Механизмы нарушения биосферы человеком способы предотвращения этого процесса изучает экология
Прикладная экология — дисциплина, изучающая механизмы антропогенного воздействия на биосферу, способы предотвращения негативных процессов и разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов без деградации среды обитания.
Прикладная экология выясняет различные аспекты воздействия факторов окружающей среды на биосистемы и направлена на решение главным образом практических вопросов.
Прикладная экология как наука базируется, прежде всего, на знаниях в различных областях биологии — физиологии, генетике, биофизике, но она также связана с другими естественными науками — физикой, химией, геологией, географией, математикой. Прикладная экология, кроме того, не может быть отделена от экономики, морали, права, поскольку лишь в союзе с ними может в корне изменить отношение человека к природе.
Прикладную экологию по научным направлениям разделяют на промышленную экологию, экологию энергетики, сельскохозяйственную, канцерогенеза т.д.
«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.
Прикладная экология — в широком смысле — изучение механизмов разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.
Прикладная экология — в узком смысле — разработка норм использования природных ресурсов и среды жизни, допустимых нагрузок на них, форм управления экосистемами различного иерархического уровня.
Источник
Тест с ответами по экологии
1. Это экология изучает взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром:
а) социальная экология +
б) глобальная экология
в) прикладная экология
г) инженерная экология
д) экология человека.
2. Что такое положительные взаимные воздействия организмов в природе?
а) нейтрализм
б) мутуализм+
в) комменсализм
г) аменсализм
д) конкуренция.
3. Название фактора, уровень которого приближается к пределам выносливости организма:
а) фатальным
б) экстраординарным
в) оптимальным
г) лимитирующим+
д) нормализующим.
4. Название вредных веществ, которые влияютна функцию деторождения:
а) канцерогены
б) мутагены
в) тератогены
г) раздражающие
д) токсиканты.+
5. Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека называется так:
а) среда обитания +
б) планета Земля
в) экологическая ниша
6. Выберите, как называется система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере:
а) моделированием
б) модификацией
в) мониторингом+
г) менеджментом
д) прогнозированием.
7. Определите, что изучает синэкология:
а) популяции
б) сообщества+
в) особи
г) фитоценоз
д) зооценоз.
8. Что такое аменсализм?
а) сожительство двух видов не влечёт каких – либо последствий для обоих
б) соперничество за жизненные ресурсы
в) один организм живёт за счёт остатков пищи другого
г) взаимовыгодные отношения видов
д) подавление одного организма другим без видимого сопротивления подавляемого.+
9. ____________ характеризует равномерность или неравномерность распределения вида в биоценозе.
а) обилие вида
б) численность вида
в) степень доминирования
г) частота встречаемости+
д) плотность.
10. Лесопарковая зона входит в состав этой зоны:
а) рекреационной +
б) транспортной
в) селитебной
11. Название белков, которые образуют комплекс с ДНК эукариот:
а) нуклеосомами
б) гистонами +
в) глобулинами
12. Что такое экологическая система?
а) совокупность биотических сообществ
б) среда обитания живых организмов
в) природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и косные элементы связаны между собой обменом веществ и энергией +
13. Биологическое разнообразие – это разнообразие чего?
а) организмов
б) экосистем
в) видов +
14. Определите, что понимают под загрязнением природной среды:
а) ухудшение здоровья населения
б) изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ +
в) уменьшение биоразнообразия
15. Фамилия ученого, который предложил термин “экология”:
а) Ю. Либихом
б) Э. Геккелем+
в) К. Хенке
г) В. И. Вернадским
д) Г.Ф. Морозовым
16. Какая экология занимается изучением взаимоотношений в системе «человеческое общество – природа»?
а) глобальная экология
б) социальная экология
в) экология человека+
г) промышленная экология
д) инженерная экология.
17. Какая экология изучает общие закономерности организации жизни?
а) прикладная экология
б) промышленная экология
в) социальная экология
г) теоретическая экология+
д) глобальная экология.
18. Год, когда экология основалась как наука:
а) 1854 г.
б) 1904 г.
в) 1860 г. +
19. Фамилия исследователя, который ввел термин «экологическая система» в науку:
а) Геккель
б) Тенсли +
в) Зюсс
20. Название перенапряжения человека от современного ритма жизни:
а) возбуждение
б) стресс +
в) нервозность
21. Как называется наука, которая изучает экосистемы во внутренней организации индивидуума и их роль для организма?
а) аутэкология
б) синэкология
в) эндоэкология +
22. Как называется раздел экологии, изучающий основные принципы строения и функционирования различных надорганизменных систем?
а) геоэкология
б) общая экология +
в) прикладная экология
23. Какая экология занимается изучением механизмов разрушения биосферы человеком, способами предотвращения этого процесса?
а) социальная экология
б) прикладная экология+
в) промышленная экология
г) экология человека
д) теоретическая экология.
24. Выберите уровень пищевой цепи, на котором находится консумент первого порядка:
а) на первом
б) на третьем
в) на втором+
г) на пятом
д) на четвертом.
25. Название совокупности особей одного вида, единого происхождения, занимающей определённый участок:
а) популяцией+
б) сообществом
в) биомом
г) экосистемой
д) биосферой.
26. Определите название всех популяций, занимающих данную территорию:
а) биосфера
б) экосистема
в) сообщество+
г) биом
д) биотоп.
27. Что такое средний прирост за единицу времени?
а) рождаемость
б) темп роста+
в) прирост популяции
г) прирост особи
д) гомеостаз.
28. Что такое нейтрализм?
а) сожительство двух видов не влечёт каких – либо последствий для обоих+
б) соперничество за жизненные ресурсы
в) один организм живёт за счёт остатков пищи другого
г) взаимовыгодные отношения видов
д) подавление одного организма другим без видимого сопротивления подавляемого.
29. Название природного, жизненного пространства, занимаемого биоценозом:
а) биоценозом
б) экосистемой
в) биотопом+
г) ареалом
д) биомом.
30. Как называют организмы, которые питаются готовыми органическими веществами?
а) автотрофными
б) гетеротрофными+
в) продуцентами
г) деструкторами
д) хемотрофами.
Источник
Экология природных ресурсов
Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, logos — наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование?
В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии. Что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д.
Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки.
Предмет экологии
Современная экология — комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).
Основной объект изучения в экологии – экосистемы — единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, или биоэкология, которая изучает взаимоотношения живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.
Структура науки экологии
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
- аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
- демэкологию или экологию популяций, изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
- синэкологию, т.е.экологию сообществ;
- экосистемную экологию;
- биосферную экологию.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования,т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Задачи экологии
Задачи экологии весьма многообразны.
В теоретическом плане к ним относятся:
- разработка общей теории устойчивости экологических систем,
- изучение экологических механизмов адаптации к среде,
- исследование регуляции численности популяций ,
- изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
- исследование продукционных процессов,
- исследование процессов, протекающих в биосфере , с целью поддержания ее устойчивости,
- моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
- прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
- улучшение качества окружающей природной среды,
- сохранение , воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
- оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.
Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах
Источник
что изучает прикладная экология
Прикладная экология — дисциплина, изучающая механизмы антропогенного воздействия на биосферу, способы предотвращения негативных процессов и разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов без деградации среды обитания.
Прикладная экология выясняет различные аспекты воздействия факторов окружающей среды на биосистемы и направлена на решение главным образом практических вопросов.
Прикладная экология как наука базируется, прежде всего, на знаниях в различных областях биологии — физиологии, генетике, биофизике, но она также связана с другими естественными науками — физикой, химией, геологией, географией, математикой. Прикладная экология, кроме того, не может быть отделена от экономики, морали, права, поскольку лишь в союзе с ними может в корне изменить отношение человека к природе.
Прикладную экологию по научным направлениям разделяют на промышленную экологию, экологию энергетики, сельскохозяйственную, канцерогенеза т. д.
«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.
Прикладная экология — в широком смысле — изучение механизмов разрушения биосферы человеком, способов предотвращения этого процесса и разработка принципов рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни.
Прикладная экология — в узком смысле — разработка норм использования природных ресурсов и среды жизни, допустимых нагрузок на них, форм управления экосистемами различного иерархического уровня.
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. В западных странах часто используется также понятие энвайронментология (en:Environmental science), которое в отечественной литературе выражается термином «наука об охране окружающей среды» .
Такими мерами могут являться:
* Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.
* Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
* Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
* Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.
На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.
Источник