Менеджмент это наука управлять способ управления вид профессиональной деятельности

Менеджмент как вид деятельности

Понятие, сущность российского менеджмента.

Менеджмент — это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент — это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

ориентации на человеческий фактор,

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как вид деятельности

Любая деятельность требует управления. Менеджмент — это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление как процесс

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление — это менеджеры

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;

информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;

межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но «один в поле не воин». Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как

высокое чувство долга и преданностью делу;

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

умение выражать свои мысли и убеждать;

уважительное отношение к персоналу;

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Читайте также:  Проблемы демографии способы решения

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Менеджмент — это наука управления

Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. — проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.

Источник

Понятие менеджмента

Любая социально-экономическая категория имеет свое определение. В естественных науках сущность какого-то явления обычно выражается в одном определении, а в общественных науках, как правило, одно и тоже понятие может иметь несколько определений. Такая терминологическая множественность обусловлена следующими факторами:

  • различными условиями осуществления терминологической практики и невозможностью исследователя полностью абстрагироваться от этих условий;
  • неоднозначным отношением исследователя к изучаемой категории;
  • различным уровнем знаний исследуемой области.

Термин «менеджмент» относится к числу тех научных категорий, которые имеют множество различных толкований. Каждое из толкований не противоречит предыдущему, а детализирует и дополняет его. Акцентирование на том или ином аспекте происходит в зависимости от направления и исторического контекста использования данного понятия, условий его применения в теоретической и практической деятельности.

При наличии определенных терминологических различий очевидна связь между двумя базовыми категориями — «менеджмент» и «управление».

Понятие «управление» имеет довольно широкую специфику применения и является обобщающим. В общем смысле его применяют для объяснения воздействия человека на различные системы. Воздействие в менеджменте всегда направлено именно на социально-экономические системы.

Изначально менеджмент трактовали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации( акционерной компании).
В свою очередь, управление государством, административно-территориальными единицами называли администрированием.

Таким образом, в первоначальном определении менеджмента, содержится следующая трактовка: менеджмент — система знаний об управлении людьми и способы взаимодействия руководителей с подчиненными. Здесь акцент был сделан на владении искусством влияния со стороны руководства на подчиненного с целью решения определённых проблем и организации совместной деятельности.

Понятие менеджмента П.Друкера

В учебной и научной литературе нет единого общепринятого определения понятия «менеджмент».

Читайте также:  Способ опыления злаков это

Менеджмент в общем смысле представляет собой особую систему управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.

Знаменитый исследователь в области менеджмента П. Друкер дал следующее определение менеджмента: «Менеджмент обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

Питера Друкера справедливо называют основоположником современного менеджмента как науки об управлении. Следует отметить, что, по Друкеру, конечный итог деятельности организации – есть итог совместной деятельности людей, команды. Деятельность в команде есть сложная форма; далеко не каждый, даже исключительно квалифицированный специалист, может «сработаться в команде». Здесь можно говорить о конкуренции,следовательно,при формирований команды руководитель должен основываться, кроме всего прочего, на психологической и личностной совместимости членов будущей группы.

По мнению Друкера, менеджер — это профессия и призвание; деятельность менеджера, управленца востребована во всех общественно значимых сферах.

Питер Друкер выдвигает следующие положения:

  1. Во-первых, политика современного менеджмента не может и дальше строиться на существующих формах конечного продукта и технологиях его производства – они стали фактором ограничения. Менеджмент должен базироваться на ценности, воспринимаемой потребителем, и его решении относительно того, как именно следует распорядиться существующим доходом. Современный менеджмент начинается именно с этого.
  2. Во-вторых, сфера использования менеджмента не должна ограничиваться юридически. Весь смысл менеджмента, как подчеркивает Друкер, в оперативности и охвате всего процесса полностью. По своей природе управление должно отвечать за результат и эффективность на всех этапах цепочки производства и продаж.
  3. В-третьих, основная функция государственных границ − разграничение. Практика компаний должна определяться интересами предприятий, а не национальными. Следовательно, Питер Друкер считает, что глобализация мировой экономики будет усиливаться.
  4. В-четвертых, задача менеджмента – обеспечить получение результата компанией во внешней среде.

Подходы к определению менеджмента в зарубежной и отечественной литературе

Мескон, Альберт и Хедоури в качестве прямой и непосредственной основы существования менеджмента рассматривают организацию, трактуя ее как «наличие от двух и более людей, которые объединены общей целью и предпринимают совместные усилия по достижению этой цели». Эти исследователи расширили сферу менеджмента. По их мнению, «любая организация людей (даже не обязательно предпринимательская) но и, например, общественная — может управляться на принципах менеджмента».

А. В. Попов дал следующее определение менеджменту: «Менеджмент представляет собой социальный и технический процесс, посредством которого задействуются определенные ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия, происходит содействие изменениям для достижения целей организации».

Л. П. Евенко описывает менеджмент как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей». Исследователь не ставит рамки в применении менеджмента только в сфере бизнеса, акцентируя внимание на том, что «менеджмент – это не только функция по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а еще область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию и категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению».

Читайте также:  Как собрать кубик рубика новичковый способ

В последнее время в западной теории менеджмента наметилась тенденция расширения применения менеджмента — от достаточно узкого круга организаций, нацеленных на получение прибыли, до социально-экономических систем вообще.

Так же менеджмент в самом общем виде есть управленческая парадигма, которая основывается на последовательном полноценном выполнении ряда функций: планирований, мотивация, организация, контроль и др.

Таким образом, мы можем дать еще определение менеджменту и менеджеру:

Менеджмент представляет собой профессиональную деятельность специалистов, позволяющую достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов.

Менеджер – специалист, осуществляющий основанную на принципах эффективности деятельность по управлению в социально-экономических системах.

Таким образом, можно выделить следующие признаки менеджмента:

  • связь с управлением;
  • ориентация менеджмента на организации, которые являются социально-экономическими объектами;
  • целенаправленность менеджмента.

Менеджмент и управление

Управление является базисом менеджмента.

Именно управление привело к появлению менеджмента в конце XIX в. — начале XX в.
В этот период в США и европейских странах стали распространяться акционерные компании, где происходило расщепление капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. Владельцы компаний нанимали особую категорию работников – управленцев. Именно они стали прообразом будущих менеджеров.

Таким образом, мы можем говорить о единстве менеджмента и управления, которое проявляется в следующих аспектах:

  • менеджмент — это взаимоотношений между людьми в процессе их совместной деятельности;
  • менеджмент — это определенное воздействие субъекта на объект управления;
  • менеджмент — это механизм достижения целей.

В свою очередь в управлении можно выделить следующие аспекты:

  • управление как один из видов человеческой деятельности;
  • управление как искусство. Выражается в способности применять накопленный опыт па практике;
  • управление как функция. Выделяется как особая трудовая функция;
  • управление как процесс. Заключается в создании специального аппарата по воздействию на исполнителей.

Управление и менеджмент взаимодействуют на основе общих принципов:

  • координация;
  • системность;
  • целенаправленность.

Связывающим звеном менеджмента и управления является объект — организация, которая представляет собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.

Важно обозначить существующие различия между управлением и менеджментом. В традиционном управлении основная задача управленца заключается в соединении факторов производства в единый процесс. Этот подход отличается своей механистичностью. Менеджмент в свою очередь рассматривает организацию как сложную систему отношений между людьми. В таком подходе важными задачами являются формирование отношений в организации, создание формальных и неформальных коллективов, применение внутриорганизационного маркетинга, удовлетворение потребностей человека, которые связанны с трудом и т.д.

Таким образом, мы можем отметить огромный вклад менеджмента в управление организацией. Любой субъект хозяйствования, занятый производством товаров или оказанием услуг, ориентирован на максимизацию прибыли при одновременном снижении издержек; достижение этой целевой установки требует взвешенного подхода, требует разработки и последовательного претворения в жизнь стратегии в области управления финансовыми ресурсами или финансовой стратегии. Очевидно, что без системы взвешенных и последовательно реализуемых управленческих решений динамичное развитие организации не представляется возможным.

Источник

Оцените статью
Разные способы