Математическое понятие которое может быть задано разными способами например перечислением элементов

«Число, величина, множество». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (часть 1)

Юлия Поликарпова
«Число, величина, множество». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (часть 1)

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче — развитию игровой деятельности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях мы считаем, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методического характера. Одной из важнейших в этом ряду является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.

Методика математических понятий.

Для чего следует изучать математику? Издавна каждый человек изучал и знал математику. Чем вызван интерес к этой науке, и почему по словам немецкого ученого Гаусса «Математика – царица наук». Наше мышление, перерабатывая восприятия и ощущения окружающего мира, подсказывает нам, как поступить в той или иной ситуации (учебная или бытовая). От того, как зависит наше мышление, правильно мы поступаем или нет.

Мышление – восприятие окружающей действительности. Основное качество мышления – это его логичность, т. е. умение делать правильные выводы.

Математика – способствует развитию логического мышления.

Логичность – основное качество мышления.

Математика практическая – это практическая логика. Как это понимать? В не каждое новое положение формируется на основе раннее известных, т. е. все строго доказывается.

Логика – установление причинно-следственных связей. Развивается к 7-8 годам.

Главное качество мышления – это логика. Почему именно в дошкольном возрасте стоит изучать математику? Дошкольный возраст это значимый период в жизни каждого человека (это бурный физический рост, это развитие коры головного мозга). Это развитие потребности интересов, ведущие из которых позновательные. Ребенок все впитывает. В дошкольном возрасте детям не только нужно дать объем знаний, но и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе. Основные математичские понятия заложенные в программе – цифра, число, счет, т. е. множество (один, много, ниодного).

Множество

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее. В детском саду множества могут быть конечными, бесконечными, пустыми и состоять из пяти элементов.

1. Конечные множества – это такие элементы, которые можно посчитать;

2. Бесконечное множество – это такое множество, в которых элементы посчитать невозможно (натуральный ряд чисел, звезды, песчинки);

3. Дискретные или непрерывные множества – это такое множество в которых каждый элемент можно воспринимать отдельно;

4. Непрерывные множества – когда элементы отдельно не воспринимаются (длина стола, стакан воды);

5. Упорядоченное множество – в которых между элементами существует порядок (натуральный ряд чисел);

Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.

1-2 года. К 1-2 годам у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число).

Затем в активной речи дети начинают использовать множественное и единственное число. На этом этапе множество еще не имеет четких границ для ребенка и не воспринимается элемент за элементом, не осознается количественная сторона множества.

Дети понимают смысл слова «много» и «мало», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики, ассоциируются со словами «большой», «маленький».

2-3 года. Дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.

3-4 года. Ребенок становится более требовательным к однородному составу множества, т. е. он считает, что множество всегда состоит из однородных элементов. На восприятие множества еще оказывают влияние качественно-пространственные признаки (форма, величина, расстояние между элементами, расположение по-разному в пространстве).

4-5 лет. На этом этапе восприятие только однородных множеств играет отрицательную роль, поэтому необходимо предлагать детям производить различные операции с множествами: составлять единое множество из 2-х групп, каждая из которых обладает своими качественными особенностями, несущественными для всего множества в целом.

Читайте также:  Прямой способ начисления амортизации

Число

Число – это отвлеченное понятие любого количества элементов. Почему знакомство с числом мы не начинает с трехлетними малышами, потому трехлетний ребенок еще не осознает, у него наглядно-действенное представление.

3-4 года. Дети используют слова-числительные, но не понимают, что такое число. На этом этапе дети способны лишь сравнивать различные множества путем установления взаимнооднозначного соответствия.

4-5 лет. Дети могут сравнивать числа на основе сравнения множеств, но не воспринимают число абстрактно, без множества.

5-6 лет. Способны сравнивать любые числа на основе свойства транзитивности. При измерении понимают число как результат измерения, т. е. как отношение всей величины (целого) к условной мерке (части). Понимают, что число служит лишь показателем количества. Происходит абстрагирование числа от конкретных множеств.

Числа бывают: порядковые – первый, второй, третий, количественные – один, два, три, числительные. Простые, которые делятся без остатка только на себя и на еденицу, стосавные (сложные, которые делятся без остатка не только на себя, но и на другие числа, однозначные, двузначные…

Называние чисел по порядку называется натуральной последовательностью чисел.

Цифра – это условное обозначение числа. Число мы называем, а цифру мы показываем. «Ребята, покажите цифру числа пять»

Величина

Это отличительный признак любого предмета. Свойства величины: (для дошкольников):

1. Сравнимость. Только при сравнении предметов о каждом можно сказать большой он или маленький (для показа необходимо два предмета);

2. Относительность – один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с чем мы сравниваем данный предмет.

Особенности восприятия величины у детей.

Дети, при сравнении по любому параметру употребляют только два универсальных параметра (большой, маленький). Дошкольники не соизмеряют величины в предметах (когда ребенок садится на детский стульчик). С трудом осознают относительный характер величин. У детей не развита константность восприятия величины (бусы, 10 бусинок на веревочке, и 10 бусинок в стакане, т. е. при сравнении скажут, что на веревочке бусинок больше, т. к. занимают большое пространство).

Геометрические фигуры

В природе не существует геометрических фигур. Геометрические фигуры – это эталон для определения формы окружающих предметов (в основном нас окружают прямоугольные формы).

Фигуры бывают: плоские – когда все точки находятся на одной плоскости; объемные тела – появляются путем вращения (вводим в средней группе, графические фигуры – представляем при написании (можно создать с помощью палочек, ниточек квадрата).

Особенности восприятия у дошкольников геометрических фигур

Как говорил Венгер Л. А., дети называют фигуру по имени знакомого предмета, т. е. «опредмечивают» ее. В среднем возрасте дети знают элементы фигуры, но чем отличаются фигуры, что общего у фигур, что значит классифицировать фигуры… Это могут только дети старшего возраста и под руководством взрослого.

Чем отличается квадрат от треугольника – у квадрата больше углов, больше сторон.

Чем отличается треугольник от квадрата, тем, что у треугольника меньше углов, меньше сторон.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т. е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет). У детей очень низкий уровень обследования форм, т. к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится — не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура — неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик.

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т. к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар). хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Источник

Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности

Татьяна Острейко
Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности

Читайте также:  Легкий способ изучения таблицы умножения для детей

Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например, формирование математических представлений.

Специфическая особенность математики, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, к. п. н., заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Использование математической терминологии возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной (аналитической).

Понятия «низкий — высокий», «узкий — широкий», «длинный — короткий», «вверх-вниз», «вправо-влево», «вперед-назад» применимы на разных этапах работы. На занятиях по ФЭМП используетсяпринцип классификации предметов по одному или нескольким признакам: покажи фигуры только красного цвета, назови все маленькие фигуры; используется согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже, например,задание: покажи 1 яблоко, теперь покажи 2, 3 яблока; «продолжи ряд» 1 роза, две…., три …., пять…; отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?», «На каком месте?».

Известно, что сдавливания подушек пальцев стимулируют созревание клеток коры головного мозга и способствуют развитию речи. Можно использовать «Игры с прищепками», «Игры с резиночками»,решая сразу несколько задач:

— закрепление понятия о цвете, давая задание — соедини только красные круги или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник;

развитие лексического словаря, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.);

— учим классифицировать и дифференцировать по признакам;

— прививаем навыки логического мышления.

Заучивание стихов, чистоговорок, участие в физминутках, отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач на занятиях и вне, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи. Например, при решении математических задач дети усваивают термины: условие, вопрос, решение, ответ; учатся выстраивать правильные предложения.

Использование приема сравнения в разных практических действиях детей,например: покажи домик низкий, затем домик выше и проговори что ты сделал, переходит в задания с усложнением — выложи справа высокий домик, а слева низкий; выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же примере отрабатываются понятия формы фигур. Проговаривание действий является обязательным условием понимания и усвоения словесных конструкций.

Это задания: сложи машину из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из красных треугольников, а кузов из желтых квадратов, или сложи кабину из маленьких квадратов, а кузов из больших.

Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения.Например: «Кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки». «В лесу дерево выше, чем куст. Цветок ниже куста».В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: «Сколько детей на картинке, посчитай», «Девочка играет с чем? Мячик какой?» и т. д.

Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детейдошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находится?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов,которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимание на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу.

Игра «Посчитай» направлена на закрепление умения правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Продолжи фразу» используется для развития речи детей, включения в активный словарь

терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы,например: «Если сосна выше, чем береза, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы… (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок… (круглый, Буратино… (тонкий, дядя Степа… (высокий, гном… (низкий).

Читайте также:  Сыр российский вид тары способ хранения срок хранения температура хранения

Игра «Составь загадку».

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.

Еще необходимо сказать про речь педагога.

К речипедагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования:

— полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;

-научность, логическая обоснованность рассуждений;

-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов);

— литературность (живость, образность изложения);

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому правильное использование математических понятий и терминов очень важно в речи педагога.

Но иногда в речи педагога имеются ошибки. Наиболее частыми,являются: употребление математических терминов в уменьшительно — ласкательной форме «кружочки», «треугольнички», «квадратики», «зелененький», «красненький» и т. д. ; употребление понятия «пример» (данного термина нет в математике). Употребление математических терминов в уменьшительно – ласкательной форме искажает формирование представлений у детей о понятиях «круг», «квадрат» и т. д.

Математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.

Итак, можно сделать вывод, какие задачи необходимо ставить в разделах ФЭМП при подготовке к школе?

1. Количество и счет. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

2. Величина. Сравнение величин групп предметов. Грамотное построение предложений.

3. Форма. Аналитическая речевая деятельность.

4. Ориентировка в пространстве. Чтение схем, маршрута, карта, план – составление минирассказа.

5. Ориентировка во времени – сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время – связная речь – рассказ из личного опыта.

1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук». – М. : 1997. — с. 210.

2. Новикова В. П. «Математика в детском саду«. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.- с. 101.

3. Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики«, М. : Эксмо,2013. — с. 154.

4. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М. : Педагогика, 1991. — с. 109-131.

Развитие субъективной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности Дошкольное образование — важная ступень в развитии ребенка, именно в этом возрасте у ребенка закладываются все важнейшие особенности личности,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности Одним из основных направлений работы дошкольной образовательной организации является формирование у детей диалогической речи как способности.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» Цель: Заинтересовать проблемой развития речи дошкольников.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Повышение познавательной активности детей в процессе развития речи Современные требования ФГОС ДО предполагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед многими педагогами ставится задача.

Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Овладение родным языком, развитие речи.

Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности дошкольников 1 Слайд: (Титульный) Тема: «Влияние авторских музыкальных игр в процессе театрализации на развитие эмоционально-познавательной деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы