- Понятие «Макет», «Макетирование», «Модель», «Моделирование».
- Макетирование — это. Определение, особенности, необходимые материалы
- Цели и задачи
- Особенности процесса
- Бумажные цветные макеты
- Интерьерные макеты
- Архитектурные макеты
- Планировочные макеты
- Технические и механические макеты
- Макетирование одежды
- Композиционное макетирование
- Основные применяемые материалы
- Главные функции макетирования
- Функции эвристики и обучения
Понятие «Макет», «Макетирование», «Модель», «Моделирование».
Макет (фр. Maquette – масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого или невозможно.
Архитектурный макет – объёмное изображение архитектурных сооружений.
Оригинал-макет – оригинал, полностью совпадающий с будущим печатным изданием.
Электронный макет – обобщенная информация об изделии и его компонентах в электронном виде.
Градостроительный макет – макет целого микрорайона или города. Часто в масштабе 1:1000 – 1:5000
Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озера, рельеф, деревья.
Интерьерные макеты – показывают внутреннее обустройство квартиры или коттеджа.
Макет – это модель чего-нибудь: предварительный образец. Например, макет декораций, книги, переплета.
Макетирование с давних времен имело широкое применение, оно в отличие от графики незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.
Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII – XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но и из учебного процесса.
Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко.
Только с появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.
Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.
— построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);
— замена реального объекта его подходящей копией;
— исследование объектов познания на их моделях.
Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
Процесс моделирования включает три элемента:
— модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.
Опытный образец
Опытный образец — полномасштабная, полностью работоспособная модель, спроектированная с целью определения потребностей в производстве и требований к изготовлению данного изделия. Используется также для получения последних перед (мелко-) серийным производством данных о функционировании и надёжности. Опытный образец, обычно изготавливаемый вручную, должен как можно точнее соответствовать стандартам разработки окончательного серийного продукта или процесса.
Здесь вы погружаетесь в реальный мир дорогостоящих услуг, таких как изготовление инструментов и штампов, конструирование, помощь в продвижении каких-то дел, планирование оборудования и оснастки, а также услуг самого «капризного» из специалистов — технолога. Вам понадобятся все эти специалисты и даже больше, чтобы создать настоящий опытный предсерийный образец. Изделия, созданные на этапах «рабочей модели» и «технического прототипа», нельзя выпускать на реальный рынок, поскольку слишком высока их себестоимость, в их конструкциях не учтены все необходимые факторы безопасности, и, самое главное, они не способны сохранять заявленные рабочие характеристики на протяжении приемлемого срока службы. Множество изобретателей потерпели крах, пытаясь доказать обратное. От эффективности, надёжности и безопасности серийно производимых продуктов будет зависеть ваша репутация. Её можно разрушить, преждевременно выпустив на рынок незавершённые образцы.
Опытный образец создаётся для того, чтобы показать: требования к рабочим характеристикам соблюдены, производственные проблемы решены, управление качеством реализовано и т.д. Опытный предсерийный образец создаётся так, чтобы максимально походить на изделие массового производства — различие только в объёме выпуска.
Источник
Макетирование — это. Определение, особенности, необходимые материалы
Макетированием в общем смысле называется одна из разновидностей проектно-исследовательского моделирования. Задачей такого исследования является возможность наглядного изучения свойств проектируемого предмета, сооружения или изделия. Макетирование — это процесс создания объемного изображения, позволяющего определить параметры пространственной структуры, размеров, пластики и пропорций поверхностей. Дизайнер при создании макета в первую очередь определяется с его масштабом, а также цветом и фактурой, которые могли бы отразить основные особенности выполненного изделия.
Цели и задачи
Потребность в профессиональном макетировании существует во многих сферах деятельности: в архитектурном строительстве, на начальных производственных этапах в промышленности, в рекламном бизнесе и демонстрационной деятельности компаний. В некоторых областях деятельности требуется более высокая степень скрупулезности при работе.
К примеру, задача создания промышленных макетов обычно заключается в наглядной демонстрации функционирования различных деталей и узлов в миниатюре, а также представлении происходящих в них динамических процессов. В коммерческом или рекламном направлении данной деятельности скорее важно качественное восприятие объекта на визуальном уровне. Макетирование в дизайне зачастую требует поиска компромиссного решения между задумкой автора и техническими ограничениями при создании макета.
Особенности процесса
В первую очередь параметры и нюансы при разработке зависят от сферы, в рамках которой создается макет. Тем не менее, существует ряд обобщенных особенностей, подходящих для каждого типа макета. Дизайнер непременно рассматривает следующие вопросы перед тем, как приступить к разработке:
- Определение типологии объекта или объектов макетирования.
- Просчет всех этапов проектирования, постановка рабочих задач.
- Выбор наиболее подходящего материала и технологии изготовления макета.
- Ориентировочная оценка сложности и реальной трудоемкости проекта.
- Нахождение конструктивных особенностей макета. Определение достаточной степени детализации для каждого объекта.
- Поиск подходящей производственной площади для сборки. Расписывание нюансов при транспортировке и длительном хранении готового макета.
- Сопоставление собственных сложившихся традиций, предпочтений и личного опыта с актуальными методическими рекомендациями и действующими нормами производства.
Основы макетирования, приведенные в списке выше, позволяют дизайнеру определиться с подбором правильного масштаба. Стоит отметить, что данный момент является одним из ключевых и влияет на всю дальнейшую работу.
Чтобы лучше понять особенности такой деятельности, следует рассмотреть несколько основных типов макетов. Однозначной классификации при этом не существует, потому что каждую разработку можно причислить сразу к нескольким типам и видам в зависимости от области деятельности, а также применяемых методов и технологий.
Бумажные цветные макеты
Для макетирования из бумаги применяется целый ряд материалов, включая картон, пенокартон, пенопласт и, конечно, обыкновенную бумагу. Позже готовый макет оклеивается сверху цветной пленкой. Сфера применения подобного типа может быть любой, однако стоит отметить худшую детализацию изделий из бумаги, чем у аналогичных проектов из пластика или других твердых материалов.
Помимо прочего, бумажные макеты менее долговечны и более восприимчивы к температурным перепадам и скачкам влажности в помещении, чем любые другие. Частая транспортировка также может быть чревата для подобных материалов. Макетирование из бумаги и картона при этом имеет один значительный плюс — оно весьма выгодно при наличии малого бюджета и необходимости только одной демонстрации.
Интерьерные макеты
Предназначены для визуализации композиции и дизайна интерьера. Макеты внутренних помещений выполняются в масштабе от 1:10 до 1:50. Часто внешние стены и потолок не показываются, так как основной целью является акцентирование внимания на внутренней отделке и планировке. Предметы мебели, станки и другое наполнение интерьера изображается крайне схематично, то есть без соблюдения точной формы.
В качестве материала предпочтение отдается пенопласту, хотя допустимо и макетирование из бумаги. Выставочные проекты выполняются из твердых материалов вроде оргстекла и пластмассы, а затем окрашиваются. Непосредственно перед планировкой оборудования и прочих предметов мебели обычно проводится предварительное эскизно-графическое моделирование.
Архитектурные макеты
В строительстве первостепенно точное соответствие прототипа и итогового сооружения. Архитектурное макетирование допускает в некоторой степени искажение пропорций, однако лишь в нормированных пределах. В основном дизайнеры создают такие макеты по заранее подготовленным эскизам и эскизным проектам. Полученные модели могут быть как разборными, так и монолитными. Возможность снятия крыши или нескольких этажей здания позволяет лучше изучить внутреннюю структуру и планировку.
В архитектуре макетирование — это прежде всего создание точной или максимально приближенной к реальной пространственно-объемной модели здания в определенном масштабе. Кроме того, данный тип относится к другим смежным сферам: инвестиционной, маркетинговой и рекламной. В подобном макете может демонстрироваться целая группа сооружений или всего лишь отдельно взятый фрагмент здания вроде квартиры или комнаты.
Планировочные макеты
Такие макеты плотно пересекаются с архитектурными, но подразумевают копию целого участка с расположенными на нем районами или группами сооружений. В данную категорию попадают планы коттеджных поселков, градостроительные проекты и панорамы ландшафтов. Особенностью изготовление подобных макетов принято считать обязательное наличие нескольких подмакетников.
Спрос на этот тип возрастает при подготовке к застройке или для решения определенных хозяйственных задач, например, оптимизации дорожного трафика или прокладке новых коммуникаций. Сфера маркетинга также пользуется такими макетами, однако не требует при этом от дизайнера соблюдения особой точности и пропорций.
Отдельное внимание следует уделить удобству транспортировки, потому как крупногабаритные проекты целых городов могут занимать значительное пространство. В таких случаях рабочее полотно заранее разделяется на несколько частей.
Технические и механические макеты
В основном данный тип представлен различными видами транспорта с функционирующими узлами: автомобилями, яхтами и кораблями, а также воздушными судами. Техническое макетирование — это создание полностью функционирующего прототипа со всеми механическими и электрическими элементами. Столкнуться с такими работами можно и в бытовых условиях. К примеру, игрушечная железная дорога с ездящим по ней поездом, в котором полноценно функционирует освещение.
Тем не менее, модели машин и другого транспорта для детей хоть и являются образцом технического макетирования, но ни в коем случае не отражают его технологических процессов и методов моделирования при работе над профессиональными проектами.
Механические макеты зачастую являются наглядными миниатюрами, которые демонстрируют различные технологические процессы в реальном времени. Большие габаритные проекты, в свою очередь, показывают функциональные или двигательные возможности устройств и механизмов.
Макетирование одежды
Иначе такой способ моделирования еще называют методом наколки. Задуманный проект выполняется дизайнером прямо на манекене или человеке. Мастер формирует из выбранной ткани готовый макет при помощи булавок. В дальнейшем материал снимается и кладется на стол, а дизайнер приступает к следующему этапу — корректировке созданных линий по лекалам и линейке.
Чаще всего данный способ применяется при изготовлении верхней одежды со сложным покроем, разных платьев, юбок и жакетов. Дизайнер, как правило, имеет в своем арсенале несколько приемов, которые придают одежде объемную форму. При макетировании отпадает надобность в конструировании лекал на бумаге. Кроме прочего, такой вариант позволяет учесть индивидуальные особенности фигуры и выполнить более качественный пошив.
Композиционное макетирование
Основными элементами, которые воспроизводятся при выстраивании композиции, следует считать объемно-пространственную структуру объекта, его тектонику и планировку, пропорции основных частей и доминанты, а также ритмический и пластический слои.
Организация правильно выстроенной композиции — одна из главных дизайнерских задач при разработке макета. При этом обращать внимание нужно не только на основные составляющие элементы. В частности, композиционной основой макетирования можно назвать не только сам макет, но и подмакетник, ведь его размер будет определять силу воздействия композиции на пространство точно так же, как и реальный объект архитектуры делает это в жизни.
Среди других основ композиции выделяют следующие:
- соблюдение пропорций всех элементов и частей;
- создание гармонических пластических переходов между поверхностями;
- определение точных пространственно-размерных характеристик;
- выявление правильного образно-пластического характера, текстуры и цветографики.
Основные применяемые материалы
Возможности современных специалистов значительно расширяются за счет активного внедрения промышленных и даже бытовых 3D-принтеров. Перечень разнообразных синтетических материалов для трехмерной печати довольно широк и ограничивается только поставленными целями и возможностями отдельно взятого устройства.
Конечно же, в некоторых случаях применяются традиционные бумага и картон. Однако наиболее актуальными материалами принято считать полистирол и пластик. Прототипы подарочных и художественных макетов, будущих архитектурных и производственных объектов часто выполняются из металла и дерева. Другими распространенными материалами для макетирования считаются глина, гипс, оргстекло и пластилин.
Главные функции макетирования
Роль проектных функций макетов заключается в становлении и реализации замысла, обосновании дизайнерских решений, трансформации и детализации видения автора. Прототип приводится в соответствие с выбранной системой мышления и подгоняется под идеальные формы.
Исследовательская функция макетирования — проектный поиск, осуществляемый путем перебора разных направлений для преобразования объекта. Таким образом появляется база для анализа, выработки стратегии моделирования и внесения корректировок.
По сути, макетирование — это средство для осуществления проектных действий и наблюдения за их результатами. Корректирующая функция позволяет устанавливать в данном случае возможность воплощения планов и идей, а также совмещать различные требований. Она указывает на необходимость внесения изменений и сводит количество вероятных ошибок к минимуму.
Функции эвристики и обучения
Не менее интересной является эвристическая функция. В ее основе находится наличие обратной связи между тем, что наглядно демонстрируется и тем, что человек ощущает в этот момент. Эксперты полагают, что именно эта функция побуждает дизайнеров к изобретательству, активизирует в них творческое начало и задает иные пути преодоления трудностей в ходе решения проектных задач.
Столь же эффективно работает учебная функция, благодаря которой проектировщик осваивает технику мышления и разработки в трехмерном пространстве, развивает воображение и чувство пластической, пропорционально-ритмической и геометрической гармоний.
Источник