Маркировать ударным способом гост

ГОСТ 2.314-68 ЕСКД. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

УКАЗАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ
О МАРКИРОВАНИИ
И КЛЕЙМЕНИИ ИЗДЕЛИЙ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Единая система конструкторской документации

УКАЗАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ
О МАРКИРОВАНИИ И КЛЕЙМЕНИИ ИЗДЕЛИЙ

Unified system for design documentation. Instructions for marking and stamping articles.

Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР в декабре 1967 г. Срок введения установлен

1. Настоящий стандарт устанавливает правила нанесения на чертежи указаний о маркировании и клеймении изделий всех отраслей промышленности.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 648-77.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Указания о маркировании и клеймении помещают в технических требованиях чертежа и начинают словами: «Маркировать. » или «Клеймить. ».

Указания о клеймении на чертежах помещают только в тех случаях, когда необходимо предусмотреть на изделии определенное место клеймения, размеры и способ нанесения клейма.

3. Место нанесения маркировки или клейма на изображении изделия отмечают точкой и соединяют ее линией-выноской со знаками маркирования или клеймения, которые располагают вне изображения. Знак маркирования — окружность диаметром 10 . 15 мм (черт. 1), знак клеймения — равносторонний треугольник высотой 10 . 15 мм ( черт. 2).

Внутри знака помещают номер соответствующего пункта технических требований, в котором приведены указания о маркировании и клеймении.

Знаки маркирования и клеймения выполняют сплошными основными линиями.

4. Если маркированию или клеймению подлежат определенные части изделий (головка болта, торец вала и т. п.), то знаки маркирования или клеймения на чертеж не наносят, а место нанесения маркировки или клейма указывают в технических требованиях.

5. Если указания о маркировании и клеймении помещают в технических условиях на изделие, то на чертеже изделия делают следующую запись: «Маркировать по ТУ. ».

6. Если маркировка и клеймо необходимы, но нанесение их на изделие нецелесообразно или невозможно по конструктивным соображениям, то в технических требованиях помещают соответствующее указание, например: «Маркировать. на бирке» или «Клеймить. на бирке».

7. При необходимости ограничить участок поверхности для нанесения маркировки или клейма наносят сплошной тонкой линией границы участка и указывают его размеры (черт. 3) или изображают маркировку, или клеймо, наносимые на изделие.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

8. Указания о маркировании и клеймении должны определять:

а) содержание маркировки и клейма;

б) место нанесения;

в) способ нанесения (при необходимости);

г) размер шрифта (при необходимости).

9. С целью сокращения объема надписей на чертеже допускается указания о содержании и способе нанесения маркировки или клейма приводить буквенными обозначениями, установленными приложением 1 к настоящему стандарту.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

ОБОЗНАЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СПОСОБОВ НАНЕСЕНИЯ МАРКИРОВКИ И КЛЕЙМ

1. Содержание маркировки указывают буквенными обозначениями, приведенными в табл. 1.

Товарный знак, наименование предприятия-изготовителя

Обозначение изделия по основному конструкторскому документу

Заводской номер изделия*

Номер плавки, порядковый номер в плавке

Знаки полярности, направления вращения, направления потока среды и др. данные, необходимые для монтажа

* Под номером изделия понимается также номер партии или серии.

2. Содержание клейма указывают буквенными обозначениями, приведенными в табл. 2.

Испытания (контроль): механические, гидравлические, пневматические, электрические, на твердость и др.

3. Способы нанесения маркировки или клейма указывают буквенными обозначениями, приведенными в табл. 3.

Способ нанесения маркировки или клейма

Литьем или давлением (прессованием, штамповкой и т.п.)

Примечание. Если маркировка или клеймо могут быть нанесены любым способом, то способ нанесения не указывают.

4. Обозначения и способы нанесения маркировки и клейма указывают на наклонном участке линии-выноски.

ПРИМЕР НАНЕСЕНИЯ на чертеже обозначений заводского номера изделия ударным способом и клейма окончательной приемки краской при наличии в технических условиях на изделие всех данных о маркировании и клеймении приведен на черт. 1.

При этом в технических требованиях чертежа делают запись по типу: «3. Маркировать и клеймить по ТУ. ».

Читайте также:  Самые простые способы шифрование информации

ПРИМЕР НАНЕСЕНИЯ на чертеже обозначений марки материала — краской, обозначения изделия, заводского номера его и товарного знака — литейным способом, при необходимости указания на чертеже отсутствующих в технических условиях данных о месте, способе нанесения и шрифте маркировки, приведен на черт. 2.

При этом в технических требованиях чертежа делают запись по типу:

а) если маркировки выполняются разным шрифтом, —

«4. Маркировать по ТУ . шрифтом . ГОСТ . ».

5. Маркировать по ТУ . Чл — шрифтом. ГОСТ . Нл — шрифтом. ГОСТ. ».

«6. Маркировать по ТУ . шрифтом . ГОСТ . »:

б) если маркировки выполняются одним шрифтом, —

«4. Маркировать по ТУ . шрифтом . ГОСТ . ».

(Введено дополнительно, Изм. № 1).

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Маркирование — нанесение на изделие знаков, характеризующих это изделие.

Маркировка — совокупность знаков, характеризующих изделие, например: обозначение, шифр, номер партии (серии), порядковый номер, дата изготовления, товарный знак предприятия-изготовителя, марка материала, группа селективности, монтажные или транспортные знаки и т. п.

Клеймение — нанесение на изделие знаков, удостоверяющих его качество.

Клеймо — знак, удостоверяющий качество изделия.

Источник

Маркировка продукции: правила и ГОСТы

Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.

Для чего нужна маркировка

Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.

В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.

Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.

Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Какую продукцию маркировать обязательно

Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.

Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.

Где найти требования к маркировке

Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.

Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:

  1. На упаковке можно размещать неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя.
  2. Все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия.
  3. Если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.
Читайте также:  Сравнение предметов способами наложения 2 младшей группе

Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.

Виды маркировок

Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.

Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.

Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.

Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:

Структура маркировки

Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.

Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.

Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.

Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.

Что будет за нарушения по маркировке

Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.

Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.

Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.

Требования для отдельных категорий товаров

Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.

К примеру, порядок маркирования продукции легкой промышленности определяет статья 9 («Требования к маркировке продукции») Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности») . В нормативе указано, что маркер должен содержать сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.

Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.

Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:

  • название товара или продукта;
  • наименование и юридический адрес производителя;
  • масса нетто — масса без упаковки;
  • состав;
  • пищевая ценность;
  • срок реализации, срок годности, период и условия хранения;
  • назначение применения для продукции, предназначенной для детского питания, а также для различных биологически активных добавок и проч.

Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:

  • название товара и страну, в которой он изготовлен;
  • наименование производителя и его юридический адрес;
  • область применения и предназначение продукции;
  • главные потребительские свойства;
  • данные об обязательной и добровольной сертификации;
  • комплектацию, состав;
  • дату изготовления и срок годности;
  • при наличии товарный знак;
  • размеры и массу нетто;
  • штрихкод;
  • иные сведения.
Читайте также:  Способы голосования за объекты благоустройства

Образцы маркировки

Этот символ обозначает соответствие товаров государственному стандарту — ГОСТ.

Такой маркировкой отражается вес нетто или вес товара без упаковки.

Этот знак говорит о том, что продукт изготовлен из нетоксичного материала.

Это обозначение используется для замороженных продуктов.

Такой маркировкой производитель информирует о сроке годности товара после вскрытия упаковки.

Этот символ указывает, где следует вскрывать упаковку.

Эти значки символизируют различные варианты перерабатываемого пластика.

Маркировка «Лента Мебиуса» — это международное обозначение вторичной переработки.

Обозначает, что все правила маркировки товаров в Таможенном союзе и обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза соблюдены.

Товары с таким обозначениям не содержат трансгены и прошли проверку на содержание чужих ДНК.

Такое обозначение будет на всех продуктах, которые не тестируются на животных.

Эта маркировка указывается на органической продукции.

Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»

(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)

    Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

  • наименование продукции;
  • наименование страны-изготовителя;
  • наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • размер изделия;
  • состав сырья;
  • товарный знак (при наличии);
  • единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза;
  • гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
  • дату изготовления;
  • номер партии продукции (при необходимости).
  • В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:

    Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:

    • вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;
    • модель;
    • символы по уходу за изделием;
    • инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

    Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:

    • вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Процентное содержание исходного сырья указывается в виде нормативного значения с допуском в пределах +/- 5 процентов (кроме нетканых материалов);

    (см. текст в предыдущей редакции);

    • массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);
    • устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);
    • вид отделки (при наличии);
    • символы по уходу за изделием.

    Для обуви дополнительная информация должна содержать:

    • модель и(или) артикул изделия;
    • вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
    • инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

    Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

    • вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
    • символы по уходу за изделием;
    • инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

    Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:

    • наименование материала верха;
    • модель;
    • указания по эксплуатации (при необходимости).

    Для кож дополнительная информация должна содержать:

    • площадь или массу кожи;
    • толщину (при необходимости);
    • сорт.

    Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:

    • вид меха;
    • вид обработки;
    • сорт, марку;
    • площадь или размер.
  • Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

    Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

  • Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.
  • В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы