- X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
- МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОРОВ.
- Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров
- Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:
- Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:
- Основные особенности медиативных процедур
- ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
- Добровольность:
- Равноправие сторон:
- Нейтральность, беспристрастность медиатора:
- Конфиденциальность:
- СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:
- В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОРОВ.
Так 27 июля 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 2 . Необходимость применения новых способов разрешения конфликтов, в частности и предпринимательских назрела давно: рассмотрение дела в судах требует больших затрат времени и финансовых средств. Судебный порядок практически всегда, за исключением особых случаев предполагает публичность — существо спора, суть взаимоотношений сторон становятся известными третьим лицам, что не всегда приветствуется предпринимателями, которые строят свое дело самостоятельно и независимо от всех. Не все предприниматели желают обращаться в арбитражный суд и из-за зависимости судов от публичной власти 3 .
На данный момент, несмотря на все разногласия по поводу использования медиации и ее законодательного закрепления, стоит сказать, что в условиях современного общества это необходимо. Существует огромная практика разрешения экономических споров в зарубежных странах, причем именно в странах с развитой свободной рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Там жизнь показала достаточно высокую эффективность приемов медиации. Так, например, в США, Великобритании и Австралии, для которых присуща англосаксонская система права, к медиации прибегают с начала 60-х годов. Во Франции, Бельгии, Германии медиация начинает особенно появляется в 70-80-е годы. Еще в 2001 году в США был принят Единообразный акт о медиации, в котором давалось дефиниция понятия медиация. Согласно данному акту медиация означает процесс, в котором посредник способствует общению и переговорам между сторонами с целью помочь урегулировать возникший спор посредством добровольного соглашения. В Англии и Уэльсе сегодня более половины споров рассматривают в порядке медиации, в восточных странах, например в Китае — до 70% людей, между которыми возникает спор, прибегают к помощи медиатора 4 .
Можно выделить следующие способы разрешения конфликтов между предпринимателями:
– судебный — арбитраж (третейское разбирательство);
Рассмотрим первый способ разрешения споров между сторонами, в частности предпринимателями – третейское разбирательство. Пока не смотря на развитие общественных отношений, на первом месте, как по количеству рассмотренных дел, так и по влиянию на экономическую жизнь, находится судебный порядок. Данный способ разрешения конфликтов до сих пор остается в ряду первых, так как обладает жесткой системой публично-правового обеспечения. Согласно ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» третейский суд представляет собой избранных в согласованном порядке сторонами единоличного арбитра (третейского судью) или коллегию арбитров, рассматривающих экономические споры 5 . Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие, так и для рассмотрения конкретного спора. Таким образом, стороны имеют дело с судом, который разрешает споры на основании действующего законодательства. Однако компетенция этого суда основана на воле стороны спора. К плюсам третейского разбирательства можно отнести то, что по своей сути оно лежит в правовом поле не публичного процессуального права, а права частного 6 . Сам способ разрешения конфликта, когда разрешение спора осуществляется лицом по выбору стороны, вытекает из такой черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, как диспозитивность.
В США решающую роль в развитии медиации сыграла крайне высокая стоимость услуг суда. Что важно, в России так же услуги суда нельзя назвать не дорогостоящими. В соответствии с АПК РФ выплата расходов чаще всего ложится на одну сторону.
Из чего делаем вывод, что чаще всего все расходы, которые понесла сторона в связи с участием в судебном споре, обращением в суд, подлежат возмещению проигравшей стороной, что не удовлетворяет интересы обеих сторон, участвующих в споре, что весьма важно для предпринимателей.
В свою очередь согласно п. 1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе. Помимо этого, согласно п. 2 той же статьи оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином 7 .
Из этого можно сделать вывод, что если прибегать к судебному разбирательству, то издержки будут существенно выше — это автоматически скажется на увеличении интереса предпринимателей к процессу медиации.
Конечно, еще более диспозитивен по своей сути последний из названных выше способов – разрешение спора путем проведения переговоров. Здесь стороны полностью свободны в выборе форм и приемов урегулирования спора, не связаны ни императивными, ни даже диспозитивными нормами права. Конечно, существуют определенные пределы для проведения таких переговоров, не должен нарушаться закон. С точки зрения частного права пределы действий сторон при проведении переговоров — общие начала гражданского законодательства, невозможность злоупотребления правом и т.д. Однако, как показала практика переговоры между субъектами, далеко не всегда эффективны. Предприниматели часто привыкли смотреть на отношения с иными субъектами исключительно, со своей стороны. Да и, вряд ли, возможно непредвзято оценить интересы другой стороны, объективно сопоставить со своими интересами. В данном случае как раз и появляется фигура медиатора, который поможет решить вопрос, максимально удовлетворив интересы обеих сторон и не нарушив закон. Суть медиации как способа разрешения предпринимательских споров в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи профессионального посредника (медиатора) прийти к согласию, не прибегая к судебным разбирательствам 8 . По уровню диспозитивности медиация лежит где-то между обычными переговорами и третейским разбирательством.
В настоящее время правовая природа медиации активно изучается российскими учеными. Так О.Ю. Скворцов в докторской диссертации рассмотрел третейское разбирательство как способ саморегулирования в предпринимательской сфере 9 . О.Н. Максимович в кандидатской диссертации пишет, что «… одним из проявлений саморегулирования в гражданско-правовой сфере является формирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности постоянно действующих третейских судов, а также все чаще встречающееся применение такого способа разрешения конфликтов, как медиация» 10 . С таким подходом можно согласиться. Действительно, в медиации еще более четко, чем в случае с третейскими судами проявляются приемы саморегулирования. Конечно, саморегулирование бизнеса — сложная и малоизученная категория. Вряд ли возможно в настоящее время сформулировать целостные концепции саморегулирования — пока нет серьезной практики, нет комплексных научных исследований. Стороны в соответствии с договором не просто приходят к принятию решения по их спору определенному лицу в рамках определенной процедуры. Стороны при медиации, реализуя свою правосубъектность и действуя в своих интересах, самостоятельно приходят к разрешению конфликта 11 . Согласно ст. 3 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора 12 .
Медиатор играет второстепенную, но очень важную роль, он подталкивает стороны к поиску оптимальных путей урегулирования, объективно анализирует цели и интересы сторон 13 .
Разрешение споров посредством медиации предполагает создание организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Важное отличие медиации в том, что при разрешении спора на первый план выходит не строгое следование букве закона, а цель справедливого разрешения спора в соответствии с представлениями сторон о справедливости 14 .
Многие аналитики считают, что медиация возможна только при сравнительном равенстве сторон. Сторона, превосходящая соперника по каким-либо параметрам (финансовым, по возможности использования административных институтов и т.д.), не заинтересована в посредничестве. Однако это скорее экономические, а не правовые доводы. На практике вполне возможна ситуация, когда к медиации прибегают крупная корпорация и индивидуальный предприниматель.
Считаем, что классическими спорами, разрешение которых возможно с помощью медиатора как раз являются споры экономические.
Таким образом, подытожив все вышесказанное, можно сказать, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) позволит ввести цивилизованный порядок разрешения спора, сумеет ориентировать стороны на грамотные подходы. Помимо этого, на законодательном уровне решается вопрос об обеспечении исполнения решения, что немаловажно как для сторон спора, так и для медиатора.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета — 27.07.2002. — № 137.
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, — 30.07.10. №5247 (168)
Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция) // — 31.12.2015. — № 297.
Елисеев Д.Б., Некрасов С.И. Медиация как метод и технология урегулирования социально — правовых конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. –С. 228.
Зайцева Л.И. Некоторые проблемы применения процедуры медиации в системе арбитражных судов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. -№ 15. – С. 43.Зыбина А.С. Возможности использования медиации при разрешении трудовых конфликтов в современном предпринимательстве // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2016. — № 35. – С. 118.
Калдина М. А. Медиация как инструмент корпоративного управления [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.nccg.ru/site. xp/049054048049124.html — свободный. – Загл. с экрана.
Коломытцева В.В. Этапы становления медиации в зарубежных странах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. — № 2. –С. 269.
Максимович О.Н. Саморегулирование как элемент гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Автореф. канд. дисс. – Казань. – 2007. – С. 24.
Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
Сухова Н.В. Принципы процесса медиации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – № 3. – С. 155.Ширяева Ю.В. Медиация как важный фактор поддержки предпринимательства // Путеводитель российского бизнеса. -2013. — №8 (28). -С. 20.
Феоктистов А.В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. – 2014. — № 1. – С. 2.
1 Елисеев Д.Б., Некрасов С.И. Медиация как метод и технология урегулирования социально — правовых конфликтов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. –С. 228.
2 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, — 30.07.10. №5247 (168)
3 Зайцева Л.И. Некоторые проблемы применения процедуры медиации в системе арбитражных судов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. -№ 15. – С. 43.
4 Коломытцева В.В. Этапы становления медиации в зарубежных странах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. — № 2. –С. 269.
5 Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция) // — 31.12.2015. — № 297.
6 Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
7 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета — 27.07.2002. — № 137. Ст. 10.
8 Зыбина А.С. Возможности использования медиации при разрешении трудовых конфликтов в современном предпринимательстве // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2016. — № 35. – С. 118.
9 Скворцов О.Ю. Проблемы третейского разбирательства предпринимательских споров в России. Автореф. Дисс. На соискание ученой степени доктора юридических наук. – Санкт-Петербург. 2006. С. 39.
10 Максимович О.Н. Саморегулирование как элемент гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Автореф. канд. дисс. – Казань. – 2007. – С. 24.
11 Сухова Н.В. Принципы процесса медиации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – № 3. – С. 155.
12 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ // Российская газета, — 30.07.10. №5247 (168). — Ст. 3.
13 Феоктистов А.В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. – 2014. — № 1. – С. 2.
14 Ширяева Ю.В. Медиация как важный фактор поддержки предпринимательства // Путеводитель российского бизнеса. -2013. — №8 (28). -С. 20.
Источник
Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров
Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.
Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:
— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.
Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.
Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:
• Актуальные вопросы становления и развития медиации в России • Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Процедура медиации в военном суде • Анализ наличия в России условий для развития медиации • В поисках российской модели судебной медиации • Взаимодействие негосударственных и государственных организаций по развитию медиации в регионе • Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации • Воспитание свободой. В регионе внедряют ювенальную юстицию и школьную медиацию • Зарубежный опыт реализации процедур медиации в уголовно-правовой сфере • Значение медиации в условиях осуществления судебно-правовой политики • Институт медиации — альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов • Институт медиации в Республике Казахстан: проблемы теории и практики • Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по Спортивному кодексу Франции • Институт медиации в условиях инновационного развития российского общества • Интеграция медиации в мировое судопроизводство: проблемы и перспективы • Использование медиации для разрешения споров в банковской сфере • К вопросу о коммерческой медиации в России • К вопросу о проведении процедуры медиации с участием нотариуса • К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации • Коммерческие суды Российской империи — центры медиации и права при разрешении торговых споров • Криминология и медиация • Медиация — важный элемент правовой культуры российского бизнеса • Медиация — вперед?! • Медиация — инвестиция в будущее • Медиация — шаг вперед к гражданскому обществу • Медиация (посредничество) по уголовным делам • Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран • Медиация в обычном праве народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.): особенности и значение • Медиация в России • Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество • Медиация в системе способов защиты трудовых прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности • Медиация в сфере недвижимости • Медиация в уголовном процессе • Медиация в уголовном процессе США • Медиация в условиях современной России: проблемы и перспективы • Медиация и арбитражный процесс • Медиация и качество правосудия • Медиация и коррупция • Медиация как альтернатива и дополнение судопроизводству • Медиация как альтернативный способ разрешения споров • Медиация как отдельный способ урегулирования правовых конфликтов в частноправовой сфере • Медиация как современный способ урегулирования споров и ее соотнесение с судебным разбирательством • Медиация как способ защиты прав предпринимателей (лекция в рамках курса «Предпринимательское право») • Медиация как способ проведения переговоров в конструктивном духе • Медиация как способ разрешения корпоративных конфликтов: правовой аспект | • Медиация как способ разрешения трудовых конфликтов с участием спортсменов и тренеров • Медиация как способ разрешения международных коммерческих споров • Медиация как средство защиты чести, достоинства и деловой репутации • Медиация как средство поддержки судей • Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров • Медиация. Попытка N 4 • Медиация: российский вариант • Некоторые проблемы закона о медиации в России • О возможности применения института медиации в исполнительном производстве в условиях гражданского общества • Организация медиации как элемента государственной политики в сфере защиты прав и интересов (на основе российского исторического и современного зарубежного опыта) • Особенности и проблемы реализации принципов медиации в России • Перспективы медиации в российском уголовном процессе: зарубежный опыт примирительных процедур • Перспективы развития института медиации по уголовным делам • Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации • Понятие медиации в уголовном процессе Российской Федерации • Правовая квалификация отношений медиации • Правовые аспекты соглашений, заключаемых при проведении медиации • Правосудие и об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) • Препятствия развития медиации • Применение медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. • Применение норм о медиации в гражданском судопроизводстве • Применение процедуры медиации в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии • Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности • Проблемы влияния процедуры медиации на рассмотрение дела в суде • Проблемы использования адвокатом переговоров и медиации как внесудебных средств разрешения спора • Проблемы нормативной регламентации посредничества (медиации) в России • Проблемы применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» • Продвижение медиации в России: общий обзор процесса. Общественный Круглый стол в Российской академии правосудия • Процедура медиации — новая альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника • Процедура медиации при разрешении внешнеэкономических споров • Пути совершенствования медиации в России • Роль института медиации в ускорении уголовного судопроизводства • Российская процедура медиации: концепция развития • Содействие примирению сторон в арбитражном процессе: правовая связь с процедурой медиации • Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта • Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии • Три подхода к пониманию медиации • Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента «Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство» (Загайнова С.К.) • Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы • Эффективность медиации во внешнеторговых спорах |
В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.
В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.
Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.
Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.
Основные особенности медиативных процедур
ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
Добровольность:
в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.
Равноправие сторон:
ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.
Нейтральность, беспристрастность медиатора:
медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.
Конфиденциальность:
все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.
СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:
— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.
Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).
В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.
В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.
В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).
Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.
Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.
Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.
Источник