- Шпаргалка по предпринимательскому праву.
- 79. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
- Особенности защиты прав предпринимателей
- Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
- Плановая проверка
- Внеплановая проверка
- Категории риска и освобождение от плановых проверок
- Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
- Уполномоченные по правам предпринимателей
- Формы и способы защиты прав предпринимателей. Материально-правовые способы
- «Охрана» и «защита» прав. В чем разница?
- Способы защиты прав
- Основные формы защиты
Шпаргалка по предпринимательскому праву.
79. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
Защита осуществляется посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д., по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
Процессуальные способы защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов.
Самостоятельный способ защиты прав – самозащита.
Законодательством предусмотрены следующие формы защиты прав предпринимателей: судебная; внесудебная.
Судебные формы защиты прав предпринимателей. Защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд рассматривает дела:
1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции.
Защита прав предпринимателей арбитражным судом. Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции. Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
– споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены. Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Источник
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:
- уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
- запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
- признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
- открытость законодательной информации и ее доступность;
- проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
- запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
- ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
- органы пожарного надзора;
- органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирующие органы.
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
- Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
- Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
- В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
- Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
- Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
- Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Источник
Формы и способы защиты прав предпринимателей. Материально-правовые способы
Начиная заниматься своим делом, новоиспеченного предпринимателя беспокоят вопросы взаимоотношений с органами государственного контроля, с потребителями, с партнерами. Ниже пойдет речь о том, как ИП может, пользуясь законными инструментами, защитить свои права, здесь подробно анализируются понятия «охрана права», уделяется внимание понятию «защита прав предпринимателей».
«Охрана» и «защита» прав. В чем разница?
Охрана и защита — разные понятия
Может показаться, что «охрана» и «защита» — взаимозаменяемые синонимы. Но это не так. Более широким считается значение слова «охрана». В него входят все меры, которые предпринимаются, чтобы гарантировать соблюдение интересов субъекта, находящегося под охраной.
Охрана прав – сочетание государственных ограничений, запретов, которые распространяются на действия, направленные против охраняемого субъекта. Все меры государственной поддержки базируются на нормативно-правовых актах. Профилактика правовых нарушений считается разновидностью охраны права.
Под «защитой прав» подразумевают общепринятые механизмы, регламентированные нормами и актами. Их основное назначение – признать и вернуть нарушенные права, восстановив все, что было характерно для ситуации до нарушения. В законе закреплены все обязательные и допустимые меры по защите прав предпринимателей и все возможные их формы.
Если рассматривать предпринимательство, то в качестве предмета защиты надо брать права предпринимателей, которые были нарушены или незаконно оспорены, а также их интересы.
Для тех, кто нарушает права предпринимателей, предусмотрены разные виды юридической ответственности. Чтобы осуществить установленные меры наказания, взыскания, используются стандартные механизмы.
Способы защиты прав
Принудительный является основным характером защиты
ИП имеют возможность пользоваться различными способами защиты данных им прав. Выбор конкретного способа зависит от имеющейся ситуации. Все способы регулируются законом, в их составе — процессуальные механизмы и материально-правовые. Основной характер способов защиты – принудительный. Поэтому нарушители прав подвергаются воздействию вопреки их желанию.
Материально-правовые способы. Это меры защиты прав предпринимателей, их интересов, базирующиеся на функционирующих в государстве охранительных нормах. Опираясь на актуальные цели, задачи, разграничивают несколько групп способов защиты прав, включая права, имеющиеся у предпринимателей:
К восстановительным способам стандартно относят такие, которые в результате своего применения должны привести к признанию законных прав предпринимателя, а еще восстановить те права, которые были до момента нарушения. К этой группе можно отнести следующие способы:
- признание сделки, которая оспаривается, недействительной и последующее устранение всех негативных последствий;
- признание имеющегося права законным;
- возмещение понесенных убытков, выплата компенсации.
Штрафные способы – это санкции, распространяющиеся только на нарушителей прав. Такие меры ответственности назначаются за любые действия, носящие противоправный характер. Стандартные штрафные способы – это такие, как:
- обращения по конфискациям;
- обращения по получению процентов за понесенные потери.
Пресекательные способы – это меры, которые предпринимаются в комплексе или по отдельности, чтобы остановить любые противоправные действия принудительным способом. Общепринятые пресекательные способы:
- признание акта, являющегося результатом действия госоргана, недействительным;
- судебное решение, дающее возможность не следовать акту государственного органа, если он идет вразрез с существующим законом.
Процессуальные способы помогают при решении спорных вопросов, рассмотрение которых идет в законном порядке. Они гарантируют абсолютную защиту прав предпринимателей в суде. Основных процессуальных способа два:
- право обратиться за защитой нарушенных прав в уполномоченный для таких действий орган;
- право выбора органа для разрешения спора (по договоренности).
Основные формы защиты
Есть две формы защиты прав предпринимателей: судебная и внесудебная
Под формами защиты понимают комплекс мер, направленных на соблюдение интересов, прав, находящихся под охраной закона. Всего выделяют 2 формы:
К первой можно отнести такие:
- обращение в суды общей юриспруденции;
- обращение в арбитражные суды;
- полномочия Конституционного суда РФ.
Внесудебная форма включает такие действия:
- возможность урегулировать спор, конфликт в досудебном порядке;
- защита нотариального характера;
- третейское разбирательство.
Есть еще возможность защищать права предпринимателей своими силами — самостоятельно, такой вариант тоже указан в законе – статья 14 ГК. В этом документе сказано, что самозащита должна быть полностью соразмерной совершающемуся правонарушению. Защита должна быть направлена исключительно на защиту, за ее рамки выходить незаконно.
Статья 14 касается любых моментов, связанных с нарушением данных законом прав, а не только с нарушениями прав предпринимателей. Также в законе говорится, что предприниматель может заблаговременно предпринять ряд шагов, чтобы защититься от возможных посягательств, предупредить негативное развитие событий.
Все перечисленные в статье способы защиты прав исходят именно из этих принципов. Рекомендация для предпринимателей будет следующая. Если государственный чиновник от вас требует, то, что не относится к его полномочиям, это самоуправство и превышение должностных полномочий. Такие действия – являются уголовно наказуемым деянием. Иногда некоторые должностные лица имеют привычку заявлять о том, чтобы ему показали, где в законе написано, что предприниматель имеет право на какое-то действие. Так это требование относится к нему самому, а не к предпринимателю. По-русски это называется, переложить с больной головы на здоровую голову.
Незнание основ конституционных прав и свобод нашими гражданами, зачастую приводит к плачевным результатам. Правовая культура в жизни нашего общества во многом зависит от нас самих, от наших правовых знаний. Не надо хорошо разбираться в юриспруденции, но знать свои права и способы их защиты необходимо обязательно.
О правовом регулировании малого бизнеса — в видеоматериале:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник