Меняемся не глядя способ связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Словосочетание. задание ОГЭ. Типы подчинительной связи

Тема 21. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание 7.

Цели:1. Повторить основные сведения о словосочетании и типах подчинительной связи между словами в словосочетании. Отработать задание 7 КИМа.

Пример задания 7. Замените словосочетание «озиралась грациозно» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: озиралась с грациозностью

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании :
1. СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи легче всего определить по зависимому слову. Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.

При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Прилагательным. Например: зелёный луг.
2. Местоимением , похожим на прилагательное. Например: мой портфель.

3. Причастием. Например: летящий шар.
4. Порядковым числительным. Например: второй этаж.

При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. С уществительным. Например: иду в школу.
2. Местоимением, похожим на существительное. Например: письмо для меня.

При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Наречием. Например : говорить тихо.
2. Деепричастием . Например: меняемся не глядя.
3. Неопределённой формой глагола. Например: уехал учиться.

ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову!
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Советы для правильного выполнения задания

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения .
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась

С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ чертой), а при управлении — ПОСЛЕ главного (чертой БАБУШКИ).

1. Замените словосочетание « стихотворную строчку» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание «задрожал от негодования» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание «с горечью думала» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание «яростно рубить» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Читайте также:  Способы передачи конфиденциальной информации

5. Замените словосочетание «деревянный забор» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание «людские шаги» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание «нефтяные разводы» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание «школьная дверь» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание «временно исчезла» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание «тополиная ветка» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание «собачьего языка» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Источник

Практическая работа по русскому языку на повторение темы «Связи слов в словосочетании»

Практическая работа при подготовке к ОГЭ. Содержит теорию по теме «Связи слов в словосочетании». Работа включает в себя задание на усвоение и самостоятельную работу.

Содержимое разработки

Практическая работа по русскому языку по теме «Способы связи слов в словосочетании»

1) Записать в тетрадь таблицу.

Согласование — вид подчинительной связи, в котором зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей?

Зависимое слово может быть выражено:
Прилагательным: зелёный луг.

Местоимением, похожим на прилагательное: мой портфель.

Причастием: летящий шар.

Порядковым числительным: второй этаж.

Управление — вид подчинительной связи, в котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Зависимое слово может быть выражено:
Существительным: иду в школу.

Местоимением, похожим на существительное: письмо для меня.

Примыкание — вид подчинительной связи, в котором зависимое слово является:

наречием (как?): говорить тихо;

деепричастием (что делая? что сделав?): меняемся не глядя;

неопределенной формой глагола (что делать? что сделать?): уехал учиться.

2) записать и выучить:

Требуется заменить один вид подчинительной связи на другой, для этого:

находим главное слово;

определяем, какой частью речи надо заменить зависимое слово;

главное слово не изменяем.

3) выполнить упражнение, записать в тетради цифру – букву. Пример: 1 – С

1. в соседней комнате —

2. не дожидаясь возвращения –

3. падает беззвучно-

4. падает без звука-

5. под шёлковым покрывалом —

7. зимнее царство-

8. чувство ненависти —

9. внезапно замолчавшего —

13.скользнул по окнам —

14. сделан из железа —

15. сижу за столом —

19. окружённый забором-

20. произнести торжественно-

Ключ к заданию 3.

Задание 1. Заменить словосочетания со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —

Задание 2. Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —

Задание 3. Заменить словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со способом связи УПРАВЛЕНИЕ:
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. Заменить словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со способом связи ПРИМЫКАНИЕ:
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости —

Источник

Синтаксические синонимы словосочетаний. Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Синтаксические синонимы (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)

Системное изучение словосочетания начинается в 5 классе и продолжается в течение двух лет. В 8 классе изучается тема «Связь слов в словосочетании», даются понятия «согласование», «управление», «примыкание», формируются умения определять вид связи в словосочетании, заменять словосочетание синонимичным с другим видом связи. Навык отрабатывается на протяжении реализации всей программы по русскому языку (включая 11 класс).

Несмотря на это, в проведенных в подготовительный период диагностическом и тренировочных тестах 9 человек из девятнадцати как минимум один раз допустили ошибки при выполнении задания по замене словосочетания синонимичным с другим видом связи, т.е. 47% учащихся 9 а класса не обладают прочным навыком выполнения задания №7 ОГЭ .

Читайте также:  Графический способ вычисления площадей

Предлагаемые материалы направлены на систематизацию и обобщение знаний по этой теме и могут быть использованы на разных стадиях работы: объяснение материала, закрепление изученного, контроль.

Планируемый результат: сформированность навыков определения вида связи в словосочетании, замены синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

Чтобы справиться с заданием 7 , необходимо знать способы связи слов в словосочетании.
В русском языке существует 3 способа (вида) связи слов в словосочетании:
1 . СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи можно определить по зависимому слову.
Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом виде связи.
Согласование
При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг
2. МЕСТОИМЕНИЕМ , похожим на прилагательное
Например: мой портфель
3. ПРИЧАСТИЕМ
Например: летящий шар
4. ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Например: второй этаж
Управление
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Например: иду в школу
2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное
Например: письмо для меня
Примыкание
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. НАРЕЧИЕМ
Например: говорить тихо
2. ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Например: меняемся не глядя
3. НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
Например: уехал учиться
ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову !
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено !
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
СОВЕТЫ , которые помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО — ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ — ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении — ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
Тренировочные задания
Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
6. приморский парк —
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот )
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
6. гостиница при вокзале —
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью —
14.ружьё с двумя стволами —
15.парень с рыжими волосами —
16.особняк в три этажа —
17.девушка двадцати лет —
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил —
7. бесшумно едет —
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот ).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием —
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука —
9. поступил без жалости —
Задание 5 УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.

Образец: бак для мусора (У) – мусорный бак (С)

1.варенье из груш –

2. тьма без просвета –

3. командир дивизии –

4. стол из дерева –

Читайте также:  Сульфатный способ получения соляной кислоты

5. соревнования по шахматам –

6. утро сентября –

7. заболевания сердца –

8. работа вручную –

Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным

Образец: обиженно ответить (П) – ответить с обидой (У)

2. радостно согласиться –

3. журавлиный клин –

4. станционный буфет –

5. напряжённо всматриваясь –

6. бесцельно бродить –

7. уважительно относиться –

8. травяной отвар –

В) Замените зависимое слово однокоренным наречием

Образец: сибирские пельмени (С) – пельмени по-сибирски (П)

1. корейский салат –

2. выслушать с вниманием –

3. относиться с заботой –

4. работал с упорством –

5. сделанный с умом –

6. покраснеть от смущения –

7. исчезнуть без следа –

8. заниматься без системы —

Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель — портфель для школы
5. плюшевый медвежонок — медвежонок из плюша
6. приморский парк — парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол — стол учителя
5. конское ржание — ржание коня
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору — горная тропинка
4. человек без совести — бессовестный человек
5. вопрос по литературе — литературный вопрос
6. гостиница при вокзале — привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью — гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами — двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами — рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет — двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил — жил без забот
7. бесшумно едет — едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука — беззвучно плакал
9. поступил без жалости — безжалостно поступил

Задание 5. УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.

1.варенье из груш (У) – грушевое варенье (С)

2.тьма без просвета (У) – беспросветная тьма (С)

3.командир дивизии (У) – дивизионный командир (С)

4.стол из дерева (У) – деревянный стол (С)

5.соревнования по шахматам (У) – шахматные соревнования (С)

6.утро сентября (У) – сентябрьское утро (С)

7.заболевания сердца (У) – сердечные заболевания (С)

8.работа вручную (П) – ручная работа (С)

Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным

1.узнать беседуя (П) – узнать в беседе (У)

2. радостно согласиться (П) – согласиться с радостью (У)

3. журавлиный клин (С) – клин журавлей (У)

4. станционный буфет (С) – буфет на станции (У)

5. напряжённо всматриваясь (П) – всматриваясь с напряжением (У)

6. бесцельно бродить (П) – бродить без цели (У)

7. уважительно относиться (П) – относиться с уважением (У)

8. травяной отвар (С) – отвар из трав (У)

В) Замените зависимое слово однокоренным наречием

1. корейский салат (С) – салат по-корейски (П)

2. выслушать с вниманием (У) – внимательно выслушать (П)

3. относиться с заботой (У) – заботливо относиться (П)

4. работал с упорством (У) – упорно работал (П)

5. сделанный с умом (У) – умно сделанный (П)

6. покраснеть от смущения (У) – смущённо покраснеть (П)

7. исчезнуть без следа (У) – исчезнуть бесследно (П)

8. заниматься без системы (У) – заниматься бессистемно (П)

М.В.Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. Саратов. Издательство «Лицей»,2013

Образовательный блог Крюковой Марины Анатольевны

Источник

Оцените статью
Разные способы