Марксистская типология по способу производства

Содержание

Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений. Иначе говоря, способ производства — это исторически определённое диалектическое единство производительных сил и производственных отношений — двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причём это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым.

Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой.

Поскольку две стороны способа производства находятся в диалектическом единстве, то каждая из этих сторон предполагает другую и не может существовать без другой стороны. Более того, каждая из сторон в себе самой уже содержит свою противоположность и является в известном смысле своей противоположностью:

  1. Производительные силы на определённой ступени развития обладают специфическим для данной ступени общественным характером, при этом такие производительные силы общественного труда, как разделение и кооперация труда, специализация и концентрация производства и т. п., прямо выступают стороной производственных отношений — технико-производственными (или организационно-производственными) отношениями.
  2. Производственные отношения, являясь внутренней формой организации производительных сил и двигателем их развития, выступают и как специфическая социальная производительная сила, а в качестве технико-производственных отношений и прямо включаются в производительные силы общества.

Таким образом, каждая из сторон способа производства полагает свою противоположность, реализует самоё себя в своей противоположности.

В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. «Способ производства материальной жизни, — отмечал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» [1]. В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка (см. Общественно-экономическая формация). Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм) (см. Первобытнообщинный строй, Рабовладельческий строй, Феодализм, Капитализм, Коммунизм). В марксистской литературе дискутировался вопрос о правомерности выделения азиатского способа производства, однако представляется более убедительной точка зрения, что он является лишь модификацией одного из докапиталистических способов производства.

Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной способ производства, нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства (например, античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки (см. Базис и надстройка), обладающей относительной самостоятельностью.

На определённой ступени развития производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. При этом в известных пределах производственные отношения обладают способностью в рамках данного способа производства приспосабливаться к требованиям производительных сил без изменения своей качественной определённости. Однако это достигается за счёт усиления внутренних противоречий существующего способа производства, в недрах которого накапливаются материальные предпосылки нового общественного строя, развиваются общественные силы, способные провести коренные социально-экономические преобразования. В классово-антагонистических способах производства конфликт между производительными силами и производственными отношениями приводит к замене одного способа производства другим в результате социальных революций. В условиях коммунистического способа производства утверждается планомерная организация производства на основе господства общественной собственности, что открывает возможности для безграничного совершенствования производительных сил и повышения эффективности общественного производства. Возникающие противоречия при социализме между ростом производительных сил и производственными отношениями не антагонистичны и разрешаются путём совершенствования производственных отношений, в результате сознательного управления общественными процессами.

Читайте также:  Деятельность это способ существования людей план

Источник

Типология обществ по К. Марксу

Следует сразу сказать, что все типологии обществ не более чем «идеальные типы». Употребляя выражение «идеальный тип», мы подразумеваем, что полученный в результате описания образ нельзя будет обнаружить в реальности «в чистом виде». Выделенные типы общества являются мыслительными конструктами, а реальные общества оказываются лишь в большей или в меньшей степени приближенными к тому или иному типу. Первую классификацию обществ в социологии дал Огюст Конт. Он считал, что старые общества (военные и теологические) разрушаются, а на их месте возникают новые общества — индустриальные. Дихотомии «военные – индустриальные» придерживался и Герберт Спенсер.

В основе типологии обществ Карла Маркса лежал способ производства. Базисом общества являются производственные отношения, которым соответствует определенный уровень развития производительных сил. Над базисом возвышается надстройка в виде различных форм общественного сознания (идеология, религия, наука и т.д.) и государства (в классовых обществах). Изменения в экономике ведут за собой изменения и в других сферах жизни общества. В принципе, базис (экономика) и надстройка (политика, идеология) диалектически взаимосвязаны, и надстройка также оказывает влияние на базис. В марксистской социологии общества делятся на доклассовые (первобытнообщинные), классовые (рабовладельческие, феодальные и капиталистические) и бесклассовые (коммунистические). Важно понимать, что в концепции Маркса доминирующий тип производственных отношений обнаруживает себя не только в экономике. Рыночные отношения в капиталистическом обществе пронизывают все сферы жизни. Так, например, в кино мерилом художественности все чаще становятся кассовые сборы в кинотеатрах, а семейная жизнь молодоженов все чаще начинается с подписания брачного контракта, напоминающего торговую сделку двух хозяйствующих субъектов.

Община и общество Ф. Тённиса

В отличие от Спенсера и Маркса, немецкий социолог Фердинанд Теннис предложил различать не типы обществ, а общину (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft)[60]. Общество отличалось от общины более сложной системой социального управления, наличием светской системы ценностей, глубоким разделением труда (в общине, главным образом, половозрастное разделение труда), формальной системой регулирования отношений (право, законы; в общине отношения регулируются традициями и обычаями), обезличенным характером взаимодействия (в общине взаимодействие, как правило, носит личностный характер), появлением множества специализированных социальных институтов (в общине многие социальные институты как бы слиты, например, политические и семейные, семейные и экономические).

Типология обществ Д. Белла

Во второй половине XX в. широкое распространение получили типологии, делившие общества на «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные» (Д. Белл), общества «первой», «второй» и «третьей волны» (Э. Тоффлер). Подходы Д. Белла, Э. Тоффлера, Г. Кана, Д. Гэлбрейта, Д. Рисмена, отличаясь в деталях, сходятся в главном: индустриальное общество сменило аграрное (доиндустриальное), а ему на смену идет постиндустриальное. В основе всех этих концепций лежат технократические идеи, согласно которым изменения в науке и технике ведут за собой серьезные изменения в экономике и обществе в целом. Рассмотрим более подробно данный подход на примере классификации Дэниела Белла (1919 – 2011), автора концепции постиндустриального общества.

Основные отличия доиндустриального и индустриального общества:

1) Доиндустриальное общество — это общество аграрное. Большинство населения живет в сельской местности и занято сельским хозяйством. По подсчетам Поля Бероша в 1800 г. городское население составляло 12 % во Франции, 17 % в Италии, 13 % в Испании, 23 % в Англии, 9 % в Германии[61] [1]. В Европейской России в первой половине XIX в. доля городского населения не превышала 8 %[62]. И даже в Англии, которую в XIX в. называли «мастерская мира», городское население впервые превысило сельское лишь во второй половине XIX в.[63]. К концу XIX в. ситуация изменится, но даже тогда в таких урбанизированных странах как Франция, Германия, Бельгия, Италия горожане будут составлять менее половины общей численности населения[64]. Важно и другое. Жизнь большинства людей в малых и средних городах Западной Европы, по сути, мало отличалась от жизни сельских жителей (ремесленники держали домашний скот, имели участки земли, виноградники). Вплоть до 1900 г. бельгийские рудокопы брали отпуска для того, чтобы присмотреть за своими земельными участками, а в Англии в середине XIX в. бастующие ткачи зарабатывали на жизнь, устроившись косарями на фермах[65]. Урбанизм еще не стал «образом жизни». В Российской империи в конце XVIII в. более половины городов были аграрными, экономически активное население которых, исключительно или главным образом, занималось земледелием. Б.Н. Миронов, исследовавший этот вопрос, пришел к выводу, что в России город XVIII в. был доиндустриальным, в первой половине XIX в. он стал прединдустриальным, и только на рубеже XIX-XX вв. – раннеиндустриальным[66]. Индустриальное же общество – это общество городское, общество, в экономике которого главную роль начинает играть промышленное производство товаров на фабриках и заводах, расположенных в крупных городах. Если в 1800 г. в Европе было 17 городов с населением более 100 тыс. человек, то к 1890 г. таких городов было уже 103[67]. Некоторые города росли столь стремительно, что их облик менялся буквально на глазах одного поколения людей. Население Чикаго увеличилось с 493 тыс. в 1870 г. до 3395 тыс. в 1920 г., а население Осаки за этот же период увеличилось с 350 до 2200 тыс. человек[68]. Население Москвы и Санкт-Петербурга с 1863 по 1914 г. увеличилось почти в 4 раза и достигло, соответственно, 1,7 и 2,1 млн. человек[69]. Стремительно менялся и образ жизни горожан. Уличное освещение, городской транспорт, канализация и водопровод – вот далеко неполный перечень технических новаций, изменивших повседневную жизнь людей. В крупном городе индустриального общества менялось само представление о пространстве. «Далеко» и «близко» измерялось уже не километрами и метрами, а доступностью места для городского транспорта и транспортными остановками. К концу XIX в. появляются не только крупные города с населением в несколько миллионов человек, но и целые урбанизированные промышленные районы (Рурская область в Германии, Пенсильванский промышленный район в США и т.д.). В социальной структуре индустриального общества пролетариат начинает преобладать над крестьянством.

Читайте также:  Способы образования новых земельных участков

2) В доиндустриальном обществе главным источником энергии были а) мускульная сила человека и тягловых животных б) ветер и вода (ветряные и водяные мельницы, парусные суда). В индустриальном обществе энергия черпается, преимущественно, из невозобновляемых источников (уголь, нефть, газ). Не будет преувеличением сказать, что символами индустриального общества стали паровоз и пароход. Возможно, Д. Белл несколько преувеличивал, когда говорил, что первая технологическая революция (паровой двигатель) породила идею производительности, мысль о производстве большего количества продукции с меньшими затратами[70], но, бесспорно, что эта революция способствовала воплощению этой идеи в жизнь. С конца XIX в. начнется широкое использование электроэнергии и это очень скоро изменит всю повседневную жизнь людей. Электричество изменит дневной и ночной ритм человеческой жизни, позволит передавать кодированные сообщения по проводам и трансформировать голос в электрические сигналы. Появятся новые средства связи – телефон и радио. Электрическую энергию, в отличие от пара, можно будет передавать за сотни километров.

3) Доиндустриальные общества – это общества с высокой рождаемостью и высокой смертностью. В доиндустриальную эпоху население многих стран было стабильным на протяжении столетий. Численность населения Франции XVIII в. почти не отличалась от численности населения века XIII. В индустриальном обществе, благодаря развитию медицины, городской инфраструктуры (канализация, водопровод), транспортной системы (угроза голода перестала быть реальной только тогда, когда Европа покрылась сетью железных дорог, что сделало возможным быстро оказывать помощь территориям, пострадавшим от неурожаев) удалось сильно снизить смертность населения. Одновременно происходило и снижение рождаемости. Происходило это не только потому, что в различных слоях общества шире стала распространяться практика самоконтроля за своим репродуктивным поведением, но еще и потому, что в условиях крупного города содержать семью с большим числом детей рабочим было особенно тяжело. Три четверти квартир, построенных в Глазго с 1866 по 1874 гг., были 1 и 2-х комнатными, но и те вскоре оказались перенаселенными[71].

Читайте также:  Пример как решить уравнение способом сложения

4) Доиндустриальное общество в сравнении с индустриальным обществом отличается более низким уровнем социальной мобильности. Во-первых, паровозы и пароходы сделали возможным быстрее и точно к указанному сроку перевозить большое количество людей на большие расстояния. Во-вторых, сам процесс индустриализации подразумевал перемещение большого числа людей из деревни в город. В-третьих, формирование индустриального общества сопровождалось разрушением существовавших столетиями старых сословных границ, что не могло не сказаться на интенсивности вертикальной социальной мобильности. Возросшая социальная мобильность заставляла людей иначе воспринимать традиции и новации как таковые.

5) Индустриальное общество потребовало значительно большего числа грамотных людей. Во многих случаях для того, чтобы обслуживать технику, необходимо было иметь хотя бы начальное образование. Не случайно в XIX в. во многих странах начальное образование станет всеобщим и обязательным. В начале XX в. в Германии, Франции, Великобритании процент грамотных молодых людей (до 20 лет) составлял 94-99 % (почти вдвое больше, чем в 1800 г.). В России в 1800 г. мальчиков, умевших читать, было 4-8 %, а в 1913 г. – уже 54 %[72]. Особенно заметные сдвиги в образовании наблюдались в городах. В Москве процент грамотного населения увеличился с 46 в 1871 г. до 70 в 1912 г., а в Санкт-Петербурге с 60 в 1869 г. до 77 в 1910 г.[73]. Тогда же, в XIX в., произойдет установление тесных, двухсторонних связей между наукой и производством. Наука начнет превращаться в важнейший социальный институт. Успех на международной арене будет прямо зависеть от перевооружения армии и флота самым современным оружием. В капиталистическом обществе победа в конкурентной борьбе будет в значительной степени обеспечиваться рациональной организацией производства и внедрением передовых технологий. В начале XX в. Генри Форд (конвейерное производство автомобилей) и Фредерико Уинслоу Тейлор (разработчик научной организации труда – НОТ) продемонстрируют всему миру неоспоримые преимущества научной организации производства и управления.

6) В индустриальном обществе взаимодействие приобретает все более обезличенный характер. Не случайно тема социального отчуждения станет одной из важнейших в трудах писателей и философов XIX – начала XX вв. Количество социальных контактов в крупном городе может быть очень велико, но социальные связи могут быть очень слабыми. В доиндустриальном обществе вассал знал своего сеньора, он приносил клятву верности ему лично. Точно также крестьянин знал, кто является его господином, кому он платит оброк и т.д. В конце XIX в. во многих странах конкретного человека заменят абстракции – народ, государство. Солдат, принимая присягу, будет клясться на верность народу, а предприниматель и рабочий будут платить налоги государству. Источниками информации все чаще будут не другие люди, а газеты, телеграф, радио (с начала XX в.).

Считается, что переход от доиндустриального общества к индустриальному начался с конца XVIII в. Некоторые исследователи полагают, что начало этого процесса можно датировать 1764 г. (создание прялки «Дженни» Дж. Харгривсом и паровой машины Дж. Уаттом). В большинстве стран Западной Европы, США и Японии процесс этот завершился к началу XX в., а первая половина этого столетия стала временем наивысшего расцвета индустриального общества. В России переход к индустриальному обществу начался в XIX в., а завершился лишь к 60-м годам XX в.

Легко заметить, что в разряд доиндустриальных, равно как и индустриальных обществ, попадают общества с самой разной политической организацией. В типологиях Д. Белла, Э. Тоффлера и других теоретиков постиндустриального общества политический режим не играет существенной роли. Примерами доиндустриальных обществ могут считаться демократические Афины и императорский Китай, средневековые монархии Западной Европы и современная им Венецианская Республика, швейцарские кантоны и Аварский каганат. В конце XIX в. среди индустриальных обществ мы находим ограниченные монархии (Великобритания) и республики (Франция, США).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Оцените статью
Разные способы