Лунный способ изготовления стекла

Лунное стекло

ЛУННОЕ СТЕКЛО


В 1330 году француз Кокерей придумал способ изготовления плоского оконного стекла. В конце средневекового периода в Европе начали широко применять «лунный» способ изготовления листового стекла. В его основу был положен метод выдувания. При этом способе вначале выдувался шар, затем он сплющивался, к его дну припаивалась ось, а около выдувательной трубки заготовка обрезалась. В результате получалось подобие вазы с припаянной ножкой-осью. Раскаленная «ваза» вращалась с большой скоростью вокруг оси и под действием центробежной силы превращалась в плоский диск. Толщина такого диска была 2. 3 мм, а диаметр доходил до 1,5 м. Далее диск отделялся от оси и отжигался. Такое стекло было гладким и прозрачным. Характерная его особенность – наличие в центре диска утолщения, которое специалисты называют «пупком» . Лунный способ производства сделал листовое стекло доступным для населения. За круглую форму эти стекла назвали лунными .

КАТАЛОГ-ПРАЙС на Лунное стекло от 20.03.2018

Изготовление витражей.

Наша витражная мастерская существует 6 лет. Мастерская основана на базе нашего магазина по продаже цветного витражного стекла, что дает большое преимущество в выборе и подборе цвета стекол для витражей. Мы предлагаем изготовление витражей «Тиффани», фьюзинг, пленочные витражи, оформление стекол фацетными элементами, а также сувениры и подарки из стекла — часы, тарелки, подсвечники, корпоративные подарки и т.п.

В разделе Витражи на заказ , Вы можете подробно ознакомиться с нашими работами и предложениями.

Если Вы ищите подарок любимым и друзьям — отличная идея для прекрасного, оригинального подарка на любой праздник или торжество —это ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ на покупку в нашем магазине!

Всегда рады сотрудничеству!

Санкт-Петербург ООО «Витражное Дело» Тел. (812)-611-06-73

Источник

Лунное стекло

В ГАЙ , 13 том (1972 г.) , 433 написано следующее :

(Гуру). «Если тонкое тело все же встречает некоторые препятствия и сопротивления , как , например , «лунное стекло» , или может затрудняться дальностью полета , то огненное тело этих препятствий не знает.»

Коллеги , не попадалось ли Вам более подробное пояснение понятия «лунное стекло» ?

В 1330 году француз Кокерей придумал способ изготовления плоского оконного стекла В конце средневекового периода в Европе начали широко применять « лунный » способ изготовления листового стекла . В его основу был положен метод выдувания. При этом способе вначале выдувался шар, затем он сплющивался, к его дну припаивалась ось, а около выдувательной трубки заготовка обрезалась. В результате получалось подобие вазы с припаянной ножкой-осью. Раскаленная «ваза» вращалась с большой скоростью вокруг оси и под действием центробежной силы превращалась в плоский диск. Толщина такого диска была 2. 3 мм, а диаметр доходил до 1,5 м. Далее диск отделялся от оси и отжигался. Такое стекло было гладким и прозрачным. Характерная его особенность – наличие в центре диска утолщения, которое специалисты называют «пупком». Лунный способ производства сделал листовое стекло доступным для населения.
За круглую форму эти стекла назвали лунными. Хотя таким способом изготовлялись довольно большие диски, но при вырезании из них прямоугольных кусков очень много стекла пропадало, да и качество такого стекла было не очень хорошим, а изготовление требовало большого искусства.
В ХI в. в Германии были изготовлены первые стеклянные листы по технологии, получившей последующее развитие в ХIII в. в Венеции. Тогда выдувались полые стеклянные сферы, которые под действием гравитации растягивались в цилиндрические тела. Потом их обрезали по длине и раскатывали по плоскости. Такие оконные стекла, известные как «лунные стекла», окантовывали и соединяли краями до размера оконного проёма. В те времена глянцевание было большой редкостью. Эту технику использовали в основном для остекления дворцов и храмов.
Лунное стекло отличает более толстая середина стеклянного диска и след от понтии — стеклодувного инструмента в виде железной трубки длиной около метра.
Читайте также:  Способы получить удаленный доступ

Добавлено через 48 минут
Там же:

Итак, начнём сегодняшнюю сказку, которая случилась полтора века назад. Историю «лунного света» начал стекольщик второго поколения, который жил в стекольном городе Нанси, региона Лотарингия, в самом Королевстве Франция. Звали его — Эмиль Галле. Творил он сказочное стекло под названием «лунное», которое покупали люди с хорошим вкусом, богатые и короли… .

Почему работы Галле называются «лунными»?

Эмиль Галле создал технику «лунного света» (clair-de-lune). Не простым способом, да и не одним он добился эффекта лунного свечения:

1. Он придал стеклу сапфировый1 оттенок, введя в его состав оксид кобальта2. Вводя малое количество оксида кобальта (II) он получал голубое стекло, а при большом проценте оксида в составе стекла – фиолетово-синее с красноватым оттенком, и соответственно, варьируя количество оксида-красителя он получал любой цвет из палитры, от голубого до фиолетово-синего.

2. У мастеров по обработке камней он позаимствовал технику «камея» (резьба по камню). Галле, использовав кислоту для травления, гравировку и резку по стеклу, добился имитации этой техники в стекле.

3. Для того чтобы создать эффект глубины стекла и достичь разнофактурности, он:

— стал отливать изделия из многослойного стекла — 2-5 наслоенных друг на друга стекол разных цветов. Он совместил разные методы работы с горячей стекольной массой, вводил в фактуру фольгу, пузырьки воздуха, трещинки, и назвал эту технику «стеклянное маркетри» (от франц. — marqueterie)3,

— матировал фон и внутреннюю поверхность изделий, что придало стеклу бархатистость.

4. Будучи ученым-ботаником, а также писателем и философом, практически ни одной работы Галле не мог оставить без флористического сюжета, элементов фауны, орнамента, и цитат любимых им поэтов. Работы со строками авторов назывались «говорящее стекло» (verreries parlantes).

5. И, наконец, декоратор подсветил свои работы. Свет, проходя через матовое, многослойное стекло, бархатной окраски, создавал эффект свечения луны.

Эмиль Галле был одним из первых мастеров-стекольщиков, кто догадался сделать работы со светом. Галле и Тиффани жили и работали в одно время, в одну эпоху и, не зная друг о друге, практически однвременно сделали, каждый, свои гениальные лампы и подсветили их.

Великий декоратор Э.Галле, обладая знаниями практически обо всех технологиях и техниках обработки стекла и работы со стеклом, а также о других видах декоративно-прикладного мастерства, создал новую технику обработки стекла, которую назвал – техника «лунного света».

Источник

Стекольное производство и его продукция — история возникновения

Создание технологии стекольного производства — колоссальное научно-техническое достижение человечества. По масштабам оно сопоставимо с открытием металлургии или изготовлением керамики.

Эпоха рыбьей кожи

С тех самых пор, как люди начали строить капитальные дома, у них возникла проблема с освещением. С одной стороны, был необходим проем хотя бы в одной из стен, с другой — любой проем означал потери тепла и проникновение в жилище дождя и ветра.
Своеобразной полумерой стали волоковые окна в рубленных домах. Эти маленькие оконца высотой всего в одно или два бревна закрывались глухой деревянной заслонкой, которую двигали (волочили) в накладных пазах. Через это малюсенькое окно проникал скудный свет и выходил дым, если изба топилась по-чёрному. При закрытом окне помещение освещалось горящими свечами или лучинами.
Чтобы наладить освещение без зажжённых лучин, требовался материал, пропускающий свет, но задерживающий все остальное. Сначала любителям тепла и уюта пришлось выбирать из природных материалов. Здесь они проявили максимум изобретательности. В раннем Средневековье на помощь пришла слюда. Этот минерал легко раскалывается на тонкие полупрозрачные пластинки, которые можно вставить в решётку из оловянных или свинцовых перемычек. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковит».
Слюдяные окна считались весьма дорогим удовольствием, которое мог себе позволить лишь человек с хорошим достатком. Люди попроще заменяли слюду рыбьей кожей, растянутыми бычьими мочевыми пузырями, промасленной тканью или бумагой. Существует даже легенда о ледяных стёклах. Хотя это утверждение не выдерживает никакой критики. А вот затянутые бумагой окна-сёдзи были настоящим брендом Японии.
Изобретение стекла отправило в утиль и рыбью кожу, и промасленную бумагу, и прозрачную слюду.

Сирийские стеклодувы

Природное стекло известно человеку с глубокой древности. Вулканический обсидиан служил идеальным материалом для изготовления первых режущих инструментов. Есть мнение, что полупрозрачный обсидиан навёл людей на мысль о создании искусственного стекла. Хотя, учитывая то, что для получения стекла необходимы кварцевый песок с содой и температура в 1500 градусов, логично предположить, что первые слитки стекла получились совершенно случайно при выплавке меди или железа.
Основным и едва не единственным продуктом стеклоделия долгое время оставались украшения. Самым древним образцом считаются бусы царицы Хатшепсут, правившей Египтом в XV веке до нашей эры. Стекло также умели лить в Шумере и Аккаде. Постепенно к стеклянным бусам, ценившимся не ниже самоцветных камней, добавилась посуда, но все же до оконных стёкол было ещё далеко.
Первое по-настоящему плоское стекло обнаружили при раскопках города Помпеи. Его возраст датируют 70-МИ годами, временем извержения вулкана Везувий. Такое стекло имело небольшие размеры, оно готовилось литьём расплавленной шихты на каменный «противень», имело толщину в 8-10 миллиметров, весьма невысокое качество и низкую прозрачность, но всё-таки это было настоящее оконное стекло. После распада Римской империи технология была утеряна, и производство плоского стекла временно пришло в упадок.
Настоящую революцию в стекловарении произвело изобретение технологии дутья. Предположительно, она появилась в Сирии. Именно дутье применялось для получения оконного стекла в Средние века. Мастер выдувал некое подобие большой ампулы. После обрезки дна и горловины получившийся цилиндр разрезали вдоль и распрямляли на раскалённой плите. Прозрачность по-прежнему оставляла желать лучшего, но размер значительно увеличился. Такой способ изготовления стекла на Руси назывался «халявным».
В период позднего Средневековья в Европе придумали новую технику изготовления листового стекла — «краун», или, как его называли в России, «лунный» способ. В основе процесса тоже лежал метод выдувания. Вначале выдувался шар, затем он сплющивался, заготовка отделя», лась от стеклодувной трубки, а к её дну припаивалась ось. Потом стеклодув начинал очень быстро вращать ось, заготовка под действием центробежной силы все больше расплющивалась наподобие блина. Толщина такого стеклянного диска составляла 2-3 миллиметра, а диаметр мог доходить до полутора метров. Получившееся изделие было гладким и прозрачным. Края диска обрезались, получался достаточно большой прямоугольник. Характерной особенностью «лунного» стекла было наличие в центре листа утолщения, так называемого «пупка». «Лунный» способ изготовления стекла серьёзно удешевлял производство, делая продукт доступным даже для потребителей среднего достатка.
Так уж совпало, что спрос рождал предложение, и, в равной мере, предложение стало увеличивать спрос.

Революция эволюции

Чем дешевле становилось стекло, тем больше людей хотело его купить, а значит, вложиться в развитие стекольных технологий. Совершенствовался химический состав шихты, менялись способы литья.
К концу XIX века в мире существовало два общепризнанных способа стекольного производства: «лунный» и «ха-лявный». Оба метода плохо поддавались механизации, между тем как спрос на продукт постоянно увеличивался.
В 1857 году Уильям Кларк из Питтсбурга впервые предложил способ производства листового стекла вытягиванием со свободной поверхности расплава. Идея Кларка состояла в том, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень, «приманку», а затем начать его поднимать, то стеклянная масса словно бы «приклеившись» к стержню потянется за ним в виде полотна. При остывании на воздухе получается широкий и длинный стеклянный лист.
Единственный недостаток технологии заключался в том, что лист получался не с параллельными кромками, а в виде клиновидного полотнища. Понадобилось 50 лет, чтобы бельгийский инженер Эмиль Фурко нашёл решение проблемы. Он предложил вытягивать стекло через щель плавающей на поверхности расплава шамотной лодочки. Теперь о параллельности кромок можно было не беспокоиться. Первые машины Фурко были установлены в Бельгии и Чехии. Производительность 11 устройств, установленных на одной ванной печи, составляла 250 тонн стекла в день.
Способ вертикального вытягивания стекла (ВВС) наконец позволил сделать заполнение оконных проёмов достаточно дешёвым. Однако тянутое стекло имело оптические дефекты, для устранения которых требовалась шлифовка. Рост автомобильной промышленности в начале XX века простимулировал дальнейшее совершенствование способов стекольного производства. В качестве альтернативы ВВС была разработана технология литья стекла на особый прокатный стол с последующим отжигом и полировкой.
Полированное стекло обладало хорошими оптическими качествами и широко использовалось для остекления зданий, витрин, транспорта, изготовления зеркал, хотя процесс производства отличался большой энергоёмкостью и высокими капитальными затратами. Отходы стекла при шлифовке и полировке доходили до 20%. К середине XX века необходимость поиска новых простых и дешёвых методов производства высококачественного стекла назрела окончательно.
Заслуга создания нового, совершенно революционного метода принадлежит Аластеру Пилкингтону. В 1952 году под его руководством началась разработка флоат-процесса. Суть ноу-хау состояла в формировании ленты стекла на поверхности расплава олова. Спустя год был изготовлен образец флоат-стекла шириной 300 миллиметров, а в 1957 году в Великобритании запустили первую производственную линию для изготовления флоат-стекла, идеально ровного, не требующего ни шлифовки, ни полировки. В официально опубликованном пресс-релизе флоат-процесс был представлен как «наиболее фундаментальное, революционное и важное достижение в производстве стекла в XX столетии». И это сложно оспорить.
Сегодня современного человека постоянно окружает стекло: прозрачное и матовое, цветное и бесцветное, гладкое и фигурное, стекло небьющееся и армированное, офисы с окнами от потолка до пола, стены, сложенные из стеклянных кирпичей, сияющие витрины магазинов, и нам уже сложно представить, что все это стекольное разнообразие начиналось с бус на шее египетской царицы.

Журнал: Тайны 20-го века №52, декабрь 2020 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Евгений Зимин

Источник

Читайте также:  Морфолого синтаксический способ словообразования столовая
Оцените статью
Разные способы