Математика 1 класс узнать отрезок разными способами

Математика 1 класс узнать отрезок разными способами

Автор: Бочарникова Татьяна Петровна

Организация: МБОУ средняя школа № 33 г. Липецка им. П.Н. Шубина

Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк

Математика, 1 класс

Учебник Л.Г. Петерсон

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: рабочие листы с заданиями, сигнальные карточки, веер цифр, линейка. простой карандаш и цветные карандаши, буквы, составляющие слово «отрезок», презентация.

Цель: сформировать у детей представление об отрезке, как самой короткой линии, соединяющей две точки и способность к фиксации взаимосвязи между целым отрезком и его частями с помощью символов.

Формирование УУД

Личностные

1. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

2. Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации:

  • а) Поиск и выделение необходимой информации;
  • б) Знаково-символическое моделирование;
  • в) Умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

2. Оценка достоверности получаемой информации.

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1. Подведение под понятие.

2. Доказательство (процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами).

Постановка и решение проблемы

1. Формулирование проблемы.

Коммуникативные

1.Умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

2. Умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы).

Регулятивные

1. Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

2. Готовность к преодолению трудностей (поиск новых способов решения).

Оборудование и наглядные пособия:

  • Л.Г. Петерсон «Математика» 1 класс, учебник (часть II)
  • Л.Г. Петерсон «Математика» 1 класс, учебник-тетрадь (часть II) к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика»
  • Экран, проектор, ноутбук.

Ход урока:

I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости Им очень интересно посмотреть, чему мы научились за два месяца учёбы. Давайте поприветствуем их (кивок головой), улыбнёмся и постараемся показать всё, чему научились. А теперь также поприветствуем друг – друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки и пожелаем удачи.

— Сегодня вам предстоит открыть новое знание. Оно позволит расширить ваш кругозор и пополнить копилку математических знаний. Давайте вспомним, какие два основных этапа нам предстоит пройти. («Что я не знаю?» и «Сам найду способ»).

— Молодцы! Совершенно, верно. Но прежде, чем вы сами назовёте тему нашего занятия, я предлагаю выполнить некоторые задания. Тот, кто правильно выполнит все задания, без труда сможет её назвать .

1. Математический диктант.

— Найти и записать чему равна сумма чисел 2 и 4; (6)

— Я задумала число, прибавила к нему 2, получила 5. Какое число я задумала? (3)

— Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 4? (5)

— Запишите число, которое следует за числом 3. (4)

— Запишите число, предшествующее числу 3. (2)

— Запишите, на сколько предыдущее число меньше последующего? (1)

2. Проверка (с помощью сигнальных карточек).

— Ребята, расставьте ответы в порядке возрастания. О Т Р Е З К (у доски 1 человек).

— Какие буквы открылись? Можно ли прочитать слово? (Частично. Не хватает буквы «О»).

Какая цифра соответствует букве «О» в нашем задании? (Единица ).

— Используя цифры 5, 1, 6, составьте равенство на сложение и равенство на вычитание (5+1=6; 6-1=5).

— Молодцы! Совершенно и верно. Подставляем недостающую букву в тему.

Читайте также:  Лучшие способы защиты дома

— Итак, ребята, как будет называться тема нашего урока? (Отрезок).

— Вы совершенно верно определили тему нашего урока. Сегодня мы поговорим об отрезке, вы узнаете, из каких частей он состоит. Желаю вам успехов в совместной работе. Вы умете работать, как настоящие ученики, поэтому у вас всё получится. А я вам обязательно в этом помогу.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— Перед вами лежит листок с цифрами. Назовите два числа, сумма которых равна 5?

5 . . 1 2. . 3

— Верно, соедините эти точки. С помощью чего это можно сделать? (Линейки и карандаша). Как будете соединять? (Приложить линейку к двум точкам и последовательно соединить их, т.е. провести линию вдоль линейки от одной точки к другой).

  • Назовите два числа, сумма которых равна 6?( 6 — это 1 и 5.) И эти точки соедините тоже.

— Какие геометрические фигуры у вас получились? (Отрезки).

— Отлично. Вспомните, где вы встречали отрезки в жизни. (Ответы детей).

— Вы очень наблюдательны. Молодцы!

Задание на пробное действие.

— А теперь вспомним числовой отрезок. Назовите «соседей» числа 2. (1 и 3).

— Молодцы! Соедините точки 1 и 3 в задании № 2 (на листке).

  1. . 2.. 3

— Какие точки соединяли?

— Сколько отрезков получилось? Покажите количество отрезков с помощью карточек.

— Посмотрите друг на друга. Что видите? (У всех по-разному.)

На какой вопрос отвечали? (Сколько отрезков получилось?)

  • Значит, чего вы не знаете? (Сколько получается отрезков, если на нём есть ещё точка). Учитель помогает детям формулировать проблему.

— Итак, мы столкнулись с затруднением.

III. Выявление причины затруднения.

Ребята, на какой вопрос вы не смогли дать точный ответ? (Сколько отрезков получилось?)

— Чего вы пока не знаете? (Что такое отрезок . — учитель должен помочь подвести детей к формулированию этой проблемы или сформулировать её сам.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую цель поставим? (Что такое отрезок.)

— Повторите тему урока.

— Предлагаю вам поработать по следующему плану:

  • Внимательно рассмотреть полученный отрезок;
  • Отметить красным карандашом все точки отрезка;
  • Провести дорожки, соединяющие все цифры и обозначить их буквами русского алфавита;
  • Подумать, какие равенства можно составить, исходя из полученного рисунка.

V. Реализация построенного проекта.

— Итак, дайте внимательно рассмотрим отрезок. Какие точки вы соединяли? (1 и 3.)

— Какая ещё точка лежит на вашем отрезке? (Точка 2.)

— Отметьте все точки отрезка красным карандашом. Сколько точек отметили? (Три.)

1 . 2 . . 3

— Проведём дорожки, соединяющие точки.

— Ведём дорожку от цифры 1 до цифры 2, затем от цифры 2 до цифры 3. И нам осталось отметить дорожку от цифры 1 до цифры 3.

— Давайте обозначим их буквами русского алфавита: А, Б, В.

— Посмотрите ребята, сколько получилось дорожек? (Три.)

— Скажите, пожалуйста, если у нас получилось три дорожки, то какой можно сделать вывод о количестве отрезков? (Их тоже три.) Назовите их. (А, Б, В.)

— Ребята, кто сможет ответить на вопрос, опираясь на рисунок: «Что такое отрезок?» (Это линия, которая соединяет две точки.) Учитель помогает ответить на вопрос. При этом он может чётко указывать на составляющие отрезка, чтобы ребёнку было легче формулировать ответ.

— Молодцы, ребята. Вы совершенно дали определение понятию «отрезок». Работаем дальше.

Читайте также:  Таблица классификация антибиотиков по способу получения

— Наши отрезки одинаковой длины? (Нет, один длинный и два коротких.)

— Назовите самый длинный отрезок. (Это отрезок В.)

— Что вы можете сказать об отрезках А и Б? (Они короткие и лежат на отрезке В.)

— Вы у меня молодцы. Правильно увидели, что отрезки А и Б входят в состав отрезка В.

— Как будет называться отрезок В для отрезков А и Б? (Целое.)

— Как называются отрезки А и Б для отрезка В? (Части.)

— Давайте попробуем составить все равенства, используя данный рисунок.

— Замечательно, ребята! Вы справились с заданием.

— А кто может напомнить цель нашего урока? (Узнать, что такое отрезок?)

— Как вы думаете, нам удалось это? (Да, мы узнали, что такое отрезок.)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Упражнение на запоминание нового определения (эталона). Физкультминутка.

— Сейчас мы поиграем. Если вы увидите, что на экране появляется отрезок, то вы будете вставить, если другая геометрическая фигура, то садиться. (Подготовить соответствующий слайд.)

— Молодцы, ребята! Запомнили.

— Что же такое отрезок? (Это линия, которая соединяет две точки.)

2. Упражнение на применение нового знания.

— Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.

Математика Часть 2.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Работа в тетради.

— Попробуйте самостоятельно выполнить задание № 4 на с. 1.

— Давайте проверим. (Подготовить слайд.)

— Если у вас нет ошибок, поставьте «плюс», если есть ошибки, поставьте «вопрос».

VIII. Включение в систему знаний.

Выполнение задания № 5 на с. 1

IX. Рефлексия деятельности на уроке.

— Ребята, как называлась тема нашего урока?

— Какую цель мы ставили?

— Что нового узнали?

— С каким настроением вы пришли на урок?

— У кого улучшилось настроение от того, что он открыл новое знание?

— Есть ли среди вас те, у кого настроение немного испортилось от того, что у него ещё остались некоторые вопросы по теме урока.

— Как вы думаете, стоит ли огорчаться, если сразу не всё получилось?

— Что для этого нужно делать? (Быть внимательным, стараться самому найти способ получить новое знание.)

Ссылки на используемые интернет-ресурсы:

Источник

Урок математики в 1-м классе по теме «Отрезок»

Тема: Отрезок

Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – отрезком, его признаками, учить сравнивать отрезки.

I. Оргмомент.

II. Повторение

– Какие геометрические фигуры знаете? Расскажите.

– О каких фигурах можно сказать, что их 2, 3, 1?

– Сколько всего фигур?

– Сколько не красных?

Как думаете, мы уже все геометрические фигуры изучили?

III. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой и её признаками. Какая это фигура, вы догадаетесь, когда послушаете сказку.

Мне нужны 2 помощника (держат бумажную модель прямой).

– Какую геометрическую фигуру я изобразила с помощью узкой полоски бумаги?

Однажды Карандаш отправился гулять по прямой линии. Устал. Где начало? Где конец? Присел отдохнуть. Нарисовал точку и пошел дальше, напевая: без конца и края

Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути.

Снова устал. Присел отдохнуть. Нарисовал ещё одну точку. А тут ножницы: чик-чик.

Читайте также:  Способы повышения коэффициента мощности цепи переменного тока

Лучи и отрезок вывешиваются на доску.

– Крайние фигуры вам знакомы?

– А как получили эту фигуру? (отрезок)

(Отрезали от прямой линии.)

– Кто догадался, как её назвали?

(Отрезок) Открываю на доске название темы урока.

IV. Объявление целей урока.

Об отрезке мы и будем сегодня говорить, узнаем его признаки и будем учиться сравнивать отрезки разной длины.

– Отрезок – это прямая линия?

– Чем отрезок отличается от луча? Ведь луч тоже часть прямой линии?

(У луча только начало, у отрезка и начало и конец)

Молодцы. И для названия отрезка используют не одну, а две буквы.

Обозначаю буквами отрезок на доске. На доске плакат с некоторыми буквами латинского алфавита: А (а), В(бэ).С(цэ), Д(дэ), М(эм), К(ка).

– А что одинакового у отрезка, луча, прямой? Как их чертят?

V. Закрепление.

Мы научимся чертить отрезки различной длины и располагать их на плоскости тетрадного листа, используя текст задания № 117, как руководство к действию.

Дети открывают тетради. Задание читает хорошо читающий ученик. Выполняем задание (дети в тетради, учитель на доске).

— Поставь в тетради 2 точки и соедини их по линейке. У тебя получился отрезок..Концы отрезка обозначают буквами.

– Подумай, сколько отрезков можно провести через две точки?

VI. Физпауза.

VII. Визуальное сравнение отрезков.

А вот в задании 118 три пары точек соединены тремя отрезками.

На доске такой же чертеж

– Что можно о них сказать?

(Отрезки разной длины, МК – самый длинный, СД – самый короткий)

Сравниваем, проводя пунктирную линию, чтобы увидеть равные отрезки.

Вывод: если отрезки начинаются на одном уровне – легко сравнить их длину визуально.

VIII. Работа в парах.

Вы получили лист. на котором 2 отрезка.

– Какой из них длиннее? Короче? Легко сравнить?

(Нет, на глаз сравнить трудно, можно ошибиться)

Возьмите прозрачную пленку и подумайте, как используя её сравнить отрезки?

Намечаем план действий:

1. Приложить пленку к отрезку,

2. Обозначить на пленке начало и конец.

3. Соединить точки с помощью линейки.

4. Приложить полученный отрезок к другому отрезку и сравнить.

Работа в парах, вывод: АВ – длиннее, МК – короче.

IX. Физпауза.

X. Работа по вариантам в тетрадях на печатной основе.

Задание для I варианта — № 46 – построить отрезок на луче ОВ, который будет длиннее данного,

Задание для II варианта — № 47 – построить отрезок на луче ОВ, который будет короче данного.

Перед началом работы в тетради обсуждаем, что сначала нужно “увидеть” отрезок, равный данному, затем ребята показывают с помощью рук, что двигаясь вправо, отрезок увеличивается, влево – становится короче.

Проверка по чертежу на доске с помощью магнитов. Несколько ребят показывают, где они поставили точки.

Выясняем, в какой части луча работали ребята I варианта, в какой – II вариант.

Проверьте свои работы. Самопроверка.

XI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чем отрезок отличается от прямой линии и от луча?

– А что у них одинакового?

– Как думаете, а в жизни нам пригодится умение чертить и сравнивать длину отрезков?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке математики.

Источник

Оцените статью
Разные способы