- Воображение. Виды воображения.
- Мечта это такая характеристика воображения как способ форма вид механизм
- Виды воображения. Мечта и фантазия как особый вид воображения
- Знакомство с психической функцией воображения как создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Характеристика видов воображения: сновидения, галлюцинации, грез и мечты. Основы создания образов фантазии.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Воображение. Виды воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Источник
Мечта это такая характеристика воображения как способ форма вид механизм
Тест 16. Воображение
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
в) воображением;
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
г) проекция.
3. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
в) представлением;
г) следовым процессом.
4. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
г) модальностью.
5. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал:
в) И. Гербарт;
6. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
7. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости.
8. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
9. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
10. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:
а) активное;
11. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:
г) репродуктивным.
12. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:
в) А.В. Запорожец;
г) С.Л. Рубинштейн.
13. Феномен продуктивного восприятия изучал:
в) С.Л. Рубинштейн;
г) В.П. Зинченко.
14. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
в) репрезентативное воображение;
15. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
г) фантазия.
16. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
б) форма;
17. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит:
а) от разнообразия заполняющих их переживаний;
б) от характера заполняющих их переживаний;
в) от сопутствующего им эмоционального переживания;
г) от уровня интеллекта детей.
18. То, что впечатления или образы, имеющие эмоциональный язык, имеют тенденцию к объединению, утверждает закон:
а) общего эмоционального знака;
б) эмоциональной реальности;
в) Вебера – Фехнера;
г) Йеркса – Додсона.
19. Чувства влияют на воображение, а воображение влияет на чувства согласно закону:
в) эмоциональной реальности;
г) эмоциональной константности.
20. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
г) агглютинацией.
21. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
а) гиперболизация;
22. Психический процесс создания новых образов, идей называется …
а) восприятием;
б) вниманием;
в) мышлением;
г) воображением.
23. Основанием классификации воображения на произвольное и непроизвольное является …
а) предмет отражения;
б) степень осознанности;
в) степень новизны;
г) степень целенаправленности.
24. Основанием различения зрительных и слуховых образов воображения является …
а) предмет отражения;
б) форма существования материи;
в) модальность образа.
г) Нет правильного ответа.
25. Верно ли утверждение, что образы воображения содержат только элементы того, что воспринималось человеком ранее?
а) Нет.
б) Да, верно.
в) Верно для женщин.
г) Верно для взрослых.
26. Мечта – это … воображения.
а) механизм;
б) форма;
в) вид;
г) уровень.
27. Мысленное преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества его частей — это …
а) агглютинация;
б) типизация;
в) схематизация;
г) гиперболизация.
28. Функцией воображения не является …
а) программирование деятельности;
б) произвольная регуляция состояния человека;
в) обобщение характеристик объекта;
г) предвосхищение будущего.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.
29. Когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образом путем переработки (рекомбинации) психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте (представлений) – это…
д) воображение.
30. Необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью – это…
д) воображение.
31. Воображение работает на том этапе познания, когда…
а) в психике человека сформирован образ потребного будущего;
б) неопределенность ситуации весьма велика;
в) отсутствует неопределенность ситуации;
г) все ответы неверны.
32. Если фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, то данная форма воображения называется…
а) пассивным воображением;
б) активным воображением;
в) преднамеренным воображением;
г) непреднамеренным воображением.
33. Примерами пассивного воображения являются:
а) грезы;
в) сновидения;
г) галлюцинации;
34. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются –
б) грезами;
35. Пассивное воображение может возникать…
б) при ослаблении контролирующей роли сознания;
в) при галлюцинациях;
г) все ответы верны.
35. Пассивное воображение может возникать…
а) при временном бездействии человека;
б) в состоянии аффекта;
г) все ответы верны.
36 Пассивное воображение может возникать…
а) при патологических расстройствах сознания;
г) все ответы верны.
37. Пассивное воображение подразделяется на…
а) преднамеренное и непреднамеренное;
б) воссоздающее и творческое;
в) осознанное и неосознанное;
г) непосредственное и опосредствованное.
38. Активное воображение подразделяется на…
а) преднамеренное и непреднамеренное;
б) воссоздающее и творческое;
в) осознанное и неосознанное;
г) непосредственное и опосредствованное.
39. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют…
а) творческим (продуктивным);
б) воссоздающим (репродуктивным);
40. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности – это… воображение.
а) воссоздающее (репродуктивное);
б) творческое (продуктивное);
41. Самой элементарной формой синтезирования образов является…
а) агглютинация;
42. Механизм воображения, представляющий собой «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей – это…
а) агглютинация;
43. Механизм воображения, представляющий собой подчеркивание каких-либо признаков – это…
г) заострение;
44. Механизм воображения, представляющий собой создание образа фантазии за счет того, что представления, из которых конструируется образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план – это…
д) схематизация.
45. Механизм воображения, представляющий собой выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе – это…
Источник
Виды воображения. Мечта и фантазия как особый вид воображения
Знакомство с психической функцией воображения как создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Характеристика видов воображения: сновидения, галлюцинации, грез и мечты. Основы создания образов фантазии.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.11.2013 |
Размер файла | 23,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева»
Психология и педагогика
«Виды воображения. Мечта и фантазия как особый вид воображения»
Руководитель: к.пс.н. Пости Е.Е.
Исполнитель: студент группы ЗЭУ-110
воображение мечта фантазия
Мечта и фантазия как особый вид воображения
Список использованных источников
Ограничения существуют только в нашем сознании.
Но если мы используем наше воображение, наши возможности становятся безграничными.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Данную тему для написания реферата я выбрала, потому что феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Мечты, они становятся возможными благодаря нашему воображению, которое способно рисовать любые образы в разуме, не зависимо от происходящих событий.
Что есть мечта? Для чего она нужна? Что заставляет делать человека мечта? Она у всех одинакова по содержанию, размеру, возникновению?
Существует ещё одно загадочное понятие — фантазия. Фантазия — это определенное чувство желания чего-то конкретного, ради чего человек НЕ готов действовать. Почему?
Все эти понятия постараюсь раскрыть, найти ответы на заданные вопросы, понять разницу между фантазией и мечтой.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.
Деятельность воображения всегда соотноситься с реальной действительностью. Практика — критерий правильности образов воображения, она позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.
Целью данного реферата является знакомство с психической функцией воображения, видов воображения; раскрытие понятий: мечта, фантазия, как особый вид воображения.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.
Воображение — создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий.
Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.
Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.
Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.
Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.
Существуют различные виды воображения. Воображение может быть четырех основных видов:
Активное воображение или произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение — наиболее простая форма воображения — те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. Оно заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение (творческое) — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Такое воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение (воссоздающее) — представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности.
Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
При его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Творческое воображение — более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
Но есть и другие виды воображения — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения — небывалая комбинация бывалых впечатлений.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.
Мечта и фантазия как особый вид воображения
Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Мечта — необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.
В любом, даже самом обычном предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их предметного воплощения.
Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
— Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
— Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
— Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями в жизни, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности человека.
Фантазия — продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности.
Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии — важное условие формирования личности человека.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем.
Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности.
На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией.
Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Без способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Вы видите вещи и говорите «Почему?». Но я мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю «Почему нет?».
Джордж Бернард Шоу
Список использованных источников
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 264(449) с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков.- М.: Центр, 1999. — 256(465) с.
Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. — М.: «Проспект», 2003(1998). — 584(1056) с.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Воображение как высшая психическая функция и способ отражения действительности. Уровни отношения человека к процессу воображения. Изучение фаз сновидений. Пути и приёмы преобразования галлюцинаций. Мечты и грезы, развитие творческой фантазии у детей.
контрольная работа [23,6 K], добавлен 06.12.2010
Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.
контрольная работа [31,7 K], добавлен 27.09.2006
Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.
курсовая работа [47,3 K], добавлен 27.11.2009
Сущность, виды и функции воображения, формы его представления. Интерпретация реальных явлений детьми путем экспрессии, телесного изображения и диалога. Тесты для выявления уровня развития невербальной и словесной творческой фантазии у дошкольника.
курсовая работа [75,1 K], добавлен 26.11.2010
Характеристика психического процесса создания образов, включающего предвидение конечного результата предметной деятельности. Изучение механизмов переработки представлений в воображаемые образы. Анализ физиологических основ и основных видов воображения.
контрольная работа [39,9 K], добавлен 20.01.2012
Источник