Менеджмент это способ манера общения с людьми

Менеджмент как управление людьми в организации

Содержание менеджмента

Признаки менеджера

Успешное управление

Основные тенденции в современном менеджменте

Развитие научных подходов к управлению

Менеджмент как управление людьми в организации

Менеджмент – слово английского происхождения, означает управлять.

Менеджмент принято определять как управление социально-экономическими и организационно-техническими процессами на уровне организации. Это управление людьми в процессе общественного производства, при котором их труд и интеллект максимально используется для достижения целей организации.

Существуют несколько определений понятия «менеджмента»: «менеджмент – это способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административная единица» (оксфордскому словарь); «менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» (Питер Друкер).

Иногда менеджмент определяют и как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

И как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей.

И как искусство получения результатов работы, сделанной посредством других людей.

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Выделяют следующие характеристики менеджмента: — особый вид управления присущий рыночной экономике; — управление совместной деятельностью людей, направленное на ее согласование и координацию; — разновидность социального управления; — профессиональная деятельность по управлению людьми; — наука, практика и искусство управления.

Содержание менеджмента

Менеджмент —это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент – это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, практики и искусства.

Выделяют следующие аспекты менеджмента: — менеджмент как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функции управления; — менеджмент как процесс– предполагает взаимосвязь управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов; — менеджмент как аппарат управления. Люди, занятые в аппарате управления – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций – менеджеры. Менеджер — это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту; менеджмент как наука. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. Менеджмент — это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальную практику приемами и навыками. На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, общественные науки. Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор; — менеджмент как искусство. Искусство управления (менеджмент) проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.

Признаки менеджера

Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организацией.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленчес­кую деятельность и решающий управленческие задачи. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, и не все менедже­ры занимают одинаковую позицию в организации; задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и с тем, что сами менеджеры отличаются по своим способностям, воз­можностям и т. д.

Основные признаки менеджера: 1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия; 2) менеджер – должностное лицо. Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует делегированные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации; 3) менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера); 4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом. 5) менеджер принимает и реализует управленческие решения; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

Организация не может существовать без менеджера и для этого су­ществует ряд причин:

1.Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основно­го предназначения.

2.Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

3.Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4.Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.

5.Менеджеры несут формальную ответственность за результаты де­ятельности организации.

6.Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд ролей. Среди них можно выде­лить три ключевые роли.

Во-первых, это роль по принятию решений. Будучи наделенным пра­вом принятия решений, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом он должен решиться на то, чтобы риск­нуть повести руководителей и коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менед­жер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распростра­няет информацию в виде факторов и нормативных установок и разъяс­няет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формиру­ющего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и выс­тупающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть таким работником организации, за которым люди готовы идти. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных ус­ловиях является той базой, без которой ни один менеджер не может успешно управлять своим коллективом.

Успешное управление

В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. При этом всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации, которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям.

Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: — Выживание – характеризует возможность организации осуществлять свою хозяйственную деятельность как можно дольше в условиях изменяющейся внешней среды;

— Результативность и эффективность – определяют условия, при которых организация может осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Результативность – это способность экономической системы производить некий конкретный продукт. Эффективность – это способность экономической системы получать максимум продукта при минимуме затрат.

Производительность – определяется количеством продукции произведенной в единицу времени. Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество продукции.

Читайте также:  Только воздушно теневым способом сушат что

— Практическая реализация – непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми.

При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное и эффективное воздействие по достижению целей организации.

Для обеспечения успеха организации управление должно строиться на определенных принципах, потенциально обеспечивающих достижение целей в условиях изменений внешней среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению, направленному на успех. К числу таких подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный подход.

Источник

Основы менеджмента. I часть

Пособие подготовлено в соответствии с содержанием курса «Основы менеджмента», определяемым образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии рассмотрены основы современного менеджмента, тенденции его развития.

Оглавление

  • 1 Сущность и содержание менеджмента
  • 2 Управление организацией в условиях рынка

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы менеджмента. I часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Сущность и содержание менеджмента

1.1 Основные понятия менеджмента.

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции менеджмента, виды, методы, принципы).

1.3 Необходимость управления.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента.

1.5 Виды менеджмента.

1.1 Основные понятия менеджмента

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

1) способ, манера общения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

4) орган управления — административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей [21].

Кроме того, менеджмент:

— это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

— это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

— это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. [18] менеджмент — это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению, — это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы (организации) в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание). Целеполагание — исходный момент в менеджменте.

Если управление — это воздействие, значит существуют:

— среда (система управления);

— средства (механизм управления);

— действия (процесс управления).

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены [21] на схеме (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Основные подходы менеджмента

Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управление, менеджмент, руководство [22].

Управление > Менеджмент > Руководство.

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности(например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социальноэкономическим процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [13].

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, виды, методы, принципы менеджмента)

Категории менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации [22].

Основные категории менеджмента — это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация, как сознательно координированное для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности.

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта; функциональных областей и уровней объекта [22].

При этом различают следующие виды объекта управления:

Функциональные области деятельности объекта:

Уровни объекта управления:

По признаку содержания различают менеджмент:

1) Нормативный — предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

2) Стратегический — предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие функции менеджмента (формирование целей, нормирование, прогнозирование, планирование, организация, координация, учет контроль, анализ).

Технологические функции (решения, коммуникации, регулирующие воздействия).

Социально-психологические функции (делегирование, мотивация).

Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Методы управления: административные, экономические, социальнопсихологические.

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову [18] основывается на следующих принципах.

1) Принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления.

2) Принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?».

3) Принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы — и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа.

4) Принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов.

Читайте также:  Способ применения тетрамизола 10

5) Принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг — это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, функциям, целям. Видеть их различие и связь — очень важная проблема в методологии практического управления.

6) Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих фкторов, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов.

7) Принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.

8) Принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления социально-экономическая система существует благодаря связям социальноинформационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяют функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

1.3 Необходимость управления

Реформирование российской экономики, связанное с переходом к рыночным принципам хозяйствования, во главу угла ставит проблему конкурентоспособности деятельности хозяйствующего субъекта.

Важнейшим условием конкурентоспособности является низкий уровень цен при должном уровне качества продукции.

Отечественная практика ценообразования, базирующаяся на затратном подходе, привела к тому, что предприятия не способны своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что практика хозяйствования должна строиться на повседневной работе с издержками, направленной на их снижение, что обеспечивает стабильность позиции предприятия (организации) на рынке.

В условиях жесткой конкуренции возникает необходимость создания механизма управления затратами. Решение этой задачи настоятельно требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

Вместе с тем, для решения этой проблемы, важное значение имеют процессы управления, эффективность и своевременность их проведения. Для реальной оценки регулируемой ситуации, выбора и осуществления корректирующего воздействия необходима гибкая и логичная организация управления. Это достижимо при четком разграничении полномочий и обязанностей аппарата управления, исполнительского состава, увязки всех действий в единую программу действий. Обеспечение конкурентоспособности прямым образом связано с разработкой и проведением мероприятий по достижению высокой рентабельности, следовательно, с необходимостью регулярного анализа затрат на каждом из участков. Поэтому выбор корректирующего воздействия требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат по отдельным операциям и задачам, что связано с очень высокой трудоемкостью выполнения подобных работ часто при отсутствии необходимого инструментария, адаптированного к специфике деятельности предприятия.

Подход, основанный на отслеживании затрат и управлении ими на каждом без исключения участков и по всем видам работ реально позволит активизировать резервы повышения эффективности и качества выполняемых работ.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента

Современный менеджмент имеет сложную природу. С одной стороны, управление — это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного цикла. С другой стороны, управление — это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации социально-экономических процессов. При этом мероприятия по контролю, отслеживанию и контролю охватывают как «капитал-собственность», так и «капитал-функцию», активизирующую рабочую силу. «Капитал-функция» выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально обеспечивает собственникам право управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное развитие постепенно убедило в невозможности успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала собственники средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим — менеджерам. Менеджеры как профессионалы в сфере организации и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда в определенной степени являются исполнителями воли собственника. С расширением производства, усложнением используемых техники и технологий, появляется необходимость в обособлении отдельных видов работ (функций). На этом процессе делал в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл:»Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым «пролетариатом». Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает»…Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно провоцирует толчок к реализации некой «рациональной модели общества», сформированной на прочных научных началах.

Открывая свое дело, предприниматель должен как бы создать свое коммерческое пространство, ориентируясь на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных потребителей. Современный рынок вынуждает фирмы участвовать в конкурентной борьбе. Это значит — постоянно заботиться о наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества, освоении новых рынков, активизации покупок и т.д. С этой точки зрения следует говорить о результативности и эффективности деятельности. В первом случае — отслеживать и оценивать полученные результаты в сравнении с запланированными показателями. Во втором случае речь идет о сравнении полученных результатов с затратами. Постоянная работа по обеспечению результативности и эффективности является основной целью менеджмента. Другой важной целью менеджмента является обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Данную цель можно дифференцировать на две составляющие.С одной стороны — управление качеством продукции, работ, услуг. С другой — управление ассортиментом, создание и поиск новых рынков. Основная цель как фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по наиболее важным функциональным направлениям деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, инновации, менеджмент [22].

Таблица 1.1 — Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Приходится решать стратегические, текущие и оперативные цели и задачи. При этом характер целей и задач разный: социальный, экономический, организационный, научный и технический. Отдельного внимания требуют непредвиденные ситуации, разработки стабильного алгоритма решения — традиционные проблемы. Классификация целей с учетом специфики организации позволяет конкретизировать механизмы и методы, используемые инструменты и, тем самым, повышать качество управления и эффективность деятельности [22] (таблица 1.2).

Таблица 1.2 — Классификация целей менеджмента

Разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подходов к определению их состава невозможно обойтись ни одной организации, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве проверенного средства дифференциации целей на практике используют т.н. «дерево целей».

1) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию высококвалифицированных работников;

2) стимулирование работы сотрудников фирмы, путем создания для них лучших условий труда и установление справедливого уровня заработной платы;

Читайте также:  Способы оповещения населения конспект

3) постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4) постоянный поиск и освоение новых рынков;

5) выявление конкретных целей развития фирмы;

6) выявление приоритетных целей развития фирмы, их очередности и своевременности решения;

7) разработка стратегии развития фирмы, т.е. хозяйственных задач и путей их решения;

8) выработка формы мероприятий для решения проблем в разные периоды деятельности;

9) определение необходимости ресурсов и источников их обеспечения;

10) установление контроля выполнения поставленной задачи.

При успешном решении всех перечисленных задач, реализуется конечная цель менеджмента, которая состоит в обеспечении прибыльности, доходности фирмы, в деятельности фирмы путем рациональной организации процесса производства, развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

1.5 Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разным социальноэкономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент — заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом…)

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании:

Рисунок 1.2 — Объекты и виды менеджмента

Административный менеджмент — это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Рыночный менеджмент (маркетинг) — изучение и формирование (с помощью рекламы, стимулирование сбыта), потребительского спроса, выдача соответствующих ориентиров, научно-техническим и сбытовым службам).

Инновационный (научно-технический) менеджмент — это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент — это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально — этический) — это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент — организация предупреждения, недопущения и устранения последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Маркетинг стратегический — это маркетинг взаимоотношений и рыночных сетей.

Инвестиционный менеджмент — это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и других выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент — это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации процессов в сферах НИОКР, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики и т.д.

Стратегический менеджмент — это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление — деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе: а) внедрения новых технологий; б) анализа деятельности всех структурных подразделений; в) обновления основного капитала предприятия [2].

1.6 Контрольные практические задания

1) Что понимается под термином “менеджмент”?

2) Почему менеджмент понимается, в частности, как интеграционный процесс?

3) В чем заключается главная задача аппарата управления?

4) Менеджмент — это целенаправленное воздействие?

5) Объясните следующее соотношение: Управление Менеджмент Руководство.

6) Что следует понимать под категориями менеджмента? Перечислите их.

7) Что называется объектом управления?

8) Что понимают под субъектом управления?

9) Перечислите виды объекта управления.

10) Перечислите уровни объекта управления.

11) Какие функциональные области выделяют при характеристике объекта управления?

12) Что понимается под функцией менеджмента?

13) На каких принципах строится концепция менеджмента по Э.М. Короткову?

14) Обоснуйте необходимость управления, его особенности в условиях рынка.

15) В чем заключаются цели и задачи менеджмента?

16) Какие виды менеджмента формируют функциональный менеджмент в организации?

1. Менеджмент — как интеграционный процесс предусматривает:

а) выполнение функции, обеспечивающей формирование структуры организации;

б) последовательное выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации;

в) активизация инновационной деятельности.

2. Наиболее часто используемыми подходами к определению сущности и содержания менеджмента считают:

а) менеджмент — это функция (вид деятельности);

б) менеджмент — процесс (последовательность функций);

в) менеджмент — это административная единица (орган управления);

г) менеджмент — наука и искусство;

д) менеджмент — категория людей;

е) менеджмент — коммуникации (взаимодействия) людей в процессе деятельности;

к) нет правильных ответов.

3. К категориям менеджмента относятся:

4. Субъектами менеджмента считают:

а) руководителей предприятия;

б) руководителей структурных звеньев;

в) организаторов определенных видов работ (администраторов);

з) нет правильных ответов.

5. Объектами менеджмента считают:

6. Какое из неравенств верно?

а) Управление > Менеджмент > Руководство.

б) Менеджмент > Управление > Руководство.

в) Менеджмент > Руководство > Управление.

7. Менеджмент, предусматривающий разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации, называется:

8. Деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйствующего субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства на основе внедрения новых технологий; анализа деятельности всех структурных подразделений; обновления основного капитала предприятия является:

а) антикризисным управлением;

б) стратегическим управлением;

в) административным управлением.

9. Организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований — это:

а) инновационный менеджмент;

б) инвестиционный менеджмент;

в) стратегический менеджмент.

10. Приведите в соответствие:

1) субъект управления;

2) объект управления.

а) активная часть, вырабатывающая управленческие воздействия;

б) часть, подвергающаяся воздействию управляющих сигналов (воздействий).

11. Менеджер — это:

а) специалист по организации и управлению трудом других людей;

б) член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи;

в) человек, способный понять структуру потребностей потребителей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления (производством) в целях создания благ, способный творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагающий капиталом, энергией и несущий расходы по организации дела (бизнеса);

12. Административный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

13. Производственный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений. Распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Источник

Оцените статью
Разные способы