б.)Второй эпизод связан с осмеянием разбогатевших претенциозных буржуа, набиравших силу в сословном французском обществе, и с выпадом (пусть слегка замаскированным!) против сословия дворянского в лице стремительно деградировавшей аристократии. После “Тартюфа” Мольер снова вернулся к заказным сценариям для пышных придворных празднеств, не переставая помышлять о своем заветном. Заказы не давали Мольеру передышки, и он пришел к […].
Воспитательный потенциал произведения Мольера ” Мещанин-Шляхтич”Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма – стремление воспитывать зрителя; повторить сведения по теории литературы; развивать устную связную речь; развивать навыки критического мышления. Оборудование: на доске – шкала для “Уголков”. Тип урока: развитие связной речи. Ход урока. I. Актуализация знаний. 1. Интеллектуальная разминка. Завершите […].
Источник