Массовые беспорядки причины их возникновения способы борьбы с ними
Понятие массовых беспорядков.
Массовые беспорядки — это негативное социальное явление, которое представляет серьезную опасность для общества, а также это уголовно-наказуемое преступление, которое регламентируется ст. 285 Уголовного Кодекса РМ. Там сообщается, что организация или руководство массовыми беспорядками, активное участие в них, а также призывы к активному насильственному неповиновению законным призывам властей влекут за собой уголовную ответственность.
Для предупреждения и борьбы с массовыми беспорядками, необходимо знать их особенности и механизм их возникновения и протекания.
В первую очередь, необходимо установить, по каким причинам возникают массовые беспорядки в обществе.
Причины их возникновения могут быть различными:
1. социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.)
2. политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.)
3. этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей не коренной национальности и т. д.)
4. религиозными (разногласия между представителями различных конфессий)
5. криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками)
6. иными (например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами»).
В основе массовых беспорядков лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. Они могут быть преднамеренные — вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные — возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.
Толпа, ориентированная на массовые беспорядки, имеет свои характерные социально-психологические особенности. И люди, вполне адекватные по одиночке, находясь в людской массе претерпевают ряд психологических изменений:
Механизм возникновения массовых беспорядков.
Несмотря на то, что массовые беспорядки в каждом отдельном случае проходят по-разному, но во время тщательного изучения и наблюдения, можно выявить и обобщить схожий механизм возникновения, во всех случаях состоящий из трёх стадий, которые присутствуют в любом процессе развития массовых беспорядков:
Первая стадия предшествует массовому антиобщественному поведению. Она характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства, т. е. негативных массовых настроений, которые выступают «горючим» материалом, способным при самом незначительном поводе обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т. п.; ослабление авторитета власти; сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.
Недовольство не всегда бывает обоснованным. Однако если оно достигает критической точки и обострено чувством несправедливости, то может вызвать массовый беспорядок.
На второй стадии массовые беспорядки берут свое непосредственное начало: появляется формальный повод, который используется их зачинщиками в качестве детонатора. Таким поводом часто выступает событие, способное оправдать участников эксцессов, придать их действиям «справедливый» характер и позволить втянуть в эти события большие массы людей. Отличительная черта массовых беспорядков заключается в том, что, раз начавшись, они становятся независимыми от породивших их причин и могут продолжаться даже тогда, когда те уже исчерпаны.
В этот период для массовых беспорядков характерно:
Третья стадия характеризуется ситуацией после ликвидации массовых беспорядков, которая далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна – от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления.
Вывод:
Существует самая непосредственная связь между поведением толпы и общественной безопасностью. Массовые беспорядки чрезвычайно опасны. Их глубинные причины кроются в негативных массовых настроениях, в неудовлетворенности каких-либо социальных притязаний больших масс людей. Поводом для массовых беспорядков может стать любая внешняя провокация, связанная с экстремальными проявлениями жизнедеятельности социума.
Социальная практика свидетельствует, что толпа представляет собой серьезную угрозу как для ее участников, так и для окружающих, что обусловлено потерей индивидуальности человека в толпе, ростом его агрессивности, понижением самоконтроля. Наиболее опасна политизированная толпа, способная на самые деструктивные, крайне жестокие и преступные действия. В борьбе с массовыми беспорядками необходимо устранить их на стадии осложнения обстановки, тем самым, пытаться не допустить возникновение повода, того момента, который служит в таких случаях детонатором социальной активности в самых негативных её проявлениях.
Знание правил поведения в толпе, способов защиты себя и окружающих в условиях массовых беспорядков и умение применять их на практике – это тот шанс, который может помочь человеку с минимальными физическими и нравственными потерями выжить в опасной ситуации.
Источник
Что такое массовые беспорядки
Под массовыми беспорядками в уголовном праве подразумеваются совершаемые многочисленными группами людей действия, посягающие на общественную безопасность, которые включают насилие над людьми, погромы, поджоги и другие способы уничтожения имущества, использование оружия разных видов, сопротивление (в т. ч. вооружённое) властям. Объект преступления в данном случае — общественная безопасность. Однако это не единственный объект посягательств при данном преступлении.
Объективная сторона состоит в:
- организации беспорядков;
- прямом личном участии в этих коллективных действиях;
- призывах активно сопротивляться требованиям, устанавливаемым властями, если такие требования законны, и к совершению беспорядков в массовом масштабе и насилия в отношении граждан, их имущества и имущества государства.
Организация состоит в совершении организатором действий, которые направлены на объединение массы людей либо управление толпой в целях совершения насильственных действий, поджогов, погромов, уничтожения имущества, применения любых видов оружия, сопротивления властям (в т. ч. с применением оружия).
Организация допускает использование самых разных способов: обращённые к толпе высказывания, формирование групп для возбуждения беспорядков и др. Субъект такого преступления согласно УК РФ — вменяемое 16-летнее лицо. В качестве субъективной стороны выступает прямой умысел организатора, участников и лиц, выражающих призывы к сопротивлению представителям власти, беспорядкам, насилию.
Статья 212 УК РФ. Массовые беспорядки
Эта статья указывает, что организация таких действий при условии, что они включают насилие над людьми и имуществом, погромы, поджоги, использование оружия, относящегося к огнестрельному, ВУ и ВВ, и сопротивление представителю государственной власти с задействованием оружия, предусматривает наказание в виде лишения свободы (от 4 до 10 лет).
Противозаконным деяниям значительной массы людей обычно свойственны агрессивность, сильное взаимное влияние, эмоциональный накал, повышение активности преступников (использующих такие ситуации в своих целях).
Главный объект данного преступления — общественная безопасность. Также выделяются дополнительные объекты — жизнь и здоровье граждан, собственность частная и государственная. Мотивами такого преступления могут выступать озлобленность какими-либо действиями властей, вражда на религиозной либо национальной почве либо корысть (в ходе беспорядков часто раскрадываются магазины, жилища, склады и др. объекты).
В российском УК предусматривается наказание за организацию массовых беспорядков, личное участие, призывы к организации и участию и к сопротивлению представителям государственной власти.
Обращения, призывающие осуществлять активное неповиновение представителям власти, выдвигающим законные требования, участвовать в массовых беспорядках, совершать насилие в отношении граждан, также влекут ответственность согласно УК РФ. Проявлением таких действий является агитация, которая направлена на формирование недовольства и возбуждение агрессии у не определённого чётко круга лиц. Способами выражения таких призывов являются высказывания идей, которые являются противоправными и агрессивными, во время собраний, создание и распространение информационных материалов с данными идеями. Преимущественно данным призывам свойственна направленность против не определённых лиц, а тех или иных категорий населения (социальных, этнических, религиозных).
Лица, находившиеся в толпе, которые, однако, лично не совершали поджоги, погромы, насилие, не применяли оружие, не отвечают по ст. 212. Эти лица выступать лишь свидетелями на следствии и в суде.
Массовые беспорядки содержат значительную опасность. Общая причина данного явления — негативные настроения, имеющие массовый характер, неудовлетворённость каких-то притязаний многочисленных групп лиц. В качестве повода для данных действий выступает какая-либо провокация внешнего происхождения, которая связана с проявлениями общественной деятельности.
Причины и последствия
Возможные негативные результаты данного явления:
- Остановка работы государственных органов.
- Нарушения порядка, имеющие колоссальные масштабы.
- Нарушение жизнедеятельности социума.
- Вред здоровью граждан, убийства.
- Значительный экономический ущерб для общества, государства, конкретных лиц.
Возможные причины массовых беспорядков:
- Социально-экономические (дефицит продуктов питания, инфляция в катастрофических масштабах, массовая безработица).
- Политические (произвол со стороны действующей власти, нарушение свобод, неудовлетворённость населения правительственной политикой).
- Этнические (дискриминация национальных меньшинств либо же обратное явление — чрезмерное количество представителей не коренных и не преобладающих численно национальностей в разных областях общественной жизни).
- Религиозные (конфликты разных конфессий).
- Криминальные («войны» преступных группировок за сферы влияния).
- Иные (в частности, в течение последних лет весьма распространёнными стали акты экстремистских групп, антиглобалистские акции, столкновения футбольных «фанатов»).
Источник
Массовые беспорядки причины их возникновения способы борьбы с ними
Массовые беспорядки — это негативное социальное явление, которое представляет серьезную опасность для общества, а также это уголовно-наказуемое преступление, которое регламентируется ст. 285 Уголовного Кодекса РМ. Там сообщается, что организация или руководство массовыми беспорядками, активное участие в них, а также призывы к активному насильственному неповиновению законным призывам властей влекут за собой уголовную ответственность.Причины их возникновения могут быть различными:
1. социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.)
2. политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.)
3. этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей не коренной национальности и т. д.)
4. религиозными (разногласия между представителями различных конфессий)
5. криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками)
6. иными (например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами»).
В основе массовых беспорядков лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. Они могут быть преднамеренные — вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные — возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.Специалисты в сфере выживания рекомендуют следующие общие правила поведения в толпе, способные помочь выжить в экстремальной ситуации9.
1. Главное для человека в толпе – не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать пешкой в толпе. Для этого необходимо отключить эмоции и полагаться только на свой разум, ибо в этой ситуации он единственная надежда на спасение, т.к. только он может подсказать верную линию поведения. Эмоции (инстинкт) поведут нас туда, куда побегут все. Поэтому – анализируйте ситуацию, ищите наиболее перспективные пути спасения.
Простейшие приемы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу, заключаются в том, что, — во-первых, нельзя принимать на веру слухи, муссирующиеся в толпе, необходимо проверять навязываемую информацию с помощью фактов, а, во-вторых, — не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколько бы верным оно не казалось, принимать решение необходимо, исходя из только из того, что вы видите.
2. Не следует высказывать свое несогласие с мнением и действиямитолпы публично. Ваша внутренняя позиция не должна проявляться внешне, т.к. инакомыслящих и инакодействующих толпа уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.
Бурные массовые настроения и чувства (радость, ненависть, страх и пр.), как уже ранее отмечалось, очень заразительны, поэтому необходимо сопротивляться массовому психозу. Если чувствуете, что «заводитесь» попробуйте взглянуть на себя со стороны. Самокритика, ирония и стыд – хорошие тормоза и начинающейся истерии.
Отвлекаться от массового психоза необходимо любым возможным способом. Главное – сохранить ясность ума.
36. Единая государственная система предупреждения и ликвидация чс.
Силы и средства ГО
СИЛЫ И СРЕДСТВА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
силы и средства территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 к силам и средствам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС отнесены следующие службы и формирования различных федеральных органов исполнительной власти.
силы и средства наблюдения и контроля: службы (учреждения и организации) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ вредных воздействий на здоровье населения; формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства РФ; геофизической службы Российской Академии наук; оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также подразделения Федерального агентства по атомной энергии; Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и уч-реждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирования гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технические центры Федерального агентства по атомной энергии; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта; восстановительные и пожарные поезда Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ; аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного транспорта (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательно-координационные центры), другие федеральные органы исполнительной власти.
38. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Коллективные и индивидуальные средства защиты работников – это технические средства, которые используют, чтобы предотвратить или уменьшить воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защитить их от загрязнения (ч. 7 ст. 209 ТК РФ).
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников
За безопасные условия и охрану труда сотрудников отвечает работодатель. Он должен за счет собственных ресурсов обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 219 ТК РФ).
Обязанности работника перечислены в части 1 статьи 214 Трудового кодекса. В частности, сотрудник обязан соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
Если работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной и коллективной защиты, он не вправе требовать от работника исполнять трудовые обязанности. И обязан оплатить простой, возникший по этой причине (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
40. Основные способы защиты населения.
В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:
-укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;
-рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;
-своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.
Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:
-по назначению (для населения или для размещения органов управления);
-по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
-по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
-по характеру (убежища или укрытия).
Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.
41. Органы эвакуации и эвакуационные мероприятия.
Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является его эвакуация. В отдельных случаях (возникновение катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с высокой плотностью и тому подобное) этот способ защиты является наиболее эффективным.
Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
42. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.[1]:Ст.1
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.[1]:Ст.1
Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.[2]
Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.[1]:Ст.1 Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.[1]:Ст.14
В России перечень аварийно-спасательных работ установлен законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и может дополнятся решениями правительства.[1]:Ст.5
43. Организация работы систем предупреждения и оповещения о ЧС
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
Источник