Медиация как способ разрешения корпоративных конфликтов

Медиация: что это такое, ее преимущества и практика применения в России

Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.

Юристы «М16-Консалтинг» рассказывают, что такое медиация, какова роль медиатора в суде и чем привлекательна процедура медиации в бизнесе.

Медиация как способ разрешения конфликтов

Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.

Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.

Основные принципы медиации

  1. Добровольный характер. Привлечение человека «со стороны» для урегулирования спора является необязательным, а это значит, что в случае, если один из участников конфликта выступает против помощи третьей стороны, его не заставят насильно участвовать в подобном формате переговоров. В отличие от судебного разбирательства, игнорирование которого влечет за собой серьезные последствия.
  2. Равные права сторон. Ни один из участников переговоров не имеет преимуществ, все имеют равные возможности для отстаивания своих прав. Это позволяет сторонам совместно принимать окончательное решение и минимизировать собственные потери.
  3. Полная конфиденциальность. Медиатор связан законом, запрещающим ему разглашать любую информацию, полученную в ходе процедуры, а это значит, что стороны, которые хотят сохранить конфликт в тайне, могут не переживать об огласке. Это особенно важно для медиации в бизнесе, когда на кону стоит деловая репутация.
  4. Нейтралитет медиатора. Роль третьей стороны принимает на себя тот медиатор, кандидатуру которого одобрят все участники сторон. Это дает возможность сторонам убедиться в отсутствии заинтересованности медиатора в том или ином исходе. Кстати, по нормам, установленным для медиаторов, если специалист в какой-то момент чувствует, что не способен сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Преимущества медиации

  • Экономия. Поскольку стороны избавлены от необходимости нести судебные издержки, решение конфликта в формате переговоров зачастую обходится дешевле и, главное, быстрее;
  • Безграничные решения. Стороны могут сойтись на решении конфликта, не предусмотренном законом (но не противоречащем ему);
  • Эффективный результат. Важно то, что профессиональный медиатор – это, в первую очередь, талантливый конфликтолог и специально обученный психолог, а его главная задача – создать здоровый микроклимат для нормального ведения диалога, даже если между сторонами напряженные отношения;
  • Положительные рабочие отношения. Данный пункт логичным образом вытекает из предыдущего: благодаря тому, что медиатор создает спокойные и благоприятные для взаимного диалога условия, зачастую после решения спорной ситуации стороны остаются в хороших взаимоотношениях, что в дальнейшем способствует долгосрочному сотрудничеству. После судебных разбирательств такой исход – скорее исключение, чем правило.

Медиация в бизнесе

Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.

Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.

Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.

Правила проведения процедуры медиации

Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.

Читайте также:  Способ быстро засолить капусту

Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?

Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.

Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.

Медиация часто применяется при семейных спорах

Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:

  • Семейные конфликты на почве раздела имущества и споры о ребенке;
  • Трудовые споры между работодателем и коллективом или его отдельными членами;
  • Споры между учредителями организации или акционерного общества по вопросам управления юридическим лицом;
  • Конфликты между контрагентами, спровоцированные, например, нарушением условий договора;
  • Частные споры между гражданами, например, по причине невозврата долга, ненамеренного нанесения ущерба и т. д.

Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.

Как происходит медиация: основные стадии

Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.

Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.

Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.

Медиация в суде

На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.

Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.

Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.

Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.

Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.

Эксперты «М16-Консалтинг» отмечают, что наиболее эффективной процедура медиации будет в гражданском и арбитражном процессе. В то же время не удастся прибегнуть к услугам медиатора, если результаты данной процедуры могут коснуться интересов третьих лиц, участия в процессе не принимающих.

Медиация в России

Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.

В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.

Читайте также:  Какими способами не регулируется уровень физической нагрузки

Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.

«М16-Консалтинг» имеет успешный опыт медиации.

Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге

Не знаете, как эффективно решить конфликтную ситуацию? Профессиональные медиаторы компании «М16-Консалтинг» помогут в быстром и результативном решении спорных вопросов.

  • Разные области законодательства;
  • Создание комфортных условий для проведения переговоров;
  • Помощь в положительном разрешении спорных ситуаций;
  • Готовность включиться в решение конфликта на любом этапе – досудебный, судебное разбирательство, исполнительное производство;
  • Гарантия 100% конфиденциальности!

Источник

Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия

В прошлом году на глазах у многомиллионной аудитории публично разбирались репутационные и бизнес-споры. Большинство из них перетекало в судебную плоскость с привлечением третьих лиц. Широкую огласку приобрела история с Amazon, когда стало известно, что владельцы сайта проплачивали высокие оценки и отзывы товарам. Известно, что один из самых активных авторов получил более $19 000 за написание фейков. И, конечно, несостоявшаяся сделка «Яндекса» и Тинькофф Банка, когда компании вовсе исключили вариант выяснения отношений за столом переговоров, что привело к национальному скандалу с перебрасыванием адресных оскорблений.

Очаг конфликта этих и других историй можно было ликвидировать через личные коммуникации без посторонних, не доводя до затяжных судебных тяжб. Так, в 2019 году мы стали свидетелями крупнейшего слияния брендов «Красное и белое», «Дикси», «Бристоль». Объединенная компания, созданная на Кипре, стала третьим по выручке ретейлером России. Важно, что партнеры не вносили денежные средства в совместную компанию, а только в принадлежащие им доли в бизнесах. К сделке не привлекались сторонние консультанты и due diligence. Решение принималось самими бизнесменами исходя из их представления о справедливости. В основе успешного закрытия сделки лежал инструмент медиации, а именно переговоры.

Почему российские предприниматели пренебрегают медиацией и теряют время, деньги, реноме

Медиация не новая практика для России, однако за 10 лет своего существования данной возможностью Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ о заключении медиативного соглашения пренебрегают ввиду сформировавшегося обычая — встретиться в суде, когда коса нашла на камень.

Когда происходит столкновение, то в работу вступает лимбическая система, эмоции заглушают логику и сказываются на интеллекте. И принцип берет своё. Люди переходят на противоположные стороны, разделенные минным полем. Как это было в деле прекращения сотрудничества певицы Наргиз с продюсерским центром Максима Фадеева, которое впоследствии приобрело характер «шоу» в попытках дискредитации сторонами друг друга.

Получается, что в основе любых конфликтов изначально заложены эмоции? И что если их обуздать, то договориться можно обо всем и в принципе ни юристы, ни медиаторы не нужны? Ответ — нет.

Институт медиации потому и создан, что «договариваться» с сохранением своих интересов получается не у всех. В Китае работает больше 3,5 млн медиаторов. В Нидерландах вновь обратились к идее возвращения института посредничества, когда судьи прилагают определенные усилия для того, чтобы предприниматели применили процедуру медиации для разрешения спора. В Греции с 2012 года в судах работают судьи-медиаторы. В штате Калифорния судья имеет возможность проводить переговоры со сторонами дела с целью мирного разрешения конфликта в предпринимательской деятельности. Если представители бизнес-сообщества не пришли к компромиссу, судья разрешает их спор самостоятельно, учитывая их мнение.

В США более 90% разбирательств не доходят до суда, адвокаты присутствуют на медиативных переговорах, так как предварительное урегулирование споров альтернативными способами является обязательной практикой, а судиться дорого, да и долго. Конфликт — это норма, точка роста в отношениях, вопрос только в том, как из него выходить: цивилизованно, конструктивно, элегантно и с пользой для сторон либо разрушая все, что было до этого создано.

Кто ты такой, медиатор?

В сериале «Миллиарды» можно проследить юридически грамотно составленные диалоги, которые не допускают перетекания внутренних ссор в публичную, а затем, как следствие, — в судебную плоскость. Для российского зрителя сериал стал визуальным пособием качественно нового подхода к решению корпоративных, бизнес- и семейных конфликтов. Впервые главную роль в бизнес-процессах доверяют женщине-психоаналитику, которая диагностирует энергетические пробоины сотрудников и преобразует психологическое пространство в коллективе. А центральным местом действия становится переговорная как место исповеди, расширения корпоративных финансовых потоков и обмена мнением о главном герое. Известно, что сценаристы использовали психоаналитическую классику и стратегический коучинг. А в третьем сезоне прибегали к помощи эксцентричного Тони Роббинса.

Читайте также:  Регулировка клапанов т40 2 способа

В России же медиация популяризуется не так быстро. Сегодня постоянно практикующих и опытных профессионалов в этой области можно перечесть по пальцам. Кроме того, существует четкий этнографический тренд, когда институт медиации развивается точечно: такие города, как Липецк, Тула, внедряют эту практику в основном для решения семейных споров, а в некоторых регионах о медиации даже не слышали.

Медиатор — не заинтересованная в конфликте сторона, которая помогает конфликтующим выработать определенное соглашение по спору. Важно, что стороны сами контролируют процесс принятия решения.

В Венгрии в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.

Принципы медиации

Добровольность: стороны без принуждения извне принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, в любое время отказаться от участия в нем.

Конфиденциальность: никто из участников переговоров не разглашает информацию, которая стала ему известна в ходе процесса; если с согласия обеих сторон медиатором ведутся индивидуальные беседы, он сохраняет в тайне их содержание.

Нейтральность посредника: медиатор, как и нотариус, должен быть независим от всех участников. Для этого действует даже принцип защиты от предположения о пристрастности. Если медиатор перестает сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Равноправие сторон: стороны имеют равные права на внимание медиатора, высказаться, быть выслушанными, отстаивать свои интересы, покинуть стол переговоров в любое время без указания причин.

Сотрудничество сторон: состоит в том, что во время переговоров стороны по очереди высказывают свои предложения для решения конфликта на условиях, приемлемых для обеих сторон. Это возможно при условии сотрудничества и взаимопонимания участников. В Законе о медиации сотрудничество как принцип закрепляется не само по себе, но в совокупности с равноправием. Для наглядности мы решили выделить его отдельно.

О каких ошибках история не умалчивает

Конечно, не все удается решить в траектории трехсторонних переговоров. И история богата примерами, когда удачные бизнес-начинания разбивались вдребезги именно на стадии «партнеры не договорились».

Хроники СМИ помнят Twitter-перепалку между Олегом Тиньковым и представителями банковского сервиса Рокетбанк. Когда оппоненты стали использовать такие выражения, как «смузи», «коворкинг», «пули» и «щенок», стало понятно, что напряжение только возрастает. Основатель «Тинькофф» предрекал закрытие платежного сервиса, а в ответ Рокетбанк создал игру, предлагающую пользователю уворачиваться от карт Тинькофф Банка и восстанавливать здоровье при помощи смузи. К сожалению, сторонам так и не удалось наладить коммуникацию. История закончилась плачевно. Примером, когда медиативные технологии не достигали своей цели, могут служить многие споры по банкротству. Кредиторы не готовы ждать и идти на уступки.

Сокрушительным банкротством закончился громкий бизнес-провал проекта Дебби Рейнолдс. История началась с того, что в 1992 году легендарная актриса и певица купила за $2,2 млн старое здание Paddlewheel Casino and Hotel, расположенное не на элитной городской агломерации Лас-Вегас-Стрипе. Только в ремонт собственных средств было инвестировано около $2 млн. Когда компания стала публичной, актриса смогла привлечь еще $7 млн. Задумка была грандиозной, в стиле золотой эпохи Голливуда. Однако владельцем казино являлась отдельная компания, не желавшая делиться выручкой. А когда речь зашла о получении лицензии на игорный бизнес, то без поступления прибыли от отеля невозможно было привлечь финансирование, что, в свою очередь, делало невозможным получение лицензии. Договориться партнерам так и не удалось. Спустя 5 лет после покупки отеля Рейнольдс объявила о банкротстве.

Все эти примеры лишь подтверждают, что умение договариваться — важная часть процесса согласования, а значит, успеха.

Поэтому от медиатора зависит организация и исход переговоров.

В переговорном процессе участники должны следовать правилам:

Источник

Оцените статью
Разные способы