Масштабы ненаблюдаемой экономики способы ее сокращения

Ненаблюдаемая экономика в России: масштабы и структура. Этическая проблема в России

Ненаблюдаемая экономика включает в себя : теневую экономику, функционирующую на основе взаимного согласия партнеров а именно

» подпольную часть «.- сбыт наркотиков , торговля и предоставление услуг без лицензии а также , неофициальная экономика . деятельность разрешенная законом но скрываемая в целях ухода от налого облажения.

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов.

Подход — репрессивный — возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой законопроекта

«О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги.

По данным Росстата, ВВП России в 2007 году составил 33,11 трлн рублей, 5,66 трлн из них — нерегистрируемые и не облагаемые налогами товары и услуги. В условиях кризиса доля теневой экономики растет. Для определения объема теневой экономики обычно используют две оценки. Например, по данным МВД, она достигает примерно 40 процентов ВВП. Есть оценка Росстата. Она делается вместе с международными экспертами по программе изучения ненаблюдаемой экономики. Их результат — 25 процентов ВВП. Значительная часть теневой экономики — это способы защиты собственности.Коррупция

Особенности существования теневой экономики в России

• Финансовое бремя фирмы

• «Самозанятость»

• Низкая предпринимательская этика

• Слабые гос. институты,

Бюрократизация

• «Государствофобия»

Особенности инвестиционного климата в России

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода.

инвестиционный Климат — экономические , политические , финансовые условия оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. благоприятный климат складывается из политической устойчивости + наличием законодательной базы+ умеренными льготами+ четко прописанными «правилами игры».

Несмотря на снижение темпов инфляции, инвестиционный климат в экономике по-прежнему остается неблагоприятным. Сокращение общего объема инвестиций сдерживает структурные и технологические преобразования производства, усугубляет проблему технологической отсталости и конкурентоспособности отечественной промышленности. Причины углубляющегося кризиса инвестиций во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране. Не менее острая проблема — завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, что делает их недоступными реальному сектору.

Меры по улучшению инвестиционного климата России 2010

1. Улучшение административных процедур:

• строительство производственных объектов, включая вопросы техрегулирования,

в том числе строительство по европейским стандартам;

• таможенное администрирование при экспорте и импорте высокотехнологической продукции;

• сокращение отраслевых административных барьеров;

• страхование ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.

2. Оптимизация миграционного режима.

3. Снижение роли государства: приватизация,

реорганизация государственных корпораций.

4. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре.

5. Селективные налоговые льготы и оптимизация возмещения НДС.

6. Совершенствование правоохранительной деятельности

и судебной практики.

7. Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

Экономический рост тесно связан с развитием

финансовых рынков – за период с января 2002

по январь 2010 рост активов банковской системы

и займов корпоративного сектора превзошли

рост ВВП в 2 и 8 раза соответственно;

• Первые же признаки стабилизации ситуации в

экономике страны летом 2009 привели к

взрывному росту долговых заимствований на

Низкая инфляция – синоним

Макроэкономической стабильности: ее

Замедление ведет к росту длительности

Заимствований, то есть «удлиняет» деньги и

Расширяет горизонты инвестирования, ее

ускорение часто имеет обратный эффект;

• Улучшение экономической ситуации

привело к тому, что с 2005 года в стране

начал развиваться рынок полноценного

Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста неодносторонняя, здесь налицо взаимообусловленность. Экономический рост, зависят от инвестиционной активности, в свою очередь предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами: чем выше темпы приростов валового национального продукта и национального доходовоспроизводства, чем ниже уровень инфляции в стране, тем больше возможностей для инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулировании инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.

Основные фонды России и их анализ

Основные фонды — это средства труда , которые участвуют в производственном процессе «создавая новую продукцию». В них входят:

Здания(цехи, складские помещения, лаборатории)

Сооружения(тоннели, эстакады, автодороги, трубы, ж/д),

Передаточные устройства(электросети, теплосети, газовые трубы нефтепровод)

Машины и оборудование(вычислительная техника, измерительные приборы, заводское оборудование)

Транспортные средства

Производственный инвентарь

Источник

Теневой бизнес в цифрах

Автор — директор Международного института статистического образования, заместитетель декана по статистике Факультета экономики НИУ-ВШЭ

Глава Росстата Александр Суринов не так давно заявил, что теневая экономика России составляет 16% ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Как российские статистики считают то, что скрыто от глаз?

Что такое теневая экономика

Международные стандарты требуют от статистических органов делать поправки ко всем макроэкономическим показателям на так называемую ненаблюдаемую экономическую деятельность. Национальные статистические службы, в том числе и российская, пытаются следовать этой рекомендации. Хотя, конечно, никто не знает на 100%, каким образом следует делать эти поправки. Это не только проблема России, это общая проблема. Другое дело, что ее масштабы несоизмеримы у нас и, скажем, в Японии.

Что вообще такое теневая экономика? Это, например, товары, с которых не заплатили налоги. Это, например, зарплаты в конвертах. Ненаблюдаемая экономика — более широкое понятие. Она включает в себя четыре составные части: (1) скрытую экономику (законное производство, скрываемое с целью неуплаты налогов, и т. д., пример — левая водка); (2) незаконное производство (наркотики, проституция и т. д.); (3) неформальное производство (все законно, но не фиксируется: например, один мужик другому мужику в деревне сколотил сарай): неформальное производство в нашей стране даже масштабнее, чем скрытое или незаконное. Мы до сих пор больше чем наполовину обеспечиваем себя «неформальной» картошкой и овощами, очень велики объемы неформальной торговли. (4) производство для собственного потребления (мужик сам себе сколотил сарай).

Сразу скажу: незаконное производство (наркотики и пр.) при расчете ВВП и даже при оценке теневой экономики вообще не учитывается. Так же как и, например, продажа украденного из воинской части пистолета: он однажды уже был посчитан, когда его произвели легально и продали армии.

А теперь о методах расчета.

Как учесть «тень»

Самый верный метод — это измерять явление с разных сторон, сопоставлять результаты и выбирать из них тот, который кажется заслуживающим наибольшего доверия. Можно, например, попросить чиновника подать декларацию о доходах, и он ее подаст. Но может быть, имеет смысл посмотреть, сколько денег он потратил? Потом можно сопоставить эти две величины и при необходимости поправить официальные доходы. Вообще существует несколько способов расчета: по доходам, по производству, по добавленной стоимости. У всех есть свои сложности.

Когда теневую экономику считают по производству, в основном речь идет о неформальном производстве. Неформальные объемы наблюдаются косвенным путем (например, по посевным площадям и средней урожайности) или с помощью специальных обследований (больше всего — в торговле). Просто люди ходят по рынкам, прицениваются, прикидывают дневной оборот и т. д. Есть специальные обследования по строительству, некоторым видам услуг. Со скрытым производством сложнее. В свое время (когда я еще работал в Росстате) мы пытались наладить сотрудничество с налоговой полицией, чтобы они сообщали нам результаты своих проверок. Но эти результаты не репрезентативны. Налоговики ходят, как правило, по наводке: они заранее знают, где искать, и обычно находят. Тут нет случайной выборки. Сейчас этот источник практически не используется.

Читайте также:  Самый здоровый способ путешествовать это

При оценке «тени» по расходам домашних хозяйств эти расходы корректируются на объем неформальных продаж на рынках. Будьте уверены, корректируются «от души». Возможно, даже слишком лихо. Во всяком случае, Росстат за это критиковали иностранные эксперты. Зато, возможно, недосчитывается строительство — в части загородной недвижимости.

В Европе наиболее продвинутым считается метод, основанный на учете трудозатрат. То есть на основе специальных обследований считаются трудозатраты в человеко-часах по каждой из отраслей, а потом они умножаются на нормальную выработку по отрасли. У нас этот метод не прошел. Нет ни нормальных трудозатрат, ни выработки. Объемы ВВП пытаются порой оценивать исходя из динамики индикативных показателей, таких как потребление электроэнергии или объемы перевозок. Эти методы в определенных кругах считаются наиболее продвинутыми. Думаю, в основном потому, что они могут быть выполнены на основании «подручных» данных. Во всяком случае, ОЭСР официально не рекомендовала статистическим службам использовать такие методы для корректировок макроэкономических показателей, потому что они слишком субъективны: при желании может быть достигнут любой результат.

Всемирный банк, Росстат, силовики: кто лучше считает?

Так кому же верить? Всемирный банк, например, оценил долю теневой экономики России гораздо выше, чем Росстат. Но надо понимать: в распоряжении ВБ нет иной первичной информации, кроме той, которая предоставляется ему статистической службой, ЦБ, таможней и т. д. ВБ может профинансировать дополнительное исследование, но при масштабах нашей страны говорить о чем-то существенном не приходится. ВБ может лишь сотрудничать с экспертами, которые по-иному интерпретируют имеющиеся данные статистики. И это может быть очень субъективно.

Мне приходилось работать по заданию Всемирного банка, МВФ и некоторых других уважаемых международных организаций, например, в Косово, Боснии, Грузии, Армении, Азербайджане, практически во всех странах Центральной Азии. В Боснии и Киргизии моей миссией была именно оценка масштабов ненаблюдаемой экономики. Россия по сравнению с этими странами — весьма законопослушная страна. Но даже в этих странах объемы ненаблюдаемой экономики, по моей оценке, не могут превышать 30-40% ВВП.

Есть и другие структуры, которые оценивают теневую экономику в России. Это так называемые силовые структуры. Как правило, они делают такие расчеты регулярно, в самый разгар бюджетного процесса. Я знакомился с расчетами коллег из МВД. Скажу коротко: мне случалось выгонять с экзамена с двойкой студентов за куда менее очевидные ошибки.

В середине 1990-х официальная статистика России оценивала долю ненаблюдаемой экономики примерно как треть ВВП, потом эта оценка сократилась до одной четверти. Сейчас говорят примерно об одной пятой. Тенденция выглядит логично. Хотя, конечно, отклонения в три-четыре процентных пункта в любую сторону от официального показателя вполне реальны.

Коррупция и ВВП

Все же едва ли стоит верить утверждениям, что ненаблюдаемая экономика в России составляет половину ВВП или выше. Будь это правдой, это означало бы, что мы живем в стране, где ВВП на душу населения сопоставим с уровнем какой-нибудь вполне комфортабельной европейской страны, только упорно не хотим этого замечать. Конечно, у нас очень сильное имущественное расслоение — примерно на уровне Турции и Мексики и намного выше, чем в любой из стран ОЭСР. Но если размазать благосостояние по всему населению, как масло, все равно слой окажется довольно тонким.

Неформальное производство сокращается, а размер коррупции растет. Вот она действительно имеет колоссальные размеры — но дело в том, что это никак не влияет на объем ВВП. Коррупция пока по всем действующим официальным рекомендациям в состав ВВП не включается. Коррупция — это перераспределение доходов, не изменяющее их общей суммы. Страна не станет богаче оттого, что одни граждане воруют у других.

Автор — директор Международного института статистического образования, заместитетель декана по статистике Факультета экономики НИУ-ВШЭ

Источник

Масштабы ненаблюдаемой экономики способы ее сокращения

В современных условиях дискуссионным остается вопрос научного трактования термина «ненаблюдаемая экономика».

Прежде всего, необходимо упомянуть базовый документ «Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство» [8], разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. Основываясь на системе национальных счетов 1993 года (СНС-93) в нем для описания ненаблюдаемой экономики используются следующие дефиниции: теневое производство, незаконное производство, производство неформального сектора и производство домашних хозяйств для собственного конечного использования.

В России в Энциклопедии статистических терминов закреплено понятие: «деятельность ненаблюдаемая экономическая – виды деятельности, не охваченные полностью или частично регулярным статистическим наблюдением, и оценки которых для включения в ВВП могут быть получены косвенными методами. Включает теневую (подпольную) экономику, незаконную экономику, неформальную экономику, а также производство продукции домашними хозяйствами для собственного потребления. Некоторые виды деятельности считаются ненаблюдаемыми ввиду недостатков в системе отчетности или программах сбора данных» [33, с. 9].

В Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года ненаблюдаемая экономика упомянута в рамках реализации проектов национального значения, где разработка базовых таблиц «затраты-выпуск» помогают уточнить ее параметры [1, с. 39].

По мнению авторов, определение ненаблюдаемой экономики включает в себя сферы производительной деятельности, которые могут быть отнесены к теневой или неформальной экономической деятельности (соответственно теневую и неформальную экономику).

Актуальность темы исследования связана с отсутствием системного подхода к изучению факторов развития ненаблюдаемой экономики, что предопределяет принятие неэффективных мер по реализации государственной и региональной экономической политики в рамках нейтрализации данного явления. Более того, учитывая общегосударственные и территориальные интересы, назрела необходимость принятия комплексной программы по противодействию ненаблюдаемой экономики и экономической преступности на региональном уровне.

Результаты исследований

В статье представлен мониторинг факторов, способствующих росту ненаблюдаемой экономики. Результаты систематизированы на основе анализа работ зарубежных и отечественных авторов, занимающихся изучением сущности теневой и неформальной экономики. Ниже приведена обобщенная характеристика факторов развития ненаблюдаемой экономики.

Административные факторы: отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; запретительное, наказательное администрирование – чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса; большое количество контролирующих организаций и их предвзятость при проверках; коррумпированность государственного аппарата; безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике; недостаточная эффективность налогового администрирования; «строгость» превентивных и репрессивных мер применяемых к налогоплательщику; высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности (В.А. Гамза, А.И. Татаркин, О.М. Шестоперов, О.А. Щетинин, Я.Д. Ширяева, В.Ф. Яковлев).

Антропологические факторы: противоречивая природа человека: стремление получить максимум выгоды при минимальных затратах (Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов).

Идеологические факторы: пренебрежение уроками истории; пассивность легальной экономики; общее бескультурье; стереотипы относительно «блеска» всего нелегального и «нищеты» всего легального; терпимость к теневикам со стороны населения; чувство крушения идеалов (П.Н. Панченко).

Институциональные факторы: высокие издержки, сопровождающие легальное совершение сделок; налогообложение; несовершенство трудового законодательства; особенности государственного регулирования; коррупция в органах государственной власти; высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности; отсутствие прозрачности в системе законотворчества; распад социальной морали (А.А. Аузан, Н.В. Болва, Б.Е. Бродский, С.Н. Ковалев, Л.Я. Косалс, Ю.В. Латов, А.Н. Олейник, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, Э. де Сото, А.И. Татаркин, Л.М. Тимофеев, В.А. Черешнев).

Информационные факторы: романтизация в СМИ преступников; пропаганда культа наживы, стяжательства, жестокости, насилия, достижения собственного благополучия любыми средствами, в том числе незаконными (А.А. Макаров).

Исторические факторы: общая непрозрачность общественных отношений, в том числе в области политики, культуры, социальной сферы, науки, образования, правосудия и т.д.; особая пораженность теневыми явлениями именно экономических отношений; отсутствие надлежащего контроля над качеством производимых товаров и предоставляемых услуг, а также над сохранностью и расходованием сырья и других ресурсов; нет должной активизации наступления на коррупцию, что практические устраняет всякий контроль над теневой экономикой и порождающими ее факторами. Так, выработаны своего рода «тарифы» на «услуги» чиновников, которые закрывают глаза на допускаемые предпринимателями нарушения (П.Н. Панченко, Е.Е. Румянцева).

Читайте также:  Способы разрешения семейных конфликтов это

Организационные факторы: недостаточная нормативная правовая база экономических отношений, в том числе в области обеспечения экономической безопасности и борьбе с экономическими преступлениями; слабое регулирование государством реальных экономических процессов; широкое использование различными предприятиями и организациями всех форм собственности околозаконных методов в своих финансово-хозяйственных операциях; острый недостаток материальных и финансовых ресурсов для укрепления органов правопорядка; недостатки в подборе и расстановке кадров, в проведении воспитательной работы с сотрудниками органов государственной власти (Г.М. Казиахмедов, Е.Л. Логинов, А.А. Макаров, П.Н. Панченко, Н.Д. Эриашвили).

Политические факторы: становление новой российской государственности на основе принципов законности, демократии, экономической открытости; изменение геополитической обстановки вследствие острого экономического кризиса российской экономики, активно затронувшего другие стороны функционирования государства, что привело к нарастанию негативных факторов взаимодействия российского государства и общества с зарубежными странами; прямая и косвенная поддержка международных и государственных институтов ведущих стран Запада негативных явлений в различных областях жизнедеятельности России, способствующая ее ослаблению и занятию подчиненного места в мировом сообществе; разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, а также системы обеспечения безопасности, борьбы с экономическими преступлениями и контроля над экономико-правовыми процессами; нарушение экономических и правоохранительных связей вследствие образования независимых республик бывшего СССР; неспособность государства обеспечить конструктивное реформирование экономических отношений и сформировать цивилизованную социально ориентированную хозяйственную рыночную систему; издержки и грубые просчеты в политике рыночного реформирования; стремление России к более тесному политическому, экономическому и иным формам сотрудничества с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон; отсутствие четко выраженной государственной политики по противодействию коррупции, теневой экономике и экономическим преступлениям; снижение авторитета государственной власти среди населения; неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; сращивание крупного бизнеса с государственным чиновничеством, формирование финансово-промышленной олигархии; социальная и политическая незащищенность населения; деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения; противостояние ветвей власти и связанная с этим угроза распада России как единого государства; застой в политике; неравенство в статусах субъектов Федерации; просчеты дипломатии; чиновничье попустительство и покровительство теневой экономики; негативные региональные тенденции (В.А. Гамза, Г.М. Казиахмедов, И.И. Кондрашин, Е.Л. Логинов, П.Н. Панченко, Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлев).

Правовые факторы: необоснованное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; длительное сохранение в этой сфере правового вакуума; несовершенство законодательства, в том числе бюджетного, налогового, таможенного, уголовного; несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность; несовершенство системы защиты собственности; существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности; низкая эффективность правоохранительной системы; слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов; отсутствие государственной программы системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере; незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов»; несовершенство механизма координации деятельности различных организаций по борьбе с экономическими преступлениями; распространенность и допустимость: экономических преступлений, легализации преступных приобретений, коррупции; конспиративный характер теневой экономической деятельности; теневое правосудие; правовая неграмотность некоторой части нашего населения; недостатки юридического образования; отсталость правовой науки (Д.Л. Воробьев, В.А. Гамза, Л.И. Захарова, В.А. Кандрин, Панченко, Ю.Н. Попов, Э. де Сото, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Я.Д. Ширяева, В.Ф. Яковлев).

Психологические факторы: правовой нигилизм в обществе; отрицательное влияние антисоциальной среды; психологическая неготовность сотрудников компетентных органов противостоять криминальной субкультуре и иным негативным явлениям; общий уровень правопорядка в стране (В.А. Гамза, А.А. Макаров, Е.Е. Румянцева, А.И. Татаркин, В.Ф. Яковлев).

Рыночно-трансформационные факторы: рыночная реформа и сопряженный с ней передел собственности; инициированная рыночной модернизацией социальная поляризация отдельных граждан, отраслей, регионов, сфер (Е.И. Давыденко).

Социально-культурные факторы: рассогласованность ценностей классического либерализма и российских культурных традиций; деморализация общества; недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих» (С.Н. Ковалев, Ю.В. Латов).

Социальные факторы: низкий уровень жизни населения; нарушение социальных обязательств со стороны государства; высокий уровень дифференциации общества по отдельным социальным группам; значительная дифференциация в уровнях доходов и средней заработной платы населения; высокий уровень безработицы; миграция; дефицит всеобщего осуждения теневой экономики; «соучастие» населения в теневой экономике (Д.Л. Воробьев, Л.И. Захарова, В.А. Кандрин, Панченко, Ю.Н. Попов, Е.Е. Румянцева, Б.Т. Рябушкин, М.Е. Тарасов, Э.Ю. Чурилова).

Специфические факторы: экономическое наследие СССР, особенности проводимых рыночных реформ (Р.Р. Вадюхина, Л.И. Захарова, М.А. Рахматуллин).

Территориально-экономические факторы: регионализация России, включая и ее федерализацию; «периферийность» российской экономики, ее рентоориентированный характер; консолидация власти, бизнеса и криминалитета на всех территориально-иерархических уровнях (Е.И. Давыденко).

Экономические факторы: переход России на рыночные отношения, появление множества негосударственных коммерческих организаций и предприятий различных организационно-правовых форм, разрушение жесткой централизации товарного и финансового оборота; уровень насыщения внутреннего рынка товарами и услугами; уровень сбалансированности между различными сферами и отраслями народного хозяйства; низкая покупательная способность населения и степень разрешенности социальных проблем; наличие и масштабы безработицы; несовершенство налоговой системы; высокий уровень налогообложения; изменчивость российской системы бухгалтерского и налогового учета; несправедливое первичное распределение капитала; хищения бюджетных средств; уровень спроса на товары и услуги, производимые в «теневом» секторе. Спрос на эти товары создает условия для получения высоких прибылей в «теневом» секторе; отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени; кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; несовершенство процесса приватизации; деятельность незарегистрированных экономических структур; использование альтернативных форм расчетов, например, расчеты бартером и векселями; обострение конкуренции на внутренних и внешних рынках заставляет снижать издержки любыми – легальными и нелегальными – способами; низкий уровень рентабельности предприятий; существование оффшорных зон с благоприятным налоговым режимом; расширяющаяся кооперация с другими странами; кризис отечественной банковской системы; слабость инвестиционных потоков; теневые явление в госкорпорациях; слабость и высокая криминализация легальной экономики; проникновение чиновников в бизнес, а предпринимателей во власть; отсутствие у людей гражданской позиции; связь отечественной и зарубежной теневой экономики; падение престижа государства как внутри страны, так и в мире; несистемность противодействия теневой экономике; низкий уровень образования и науки (Р.Р. Вадюхина, Д.Л. Воробьев, В.А. Гамза, Л.И. Захарова, Г.М. Казиахмедов, В.А. Кандрин, С.Н. Ковалев, Ю.В. Латов, Е.Л. Логинов, Панченко, Ю.Н. Попов, М.А. Рахматуллин, Е.Е. Румянцева, Ф.М. Сафин, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Э.Ю. Чурилова, Я.Д. Ширяева, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлев).

Этические факторы: снижение духовно-нравственного потенциала общества; нарушение правовых и морально-этических норм, связанных с использованием государственными служащими своего служебного положения; нарушение норм морали и нравственности; слабая этическая основа предпринимательства (С.Ю. Кабашов, Ю.Н. Попов, Е.Е. Румянцева, М.Е. Тарасов).

Региональная программа противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности

Представляется, что в целях преодоления криминализации экономики на общегосударственном уровне требуется принятие региональных программ, способствующих снижению уровня ненаблюдаемой экономики и экономической преступности.

Авторами разработана краевая Программа противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности в Алтайском крае на 2020-2023 годы (далее – Программа).

Программа направлена на реализацию системы мероприятий, среди которых можно выделить 5 основных блоков:

1. Нормативно-правовое обеспечение Программы

В рамках данной группы мероприятий выделим следующие задачи: систематический мониторинг федерального и регионального законодательства, направленного на противодействие ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; участие в подготовке предложений по разработке, внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты всех уровней власти; подготовка и обеспечение принятия краевых нормативных правовых актов по борьбе с ненаблюдаемой экономикой и экономическими преступлениями (Стратегии противодействия коррупции в Алтайском крае, Закона Алтайского края «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Программы по усилению борьбы с экономической преступностью в Алтайском крае и др.); дальнейшее совершенствование законодательства по обеспечению экономической безопасности региона; информирование населения о принятых органами государственной власти Алтайского края документах по вопросам снижения ненаблюдаемой экономики и экономической преступности; осуществление контроля за исполнением законодательства.

Ожидаемые результаты: рост эффективности правоприменения существующих норм; расширение нормативно-правовой базы для формирования единой государственной политики по противодействию ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; защита интересов региона в сфере экономики; повышение уровня информированности населения по вопросам борьбы с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; усиление эффективности мероприятий по противодействию коррупции.

Читайте также:  Способ изучения педагогических явлений это метод обучения

2. Организационное обеспечение Программы

Первоочередными задачами данного направления являются: определение приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Алтайского края по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; обеспечение организации совместной деятельности органов государственной власти Алтайского края, иных государственных органов, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае, органов МСУ, в пределах своей компетенции участвующих в реализации государственной политики по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; создание и обеспечение дальнейшего функционирования комиссии по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями; разработка, реализация и обеспечение своевременной корректировки плана по борьбе с экономической преступностью; подготовка предложений по использованию и внедрению современных технологий в работе по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; расширение сотрудничества органов государственной власти Алтайского края с научно-исследовательскими организациями, институтами гражданского общества, общественными и религиозными организациями, Общественной палатой Алтайского края, Алтайской торгово-промышленной палатой с целью противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; развитие партнерских отношений органов власти Алтайского края с федеральными органами, органами власти других регионов, российскими и международными организациями, занимающимися данной проблематикой с целью обмена опытом; систематическое проведение с заинтересованными ведомствами и службами конференций, круглых столов, семинаров по проблемам ненаблюдаемой экономики и экономической безопасности; издание сборника нормативно-правовых актов по вопросам противодействия криминализации экономики; разработка методического пособия «Экономическая безопасность региона»; проведение совместных научных междисциплинарных исследований по вопросам борьбы с экономической преступностью; осуществление контроля за соблюдением законодательства и реализацией мероприятий по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям.

Ожидаемые результаты: актуализация проблем ненаблюдаемой экономики и экономической безопасности; повышение эффективности государственной политики в сфере противодействия ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; совершенствование деятельности органов государственной власти по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям, формированию действенного комплекса профилактических мероприятий. Устранение дублирования функций; организация взаимодействия органов государственной власти Алтайского края по реализации государственной политики по противодействию теневой экономике и экономическим преступлениям, по осуществлению государственной антикоррупционной политики; снижение уровня экономической преступности в Алтайском крае; привлечение широких слоев общественности для участия в реализации мероприятий Программы; систематизация и актуализация законодательной базы по противодействию криминализации экономики; обеспечение методическим материалом заинтересованных сторон для организации деятельности по поддержке экономической безопасности региона; усиление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и законотворческим процессом.

3. Предупреждение и профилактика ненаблюдаемой экономики и экономической преступности

Для реализации мероприятий данной группы необходимо решить нижеперечисленные задачи: осуществление систематического мониторинга теневых процессов, коррупционных и экономических правонарушений в Алтайском крае и организация на его основе комплекса мероприятий по их предупреждению, пресечению и раскрытию; предоставление статистических данных о состоянии экономической преступности, оценке теневых и неформальных секторов экономики; систематизация и актуализация предложений и рекомендаций по совершенствованию методов статистического измерения и оценки теневого и неформального секторов; осуществление работы по выявлению и устранению факторов и условий, способствующих совершению экономических преступлений. Разработка предложений и рекомендаций по повышению экономической безопасности; принятие и реализация комплекса мер по вытеснению ненаблюдаемой экономики, декриминализации основных секторов экономики региона; проведение ревизии существующей системы профилактики экономических преступлений в Алтайском крае, внесение предложений по их усовершенствованию; принятие и обеспечение реализации мероприятий по защите прав работников в теневом секторе; обобщение и распространение положительного опыта деятельности по снижению криминальной обстановки в экономике края; осуществление оценки эффективности реализуемых мер по противодействию и профилактике ненаблюдаемой экономики и экономической преступности.

Ожидаемые результаты: комплексная оценка теневых процессов, экономических правонарушений. Повышение эффективности реализации мероприятий Программы; получение необходимой информации для планирования, организации и совершенствования профилактической деятельности; уменьшение доли теневого и неформального секторов, криминальной экономики. Обеспечение экономической безопасности региона; эффективное развитие экономики края; повышение эффективности государственной политики по противодействию и профилактике экономических правонарушений; поиск новых подходов и совершенствование оценки ненаблюдаемой экономики; повышение уровня информированности населения, формирование негативного отношения к криминализации экономики.

4. Подготовка квалифицированных кадров по обеспечению противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности

Настоящий раздел направлен на выполнение следующих задач: принятие действенных мер по разработке системы подготовки и обучения кадров по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; организация проведения учебных лекций, семинаров с привлечением профессорско-преподавательского состава для государственных гражданских служащих и заинтересованных лиц по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; внедрение в учебные программы вузов и ссузов новых спецкурсов «Ненаблюдаемая экономика», «Неформальная экономика», «Теневая экономика». Организация процесса изучения курсов студентами, госслужащими и другими заинтересованными лицами; налаживание сотрудничества социологического, экономического, юридического факультетов вузов с компетентными органами для проведения студентами мониторинга экономических правонарушений, оценки теневых и неформальных секторов экономики в Алтайском крае (на период прохождения практики).

Ожидаемые результаты: формирование системы квалифицированных кадров в области противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; повышение профессиональной подготовки кадров. Повышение уровня знаний лиц, заинтересованных данной проблематикой; организация практической работы студентов по мониторингу коррупционных и экономических правонарушений, оценки теневых и неформальных секторов экономики в Алтайском крае.

5. Информационное обеспечение Программы и просветительская работа

Основными задачами данного раздела выступают: разработка и реализация комплекса просветительских мероприятий; широкое освещение через СМИ мер по профилактике и противодействию экономическим преступлениям, снижению уровня ненаблюдаемой экономики; обеспечение выхода передач на радио и в телевизионном эфире, публикации статей по вопросам духовного и нравственного воспитания; организация в СМИ пропаганды законопослушного образа жизни, ориентации населения на духовно-нравственные и культурно-исторические ценности; создание рубрики в краевой массовой газете «Алтайская правда», посвященной проблемам ненаблюдаемой экономики и экономическим преступлениям; регулярное информирование общественности о деятельности компетентных органов и результатах борьбы с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; оперативное пополнение новыми материалами веб-сайтов Алтайского краевого Законодательного Собрания, Правительства Алтайского края о государственной политике по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями; организация работы телефонов «горячей линии» и доверия, обеспечение гласности их номеров и конфиденциальности предоставленной информации; регулярное проведение работы по повышению правовой, нравственной культуры государственных служащих, соблюдению ими морально-этических норм. Формирование общественного мнения о деятельности государственных органов власти Алтайского края, в том числе правоохранительных. Ежегодное изучение общественного мнения; осуществление деятельности по повышению юридической грамотности граждан и формированию основ правовых знаний у населения; распространение практики использования социальной рекламы в рамках противодействия криминализации экономики; обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на противодействие ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; систематическое проведение социологических исследований уровня информированности населения по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; создание механизма предоставления грантов организациям, достигнувшим эффективных результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и научном обеспечении противодействия ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям.

Ожидаемые результаты: активизация деятельности СМИ по освещению проблем теневой экономики и экономической преступности; формирование у граждан законопослушного образа жизни, укрепление роли духовно-нравственного воспитания в преодолении ненаблюдаемой экономики; обеспечение широкого обсуждения в СМИ проблем теневой экономики и экономической преступности; совершенствование деятельности и повышение авторитета государственных органов власти Алтайского края, взращивание чувства уважения и укрепления доверия населения к государственной службе, статусу государственного служащего; актуализация темы криминализации экономики, привлечение внимания общественности; повышение правовой культуры граждан, знаний законодательства в части ответственности за совершение коррупционных и экономических правонарушений; повышение эффективности мероприятий профилактических мер по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономической преступности.

Предполагаемые исполнители Программы: Алтайское краевое Законодательное Собрание, Правительство Алтайского края и территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае, Общественная палата Алтайского края, Алтайская торгово-промышленная палата, органы МСУ, вузы и другие заинтересованные стороны.

Заключение

Тема многофакторного анализа ненаблюдаемой экономики является малоизученной в научном мире. В статье были исследованы причины возникновения и факторы развития теневой и неформальной экономики и представлены систематизированные результаты.

Авторы не претендуют на полное, всеобъемлющее изложение всех аспектов, охватывающих борьбу с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью, а полагают, что принятие и внедрение комплексной региональной программы в Алтайском крае станет актуальным и своевременным шагом по повышению эффективности экономической государственной политики.

Благодарности

Автор выражает: искреннюю благодарность к.т.н., профессору, президенту Фонда ИНДЕМ Г.А. Сатарову за помощь в выборе темы диссертации; признательность за работу анонимных рецензентов.

Источник

Оцените статью
Разные способы