- Ментальные карты
- Суть и история появления ментальных карт
- Применение диаграмм связей
- Презентация
- Активизация творческого мышления. Мозговой штурм
- Обучение
- Развитие памяти
- Менеджмент (управление)
- Главные принципы техники построения диаграмм связи
- Отзывы и комментарии
- Как можно использовать ментальные карты
- Как создать ментальную карту: пошаговая инструкция
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
- Шаг 7
- Шаг 8
- Шаг 9
- Как можно использовать ментальные карты
- Для генерации идей
- Для лучшего удержания в памяти информации о книгах и статьях
- Для решения проблем
- Для того чтобы делать заметки во время лекции или собрания
- Для постановки целей
- Для управления проектом
- Для написания романа
- Для написания бизнес-плана
- Для написания мемуаров
Ментальные карты
Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind. На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом 4brain. Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом теориям креативности. Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.
Чтобы насобирать как можно больше идей для вашей ментальной карты, вам пригодятся нестандартные подходы к решению задач и хорошо развитое креативное мышление. Эти навыки вы можете прокачать на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике».
Суть и история появления ментальных карт
Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.
Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, памяти, креативности, скорости чтения. Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.
В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, структурирования.
Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.
Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.
Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами, концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.
Применение диаграмм связей
Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:
- 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
- Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
- Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.
Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:
Презентация
80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё выступление-презентацию. Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.
Активизация творческого мышления. Мозговой штурм
Креативный процесс зачастую тесно связан с ассоциативным мышлением. Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.
Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.
Обучение
Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ конспектирования, и техника запоминания (смотрите ниже).
Развитие памяти
Ментальные карты можно применять как мнемоническую технику. Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.
Менеджмент (управление)
Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для команд, где существует необходимость разделения областей ответственности.
Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении списков задач, развитии интеллектуальных способностей.
Главные принципы техники построения диаграмм связи
Т. Бьюзен выделяет 10 таких рекомендаций:
1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.
2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.
3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.
4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).
5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.
6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.
7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.
8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.
9. Используйте ассоциации.
10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.
Отзывы и комментарии
Оцените полезность такого инструмента как ментальные карты, поделитесь опытом их использования – оставьте комментарий ниже.
Источник
Как можно использовать ментальные карты
Ментальные карты — это метод для создания и организации идей, который во многом вдохновлен подходом к ведению заметок Леонардо да Винчи, чью концепцию использовал и популяризировал Тони Бьюзен в книге «Супермышление». Она основана на закономерностях, найденных в природе, и на научных исследованиях о том, как работает мозг.
В книге «Думать как Леонардо да Винчи» Майкл Дж. Гелб объясняет, что, регулярно используя ментальные карты, вы учитесь мыслить более сбалансированно — как логически, так и творчески. Он также замечает, что стили заметок многих гениев имеют ветвящуюся, органическую структуру, дополненную множеством эскизов, творческих каракулей и ключевых слов. Эти стили — то, как думали гении прошлого и настоящего.
Ниже вы найдете советы о том, как создавать ментальные карты и оригинально применять их в жизни.
Как создать ментальную карту: пошаговая инструкция
Шаг 1
Найдите лист А4 и разверните его горизонтально. Вам также понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Не любите по старинке? Есть множество онлайн-ресурсов, позволяющих создавать карты прямо в браузере.
Шаг 2
В центре страницы нарисуйте изображение или вставьте изображение, представляющее центральную концепцию вашей карты разума. Затем запишите ключевое слово, которое представляет собой центральную идею.
Шаг 3
Используйте цвета повсюду. Добавление изображений и цветов стимулирует мышление правого полушария мозга. То есть, это стимулирует творчество и воображение.
Шаг 4
Каковы основные понятия или идеи могут быть получены из изображения и ключевого слова, которое вы разместили в середине страницы? Выполните следующие действия:
- Нарисуйте от трех до десяти толстых ветвей, выходящих из вашего основного изображения/ключевого слова.
- Сделайте их кривыми и извивающимися.
- Постарайтесь выделить каждую ветку своим цветом.
- Выберите изображение и ключевое слово для каждой ветки.
Шаг 5
Посмотрите на свои ветви и начните создавать свободные ассоциации. Нарисуйте меньшие вспомогательные ветви, которые связаны с каждой ветвью, чтобы разместить новые ассоциации.
Шаг 6
Соедините ветки третьего уровня. Вы даже можете создать четвертый и пятый уровни. Пусть ваш ум свободно работает по ассоциации и развлекается.
Шаг 7
На всей карте используйте ключевые слова. Они задействуют левое полушарие и помогают находить самую суть. Однако использование слишком большого количества слов ограничит ваше мышление. Попробуйте использовать только одно ключевое слово для ветки. Это ограничение на самом деле даст вам свободу открывать множество дополнительных ассоциаций для развертывания карты.
Шаг 8
Используйте изображения повсюду. Изображения делают карту ума более интересной и запоминающейся. Кроме того, они генерируют гораздо больше ассоциаций, чем слова.
Шаг 9
Когда вы закончите первоначальную версию карты, сделайте следующее: добавляйте детали и задавайте вопросы. Продолжайте совершенствовать свою ментальную карту.
Как можно использовать ментальные карты
Теперь, когда вы знаете, как создавать карты разума, вот несколько отличных применений для карт разума.
Для генерации идей
Поместите в центр страницы изображение, представляющее тему, для которой вы хотите генерировать идеи. Из этого образа начните выводить идеи, которые приходит вам на ум по этой теме. Создайте ветвь для каждой идеи.
Посмотрите на ветви и решите, какие идеи инициируются с ключевым словом и изображением на каждой ветке. Поместите эти новые идеи в виде мелких веток. Затем устройте мозговой штурм и запишите по крайней мере три идеи для каждой такой подгруппы.
Когда закончите, просмотрите свою окончательную версию карты и решите, какие идеи лучшие.
Для лучшего удержания в памяти информации о книгах и статьях
Большинство людей жалуются, что они быстро забывают, что читают. Тем не менее, есть способ запоминать их лучше — сделать это можно с помощью ментальных карт.
Когда читаете книгу, ветви карты разума могут быть заголовками важнейших глав. Затем запишите основные идеи каждой главы в качестве подзаголовков. Разделы третьего уровня могут включать примеры, цитаты и даже ваши собственные комментарии к тому, что вы только что прочитали. На четвертом уровне вы можете записать идеи о действиях, на которые книга или статья вас вдохновили.
Для решения проблем
При решении проблем вставьте изображение, представляющее проблему, вместе с соответствующим ключевым словом в центр листа. Затем нарисуйте шесть ветвей, ведущих из ключевого слова, и запишите один из вопросов на каждой ветке: Что? Когда? Где? Зачем? Как? Кто?
Ответьте на эти вопросы в ветках второго уровня вашей карты разума и приступите к свободным ассоциациям решения вашей проблемы.
Для того чтобы делать заметки во время лекции или собрания
- Запишите название лекции или цель встречи в центре страницы.
- Каждый пункт, раскрывающий тему, должен быть представлен в качестве одного из основных направлений вашей карты разума.
- По ходу накопления деталей добавляйте ветки следующих уровней к каждому пункту.
Для постановки целей
В центре страницы напишите цель. Это могут быть как цели жизни глобально, так и более конкретные цели из разных областей (финансы, карьера, семья, амбиции, путешествия).
Делите глобальные цели на более мелкие, снова и снова. В итоге у вас получится наглядная карта вашей жизни.
Для управления проектом
Как называется проект, над которым вы собираетесь работать? Запишите в центре страницы. Каковы основные задачи, которые необходимо выполнить для реализации проекта? Запишите их на ветках. Разделите основные задачи на подзадачи и так далее. Теперь достаточно взглянуть на ментальную карту и вы увидите, какие задачи выполнены и какой объем работы вам предстоит.
Для написания романа
Запишите название романа в центре страницы. Ваши ветки могут быть следующими:
Далее, например, от ветки «Персонажи» идут ветки второго уровня, каждая из которых представляет отдельного персонажа. Вы можете далее записать профиль каждого персонажа: возраст, образование, уровень дохода, достоинства, недостатки.
Для написания бизнес-плана
Напишите имя вашего бизнеса или бизнес-идею в центре страницы. Ветки являются основными компонентами вашего бизнес-плана. Они могут включать:
- Бизнес-концепцию
- Юридическую структуру
- Маркетинговый план
- Анализ рынка
- Финансовые показатели
- Стратегию
Для написания мемуаров
В этом случае основными ветвями могут быть:
- Школа
- Друзья в детстве
- Друзья в юности
- Друзья в сознательном возрасте
- Семейная жизнь
- Соседи
- Домашние животные
- Воспоминания
- Травматические события
Ментальные карты можно также использовать для учета финансов, создания To-Do списков, планирования и многого другого. Свои варианты и пишите в комментариях.
Источник