Механический способ постановки звука с зондом

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного лого­педического подхода.

Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.

Существуют три основных способа постановки и коррек­ции звукопроизношения: подражание, механическое воздей­ствие и третий способ — смешанный. При любом из назван­ных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опи­раться на правильно произносимые родственные фонемы.

Логопедическое воздействие должно производиться сис­тематично и последовательно, с рациональным распределе­нием упражнений во времени и интервалов между ними. Дли­тельность занятий зависит от возраста и характера нарушения.

Большое место в коррекционной работе занимает арти­куляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработ­ка правильных, полноценных движений органов артикуля­ции, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, произво­димых специальными логопедическими зондами, механичес­ким способом.

Проволочные зонды — щупы предназначены для меха­нического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.

Логопед просит ребенка произнести звук или слог, по­вторить его несколько раз и во время повторения при помо­щи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуля­ции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные дви­жения постепенно переводятся в пассивно-активные, а за­тем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичеcкой помощи.

Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволя­ет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть до­стигнут естественным путем — путем подражания.

Рассмотрим постановку звуков с помощью логопедичес­ких зондов.

Технология постановки звука Р

  1. Зонд вводят под язык. Прикосновения к нижней по­верхности передней части языка быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка. Ребенок при
    этом произносит ддд или т в быстром темпе при слегка от­крытом в улыбке рте и смыкании языка с деснами верхних резцов или альвеол.
  2. Ребенок произносит звук ж протяжно без округления губ с перемещением переднего края языка несколько впе­ред, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. В это время зонд вводят под язык и быстрыми движениями вправо и влево вызывают вибрацию.
  3. Ребенок повторяет слог зас несколько удлиненным произнесением первого звука з-з-за и перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фри­
    кативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд и с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.

Технология постановки звука Ц

Зондом логопед удерживает кончик языка ребенка у ниж­них резцов или помещает зонд между передней частью спин­ки языка и зубами и просит ребенка произнести слог та или сочетание согласных тс с сильным выдохом. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка надавливает на язык, слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в ре­зультате слышится слитный звук ц.

Технология постановки звуков С и 3

Ребенок многократно произносит слог та, да. Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком языка и слег­ка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую, выдыхаемая струя воздуха производит сви­стящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эф­фекта.

Технология постановки звука Л

Логопед просит ребенка произнести слог ля. Затем вво­дит зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка и нажимает на язык вниз— вправо или влево. Зацепив зонд кончиком языка, язык прижать к верхним альвеолам и добиваться произнесения звука Л.

Технология постановки звука Ш

  1. Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит зонд под язык. С его помощью переводит кончик язы­ка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Регулируя угол на­клона и глубину введения зонда в рот, логопед находит та­кое его положение, которое даст наилучший на данном эта­пе работы акустический эффект. Пока повая артикуляция языка не будет закреплена, ребенку нельзя напоминать о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или вклю­чать в упражнения слова, содержащие данную фонему.
  1. Ребенок произносит слог ра, и в момент произнесения логопед прикасается зондом к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша.

Технология постановки звука Ж

При наличии фонемы з не трудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

Технология постановки звука Щ

Ребенок несколько раз произносит слог си с протяжен­ным свистящим элементом: сиси. Затем логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподни­мает его, несколько отодвигая назад.

Технология постановки звука Ч

Ребенок произносит несколько раз слог атс или сочета­ние согласных тш с некоторым усилением выдоха на со­гласном элементе. В момент произнесения логопед с помо­щью зонда слегка отодвигает назад кончик языка.

Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподни­мает язык и несколько отодвигает его назад подложенным под него зондом — появится верхнее «ч», если же просто отодвигает, то нижнее.

Читайте также:  Деятельность способ существования людей 10 класс схема

Технология постановки звука К

Ребенок несколько раз произносит слог та. В момент произнесения логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, надавливая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, затем ка.

Технология постановки звука X

Способ постановки звука «х» при помощи зонда аналоги­чен тому, с помощью которого ставится «к» от «т». Ребенка побуждают произнести слог сса, протягивая согласную фо­нему, а зондом нажимают на переднюю часть спинки язы­ка, удерживая его за нижними резцами.

Технология постановки звука Г

Фонема г ставится аналогично приему постановки к от т. При произнесении слога да вводится зонд, который на­жимает на язык и выгибает его, удерживается в таком поло­жении получения до слогов да, дя, гя, га.

Технология постановки звука Й

Механический способ постановки «й» от фонемы «з» ана­логичен тому, как фонема «х» ставится от «с», но с той разницей, что завершающим является не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протя­гивая согласную фонему) и нажимают зондом на самую пе­реднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между за и жа. Затем зонд продвигается несколько глубже, пока не будет услышано четкое йа. Далее предлага­ются сочетания зо, зу, зе; азо, азу, азе, получаются слоги йо(е), йу(ю), йе(е), ае, аю, ае.

Комплект логопедических зондов может использоваться и для проведения массажа у лиц с дизартрическими рас­стройствами.

Логопедический массаж — часть комплексной логопе­дической работы, направленной на коррекцию речевых рас­стройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необхо­димым условием эффективности логопедического воздей­ствия. При преодолении артикуляторных нарушений ло­гопедический массаж применяется наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнас­тикой.

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка.

При массаже языка дополнительно могут использовать­ся такие приспособления, как постановочные или массажные зонды (последние разрабо­таны Е. В. Новиковой).

При использовании логопедических зондов массажные движения выполняются в трех направлениях:

горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;

вертикальном: ритмичное надавливание на язык;

поперечном: направление справа налево и обратно по каж­дой половине языка. Массаж подъязычной уздечки .

Воздействие осуществляется с помощью следующих дей­ствий: поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, вибрация (легкая и сильная), постукивание, ввинчивание.

В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать, что:

при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая виб­рация);

при активизирующем массаже, напротив, движения дол­жны быть энергичными (штрихование, рубление, надавли­вание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляци­онной мускулатуры, помогает формированию и осуществле­нию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, комплект логопедических зондов может быть использован как в подготовительной работе к массажу в наиболее сложных случаях, так и при постановке звуков традиционными способами.

Источник

Постановка звуков [Л] и [Ль]

Успешная социализация детей невозможна без правильной и чистой речи. Часто возникают проблемы с произношением, которые можно исправить только с помощью логопеда.

Одним из трудных звуков позднего онтогенеза, который начинает произносить ребенок, является [Л]. Коррекционной работой следует заниматься сразу же, как только замечено искажение в речи ребенка. Постановка звука Л проводится с помощью определенных логопедических упражнений, которые мы и рассмотрим в этой статье.

Артикуляция звука [Л]

Постановка звука [Л] начинается с артикуляции, т.е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.

  • При произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
  • Зубы не соприкасаются. Расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм.;
  • Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
  • Между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха.
  • Корневая часть языка приподнята и оттягивается назад. Посередине образуется ложкообразная вдавленность;
  • Голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Что такое ламбдацизм

Если ребенок неправильно произносит твердый или мягкий звук [Л`], то в логопедии для таких случаев предусмотрен термин – ламбдацизм.

Ламбдацизм представляет собой неправильное произношение звука [Л] и [Ль]. При этом речь идет не только об искаженном звучании, но и о самом пропуске фонемы.

Ламбдацизм бывает нескольких видов:

  • Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао»;
  • Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искаженно. Если при межзубном произношении [л] – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции;
  • Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго»;
  • Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
  • Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
  • Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка;
  • Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
Читайте также:  Способы защиты гражданских прав перечислены

Параламбдацизмы

Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢].

Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».

Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».

Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».

Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо».

Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.

Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво»

У некоторых детей с дизартрией его получается поставить и автоматизировать только к шести годам. И, чтобы предотвратить столь позднее правильное формирование звука [л] и [ль] предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по теме: «Дизартрия: диагностика и применение инновационных методик коррекции».

Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов сенсомоторного уровня при стертой дизартрии. Подробнее.

Каков ы причины неправильного произношения звука [Л]

Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин:

  • Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). Для 2-3 лет неправильное произношение звука Л считается нормой;
  • Нарушение мышечного тонуса языка;
  • Анатомически короткая подъязычная связка;
  • Нарушения фонематического слуха.

Артикуляционная гимнастика для постановки [Л]

Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.

Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность ≈ 5 секунд):

  1. «Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его;
  2. «Вкуснятина». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными;
  3. «Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной;
  4. «Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл»;
  5. «Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно;
  6. «Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.

Продолжительность подобных тренировок – не менее 2 недель (при необходимости можно продлить до 1 месяца). Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.

Постановка звука Л

Если ребенок пока вообще никак не произносит звук [л], то поставить его можно будет намного проще, чем исправление уже неправильного произношения этого звука.

Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Особенность данного метода в том, что взрослый (родитель или логопед) сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении [л]. Делать это нужно перед большим зеркалом – взрослый садится перед ним вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].

Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т.к. получить звук [л] таким образом получается не часто, но попробовать стоит.

Основная трудность в постановке звука [л] по подражанию заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Чаще используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.

Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:

  1. Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ…). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл), можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы;
  2. Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).
Читайте также:  Виды информации свойства информации способы передачи информации

Такие способы постановки оказываются весьма эффективными, но только в том случае, если ребенок не слишком маленький и он может правильно повторять за взрослым.

Если у вас возникает вопрос, как распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. То приглашаем вас принять участие в практическом интенсиве «Секреты коррекции звукопроизношения».

Вы научитесь правильно вызывать звуки раннего онтогенеза у неговорящих детей и освоите постановку звуков с помощью логопедических зондов.

Вы получите 5 видеолекций от 4 топовых экспертов: Ткаченко Т.А., Белик А.Э., Маюрова Г.М. и Пузикова О.Ю.

Другие способы постановки звука [Л]

1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;

Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].

2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;

В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.

3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;

Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;

Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».

5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;

Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов;

Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».

7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;

Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.

8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.

Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н. ). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.

В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.

Источник

Оцените статью
Разные способы