Учение о материи. Материя как субстанция
Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии: 1. наглядно-чувственный, представленный в трудах древних греков; 2. естественно-научный, представленный в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона; 3. философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); 4. гуманистический материализм, возникший в середине ХХ века и представляющий новый синтез предшествующих этапов.
В рамках первого этапа в качестве первоосновы мира рассматривались те или иные природные стихии: вода, воздух, земля и т.п. Так считали Фалес, Гераклит и др. Демокрит создал представление об атомах как бескачественных неделимых первочастицах, из которых состоят все тела окружающего мира.
На втором этапе, связанном с бурным развитием естественных наук в XVI-XVII вв., материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная (тела, обладающие протяженностью и движением) и духовная.
Третий этап связан с созданием философского представления о материи. Приведем три определения материи, которые можно считать философскими. «Материя – это все, что вызывает наши ощущения» (П. Гольбах). «Материя – это абстракция, посредством которой мы отвлекаемся от конкретных свойств и фиксируем только одно – быть объективной реальностью» (Ф. Энгельс). «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).
Все три определения можно назвать философскими, т.к.: а) материя не отождествляется с веществом, б) не сводится к первоначалу, в) определяется через соотнесение с сознанием.
Итак, материя с философской точки зрения является абстракцией (категорией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. Наиболее полно данные свойства были перечислены в ленинском определении материи: объективная реальность (т.е. существование вне и независимо от сознания человека), данность нашим ощущениям (в форме чувственных образов), отражаемость в нашем сознании (в форме идей).
Чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос, выделим две стороны в философском определении материи.
Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя и сознание с гносеологических позиций рассматриваются как абсолютные противоположности. Материя есть объективная реальность. Сознание – это субъективная, идеальная реальность (образы, мысли, идеи), которая не включают в себя ни грана вещественности ни от самих объектов, ни от нейродинамических кодов головного мозга. Эти образы создаются творчеством человека и не имеют прямых прототипов в материальной действительности, хотя и способны впоследствии обрести материальное воплощение. Сознание по своему содержанию может быть рассмотрено как обобщенное и целенаправленное отражение объективной реальности, как мысленное построение действий и предвидение результатов, как разумное регулирование и самоконтроль.
Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Мир материален, в мире нет ничего, кроме разнообразных форм движущейся материи. Материя как субстанция несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Всеобщие свойства материи – способность к отражению (взаимодействию материальных систем друг с другом), самодвижение, пространственно-временная представленность, системность.
Рассмотрим несколько подробнее отражение. Отражение – это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Отражение заключается в воспроизведении отражающим объектом особенностей отражаемого объекта.
Материя, как субстанция характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь — абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время — самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство — это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, — а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем. Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время — не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем. Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Общие свойства пространства — времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время — это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.
Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи — абсолютно, ее покой — относителен. Современная классификация форм движения материи включает:
электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
гравитационную форму движения;
сильное (ядерное) взаимодействие;
слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах — материках, слоях земной коры и т. д.):
биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;
социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Источник
Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Материя – это философская категория, обозначающая способ существования мира. Материя дана человеку в ощущениях непосредственных, либо с помощью специальных средств, однако существует независимо от его восприятия.
Проблема субстанции и субстанционального подхода
Одним из основополагающих разделов философии является онтология, т.е. учение о бытие, которое стремится рассмотреть вопросы сущности бытия, его природы, свойств, а также соотношения человека с ним, поиск его места в мире. Понятие бытия охватывает все существующее – весь тот мир, который дан человеку в ощущениях, а так в представлениях и размышлениях, нет ничего, что находилось бы вне бытия, поэтому противоположной к нему категорией является ничто, как совершенная и абсолютная пустота.
Бытие, данное человеку обладает бесконечным многообразием форм, сложной структурой для осмысления которой человеку необходимо ее упростить, найти те общие элементы и связи между наблюдаемыми явлениями, которые позволили бы их объединять. Как итог данного стремления выступает категория субстанции.
Субстанция – это первооснова, единый базис мира, к которому сводится все многообразие его наблюдаемых форм.
Субстанция играет роль глобального знаменателя, к которому можно свести все бытие, выразив его через одно понятие. При этом субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками:
Поскольку субстанция — это первопричина она не может быть создана кем-либо, следовательно, субстанция либо существовала всегда, либо возникла сама по себе из ничего. В противном случае она становится производным от чего-то и теряет свою субстанциональность. Самообеспечение или автономность субстанции связана с тем, что ей достаточно для своего существования самой себя и не требуются какие-либо дополнительные силы или условия, для ее существования.
Готовые работы на аналогичную тему
На протяжении веков существования философской мысли проблема поиска субстанции всегда оставалась одной из важнейших, однако так и не была разрешена, а в настоящий момент утратила свою актуальность как метафизическая. Наиболее часто роль субстанции отводилась либо идеалистическим структурам – идеям, духу, богу, воле и т.д.: либо материи.
Понятие материи и его эволюция
Материалистический подход возник на самой заре философии, как альтернатива мифорелигиозной картине мира, в которой главенствующая роль отводилась богам. Вместе с тем, само понятие материи и представления о ней, в истории философии претерпевали значительные изменения.
Наиболее ранним являются натурфилософские концепции, в которых материя ассоциируется с одной из стихий, которая преобразуясь создает из себя все сущее. Значительный прогресс в понимании материи был совершен философами атомистами – Левкиппом и Демокритом, которые предположили существование мельчайших неделимых частиц материи – атомов, из которых состоит все бытие. При этом движение рассматривалось как одно из важнейших свойств материи, ее атомы, различные по своей форме и массе, передвигались в пустоте, согласно особенностям собственной природы – так легкие устремлялись «вверх» составляя небесные тела, а тяжелые напротив, «вниз» в недра земли (Аристотель).
Идеи атомистов легли в основу материалистического механицизма, сформировавшегося в Новое время и долгое время занимавшего доминирующие позиции как в философии, так и в науке. Положения материалистического механицизма формировались в трудах таких выдающихся философов как Р. Декарт, Ф. Бекон и др., а свое окончательное оформление получили благодаря научным и философским работам И. Ньютона.
Механистическая модель полагала существование трех независимых субстанций – материи, пространства и времени. Материя представляла собой сумму бесконечно малых и неделимых частиц-атомов, которые находились в пространстве и действовали в соответствии с законами механики. В отличие от атомистических взглядов античности, движение атомов стало возможно лишь благодаря прикладыванию к ним внешних сил, что сформировало потребность в первотолчке, который создал необходимый запас энергии для движения атомов и существования бытия.
Хотя механистическая модель позволила объяснить множество природных явлений, со временем стали накапливаться аномалии, т.е. факты, не укладывающиеся в ее рамки, что привело к ее кризису и поиску новых моделей, в том числе переосмысления материи. В начале двадцатого века Резерфорд смог исследовать внутреннюю структуру атома, что поставило крест на материалистическом механицизме.
Современное понимание материи, как субстанциональной основы мира было сформулировано в марксистской философии и предполагает понимание материи, не как конкретного носителя-частицы, а как философской категории, обозначающей феномены объективной реальности, доступные для фиксации человеком и независимые от него в своем объективном существовании. При этом нематериальные – идеальные феномены признаются функциональными, т.е. производными от существования материальных систем их продуцирующих (например, психика – функция мозга).
Понятие движения и его связь с материей
Движение – это любое отклонение объекта от его первоначального состояния.
Данное понимание движения охватывает любые процессы, которые только могут происходить с материальными и нематериальными формами бытия, от их механического перемещения, до процессов мышления, развития, распада и т.д.
Идеальные формы движения представляют собой психические и социальные процессы, которые приводят к возникновению, распространению и изменению идей. Материальные формы движения в свою очередь имеют несколько уровней:
- механическое, т.е. перемещение объекта относительно других объектов в пространстве;
- квантово-механическое, т.е. смена координат объекта без траектории движения (скачок, флуктуация);
- физическое движение, процессы, основанные на физических законах (теплота, магнетизм и т.д.);
- химическое движение, процессы, связанные с преобразованием молекул;
- биологическое движение, процессы живых организмов.
Источник