Любая современная семья может получить пищевую энергию разными способами

Темы для дискуссий. 1. Любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами: — через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части

1. Любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами:
— через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части учебника непосредственные трофические связи без вложения дополнительной энергии,(например, собирая в лесу ягоды);
— с использованием энерговложений в виде собственной мускульной силы с помощью простейших орудий труда (например, обрабатывая свой участок земли лопатой, вилами, мотыгой и т. п.);
— опосредованно, с использованием денег как энергетических эквивалентов (например, покупая готовые продукты в магазине).
Какую примерно часть пищевой энергии ваша семья получает каждым из рассмотренных способов? 2. Энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. Есть ли пределы этому росту? Если да, чем они определяются? Как скоро и каким образом может прекратиться прирост энерговооруженности человечества? Каковы будут последствия?
§ 26. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.


ВСПОМНИТЕ

Происхождение
и ранние этапы эволюции человека

Самые древние предки человека — гоминиды, или пралюди, — возникли 5—8 млн лет назад (рис. 93). Это произошло на юге (вероятно, в Восточной Африке). Поэтому первые из известных ныне гоминид получили название австралопитеки (от лат. australis — южный). Среди них 2—3 млн лет назад выделился родился человек (Ното). Его первые представители — древнейшие люди, в том числе человек умелый (Ното habilis) и человек прямоходящий (Ното erectus), к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс. — 2 млн лет назад). Им на смену пришли древние люди — неандертальцы (Ното neandertaliensis), исчезнувшие относительно недавно — примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40—50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы — прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид — Человек разумный (Ното sapiens). Некоторые исследователи считают неандертальцев и современных людей вместе с кроманьонцами еще более близкими родственниками — подвидами этого вида.

В предыдущих параграфах было показано, что важнейшая экологическая особенность человечества — существенно меньшая его зависимость от среды обитания по сравнению со всеми другими видами животных. Все большая независимость (эмансипация) от среды формировалась за счет постоянного изменения характера самых разных экологических связей человека со времени его возникновения до наших дней. Поэтому важно проследить, каким образом менялись взаимосвязи человека с природой, на каких этапах происходили наиболее значимые изменения, обеспечивающие человечеству все большую эмансипацию от среды.

Трофические связи для всех животных самые значимые. Они подробно описаны в первой части учебника. Пищевые объекты и их потребители обречены на извечное «соревнование» друг с другом в совершенствовании приспособлений для защиты и нападения. Временные преимущества в этой «гонке адаптации» получают то те, кто едят, то те, кого едят. Соответственно, добывающие и добываемые виды поочередно испытывают угнетение или процветание.

На таких же «качелях» балансирует и система конкурентных отношений, в которых всегда активно участвовал человек — очевидный победитель во всех видах экологических соревнований. Проследим основные этапы истории развития его экологических связей.

2 млн лет назад. Первые появившиеся на Земле гоминиды в течение длительного времени не имели принципиальных экологических отличий, например, от других приматов. Но еще до появления первых людей поздние пралюди (австралопитеки) около 3 млн лет назад приобрели экологически важные навыки — стали использовать кости, камни и палки в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн лет назад, когда они научились специально изготавливать простейшие орудия труда и охоты из камня, кости и дерева. Эти самые первые на Земле мастера-умельцы получили лестное видовое имя — человек умелый.

Пришедшие на смену древнейшим людям неандертальцы еще более искусно изготовляли самые разнообразные орудия труда и охоты.

Эти немаловажные экологические приобретения, несомненно, изменили прежнее относительное равновесие в сложившихся трофических и конкурентных связях гоминид. В очевидном выигрыше оказались «вооруженные» потребители и конкуренты. Используя орудия, добытчики становились менее зависимыми от природных защитных качеств потенциальной добычи, таких, как скорость бега, осторожность, прочность шкуры у животных, укрытость съедобных частей растений под землей и т. п.

Читайте также:  Какими способами выполняется резание тонколистового металла

Предполагают, что первые орудия использовались не только для охоты, но и для разделки туш крупных животных с прочной кожей. Появилась возможность качественно улучшать рацион за счет животного белка и, что особенно важно, обеспечивать пищей одновременно несколько семей. Места разделки крупных туш и дележа добычи становятся своеобразными центрами формирования групп потребителей мяса, что привносит элементы социальной организации в их поведение. Благодаря повышению эффективности охоты у первобытных людей появилось свободное от добывания пищи время и для общения друг с другом (рис. 94).

Первый этап изменения экологических связей поздних пралюдей и ранних людей характеризовался применением примитивных орудий. В результате пищевые ресурсы стали им намного доступнее, а при коллективном их добывании и потреблении возникли предпосылки для первоначальной социальной организации совместно питающихся групп.

500 тыс. лет назад. Следующим экологически значимым достижением древнейших людей стало умение поддерживать огонь. Примерно полмиллиона лет назад или даже раньше синантропы (относятся к виду человек прямоходящий) уже регулярно пользовались огнем. Они умели непрерывно, в течение многих лет поддерживать принадлежащий племени костер (рис. 94).

Впервые в истории развития жизни на Земле появился постоянный (помимо пищи) источник дополнительной энергии. Это приобретение оказалось как нельзя более кстати, поскольку в северном полушарии Земли потепления и оледенения сменяли друг друга, а гоминиды активно расселялись из тропической Африки в умеренные зоны на север и восток. Зависимость человека от климата (прежде всего от низких температур) и крупных хищников значительно ослабла.

Обогреваемые костром жилища становились все более притягательными для жизни и общения, способствовали обмену информацией, служили укреплению социальных связей.

В экологическом плане горение дров в первобытном костре — это самый первый и потому самый значимый шаг человечества к поиску других источников скрытой энергии, новых и все более эффективных энергоносителей, который привел в конечном итоге к беспрецедентному усилению давления одного вида — человека — на природу всей планеты.

Дата добавления: 2014-11-12 ; просмотров: 2612 . Нарушение авторских прав

Источник

113016 (Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе), страница 3

Описание файла

Документ из архива «Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе», который расположен в категории «курсовые работы». Всё это находится в предмете «педагогика» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «курсовые/домашние работы», в предмете «педагогика» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «113016»

Текст 3 страницы из документа «113016»

Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни.

На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?

Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.

Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.

Каким экологическим законам подчиняется человечество?

В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных?

Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай?

В чем заключается биологическая природа человека?

Почему человек считается биосоциальным видом?

Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения?

В чем проявляются экологические отличия человека от других видов?

В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов?

В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком?

Каким образом обеспечивают себя энергией животные?

В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?

Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.

Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой?

Читайте также:  Способ запуска нескольких игровых клиентов rage multiplayer

Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].

Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.

Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия – расплата за цивилизацию) [23].

Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека».

Образование, культура, искусство

Обмен веществ с окружающей средой

Обычаи и традиции

Способность к размножению

Мораль, нормы поведения

Использование орудий труда

Адаптация к изменяющимся факторам среды

Масштабы антропогенного воздействия на природу

Задание 2. По аналогии со схемой экологических факторов составьте схему «Факторы социальной среды».

Факторы социальной среды (семья, друзья, школа, улица).

Далее учитель предлагает школьникам подумать, какие из перечисленных в схеме факторов должны иметь большее влияние на воспитание детей и выстроить социальные факторы по степени значимости (ребята подводятся к выводу о главенствующей роли семьи и образовательных учреждений в формировании личности) [13].

Задание 3. Назовите положительные и отрицательные последствия НТР на жизнь человека и состояние окружающей среды [31].

Примерный образец ответа учащихся. Положительные последствия: значительное облегчение труда и условий быта человека.

Отрицательные последствия: комфорт производственных условий и быта людей снижает двигательную активность людей (гиподинамия), сокращает время пребывания на свежем воздухе. Человек подвергается новым факторам внешнего воздействия: ускорение темпа жизни, интенсификация труда, усиление влияния химизации, шума, вибрации, изменение состава пищи, возрастание умственных нагрузок за счет уменьшения физических. Физиологические процессы не могут меняться с такой быстротой, с какой изменяются технологические процессы и окружающая среда. Иногда может возникнуть несоответствие между изменениями среды и способностью человека адаптироваться к ним, что ведет к болезням. Изменился и характер заболеваний: ведущее место в картине заболеваемости человечества в ХХ веке занимают сердечно-сосудистые и нервно-психологические заболевания. Возрастает потребление лекарственных препаратов. Появились новые «средовые» болезни – «смоговая» болезнь, токсикозы и др.

Резюме учителя. Распространенное мнение об ослаблении зависимости человека от факторов среды, от окружающей нас природы в связи с уровнем образования и высоким жизненным уровнем не означает действительного «освобождения» человека от законов мироздания. Человек – часть живой природы, и потому его физическое и психическое здоровье зависит от многих факторов. В этих условиях многократно возрастает оздоровительное значение природы для восстановления физических и духовных сил человека.

Также учителем могут быть предложены следующие темы для дискуссий: 1. Любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами:

— через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части учебника непосредственные трофические связи без вложения дополнительной энергии (например, собирая в лесу ягоды);

— с использованием энерговложений в виде собственной мускульной силы с помощью простейших орудий труда (например, обрабатывая свой участок земли лопатой, вилами, мотыгой и т. п.);

опосредованно, с использованием денег как энергетических эквивалентов (например, покупая готовые продукты в магазине). Какую примерно часть пищевой энергии ваша семья получает каждым из рассмотренных способов?

2. Энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. Есть ли пределы этому росту? Если да, чем они определяются? Как скоро и каким образом может прекратиться прирост энерговооруженности человечества? Каковы будут последствия? [7].

Читайте также:  Как выбрать победителя рандомным способом

Тестовые вопросы на семинар

(Выберите правильный ответ)

Урбанизация – это процесс ….

а – роста численности населения;

б – роста доли городского населения (+);

в – загрязнения среды отходами;

г – усиление давления человека на среду обитания.

В современном человеческом обществе по сравнению с первобытным социальные связи ……

в – остались на том же уровне

Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества (увеличение численности населения Земли, загрязнение Мирового океана, кислотные дожди, аварии на атомных станциях, войны, уменьшение озонового экрана, изменение климата Земли, вырубка лесов, опустынивание и др.).

Согласны ли Вы с утверждением, что в Южном полушарии два государства вносят наибольший вклад в стабильность окружающей среды? (Да. Народы Бразилии и Австралии сохраняют в естественном виде огромные территории.)

Почему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? (Повышенная подвижность людей, увеличение контактов и числа смешанных браков между представителями разных национальностей и рас – все это приводит к ослаблению изоляции – главного фактора формирования новых рас.)

а – нет генетического материала;

б – практически отсутствует изоляция (+);

в – потепление климата;

г – рост численности населения [10].

ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”

Цель: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; выявить и расширить знания школьников о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса.

Игра рассчитана на учащихся 11 классов и предназначена для использования во внеклассной работе.

Участники: ведущий, две команды игроков, жюри.

Оборудование: карточки с шарадами.

Правила игры: Игра состоит из нескольких блок-туров, каждый из которых представлен шарадами и тремя вопросами. В блок-туре одна команда – «играющая», другая – «задающая вопросы». Члены жюри должны быть осведомлены и подготовлены по обсуждаемым вопросам. На столе ведущего надписью вниз лежат карточки с шарадами. Шарада задает тему всему блок-туру. Представители команд выбирают по 3 карточки.

В начале блок-тура представитель «задающей» команды зачитывает любую из шарад, «играющая» команда должна разгадать шараду, после чего ведущий задает ей три вопроса из данного блок-тура. Команде предоставляется 30 секунд на обсуждение каждого вопроса.

В зависимости от сложности шарад, вопросов и полноты ответов жюри начисляет «играющей» команде от 1 до 3 очков за каждый правильный ответ. За дополнительный вопрос, заданный по теме блок-тура, а также за правильный на него ответ, можно заработать 2 очка.

В следующем блок-туре команды меняются ролями.

Шарада. Слово состоит из трех букв и двух частей. Первая часть слова – звук, который издает животное класса пресмыкающихся, яд которого используют в медицине. Вторая часть – результат деятельности головного мозга человека, который отличает его от других животных организмов. А вместе – это один из основных загрязнителей городской среды? (Ответ – шум.)

Вопрос 1. Почему шум считают загрязнителем? (Когда интенсивность и частота шума превышает предельно допустимые нормы (80 Дб), он становится причиной психических и физиологических травм. Даже слабый, но постоянный шум вызывает раздражение, усталость, бессонницу. Более сильные шумы – потерю слуха, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы.)

Вопрос 2. Назовите основные источники шума. (Транспорт, прежде всего автотранспорт, промышленный и бытовой шум.)

Вопрос 3. Предложите меры борьбы с шумовым загрязнением. (Шумопоглощающий асфальт, капсулирование двигателей, звукозащитные окна, зеленые насаждения, звукозащитные валы и стены вдоль дорог, индивидуальные средства защиты – пробки, наушники.)

Шарада. Слово состоит из двух частей. Первая часть слова – голос коровьей души, вторая – то, что стремятся вывести селекционеры, лишенное буквы «Т». Соединив их, получаем то, от чего не может избавиться наша планета. (Ответ – мусор.)

Вопрос 1. Часть бытовых отходов может быть утилизирована методом компостирования. Что это такое? Обоснуйте экологическую целесообразность этого метода.(Компостирование – способ превращения отходов в почвоулучшающие средства, хорошо усваивающиеся растениями. Компостированию поддается часть быта в результате их переваривания получают гумусное удобрение. Это рациональный способ ликвидации отходов, почти не оказывающий отрицательного влияния на окружающую среду.)

Вопрос 2. Какие предприятия нашего города наиболее интенсивно загрязняют отходами производства окружающую среду? (Гидрометзавод, котельные города, спиртзаводы.)

Источник

Оцените статью
Разные способы