Маркетингом по способу воздействия

Виды маркетинга: классические и инновационные классификации

Из этого материала вы узнаете:

Виды маркетинга классифицируются по самым разным признакам, начиная от классических в зависимости от спроса и заканчивая способами воздействия рекламных инструментов. Современным компаниям необходимо разбираться во всём этом многообразии, чтобы верно подбирать тактику и стратегию развития бизнеса.

Охватить и описать все виды маркетинговой деятельности в рамках одной статьи невозможно. Но мы постарались сделать акцент на наиболее значимых классификациях и дать им необходимые объяснения.

Понятие и задачи маркетинга

Термин «маркетинг» в переводе с английского буквально означает «рыночная деятельность». Он охватывает все ступени от производства до реализации продукции. Задачей построения выгодных для обеих сторон отношений с клиентами занимаются маркетологи.

Так называют специалистов, роль которых – выяснить, какие в текущее время товары пользуются наибольшим интересом. Чтобы понять и удовлетворить потребности покупателей, в маркетинге применяется большое разнообразие методов и приемов изучения их спроса, благодаря чему предприятию обеспечивается получение прибыли.

Чтобы доходы компании были максимально большими, в числе персонала должен быть маркетолог. Основная его обязанность – определить, какая продукция востребована у клиентов, а какая нет, и организовать производство актуальной, а также определить, какие виды маркетинга ему стоит применить.

Понятие и задачи маркетинга

Маркетологи продвигают как товары, так и услуги, и даже концепции и другие нематериальные блага. При этом продвижение не всегда связано с получением прибыли, цели компании не обязательно предполагают монетизацию продукции и идей. Маркетологи могут, например, внедрять социальные проекты, значимые для общества. В качестве примера можно привести продвижение кампании против курения.

С учетом этого нюанса далее можно рассмотреть, какие бывают виды маркетинга и их функции.

К основным задачам этой сферы деятельности можно отнести:

  • Изучение рыночных условий. В первую очередь, маркетинг занимается анализом рынка. Актуальная информация по этому вопросу помогает компании быть впереди остальных. Знание текущего состояния рынка позволяет предлагать потребителю тот ассортимент, который необходим ему именно сегодня. Соответственно, такие шаги приводят к увеличению продаж и прибыли.
  • Формирование уникального предложения. Трудно сегодня найти компанию, у которой не нашлось бы конкурентов. От этого не застрахована практически ни одна отрасль. Чтобы выделиться среди однотипных организаций и привлечь внимание потребителей, необходимо обладать индивидуальностью. Для этого формируется УТП. Чтобы созданное предложение было актуальным, требуется оперативно и грамотно отслеживать и анализировать деятельность конкурирующих фирм.
  • Планирование. Чтобы получать прибыль от товаров и услуг, компания должна иметь четкий план выхода на рынок своей продукции. Чтобы убедиться в том, что она будет пользоваться спросом, необходимо провести предварительный мониторинг: в каком сегменте ее планируется реализовать, какова ее целевая аудитория, в каком ассортименте есть потребность и какую стоимость потребитель готов рассматривать. Затем нужно определить, какие способы продвижения будут актуальны.
  • Управление бизнесом. Управление и маркетинг всегда идут в связке. Недостаточно просто выпустить продукт или предложить услугу, нужно убедить рынок в их необходимости и качестве. Для этого задействуются реклама и система сбыта. Прибыль предприятия зависит от слаженности работы всех этих направлений.

Существует два основных вида маркетинга. Выбор маркетинговой деятельности определяется потребностями предприятия в продвижении его товаров/услуг:

  • классический маркетинг;
  • современный маркетинг.

Первый вариант основан на уже готовом продукте или услуге, которые оказывает компания: стратегия его продвижения на рынок, определение выпускаемого количества, поиск возможностей увеличения сбыта. Второй принимает во внимание конечный спрос. То есть предприятие будет производить товары или предлагать услуги, актуальные для потребителя в настоящий момент.

Читайте также:  Найти способ освободить брика пароль

В последнее время маркетинг все больше тяготеет к второму виду – предлагать то, в чем нуждается клиент. Так как потребности постоянно меняются, важно выбирать стратегии таким образом, чтобы продукт мог заинтересовать новых потребителей, но при этом удовлетворял нужды старых.

Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!

Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.

Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!

Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”

5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента

10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений

11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены

План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита

Основная классификация видов маркетинга по состоянию спроса

Виды маркетинга чаще всего распределяются по тому, в каком состоянии находится спрос. Официальную классификацию в 1985 году приняла Ассоциация маркетологов. Определения видов маркетинга по этому принципу:

Этот вид маркетинга предназначен для формирования позитивного имиджа товара и исправления негативного. Отрицательное отношение к продукту нередко появляется после неприятного инцидента с потребителями или вследствие действий конкурентов. Чаще всего негативное восприятие вызывают медикаменты и продукты питания. Маркетологу необходимо преодолеть такое отношение, удаляя любое плохое упоминание этих товаров, а также подтолкнуть потребителя к мысли о том, что ему стоит приобрести их – например, потому что они выгодны по стоимости, и в результате – увеличить сбыт и скорректировать соответствие спроса и предложения.

В число инструментов этого вида маркетинга входит ребрендинг продукции и смена стратегии ее продвижения.

Если на рынке предлагают продукты, которые не покрывают потребности потребителя, чем вызывают его недовольство, на сцену выходит этот вид маркетинга. Например, увеличивается спрос на товар (скажем, бездрожжевой хлеб или продукты с пониженным холестерином), отсутствующий в продаже, и в этом случае следует прибегнуть к развивающему маркетингу.

Маркетологи при осуществлении этой деятельности должны определить потенциальный спрос и выбрать, какие меры для производства либо поставки товаров следует предпринять. Также им нужно координировать работу управленческого персонала, чтобы потребность в товаре или услуге реализовалась в возможность их приобрести. Такое продвижение довольно агрессивно. Благодаря ему увеличивается рынок сбыта и аудитория потребления, соответственно, компания быстро выходит в лидеры продаж.

Если спрос на какие-то товары и услуги спадает или вовсе отсутствует, а отношение к ним можно охарактеризовать как нейтральное, то требуется подключить этот вид маркетинга. Потребители равнодушно относятся к продукту, потому что для них неочевидна его ценность либо рынок просто не готов к нему. Например, если очередной интернет-провайдер приходит в уже разработанный конкурентами сегмент даже с уникальным предложением, спрос на его услуги может быть очень низким из-за того, что потенциальные клиенты недостаточно информированы о них, а также еще не осознают значимость и выгоду от предложения.

Читайте также:  Эффективные домашние способы удаления волос

Маркетологи должны найти способ, чтобы привлечь внимание к продукту. Обычно, хорошо работает реклама, также вызывает интерес низкая стоимость товара, когда он только заходит на рынок, проведение акций, возможность продегустировать товар. Благодаря таким действиям клиент не только узнает о продукте, но и начнет проявлять внимание и, скорее всего, почувствует необходимость в нем.

Основной вид маркетинга. Уместен, если спрос и предложение примерно равны. Для многих производителей это предел мечтаний, но опытные специалисты считают, что отдыхать еще рано. Конкуренты могут предложить похожие товары и услуги, у клиентов могут измениться потребности, в результате спрос может снизиться. В инструментарий можно включить рекламу товара, который хорошо известен покупателю, новую форму или упаковку, изменение объема.

В задачи маркетологов входит не допустить увеличение стоимость товара по сравнению с аналогичными, разработать новые товары и услуги, которые заинтересуют потенциальных потребителей.

Иногда бывают ситуации, когда спрос нужно не увеличивать, а сокращать. Это и есть демаркетинг. Если спрос значительно превышает предложение, а товар настолько популярен, что производитель просто не может обеспечить им всех желающих, то необходимо ограничить потребление продукта каким-либо образом. Для этого маркетологи могут рекомендовать прекратить стимулировать сбыт, сократить рекламу или отказаться от нее совсем, передать права на выпуск другим компаниям и – самое простое – поднять стоимость. При этом стоит принять меры по увеличению объемов производства такого товара.

Демаркетингом активно пользуется компания Apple. Сбыт организован таким образом, чтобы постоянно держать цены на свои продукты выше, чем у конкурентов.

На первый взгляд, этот вид маркетинга похож на демаркетинг. Однако в этом случае не сокращаются объемы продаж качественной продукции. При противодействии уменьшают спрос на товары, которыми недовольны потребители или которые обладают нежелательными качествами.

Инструменты такого вида маркетинга:

  • антиреклама;
  • лимитирование товаров;
  • создание социальных видеороликов, направленных на формирование негатива по отношению к товару;
  • увеличение пошлин и акцизов, как, например, на алкоголь и табак;
  • запрет на законодательном уровне (наркотики) или ограничение в реализации (оружие).

Такой вид маркетинговой деятельности характерен в основном для государств. В качестве примера противодействующего маркетинга можно назвать сухой закон в США, который действовал с 1920 по 1933 год.

Существуют товары и услуги, спрос на который колеблется в зависимости от определенного периода – сезона или выходных дней. Задача синхромаркетинга – анализировать и реагировать на подобные колебания. В целом компания обычно не жалуется на продажи, единственное, что необходимо сделать, — сделать падения и рост более сглаженными.

Вспомните, какая разница между спросом и предложением услуг общественного транспорта днем и в час пик, в будни и выходные. Чтобы выровнять колебания, в том числе по прибыли, маркетологи могут предложить повысить стоимость билетов в выходные дни и снизить в будни, что может стимулировать пассажиров в рабочие дни. Гибкие цены, реклама и аналогичные действия могут изменить мотивы потребителей для приобретения товаров и услуг.

Это прекрасный способ сбыть акционные или сезонные товары, а также спрогнозировать, на какие из них и в какое время будет резкое повышение спроса и, соответственно, рост цен (прибыли).

Редко какой товар пользуется стабильным интересом потребителя в течение очень долгого времени. Любая продукция имеет жизненный цикл. Если на рынке произошли изменения, в экономике случился кризис или наоборот, измениться может и спрос. При его снижении применяется ремаркетинг, его цель – восстановить падающий интерес, а добиться этого можно, изменив характеристики продукта с учетом новых потребностей покупателей, выйдя на новый рынок либо проведя значительную модернизацию товара или услуги.

Читайте также:  Назовите способы определения сторон света местности

Классификация видов маркетинга по охвату рынка

Кроме состояния спроса, важный принцип маркетинга – охват рынка:

  • дифференцированный – отдельный товар для отдельной целевой аудитории;
  • недифференцированный – рассчитан на товары широкого потребления;
  • целевой — продвижение узкоспециализированного продукта для конкретной ЦА;
  • консолидированный (совместный) – используется при объединении нескольких компаний для захвата определенного сегмента рынка.

ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

Основные виды маркетинга в зависимости от географии и сферы применения

Виды рынков в маркетинге можно определить следующим образом:

  • Глобальный. Этом случае речь идет об охвате всего земного шара. На такой рынок выйти способна только действительно крупная компания и бренд, чье действие не ограничивается одной-двумя странами.
  • Экспортный. Отличается от предыдущего вида тем, что вместо экспансии адаптирует в каждой стране свою рекламную стратегию, основываясь на ее национальных и культурных традициях.
  • Территориальный. Маркетинг, ограниченный определенной территорией (государство, регион, населенный пункт и т.п.) и направленный на ее жителей.
  • Маркетинг территории. В отличие от других видов, в данном случае продвигают не товары или услуги, а саму территорию – если необходимо повысить ее туристическую или экономическую привлекательность.

Помимо этого, стратегии продвижения имеют свои особенности в различных сферах применения. Существует две основные группы: коммерческий и некоммерческий маркетинг.

Основные виды маркетинга в зависимости от географии и сферы применения

Первый используется, чтобы получать финансовую прибыль. Он также делится на разновидности. Они определяются видами товаров, которые продвигают:

  • Потребительский. Его цель — удовлетворить потребности конечного покупателя.
  • Производственный. В этом случае задача – реализация продукции через контрагентов и, соответственно, работа с ними.
  • Посреднический. Этот вид обеспечивает покупателей удобным для них местом и временем для приобретения товара, т. е. предлагает услуги, которые делают процесс обмена комфортным для конечного потребителя.

При некоммерческом маркетинге извлечение прибыли не является целью. Поэтому этот вид продвижения характерен для научной, образовательной, медицинской сферы, благотворительных фондов. Финансирование подобных проектов часто оказывается из государственного бюджета.

Виды маркетинга по отраслям и сегментам

Также маркетинг можно разделить на отраслевые виды и сегменты:

  • Маркетинг услуг.Для предприятий, оказывающих услуги, за счет которых получают прибыль.
  • Маркетинг B2B. Сегмент «бизнес-для-бизнеса».
  • Маркетинг MSB. Сегмент «малого и среднего бизнеса».
  • Маркетинг HoReCa. Рыночный сегмент «Отель/Ресторан/Кафе».
  • Интернет-маркетинг. Продвижение товара или услуги в сети интернет и устранение препятствий к этому.
  • Корпоративный маркетинг. Сегмент корпоративных продаж.
  • Рекламный маркетинг. Услуги по созданию, размещению и прокату рекламных сообщений. Направлен на покупателей, производителей и прокатчиков рекламы.

17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные

Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:

Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.

Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.

Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии

Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.

Источник

Оцените статью
Разные способы