- Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
- Определение понятия
- Виды манипуляций в общении
- Зачем они нужны?
- Приемы манипуляции в общении
- Воздействие любовью
- Воздействие страхом
- Воздействие виной
- Воздействие неуверенностью в себе
- Воздействие гордостью
- Воздействие жалостью
- Как узнать о психологическом воздействии?
- В деловых отношениях
- В межличностных отношениях
- В семейных отношениях
- Как защититься от психологического воздействия?
- Защита от манипуляций: 8 рабочих способов
- Как противостоять манипулятору
- 1. Эмоциональный самоконтроль
- 2. Тяните время
- 3. Научитесь говорить «нет»
- 4. Раскрытие намерений манипулятора
- 5. Игнорирование
- 6. Сопротивляйтесь манипуляции
- 7. Будьте непредсказуемы
- 8. Развивайте коммуникативные навыки
Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?
Определение понятия
Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.
Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.
Виды манипуляций в общении
Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.
Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Зачем они нужны?
Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.
Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.
Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.
Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.
Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.
Приемы манипуляции в общении
Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Воздействие любовью
В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.
Воздействие страхом
Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.
Воздействие виной
Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.
Воздействие неуверенностью в себе
В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.
Воздействие гордостью
Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.
Воздействие жалостью
Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.
Как узнать о психологическом воздействии?
Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.
- Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
- Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
- Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
- Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
- Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
- Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.
В деловых отношениях
Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.
Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:
- насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
- демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
- лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.
Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.
В межличностных отношениях
Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).
Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.
В семейных отношениях
Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.
Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.
Как защититься от психологического воздействия?
Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.
Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.
Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.
Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.
Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:
- на ошибки и собственное мнение;
- на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
- не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
- быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
- быть нелогичным.
Источник
Защита от манипуляций: 8 рабочих способов
Как можно уберечь свои личные границы от вторжения посторонних? Ведь кое-кто из окружающих может использовать вас, добиваться своих целей не совсем достойными путями. Существуют эффективные стратегии защиты от манипуляторов. Вот их перечень.
Вы когда-нибудь становились объектом манипуляции? Удалось ли вам вовремя обнаружить скрытые побуждения человека, пытающегося достичь своих целей за ваш счет?
Как противостоять манипулятору
В обществе манипуляция является распространенным методом достижения собственных целей. С ним манипулятор получает свою выгоду, без учёта ваших потребностей, интересов и точки зрения. Одним словом, вы становитесь инструментом для удовлетворения чужих желаний, что в большинстве случаев происходит незамеченным, и вы понимаете, что это слишком поздно.
Защита от манипуляций в первую очередь требует, чтобы вы целенаправленно и сознательно держали свои собственные интересы и цели в своей голове и не забывали о них. Наряду с этим вы также можете использовать несколько рабочих способов защиты.
1. Эмоциональный самоконтроль
Манипуляция — это игра с чувствами и эмоциями человека, поэтому крайне важно иметь эмоциональный самоконтроль. Что это значит? Важным правилом является принятие решений с трезвым сознанием, отдавая предпочтение рациональному мышлению перед эмоциональным. Речь идет не о том, чтобы пренебрегать своими чувствами при принятии решений, а о том, чтобы сбалансировать их в полной мере, сбалансировав их своим умом. Научитесь в любой момент осознавать свои чувства и эмоции и держать их под контролем при принятии решений. Таким образом, вы лишаете манипуляторов основного оружия, которое они используют.
2. Тяните время
Прежде чем согласиться с предложением, возьмите время подумать. Ограничение по времени часто является причиной принятия неправильных решений, и настоящий манипулятор знает об этом. Он сделает все возможное, чтобы подтолкнуть вас и получить от вас согласие как можно быстрее. Не торопитесь! Наличие времени для размышлений позволит вам трезво оценить ситуацию и избавить себя от неприятностей.
3. Научитесь говорить «нет»
Часто люди, которые легко поддаются манипуляции, просто не умеют отказываться. Они понимают, что кто-то играет с ними, но они ничего не могут сделать для своей защиты, по той простой причине, что они понятия не имеют, как сказать «нет“ в критический момент. Чем больше они соглашаются с запросами манипулятора, тем больше они отступают, тем больше ими пользуются. Умение говорить «нет» манипуляторам позволит вам сказать «Да» своим собственным потребностям и желаниям.
4. Раскрытие намерений манипулятора
Активным способом защиты от манипуляций является явное раскрытие намерений манипулятора. С недоверчивым тоном в голосе задавайте уточняющие вопросы или непосредственно спрашивайте о цели, которую преследует ваш оппонент. Вопросы очень важны. Спрашивайте!
Использование иронии в отношении действий других людей, с которыми вы взаимодействуете, также является хорошим решением для защиты. Имейте в виду, что ирония уместна только в тех случаях, когда вы не дорожите отношениями с этим человеком.
5. Игнорирование
Игнорирование — в отличие от предыдущего способа, здесь вы полагаетесь на свою пассивность.
Все, что вам нужно сделать, это пропустить то, что говорит или делает манипулятор. Вы можете тактично подразумевать, что вам известны его намерения. Длинные и содержательные паузы, минуты молчания, а также предложения типа «Не возражаете, давайте поговорим о чем-то еще?».
6. Сопротивляйтесь манипуляции
Когда вы понимаете скрытые мотивы вашего собеседника, не спешите их показывать. Позвольте ему действовать, пока он думает, что вы в неведении. Таким образом, ситуация будет под вашим контролем. Например, вы можете, как бы, согласиться с его желанием, но поставьте свое „маленькое“ условие. Главное, чтобы результат соответствовал его интересам, чтобы он не понял, что его раскрыли.
7. Будьте непредсказуемы
Одним из особо эффективных способов защиты от манипуляций является непредсказуемость. Непредсказуемый человек неуязвим. Сложно составить мнение о нем или предвидеть его действия. Непредсказуемые люди в большинстве случаев обладают высокой самооценкой, уверенностью в себе, изобретательностью и находчивостью. Они всегда адекватны и гибки в сложных ситуациях. Они отличаются самодостаточностью.
8. Развивайте коммуникативные навыки
Трудны для манипуляции люди коммуникативные. Они имеют богатый опыт общения и с легкостью ощущают моменты, когда кто-то пытается воспользоваться ими. Развивайте целенаправленные привычки общения, и вы будете защищены от манипуляторов.
Заключение
Вы должны помнить, что все, о чем я говорю в этой статье, никоим образом не исчерпывает предмет манипуляции.
Я предлагаю вам все же попытаться применить описанные способы защиты и заметить изменения. Конечно, первым и самым важным условием при принятии таких мер является раскрытие намерений манипулятора и его методов, а затем принятие мер по защите. В противном случае ваши действия будут бессмысленны.опубликовано econet.ru
Автор Сергей Надеждин
Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.
- СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
- СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
- СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
- СЕТ 4. ДЕТИ
- СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
- СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
- СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
- СЕТ 8.ОБИДА
- СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
- СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник