- Малый бизнес способ развития экономики
- Роль малого бизнеса в экономике
- Малый бизнес — жизненно важный орган экономики
- Малый бизнес – один из главных работодателей.
- 12 причин, почему малый бизнес – это важно:
- Заключение
- Малый бизнес в экономике
- Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны
- Библиографическое описание:
Малый бизнес способ развития экономики
Малый бизнес является одним из главных участников в экономическом развитии практически любой страны. Роль малого бизнеса в экономике явно недооценена. Перспективы для малого бизнеса хорошо отображают уровень развития экономики в стране.
Вопрос роли малого бизнеса в масштабах экономики страны и хочется обсудить. Ведь многие отводят главную роль только крупным предприятиям в экономиках стран, а это ошибочно.
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес — жизненно важный орган экономики
Именно так можно сегодня охарактеризовать малый бизнес в экономической системе большинства государств. Малый бизнес – это главный работодатель для большинства специальностей. Он дает весомый вклад (по сравнению с другими институтами) в научно-технический прогресс и ценообразование. Степень развитости малого предпринимательства определяет уровень экономической открытости и демократизации государства.
И вследствие, страна, поддерживая систему малого бизнеса, повышает уровень благосостояния всего населения и всей экономики. Это обуславливается возрастающей конкуренцией между малыми предприятиями, что побуждает постоянно вводить инновации и повышать качество предлагаемых товаров и/или услуг. А подход постоянной конкуренции сдерживает цены, контролирует качество и снижает общую (внутри страны) инфляцию. Чем выше активность малого бизнеса, тем больше поступления средств в государство за счет налогов предпринимателей. Это значительно пополняет бюджет.
Малый бизнес – один из главных работодателей.
Развитые страны в большой степени решают проблемы с безработицей именно за счет малого предпринимательства. Процент рабочих мест в таких странах, предоставляемого малым бизнесом варьируется от 50 до 90%.
Таким образом, развивая малый бизнес, государство обеспечивает себе рост и развитие рыночной экономики. Малый бизнес, как целая система, является одним из главных сателлитов экономики государства. И сокращение или увеличение этой системы существенно сократит или уменьшит (соответственно) экономическое развитие.
Малый бизнес, как малое предпринимательство, зародился древности, на локальных рынках товаров и услуг. Роль малого бизнеса была еще выше. Тогда, в связи с небольшим охватом территории, была небольшая величина капитала, а количество сотрудников минимально (зачастую рабочий и руководитель являлись одним лицом). Такие предприятия в древности не кооперировались. Не зависели друг от друга, не поддерживались государством (без нужды в этом). Это было мелкосерийное производство товаров и/или оказания услуг в сферах сельского хозяйства, питания, строительства, транспорта и др.
И по мере прогресса развития стран, их систем экономики, разделения труда, а также значительного накопления у малого бизнеса капитала стали появляться крупные предприятия. То есть образования крупных предприятий произошло благодаря именно малому бизнесу. В частности и сегодня есть такая тенденция.
История и сегодняшнее настоящее доказывает, что малый бизнес являясь частью фундамента экономики продолжает приобретать значимость. Уменьшение доли малого бизнеса из-за огосударствления, чрезмерного обложения налогами, монополизации и др. приводили (и сегодня приводят) буквально к экономическому упадку не одну страну.
И, понимая вышеперечисленное, большинство стран все более остро чувствует значимость развитости малого бизнеса. Ведь экономика – это не только финансы, а и социально-политический уровень всей страны.
Государства, «смотрящие вперед», значительно улучшают среду для малого бизнеса путем налоговых каникул, уменьшения проверок, льготного кредитования и других инструментов, в том числе на законодательном уровне.
Можно выделить 12 главных составляющих значимости и неотделимости участия малого бизнеса в экономике стран.
12 причин, почему малый бизнес – это важно:
- Поддерживая малый бизнес государство прямо пропорционально получает поддержку от него и, как следствие, развитие;
- Сегодняшнее общество и малый бизнес в стране – неотъемлемые части сосуществования;
- Малый бизнес – выступает равноправным партнером в любых экономических взаимодействиях;
- Система малого бизнеса развиваясь увеличивает средний класс, который обеспечивает прогресс в обществе;
- В отличие от большого бизнеса, где рост обуславливается ростом масштабов производства, малый бизнес растет в основном за счет прироста эффективности (экономии энергии, ускорения, уменьшения себестоимости и др.);
- Такие вопросы как стабильность доходов, уменьшение безработицы в значительной мере решает малый бизнес, гарантируя стабильность в социально-политическом плане;
- Налоги, которые платит малый бизнес – это огромная часть всех поступлений в бюджет.
- Расширение ассортимента услуг и товаров и увеличение их производства дает именно малый бизнес. При этом государственные инвестиции не требуются.
- Предприятия малого бизнеса являются сателлитами крупных, обеспечивая их комплектующим, выполняя ремонт, обслуживание и другие функции.
- Малый бизнес препятствует образованию монополизма, что влияет на формирование рыночных (конкурентных) отношений в экономике;
- Доступность малого бизнеса позволяет избежать «застаивания» средств у населения путем их вовлечения в производство;
- Система малого бизнеса более устойчивая к финансовым потрясениям, гибкая и легко перенастраиваемая. Поэтому в кризисы она выступает как подушка безопасности, давая экономическую подпитку государству;
Заключение
Подводя итог, роль малого бизнеса в экономике очень велика. Стоит отметить, что малый бизнес заслуживает особой поддержки и особого внимания. Все эти, казалось бы, маленькие мастерские, лавчонки, магазинчики и палатки в совокупности обеспечивают огромную часть экономики всей страны. В трудные экономические времена государство опирается именно на эту систему. В то же время в финансовые потрясения начинает страдать в первую очередь малый бизнес. А прибыль, которую приносят в виде налогов эти предприятия, «закрывает» такие потребности как социальные пособия, а также позволяет соблюдать порядок внутри и повышать авторитет на международной экономической арене.
Дальнейшие наши статьи рассмотрят малый бизнес и его роль в отдельных странах.
Источник
Малый бизнес в экономике
Важным сектором полноценного рынка являются предприятия малого бизнеса. Целями развития малого бизнеса являются:
· активизация структурной перестройки в экономике;
· насыщение потребительского рынка товарами;
· преодоление отраслевого и регионального монополизма;
· создание возможности трудоустройства работников, высвобождаемых с действующих предприятий;
· укрепление экономической базы местных органов власти;
· развитие сел, небольших городов;
· возрождение народных промыслов.
На долю малых предприятий в 2003 г. в нашей стране приходилось 10% валового внутреннего продукта страны, более 10% численности занятых работников, 2% основных производственных фондов, 4% общего объема промышленного производства, 24% подрядных работ. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, тогда как в целом по экономике — 0.73 рубля.
Малый бизнес имеет ряд рыночных преимуществ. Малые предприятия обладают высокой динамичностью, маневренностью. В малом бизнесе зарождаются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства.
Одно из важнейших преимуществ малых предприятий — способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.
Создание малых предприятий позволяет разукрупнять предприятия, выделять из их состава отдельные структурные единицы, способствуя оздоровлению действующих предприятий.
Важная функция небольших предприятий — освобождение крупных и средних предприятий с массовым и крупносерийным производством от выпуска изделий мелкими сериями. Автомобильные гиганты США, Японии имеют десятки тысяч мелких фирм, обеспечивающих сборку заготовками, деталями, несложными узлами и при этом выдерживающих высокий уровень дисциплины поставок по срокам и качеству продукции.
На малые предприятия в период реформы возлагались большие надежды. Предполагалось, что их развитие приведет к широкому развитию конкуренции, повышению экспортного потенциала, быстрому насыщению рынка товарами и услугами.
Однако вклад малых предприятий в развиие рынка пока еще достиаточно скромный . Это объясняется тем, что они не получили должной государственной и экономической поддержки , в связи с чем направили основное внимание не в сферу производства продукции, а в сферу торговли, услуг, посредничества.
Каковы основные проблемы малых предприятий в настоящее время?
Первая и основная — отсутствие действенной государственной поддержки малым предприятиям. В развитых странах проблемами малых предприятий занимаются специальные государственные структуры, управления, целью деятельности которых является : выполнение просьб, обращений малого бизнеса, предоставление информации о состоянии рынка, экспертные заключения для начинающих дело, финансовая поддержка на определенных выгодных условиях и т.д.
Наиболее слабые строны российского малого предпринимательства : ограниченные финансовые возможности; трудности в материально-техническом снабжении, несовершенство законодательства, отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах, и т.д.
. Особая проблема — обеспечение малых предприятий кредитами на приемлемых условиях. Важная проблема — совершенствование законодательства, относящегося к деятельности малых предприятий.
Малые предприятия испытывают значительные проблемы в обеспечении основными фондами при значительном росте цен на новую технику, что не позволяет им вести производственый процесс на высоком технологическом уровне.
Деятельность малых предприятий имеет преимущественно инновационный характер, для нее характерны высокие риски. Пока еще отсутствует инфраструктура рынка, система страхования промышленных рисков и кредитов, что очень важно для предприятий малого бизнеса.
Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориетированная на специфику малого бизнеса : банки, биржи, страховые, аудиторские фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами, лизинговые фирмы и т.д. Начинать развитие малого бизнеса необходимо в регионах, для чего создавать особые региональные центры развития малого предпринимательства, с привлечением зарубежных партнеров, иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.
Критерии малых предприятий.
В настоящее время действуют два критерия предприятий малого бизнеса : отраслевая принадлежность и максимальная численность работающих. Выделяется пять отраслевых групп малых предприятий :
-промышленность, строительство и транспорт;
— сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
— розничная торговля и бытовое обслуживание;
— остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной отрасли устанавливается предельное среднесписочное количество работников:
-в промышленности. строительстве и транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 человек;
— в остальных отраслях — 50 человек.
Малым предприятием может быть предприятие любой организационно-правовой формы собственности, с долей государства, общественных организаций, благотворительных фондов — не более 25% уставного капитала, а также не более 25% может быть доля иных юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями.
Малые предприятия самостоятельно выбирают основной показатель результата экономической деятельности : объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности. Этот показатель должен использоваться предприятием неизменным в течение года, на его основе определяется порядок налогообложения предприятия.
Российским законодательством предусмотрены льготы малым предприятиям, осуществляющим:
· производство и переработку сельхозпродукции;
· производство продовольственных товаров;
· производство товаров народного потребления согласно установленного государством перечня;
· производство товаров медицинского назначения;
· производство средств помощи и реабилитации инвалидов;
· строительство объектов жилищного, производственного, социального, природоохранного назначения и ремонтно — строительные работы.
Эти малые предприятия в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%; на 3-й и 4-й год уплачивают налог на прибыль в размере 25% и 50% соответственно, если выручка от этих видов деятельности составляет более 90%. Однако эта льгота касается только предприятий, созданных до 2002 г.
Все малые предприятия имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется:
· на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и погашение соответствующих кредитов банков;
· на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, до 10% прибыли;
· на благотворительные цели, но не более 3% прибыли;
Малые предприятия имеют также ряд специальных льгот при уплате НДС, начислении амортизации по основным средствам , ведении и представлении бухгалтерской и статистической отчетности в упрощенной форме и т.д.
Источник
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20
Статья просмотрена: 2462 раза
Библиографическое описание:
Чупонов, С. О. Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны / С. О. Чупонов, Ферузбек Собуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1521-1524. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31933/ (дата обращения: 19.11.2021).
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны
Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики. Субьекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, в обеспечении занятости населения и диверсификации продуктов. Малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы. В особенности, во время международных кризисов, резких изменений в мировой экономике субъекты малого бизнеса выполняют роль основных защитников экономики страны.
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональными для данных условий пропорциями. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути, в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.
Если обратить внимание на степень развития малого бизнеса в развитых государствах, то получится следующая картина:
Страны
Количество субъектов малого бизнеса
Количество предприятий малого бизнеса на 1000 чел.
Доля занятых вмалом бизнесе среди занятых вобщем (%)
Доля малого бизнеса вВВП (%)
Из таблицы видно, что в некоторых странах доля малого бизнеса в общей экономике достаточно высока и даже превалирующая. На сегодняшный день вкладмалых предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств превышает 50 процентов.
После обретения независимости в целях создания первоначальной законодательной основы предпринимательский деятельности 25 февраля 1992 года был принят и введен в практику Закон “О предпринимательстве”. Принятие данной законодательной базы создало фундамент для улучшения из года в год деятельности субъектов малого бизнеса и предпринимательстве, увеличения их количества и расширению их рода деятельности.
Рис. 1. Динамика доли малого бизнеса в ВВП нашей страны [2]
По итогам 2015 года, в экономике Республики Узбекистан доля малого бизнеса и предпринимательстве в ВВП составил 56,7 процентов против 31,0 процента в 2000 году и это свидетельствует о том, что, как и во многих развитых странах мира, растет эта доля.
Отраден тот факт, что достаточно высокий уровень, этих показателей за последние годы достигается за счет роста продуктов (работ, услуг), вырабатываемых со стороны субъектов малого бизнеса и укрепления из-за этого места Узбекистана на мировой арене. К тому же, за последние 10 лет в республике доля малых предприятий имеет тенденцию к росту, эти обстоятельство прослеживается в экспорте продуктов страны и в доле товаро- и внешнеторгового оборота. Довольно высока доля малого бизнеса и в создании по республике новых рабочих мест и за последние годы эта тенденция также увеличивается. Это мы можем увидеть из данной таблицы 2.
Название показателя
1997 г.
2007 г.
2010 г.
2015 г.
Население республики, тыс.чел.
Количество субъектов малого бизнеса
Доля субъектов малого бизнеса в ВВП (%)
Количество новых рабочих мест
В достижении таких успехов ощутимо влияние того, что в 2014 году субъектам малого бизнеса и предпринимательства выделено свыше 9 трлн. сумов кредита, что на 1,3 раза выше, чем в 2013 году и что, начиная с 1 января 2015 году для предпринимателей снижена ставка налога на прибыль была снижена на 15 % против 25 %, а для предприятий в сфере строительства с 6 % на 5 %.
Организация при национальном банке внешнеэкономической деятельности специального фонда по поддержке экспортной деятельности субъектов малого бизнеса и предпринимательства послужила еще большему расширению деятельности этой сферы.
При помощи этого фонда по выращиванию продуктов на экспорт с иностранными партнерами было подписано договоров на сумму свыше 501 миллиарда 250 миллионов долларов и в прошлом году в сфере малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерских хозяйств был осуществлен экспорт товаров на сумму свыше 840 миллионов долларов.
По итогам 2014 года, доля частного бизнеса и частного предпринимательства в экспорте ВВП составил 25,9 %, в отличие от 6 % в 2005 году.
В контексте этого соотношения несомненно, что Постановление за № 2507 от 16.03.2016«О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предприниматеьства» в будещем сыграет решающую роль в экспорте выращиваемых со стороны малого бизнеса и частного предпринимательства продуктов за рубеж.
Несмотря на это, в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства также имеются проблемы, ожидающие своего решения. В качестве примера можно привести следующие слова Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова: «Тысячи раз жаль, что до сих пор сохраняются различные пренятствия и преграды на пути развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Мы должны в корне искоренить такие явления, сформировать систему сильной юридической нормы и гарантий права собственности и на этой основе создать широкий слой частных собственников, которые превратятся в экономическую и социальную опору нашего государства». [1]
В целях еще большего развития и совершенствования малого бизнеса и частного предпринимательства нужно осуществить следующие задачи:
− предпринять меры по изучению и своевременному искоренению проблем, которые мешают или могут помешать эффективной деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
− эффективная организация получения в короткие сроки точных сведений о пустующих или используемых неэффективно зданиях и сооружениях на территории и передачи их субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства;
− определение своеобразия каждой территории по поводу создания более лучших условий в сфере субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и исходя из этого аккумулировать все имеющиеся возможности;
− обратить внимание на процессы присоединения субъектов малого бизнеса территории к источникам энергии, газа, воды, канализации и тепла, другим инженерно — коммуникационным сетям и использование в данной сфере передовых опытов;
− определение имеющихся возможностей и путей развития семейного бизнеса в махаллях и на этой основе выработать рекомендации по поддержке примерных форм этого вида бизнеса;
− нахождение различных путей и возможност поощрения развития малого бизнеса и частного предпринимательства, опирающегося на передовые достижения науки при открытии своего бизнеса со стороны выпускников профессиональных колледжей, начале и развитии семейнойпредпринимательской деятельности;
− расширение участия в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, расположенных на периферийных территориях;
− расширение объемов выделения льготных микрокредитов субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства с целью создания ещё более удобной атмосферы для организации и осуществления их деятельности;
− нужно сделать так, чтобы малый бизнес и частное предпринимательство в нашей Республике превратились в такую крепкую экономическую отрасль, которую нужно всесторонние поддерживать, и чтобы эта сфера была конкурентоспособна и на внутреннем и на внешнем рынке, выпускающей качественную продукцию и оказывающий хороший сервис.
В общем, в нашей стране нужно стабильно развивать малый бизнес и частное предпринимательств, сферы обслуживания и сервиса, кустарниковое производство. Это приведет к развитию уровня жизни населения.
- I. A. Karimоv. Ona yurtimiz baxtu iqboli vа buyuk kelajagi yo`lida xizmat qilish — eng oliy saodatdir. — T.: O`zbekiston, 2015.
- Отчеты Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике.
Источник