Математика 1 класс узнать отрезок разными способами
Автор: Бочарникова Татьяна Петровна
Организация: МБОУ средняя школа № 33 г. Липецка им. П.Н. Шубина
Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк
Математика, 1 класс
Учебник Л.Г. Петерсон
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: рабочие листы с заданиями, сигнальные карточки, веер цифр, линейка. простой карандаш и цветные карандаши, буквы, составляющие слово «отрезок», презентация.
Цель: — сформировать у детей представление об отрезке, как самой короткой линии, соединяющей две точки и способность к фиксации взаимосвязи между целым отрезком и его частями с помощью символов.
Формирование УУД
Личностные
1. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
2. Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Познавательные
Общеучебные универсальные действия
1.Обучение работе с разными видами информации:
- а) Поиск и выделение необходимой информации;
- б) Знаково-символическое моделирование;
- в) Умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
2. Оценка достоверности получаемой информации.
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1. Подведение под понятие.
2. Доказательство (процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами).
Постановка и решение проблемы
1. Формулирование проблемы.
Коммуникативные
1.Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
2. Умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы).
Регулятивные
1. Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
2. Готовность к преодолению трудностей (поиск новых способов решения).
Оборудование и наглядные пособия:
- Л.Г. Петерсон «Математика» 1 класс, учебник (часть II)
- Л.Г. Петерсон «Математика» 1 класс, учебник-тетрадь (часть II) к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика»
- Экран, проектор, ноутбук.
Ход урока:
I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости Им очень интересно посмотреть, чему мы научились за два месяца учёбы. Давайте поприветствуем их (кивок головой), улыбнёмся и постараемся показать всё, чему научились. А теперь также поприветствуем друг – друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки и пожелаем удачи.
— Сегодня вам предстоит открыть новое знание. Оно позволит расширить ваш кругозор и пополнить копилку математических знаний. Давайте вспомним, какие два основных этапа нам предстоит пройти. («Что я не знаю?» и «Сам найду способ»).
— Молодцы! Совершенно, верно. Но прежде, чем вы сами назовёте тему нашего занятия, я предлагаю выполнить некоторые задания. Тот, кто правильно выполнит все задания, без труда сможет её назвать .
1. Математический диктант.
— Найти и записать чему равна сумма чисел 2 и 4; (6)
— Я задумала число, прибавила к нему 2, получила 5. Какое число я задумала? (3)
— Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 4? (5)
— Запишите число, которое следует за числом 3. (4)
— Запишите число, предшествующее числу 3. (2)
— Запишите, на сколько предыдущее число меньше последующего? (1)
2. Проверка (с помощью сигнальных карточек).
— Ребята, расставьте ответы в порядке возрастания. О Т Р Е З К (у доски 1 человек).
— Какие буквы открылись? Можно ли прочитать слово? (Частично. Не хватает буквы «О»).
— Какая цифра соответствует букве «О» в нашем задании? (Единица ).
— Используя цифры 5, 1, 6, составьте равенство на сложение и равенство на вычитание (5+1=6; 6-1=5).
— Молодцы! Совершенно и верно. Подставляем недостающую букву в тему.
— Итак, ребята, как будет называться тема нашего урока? (Отрезок).
— Вы совершенно верно определили тему нашего урока. Сегодня мы поговорим об отрезке, вы узнаете, из каких частей он состоит. Желаю вам успехов в совместной работе. Вы умете работать, как настоящие ученики, поэтому у вас всё получится. А я вам обязательно в этом помогу.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— Перед вами лежит листок с цифрами. Назовите два числа, сумма которых равна 5?
5 . . 1 2. . 3
— Верно, соедините эти точки. С помощью чего это можно сделать? (Линейки и карандаша). Как будете соединять? (Приложить линейку к двум точкам и последовательно соединить их, т.е. провести линию вдоль линейки от одной точки к другой).
- Назовите два числа, сумма которых равна 6?( 6 — это 1 и 5.) И эти точки соедините тоже.
— Какие геометрические фигуры у вас получились? (Отрезки).
— Отлично. Вспомните, где вы встречали отрезки в жизни. (Ответы детей).
— Вы очень наблюдательны. Молодцы!
Задание на пробное действие.
— А теперь вспомним числовой отрезок. Назовите «соседей» числа 2. (1 и 3).
— Молодцы! Соедините точки 1 и 3 в задании № 2 (на листке).
- . 2.. 3
— Какие точки соединяли?
— Сколько отрезков получилось? Покажите количество отрезков с помощью карточек.
— Посмотрите друг на друга. Что видите? (У всех по-разному.)
— На какой вопрос отвечали? (Сколько отрезков получилось?)
- Значит, чего вы не знаете? (Сколько получается отрезков, если на нём есть ещё точка). Учитель помогает детям формулировать проблему.
— Итак, мы столкнулись с затруднением.
III. Выявление причины затруднения.
— Ребята, на какой вопрос вы не смогли дать точный ответ? (Сколько отрезков получилось?)
— Чего вы пока не знаете? (Что такое отрезок . — учитель должен помочь подвести детей к формулированию этой проблемы или сформулировать её сам.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую цель поставим? (Что такое отрезок.)
— Повторите тему урока.
— Предлагаю вам поработать по следующему плану:
- Внимательно рассмотреть полученный отрезок;
- Отметить красным карандашом все точки отрезка;
- Провести дорожки, соединяющие все цифры и обозначить их буквами русского алфавита;
- Подумать, какие равенства можно составить, исходя из полученного рисунка.
V. Реализация построенного проекта.
— Итак, дайте внимательно рассмотрим отрезок. Какие точки вы соединяли? (1 и 3.)
— Какая ещё точка лежит на вашем отрезке? (Точка 2.)
— Отметьте все точки отрезка красным карандашом. Сколько точек отметили? (Три.)
1 . 2 . . 3
— Проведём дорожки, соединяющие точки.
— Ведём дорожку от цифры 1 до цифры 2, затем от цифры 2 до цифры 3. И нам осталось отметить дорожку от цифры 1 до цифры 3.
— Давайте обозначим их буквами русского алфавита: А, Б, В.
— Посмотрите ребята, сколько получилось дорожек? (Три.)
— Скажите, пожалуйста, если у нас получилось три дорожки, то какой можно сделать вывод о количестве отрезков? (Их тоже три.) Назовите их. (А, Б, В.)
— Ребята, кто сможет ответить на вопрос, опираясь на рисунок: «Что такое отрезок?» (Это линия, которая соединяет две точки.) Учитель помогает ответить на вопрос. При этом он может чётко указывать на составляющие отрезка, чтобы ребёнку было легче формулировать ответ.
— Молодцы, ребята. Вы совершенно дали определение понятию «отрезок». Работаем дальше.
— Наши отрезки одинаковой длины? (Нет, один длинный и два коротких.)
— Назовите самый длинный отрезок. (Это отрезок В.)
— Что вы можете сказать об отрезках А и Б? (Они короткие и лежат на отрезке В.)
— Вы у меня молодцы. Правильно увидели, что отрезки А и Б входят в состав отрезка В.
— Как будет называться отрезок В для отрезков А и Б? (Целое.)
— Как называются отрезки А и Б для отрезка В? (Части.)
— Давайте попробуем составить все равенства, используя данный рисунок.
— Замечательно, ребята! Вы справились с заданием.
— А кто может напомнить цель нашего урока? (Узнать, что такое отрезок?)
— Как вы думаете, нам удалось это? (Да, мы узнали, что такое отрезок.)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Упражнение на запоминание нового определения (эталона). Физкультминутка.
— Сейчас мы поиграем. Если вы увидите, что на экране появляется отрезок, то вы будете вставить, если другая геометрическая фигура, то садиться. (Подготовить соответствующий слайд.)
— Молодцы, ребята! Запомнили.
— Что же такое отрезок? (Это линия, которая соединяет две точки.)
2. Упражнение на применение нового знания.
— Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.
Математика Часть 2.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1. Работа в тетради.
— Попробуйте самостоятельно выполнить задание № 4 на с. 1.
— Давайте проверим. (Подготовить слайд.)
— Если у вас нет ошибок, поставьте «плюс», если есть ошибки, поставьте «вопрос».
VIII. Включение в систему знаний.
Выполнение задания № 5 на с. 1
IX. Рефлексия деятельности на уроке.
— Ребята, как называлась тема нашего урока?
— Какую цель мы ставили?
— Что нового узнали?
— С каким настроением вы пришли на урок?
— У кого улучшилось настроение от того, что он открыл новое знание?
— Есть ли среди вас те, у кого настроение немного испортилось от того, что у него ещё остались некоторые вопросы по теме урока.
— Как вы думаете, стоит ли огорчаться, если сразу не всё получилось?
— Что для этого нужно делать? (Быть внимательным, стараться самому найти способ получить новое знание.)
Ссылки на используемые интернет-ресурсы:
Источник
Урок математики в 1-м классе по теме «Отрезок»
Тема: Отрезок
Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – отрезком, его признаками, учить сравнивать отрезки.
I. Оргмомент.
II. Повторение
– Какие геометрические фигуры знаете? Расскажите.
– О каких фигурах можно сказать, что их 2, 3, 1?
– Сколько всего фигур?
– Сколько не красных?
Как думаете, мы уже все геометрические фигуры изучили?
III. Знакомство с новым материалом.
Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой и её признаками. Какая это фигура, вы догадаетесь, когда послушаете сказку.
Мне нужны 2 помощника (держат бумажную модель прямой).
– Какую геометрическую фигуру я изобразила с помощью узкой полоски бумаги?
Однажды Карандаш отправился гулять по прямой линии. Устал. Где начало? Где конец? Присел отдохнуть. Нарисовал точку и пошел дальше, напевая: без конца и края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути.
Снова устал. Присел отдохнуть. Нарисовал ещё одну точку. А тут ножницы: чик-чик.
Лучи и отрезок вывешиваются на доску.
– Крайние фигуры вам знакомы?
– А как получили эту фигуру? (отрезок)
(Отрезали от прямой линии.)
– Кто догадался, как её назвали?
(Отрезок) Открываю на доске название темы урока.
IV. Объявление целей урока.
Об отрезке мы и будем сегодня говорить, узнаем его признаки и будем учиться сравнивать отрезки разной длины.
– Отрезок – это прямая линия?
– Чем отрезок отличается от луча? Ведь луч тоже часть прямой линии?
(У луча только начало, у отрезка и начало и конец)
Молодцы. И для названия отрезка используют не одну, а две буквы.
Обозначаю буквами отрезок на доске. На доске плакат с некоторыми буквами латинского алфавита: А (а), В(бэ).С(цэ), Д(дэ), М(эм), К(ка).
– А что одинакового у отрезка, луча, прямой? Как их чертят?
V. Закрепление.
Мы научимся чертить отрезки различной длины и располагать их на плоскости тетрадного листа, используя текст задания № 117, как руководство к действию.
Дети открывают тетради. Задание читает хорошо читающий ученик. Выполняем задание (дети в тетради, учитель на доске).
— Поставь в тетради 2 точки и соедини их по линейке. У тебя получился отрезок..Концы отрезка обозначают буквами.
– Подумай, сколько отрезков можно провести через две точки?
VI. Физпауза.
VII. Визуальное сравнение отрезков.
А вот в задании 118 три пары точек соединены тремя отрезками.
На доске такой же чертеж
– Что можно о них сказать?
(Отрезки разной длины, МК – самый длинный, СД – самый короткий)
Сравниваем, проводя пунктирную линию, чтобы увидеть равные отрезки.
Вывод: если отрезки начинаются на одном уровне – легко сравнить их длину визуально.
VIII. Работа в парах.
Вы получили лист. на котором 2 отрезка.
– Какой из них длиннее? Короче? Легко сравнить?
(Нет, на глаз сравнить трудно, можно ошибиться)
Возьмите прозрачную пленку и подумайте, как используя её сравнить отрезки?
Намечаем план действий:
1. Приложить пленку к отрезку,
2. Обозначить на пленке начало и конец.
3. Соединить точки с помощью линейки.
4. Приложить полученный отрезок к другому отрезку и сравнить.
Работа в парах, вывод: АВ – длиннее, МК – короче.
IX. Физпауза.
X. Работа по вариантам в тетрадях на печатной основе.
Задание для I варианта — № 46 – построить отрезок на луче ОВ, который будет длиннее данного,
Задание для II варианта — № 47 – построить отрезок на луче ОВ, который будет короче данного.
Перед началом работы в тетради обсуждаем, что сначала нужно “увидеть” отрезок, равный данному, затем ребята показывают с помощью рук, что двигаясь вправо, отрезок увеличивается, влево – становится короче.
Проверка по чертежу на доске с помощью магнитов. Несколько ребят показывают, где они поставили точки.
Выясняем, в какой части луча работали ребята I варианта, в какой – II вариант.
Проверьте свои работы. Самопроверка.
XI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Чем отрезок отличается от прямой линии и от луча?
– А что у них одинакового?
– Как думаете, а в жизни нам пригодится умение чертить и сравнивать длину отрезков?
Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке математики.
Источник