Механические способы украшения стекла матовая лента

Украшение стеклянной посуды

Украшение изделий в холодном состоянии осуществляют посредством механической обработки (фигурное сошлифовывание), химической обработки (травление) и поверхностным декорированием с использованием силикатных красок, препаратов золота, люстров.

К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, плоскую грань, гравировку, пескоструйную обработку.

Матовая лента — это полоска шириной 4—5 мм. Номерная шлифовка — матовый поверхностный рисунок из круглых, овальных шлифов или насечек.

Алмазная грань — это рисунок из глубоких двухгранных бороздок, которые, сочетаясь между собой, образуют кусты, сетки, многоугольные камни, простые и многолучевые звезды и другие элементы. Рисунок наносят на ручных или автоматических станках с помощью абразивного круга с различным профилем края. После нарезания рисунка его полируют до полной прозрачности. Алмазная грань особенно эффектна на хрустальных изделиях, где хорошо выявляются блеск и игра света в гранях.

Плоская грань — это полированные плоскости различной ширины вдоль контура изделий.

Гравировка — поверхностный матовый или реже светлый рисунок преимущественно растительного характера с тщательной проработкой деталей.

Пескоструйная обработка — матовый рисунок различной фактуры, образующийся при обработке стекла песком, который под давлением подают в вырезы трафарета.

Разделки, наносимые травлением, подразделяют на травление простое (гелиоширное), сложное (пантографное), глубокое (художественное). Для получения рисунка изделия покрывают слоем защитной мастики, на которой иглами машин или вручную наносят узор, обнажая стекло. Затем посуду погружают в ванну со смесью плавиковой и серной кислот, которые растворяют стекло по обнаженному узору на различную глубину.

Простое, или гелиоширное, травление — это углубленный прозрачный геометрический рисунок в виде прямых, кривых, ломаных линий.

Сложное, или пантографное, травление представляет собой линейный углубленный рисунок, но более сложного, часто растительного характера.

Глубокое, или художественное, травление — это рельефный рисунок в основном растительного сюжета на двухслойном стекле. За счет разной глубины травления цветного стекла образуется выпуклый узор разной интенсивности окраски. Разделка весьма трудоемка.

Поверхностное декорирование силикатными красками, препаратами золота, люстрами — это живопись, нанесение лент (шириной 4—10 мм), отводок (1—3 мм), усиков (до 1 мм), переводных картинок (декалькомания), фотоизображений и др. Рисунки закрепляют обжигом при температуре 550—600 °С.

Разрабатывают новые методы украшений — плазменное напыление металлов, стеклопорошков, фотохимическое гравирование и др.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий. Выдувные, прессовыдувные изделия маркируют наклеиванием бумажной этикетки с указанием товарного знака завода, номера стандарта, сорта (хрустальных выдувных), группы разделки, цены. Прессованные изделия маркируют оттиском необходимых данных на дне изделий при формовке.

Источник

Охарактеризуйте способы украшения (декорирования) стеклянных изделий

Украшение на стекло может быть нанесено в процессе изготовления изделия (в горячем состо­янии) и на готовые изделия (в холодном состоя­нии).

1. Украшение в горячем состоянии: цветные стеклоизделия, изделия с нацветом. Разделка «кракле». При выдувании стеклодув помещает баночку в холодную воду, она покрывается сет­кой трещин. Изделие помещают в печь, трещи­ны оплавляются, затем продолжают выдувание; изделия из стекла с рельефами и др.

Читайте также:  Народный способ лечения рефлюкса

2. Украшение в холодном состоянии.

Механический способ. Абразивными матери­алами наносят на стеклоизделия матовую лен­ту, номерную шлифовку, алмазную грань, гра­вировку.

Номерная шлифовка — несложные матовые или прозрачные рисунки, их нумеруют.

Алмазная грань — узоры, образованные двух-, трехгранными прорезями (бороздками) с помощью абразивного круга. Алмазной гранью украшают хрустальные изделия.

Химический способ. Украшения наносят пу­тем травления плавиковой кислотой. Существу­ет простое, сложное и глубокое художественное травление.

Украшение наносится красками: живопись, ук­рашение золотом (усик — 1 мм, отводка — до 3 мм, лента — 4—10 мм), декалькомания (с помощью переводных картинок), украшение люстрами (крас­ки на основе солей цветных металлов) и др.

1 — матовая лента; 2, 3, 4 — номерная шлифовка; 5, 6 — простое травление; 7, 8 — пантографическое травление; 9 — художествен­ное травление; 10, 11 — гравировка; 12 — широкая прямая грань; 13 — живопись; 14 — украшение стеклянной тканью; 15, 16, 17, 18,19 — алмазная грань

Дайте характеристику ассортимента стеклянных изделий по назначению, в зависимости от вида стекла, по способу формования, по форме, размеру комплектности и другим признакам. Назовите правила ухода за стеклянной посудой.

Ассортимент стеклоизделий подразделяют по составу стекломассы, способу выработки, назна­чению, видам, фасонам, размерам и способам ук­рашения.

Размер тарелок, блюдец определяется по верх­нему диаметру, в мм; стаканов и других полых изделий по вместимости, в см3 или в л; высоких изделий (вазы) — по высоте, в мм.

Столовая посуда (сортовое стекло).

Ассортимент столовой посуды подразделяет­ся по функциональному назначению:

— изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.;

— изделия для подачи пищи и напитков — ме­нажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахар­ницы, селедочницы, салатники, масленки и др.

Менажницы — блюда с секциями (3—5) для подачи нескольких видов холодных закусок.

Посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы.

Прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.

Изделия из хрусталя вырабатывают выдува­нием и прессованием. К ассортименту хрусталь­ной посуды относят изделия для сервировки сто­ла, вазы, салатники и др. Изделия хрустальные могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.

Хозяйственная и кухонная посуда.

К хозяйственной посуде относят банки для кон­сервирования, термосы, колбы для термосов, си­фоны бытовые и др.

Кухонная посуда предназначена для приготов­ления пищи, выполняется из жаростойкого стек­ла методом прессования с последующей закал­кой. В ассортимент кухонной посуды входят кас­трюли, жаровни, сковородки и др.

Художественные изделия вырабатывают из высококачественного стекла и из хрусталя. К ним относят скульптуры малых форм, вазы, декора­тивные блюда, туалетные приборы (лоток для туалетных принадлежностей, пудреницы и др.).

Стеклоизделия маркируют маркой, в которой указывают наименование предприятия-изготови­теля, товарный знак, номер стандарта, группу разделки, артикул, на хрустальных изделиях — содержание оксидов свинца и бария в процентах.

Транспортируют стеклоизделия с надписью «Осторожно, стекло!», «Вверх».

Стеклянные изделия нельзя хранить длитель­ное время в сырых помещениях, так как частич­но теряется прозрачность стекла, на поверхнос­ти может образоваться белый налет.

Читайте также:  Способ обхода аккаунта google после сброса самсунг

Источник

Украшение стеклоизделий

На основную массу стеклянной выдувной посуды наносят ук­рашения, т. е. производится их декорирование. Изделия украшают или в процессе их выработки (в горячем состоянии), или когда они готовы (в холодном состоянии).

Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их вы­работки (в горячем состоянии), характеризуются большим разно­образием.

Цветное стекло получают при добавлении красителей в стек­ломассу.

Изделия с нацеетом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.

Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное

стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под ма­лахит.

Украшение стеклотканями является интересным решением декора изделий. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие довыдувают.

Украшение цветной насыпью заключается в следующем: ра­зогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному из­мельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.

Гутенская работа характерна для изделий, изготавливаемых выдуванием без формы. По замыслу художника поверхность из­делия может иметь углубления, выпуклости и прилепы.

Украшение «кракле» получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и довы­дувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.

Украшение филигранью, или витьем, придает изделию ажур­ность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей.

Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворите­ли выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.

Поверхность изделий с разделкой «иризация « имеет радужные переливы. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси хлористого олова, азотнокислого стронция и хлорного ба­рия, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр).

Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном со­стоянии), выполняются механическим, химическим способами и керамическими красками.

Механическим способом на изделия наносят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку, прямую ши­рокую грань,

Матовая лента — это самый несложный вид украшения. К по­верхности изделия при его вращении прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска.

Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Нано­сится рисунок с помощью песчаных, корундовых и наждачных кругов.

Алмазная грань — это резьба на стекле. Рисунки состоят из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный геометрический узор. Алмазная грань наносится с по­мощью корундовых и электро корундовых одно- и многожальных кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие по­лируют смесью, состоящей из 40% плавиковой кислоты и 95% серной кислоты.

Гравировка — рисунок плоский, без больших углублений, ма­товый, чаще растительной тематики; наносят рисунок с помощью медных или алундовых дисков разных диаметров.

Прямая широкая грань является одной из разновидностей гра­нения. Наносят ее на изделия чугунными или песчаными шай­бами.

Читайте также:  Литература как способ воздействия

Химическим способом на изделия наносят травление простое, сложное (пантограф) и глубокое.

Простое и сложное травление выполняется следующим обра­зом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонкой иглы вычерчива­ют в ней рисунок. После этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой в течение 15-30 мин при температуре 40-60 °С.

Для простого травления характерен несложный рисунок, ко­торый выполняется на гильоширных машинах, более сложный рисунок наносят на пантографических машинах (сложное трав­ление).

Глубокое травление выполняется на двух-, трехслойном стекле вручную кисточкой. Путем многократной обработки плавиковой кислотой на поверхности изделия получается рельефный рису­нок.

Живописные рисунки наносятся ручным и полуавтоматичес­ким способом силикатными красками, 12% раствором золота, эмалями, люстрами с последующим обжигом при температуре 580-600 °С.

Декалькомания — деколь наносится на изделия методом пере­водной картинки. Она может быть самых разных сюжетов и ярких красок. Закрепляется обжигом при температуре 580-600 °С.

Химический состав и свойства стекла

Для изготовления посуды применяются натрий-кальций-сили­катное стекло, хрустальные стекла и боросиликатное стекло.

Ориентировочный состав стекла выражается «нормальной формулой стекла» (К2О • КО • 63Ю2), представляющей собой три-силикат, причем, под К2О подразумеваются оксиды одновален­тных натрия и калия: Ыа2О, Ка2О; КО — оксиды двухвалентных металлов — кальция, магния, свинца и др.: СаО, М§О, РЬО и др., наряду с оксидами кремния в состав стекла входят А12О3, Ре2О3 и др. В наиболее распространенных составах стекол содержит­ся 14-16% оксидов одновалентных металлов; двухвалентных -11-12% и кремнезема — 71-75%.

Стекло относится к химически устойчивым материалам, спо­собным противостоять разрушающему действию многих хими­ческих реагентов.

К важнейшим физическим свойствам стекол относятся: вяз­кость, плотность, прочность, хрупкость, твердость, термостойкость и др.

Вязкость для каждого типа стекла при определенной темпера­туре является константой.

Плотность различных стекол колеблется от 2200 кг/м 3 до 6000 кг/м 3 . Известково-натриевое стекло имеет плотность 2500, а хрусталь — около 3000 кг/м 3 и выше.

Прочность стекла при растяжении небольшая — от 35 до 90 Мн/м 2 , а при сжатии — от 500 до 2000 Мн/м 2 .

Хрупкость — свойство стекла разрушаться под действием удар­ной нагрузки без пластической деформации. Стекло обладает по­вышенной хрупкостью, оксиды М§О и А12О3 понижают ее.

Твердость — способность стекла сопротивляться проникнове­нию в него другого тела. По минералогической шкале твердость стекла 4,5-7,5.

Теплопроводность стекла очень мала и колеблется от 0,7 до 1,34 вт/м-град.

Термическое расширение стекла характеризуется коэффициен­том линейного расширения, который для различных стекол колеб­лется от 5,8• 10″ 7 до 151 • 10″ 7 , у многих стекол массового применения он равен 100-10″ 7 .

Из оптических свойств стекла основными являются прозрач­ность и показатель преломления стекла. Прозрачность стекла за­висит от химического состава стекла и присутствия в нем оксидов железа. Показатель преломления стекол различного состава колеб­лется от 1,475 до 1,96; для обыкновенного стекла он составляет 1,5, для хрусталя- 1,55 и выше.

Источник

Оцените статью
Разные способы