- Разборы слова медсестра
- Разбор по составу слова медсестра
- Дополнительные варианты разбора
- Схожие по составу слова
- Морфологический разбор слова медсестра
- Фонетический разбор слова медсестра
- Разбор по буквам:
- Значение слова медсестра
- Предложения со словом медсестра
- Цитаты со словом медсестра
- Медсестры каким способом образовано
- 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Разборы слова медсестра
Разбор по составу слова медсестра
Дополнительные варианты разбора
Схожие по составу слова
Морфологический разбор слова медсестра
- имя существительное: одушевлённое, женский род единственное число, именительный падеж
Фонетический разбор слова медсестра
Разбор по буквам:
- м: [м’]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
- е: [и]:гласный
- д: [ц:]:согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
- с: —
- —:
- е: [ы]:гласный
- с: [с]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- т: [т]:согласный, парный глухой, парный твёрдый
- р: [р]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
- а: [а]:гласный
Значение слова медсестра
МЕДСЕСТРА, ы, мн. сёстры, сестёр, сёстрам, ж. Сокращение: медицинская сестра.
| прил. медсестринский, ая, ое.
Предложения со словом медсестра
- Обслуживающего персонала – три медбрата, медсестра, две нянечки – всего шесть человек.
- Стол напротив Антона занимала его медсестра Надежда Фёдоровна – суровая тётя, мечтающая досидеть до пенсии без лишних беспокойств.
- Пока я собирался с духом, вдруг вернулась та же самая медсестра, как ни в чем не бывало вошла в кабинет главного, порылась у него на столе, взяла историю и вышла.
- На участке первым помощником психиатра является участковая медсестра, помогающая на приемах и принимающая активное участие в амбулаторном наблюдении за пациентами с неустойчивым состоянием, склонными к частым рецидивам и получающими поддерживающую психофармакотерапию.
Цитаты со словом медсестра
- Двое безнадежных больных лежали в одной палате. Они были обездвижены. У одного кровать была повернута в сторону окна, а у другого к стенке. И вот каждый день тот больной, у которого кровать была повернута к окну, рассказывал своему приятелю по несчастью про то, что творится за окном. Как капает дождь, в чем ходят люди. Второй больной тайно завидовал ему и однажды, когда его товарищу стало плохо и он просил позвать на помощь, второй больной упорно молчал. И первый скончался. Когда умершего убрали из палаты и медсестра сообщила, что скоро прибудет новый больной, старожил попросил его переложить на кровать, повернутую к окну. Когда его переложили, он увидел, что в окне видна только кирпичная стенка противоположного дома.
Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке»
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»
Источник
Медсестры каким способом образовано
Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по теме: «Словообразование»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Что такое словообразование?
А) Раздел науки о языке, изучающий типы, структуру и разновидности морфем.
Б) Раздел науки о языке, изучающий историю происхождения слов.
В) Процесс усваивания одним языком слов, выражений или значений другого языка.
+ Г) Раздел науки о языке, в котором изучаются закономерности образования новых слов от тех, что уже существуют, а также их классификация.
2. Какие слова изучает словообразование?
+ А) Сложные и производные
Б) Простые и производные
В) Производные и непроизводные
3. Какой способ образования слов в русском языке является основным?
4. В каком способе словообразования новое слово образуется путём сокращения слов?
А) Суффиксальный способ
Б) Безаффиксный способ
5. При помощи какого способа словообразования образовалось слово вагон-ресторан?
А) Префиксально-суффиксальный способ
Б) Безаффиксный способ
6. От чего зависят изменения в словообразовании?
А) От количества выученных правил
Б) От количества прочитанных книг
В) От степени образования говорящего
+ Г) От развития языка в целом
7. Что происходит с языком благодаря словообразованию?
+ А) Появляются новые слова
Б) Старые слова выходят из употребления
В) Теряет свою индивидуальность
8. Как называются слова, которые образованы от одного и того же корня?
9. С чем часто путают словообразование?
А) Со слогообразованием
+ Б) С формообразованием
В) С переходом слов из одной части речи в другую
Г) С сокращением слов
тест 10. Что одинакового у разных форм одного и того же слова?
В) Грамматическое значение
+ Г) Лексическое значение
11. Что присоединяется к производящей основе слова при морфологическом способе словообразования?
А) Только приставка
Б) Знаки препинания
12. Что такое аффикс?
+ Г) Любая морфема
13. Что такое префикс?
14. Каким способом образовано слово лимонный?
Г) Переход из одной части речи в другую
15. Каким способом образовано слово универмаг?
16. Сколько существует неморфологических способов словообразования?
17. Что подразумевает под собой лексико-семантический способ словообразования?
+ А) Изменение в значении уже существующих слов
Б) Появление новых слов в результате сложения их основ
В) Переход из одной части речи в другую
Г) Сокращение основы слова
18. Что происходит со словарным составом любого языка?
А) Всегда остаётся неизменным
Б) Со временем уменьшается
+ В) Постоянно пополняется новыми словами
Г) Начинают использоваться вышедшие из употребления слова
19. Каким способом образовалось слово повтор?
Г) Переход из одной части речи в другую
тест-20. Какие слова образуются в результате способа словообразования сложение?
21. Что образует группа родственных слов?
А) Словообразовательный вид
Б) Словообразовательную корзину
+ В) Словообразовательное гнездо
Г) Словообразовательный дом
22. Как называется часть слова, которая может быть определена при помощи подбора родственных слов?
23. Какая часть слова служит для выражения грамматического значения?
24. Каким способом образовано слово выходить?
25. Какое слово образовано способом сложения?
Источник
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Источник