- Как выиграть в споре: 30 психологических приемов
- Как победить в споре
- 1. Сохраняйте спокойствие
- 2. Повторите то, как вы понимаете аргументы человека
- 3. Внимательно слушайте
- 4. Копируйте мимику и жесты собеседника
- 5. Вооружитесь фактами
- 6. Эффект якоря
- 7. Метод Сократа
- 8. Используйте положительные слова
- 9. Преувеличивайте позицию оппонента
- 10. Избавьтесь от угрожающей мимики и жестов
- 11. Подтолкните человека согласиться с вами
- 12. Признайте какие-то пункты оппонента
- Психологические приемы убеждения в споре
- Как правильно спорить с людьми
- Психологические принципы правильного спора
- Принцип равной безопасности
- Принцип децентрической направленности
- Принцип адекватности
- Как правильно спорить с людьми: соблюдайте условия
- Никогда не забывайте о предмете спора
- Аргументируйте свои доводы
- Уважайте мнение оппонента
- Задавайте уточняющие вопросы
- Согласитесь с оппонентом, но только отчасти
- Будьте уверены в себе
- Не используйте запрещенные приемы
- Как вести спор с эгоистом
Как выиграть в споре: 30 психологических приемов
Каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации спора и не мог найти нужных аргументов, чтобы выиграть в нем.
Нам всем свойственно хотеть быть правым, и по этой причине мы часто ввязываемся в споры. Однако нездоровые споры могут привести к агрессии, стрессу, депрессии, а также подпортить вашу репутацию.
Более того, в результате спора нам редко удается переубедить кого-то в своей правоте, и каждый участник так и остается при своем мнении.
Однако существуют способы, которые помогут вам выйти сухим из воды во время конфликтов и не потерять лицо. Вот, несколько психологических приемов, которые помогут вам одержать верх в споре, не напрягаясь и не унижая своего оппонента.
Как победить в споре
1. Сохраняйте спокойствие
Во время спора, старайтесь не повышать голос. Это заставит человека оказаться в режиме «борьбы или бегства», и помешает ему воспринимать вашу точку зрения.
Даже если ваше мнение для вас крайне важно, вам нужно оставаться спокойным и уметь контролировать свои эмоции. Как только вы теряете самообладание, а гнев и страх берут над вами верх — вы проигрываете.
2. Повторите то, как вы понимаете аргументы человека
Прежде чем приступить к спору, повторите и перефразируйте точку зрения собеседникав, как вы ее поняли.
Это легкий способ завоевать доверие у оппонента, так как показывает, что вы слушаете его, а не просто ждете момента, чтобы высказать свое мнение.
Когда человек чувствует, что может вам доверять, вам будет легче сделать свои аргументы более убедительными.
В разгаре спора мы часто инстинктивно атакуем, не убедившись в том, что услышали другую сторону. Это пустая трата времени и выставляет вас не в лучшем свете.
3. Внимательно слушайте
Многие люди так сосредоточены на том, что они собираются сказать, что полностью игнорируют оппонента и принимают его аргументыкак должное.
Старайтесь тщательно слушать, что говорит собеседник. Вы заметите слабые места и недостатки его точки зрения, а может услышите что-то новое и полезное для себя.
4. Копируйте мимику и жесты собеседника
Это хороший способ заставить его вам доверять, а значит прислушаться к тому, что вы говорите.
Если во время спора человек сидит, скрестив ноги, попробуйте, как можно незаметнее копировать его. Необязательно повторять каждое движение, которое он делает, все должно быть естественно.
Отзеркаливание помогает прийти к согласию. Часто можно избежать потенциальной угрозы, установив невербальное согласие еще до начала разговора.
5. Вооружитесь фактами
Используйте факты в качестве доказательств своей позиции. Факты сложно опровергнуть, поэтому соберите нужные данные до начала спора. Опросы, статистика, цитаты и результаты — все это можно использовать в поддержку ваших аргументов.
Когда вы спорите, убедитесь, что вы понимаете, о чем говорите. Если вы не можете доказать свою точку зрения, когда вас просят подробнее остановиться на некоторых моментах, пора вооружиться фактами.
6. Эффект якоря
Во время переговоров, та сторона, которая делает первый шаг, например предлагает решение проблемы или делает предложение, часто выходит вперед.
То есть исход становится ближе к первоначальному предложению, и все потому что была установлена точка привязки (или якорь) для разговора.
Многочисленные исследования показали, что первоначальные предложения оказывают большее влияние на результат переговоров, чем последующие встречные предложения.
Поэтому, если вы спорите с кем-то по какой-то теме, постарайтесь сказать это первым и сразу углубляйтесь в тему вместо того, чтобы медленно подходить к нужному вопросу.
7. Метод Сократа
© Science Photo Library
Этот метод заключается в том, чтобы расспросить человека и заставить его думать о разных вариантах.
Представим, что вы пришли домой очень поздно пьяным, и ваш партнер крайне расстроен. Вместо того, чтобы вступать в конфликт, где вам придется отрицать все обвинения, начните задавать вопросы, например:
Что ты чувствуешь по этому поводу?
Что бы ты предпочла чтобы я сделал?
Такая тактика работает на нескольких уровнях. Во-первых, это позволит вашему собеседнику выразить свои эмоции, а значит освободиться от обиды, вместо того, чтобы держать все в себе.
Во-вторых, вы показываете человеку, что слушаете его и считаетесь с его мнением.
8. Используйте положительные слова
Изложение аргументов в излишне резкой и решительной манере, на самом деле, может ослабить вашу позицию в глазах других, а не убедить их в своей точке зрения.
Студенты Корнельского университета проанализировали публикации на форуме, где люди представляют аргументы, чтобы изменить чью-то точку зрения, и сделали интересные выводы.
Люди, которые публиковали более спокойные и позитивные фразы, такие как «помощь» или «пожалуйста»,были более гибкими. Это верно, и когда они использовали больше прилагательных.
В то же время упрямые люди чаще использовали острые и решительные слова, такие как “конкретный”, “ничего”, “лучший”.
Использование спокойной речи для выражения мысли более эффективно, чем ругань или агрессивные слова.
9. Преувеличивайте позицию оппонента
По мнению Артура Шопенгауэра — автора книги “Искусство побеждать в спорах” один из способов уменьшить действенность аргументов собеседника — выйти за рамки того, что он говорит и расширить его точку зрения.
«Чем более обобщенным становится утверждение оппонента, тем больше возражений вы найдете против него. Чем более ограниченными и узкими остаются ваши собственные утверждения, тем легче их защищать.»
Вы можете вывести аргумент человека далеко за рамки намеченного, а затем показать, насколько нелепа и неразумна эта преувеличенная позиция.
Например, если человек утверждает, что потребление мяса вредит окружающей среды, вы можете указать, что спускание воды в туалете и поездка на общественном транспорте тоже вредит окружающей среде.
10. Избавьтесь от угрожающей мимики и жестов
Вам может показаться, что пристальный взгляд на человека является одним из способов продемонстрировать серьезность своих намерений, однако это не совсем так.
Ученые из Университета Британской Колумбии выяснили, что зрительный контакт повышает сопротивление убеждению.
Намеренное поддерживание зрительного контакта было менее убедительным, чем взгляд на рот, например.
Эксперты по языку тела советуют сидеть или стоять похожим образом со своим оппонентом. Это поможет вам выглядеть более открытым и безобидным.
Однако старайтесь ничего не держать в руках, как например, телефон или ручку, что придаст вам закрытую позицию.
11. Подтолкните человека согласиться с вами
Заканчивайте фразы вербальными подтверждениями, чтобы побудить оппонента посмотреть на все с вашей точки зрения и, в конце концов, согласиться с ней.
Например, «. не так ли?» или «. ведь ты бы тоже так сделал?». Такие фразы заставят вашего собеседника с большей вероятностью уступить вашим аргументам.
12. Признайте какие-то пункты оппонента
Не нужно оспаривать каждый пункт ради спора. Если ваш противник привел убедительный довод, согласитесь, но перевесьте его другим аргументом.
Например, «Я согласен с тем, что тюрьма не исправит человека. В целом это правда, но тюремное заключение все же является эффективным сдерживающим фактором и наказанием.»
Это поможет вам выглядеть более рассудительным, и оппонент будет больше открыт вашей точке зрения, потому что вы подтвердили сказанное им ранее.
Психологические приемы убеждения в споре
© Getty Images Signature
Вот, еще несколько психологических приемов, которыми поделились пользователи сети Reddit для того, чтобы убедить человека в споре.
Во время разговора смотрите человеку в лоб в область между и слегка выше уровня глаз. Это будет сбивать его с толку, и собеседнику будет сложно вам лгать или пытаться на вас влиять.
Когда человек хочет поссориться, сохраняйте спокойствие и соглашайтесь с ним. Спорщик увидит, что не может вас разозлить, и это покажет ему насколько он неуравновешен и ведет себя, как агрессор.
Если вы знаете, что не нравитесь человеку, или он к вам равнодушен и холоден, попросите его о небольшой услуге, например, передать напиток со стола или ручку, и поблагодарите его, сказав, что он очень помог вам. Помогая другим, человек подсознательно меняет свое мнение с негативного на позитивное.
Сбейте человека с толку. Кто-то кричит на вас? Спросите, не нужен ли ему песок. Человек чувствует себя неловко? Спросите, не нужен ли ему песок. Он плачет? Утешьте его и спросите спокойным голосом, не нужен ли ему песок. Это всегда работает.
Когда спрашиваете человека о чем-то, слегка кивайте головой, и, возможно, он согласиться это сделать, сам не зная почему.
Обратная психология. Когда моя сестра забирает у меня какие-то вещи, я не жалуюсь или притворяюсь, что не заметил. Она возвращает мне все меньше, чем через минуту. Всегда работает.
Притворитесь, что вы не умеете врать, и когда вам, на самом деле, понадобиться солгать, люди будут верить, что вы говорите правду.
Сделайте человеку во время спора искренний комплимент. Это может застать его врасплох, и он будет более податлив.
Если вы знаете, что вы правы, но человек изо всех сил пытается с вами спорить ради спора, скажите что-то вроде: «Да ладно, неважно. Я думаю ты достаточно умен, что понять, что это…» Сложно объяснить, почему это работает, но я использую эту тактику, и она заставляет другого человека замолчать. Возможно, человек не хочет спорить дальше, чтобы не выглядеть глупо.
Молчание. Когда человек говорит что-то глупое или обращается с неразумной просьбой, я просто сижу в тишине, выдерживая долгую, неловкую паузу. Люди начинают гадать, признаваться в глупых вещах, которые они совершали и привели к этому моменту или, в идеале, это заставляет их находить способ решить проблему, которую они сами создали. Очень эффективно по телефону.
Я использую прием «дверь перед носом». По сути, если вы сначала попросите о чем-то крупном, а затем о том, что хотите, человек с большей охотой согласиться с вашим предложением. Например: «Сделаешь сегодня для меня ужин из трех блюд? -Нет. А как насчет макарон с сыром? Спасибо!«
Во время спора с кем-то, ухмыльнитесь и покачайте головой или похихикайте. Это сводит людей с ума.
Если кто-то смотрит на вас, посмотрите на его обувь. Не знаю почему, но у меня это работает, по какой-то причине человек отворачивается.
Один из моих любимых приемов — спросить человека, почему он должен всегда оставлять за собой последнее слово. Когда он пытается что-то сказать в ответ, просто посмотрите на него, как бы намекая: «Ты подтверждаешь мою точку зрения«. Затем человек перестает разговаривать и на некоторое время надувает губы.
Когда вы спорите с кем-то, не кричите. Вместо этого, говорите тихо и спокойно. Это часто успокаивает противоположную сторону.
Когда вы говорите с кем-то с глазу на глаз, периодически смотрите через плечо с нарастающим ужасом. Когда человек проверит, на что вы смотрите и повернется к вам, продолжайте говорить как ни в чем не бывало. Игнорируйте любые выражения недоумения.
Если вас раздражает, как кто-то смотрит на вас, смотрите в ответ. Удерживайте зрительный контакт и не отпускайте. Если человек продолжает смотреть после этого, пошлите ему воздушный поцелуй, обычно это заставляет его отвернуться.
Источник
Как правильно спорить с людьми
Добрый день всем читателям моего блога! Каждый из нас хотя бы раз в жизни с кем-то спорил. В детстве маленький человечек спорит часто из вредности или упрямства, еще не умея толком отстаивать свою точку зрения. Взрослый человек, уже имея достаточный запас опыта и знаний, уже должен в той или иной мере владеть искусством спора. Это определенный показатель культуры, личностного развития. Но таков уж человек по своей природе: видит потенциального врага в том, кто не согласен с его точкой зрения. Чтобы спор не перерастал в конфликт, давайте разберемся, как правильно спорить с людьми.
Для начала определимся, что такое спор. Большой толковый словарь русского языка дает такое определение:
В русском языке есть синонимы к слову спор – дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Отличие дискуссии от спора в том, чтобы выяснить и сопоставить различные точки зрения, найти правильное решение обсуждаемого вопроса. Диспут – это публичный спор на научную и общественную тему, публичный диалог, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения.
А вот полемика – это спор, при котором имеется конфронтация, противоборство сторон и идей. Этот вид спора отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Если участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются найти общие решения, установить истину, то цель полемики – одержать победу над оппонентом, утвердить собственную позицию.
Мы прекрасно знаем, с чего начинается любой спор. Один человек высказывает свою мысль и утверждает, что она верная, а другой опровергает ее, приводя в качестве доказательств свои доводы. Если спорщики не слушают друг друга и доказывают свое с пеной у рта, спор неизбежно перерастет в конфликт. Поэтому нужно уметь правильно спорить с людьми.
Психологические принципы правильного спора
Принцип равной безопасности
Ни одному из участников спора нельзя причинять психологический или какой-то другой ущерб. Нельзя оскорблять, унижать собеседника, каких бы взглядов он ни придерживался. И уж конечно нельзя использовать рукоприкладство как весомый аргумент. Если этот принцип не соблюдается, спор превращается в противоборство амбиций – кто сильнее, наглее и прочее.
Принцип децентрической направленности
Суть его в том, что нужно уметь анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, смотреть на себя и надругих исходя из интересов дела, а не из личных целей. Это сложно, потому что человек, как бы помягче выразиться, несколько эгоистичен. В споре мы очень часто в первую очередь отстаиваем свои интересы, правда?
В противовес этому принципу как ведет себя спорщик с эгоцентрической направленностью? Он занят своими проблемами, его не интересуют проблемы собеседника, он сыплет своими выводами и соображениями, навязывает свое мнение окружающим, не слушает оппонента и обычно недружелюбен. С таким человеком очень сложно спорить. Такое поведение в споре неверно и неконструктивно, то есть ник чему не приведет.
Принцип адекватности
Нужно воспринимать информацию именно так, как было сказано. Нельзя намеренно или ненамеренно искажать сказанное или услышанное. Чтобы этот принцип соблюдался в споре, необходимо максимально точное восприятие смысла услышанного. Простыми словами, нужно внимательно слушать своего собеседника. Неумение слушать – проявление эгоцентризма, оно создает психологический барьер в общении.
С другой стороны, надо стремиться к простоте и точности высказываний. Только тогда вы будете однозначно поняты тем, с кем говорите. Простую и точную фразу гораздо сложнее исказить, перефразировать, «переврать». Еще важно говорить понятно. Если вы будете сыпать утверждениями, непонятными собеседнику, он вас попросту «не услышит» и останется при своем мнении.
Как правильно спорить с людьми: соблюдайте условия
Давайте перечислим некоторые условия, которые помогут вам отстоять свою точку зрения и сделать спор наиболее продуктивным.
Никогда не забывайте о предмете спора
Часто спорщики сосредотачиваются на придумывании эффектных ответов собеседнику, подборе дополнительных доводов и аргументов. В итоге внимание рассредоточивается, и вот спорящие уже забывают о том, о чем так яро спорили. Или вообще переходят на личности и начинают открыто оскорблять друг друга.
Чтобы не забывать о предмете спора, надо внимательно слушать оппонента. Нужно дать ему возможность высказаться до конца, не прерывая нить его рассуждений. Иногда хочется поспешно опровергнуть собеседника, перебить, прицепиться к несущественному. Из-за этого будет упущена суть его мыслей, мотивов, и сказанное не воспримется адекватно. Это неправильная и тупиковая позиция.
Аргументируйте свои доводы
Стройте свои доказательства на фактах. Причем, аргумент «Я где-то слышал, что…» откровенно слабоват. А вот если вы открываете перед оппонентом книгу или статью с результатами исследований, научными фактами или другой информацией, подтверждающей ваши слова, такой довод достаточно убедителен. Главное, чтобы источник этой информации был авторитетным.
Аргументировать необходимо всегда, когда вы спорите с детьми. Нельзя задавить ребенка своим авторитетом и ответить «Потому что я так сказал(а)» или «Потому что я лучше тебя знаю». Поскольку ребенок в силу возраста и жизненного опыта не знает и не понимает некоторых вещей (и это нормально), ему обязательно нужно пояснять, почему вы занятии такую позицию в споре. Вероятнее всего, разъяснение сведет весь спор на нет.
Уважайте мнение оппонента
Важно понять точку зрения собеседника, чтобы сопоставить ее со своей. Постарайтесь понять, почему он настаивает на своей точке зрения. Все познается в сравнении, особенно в споре. Взгляните на предмет спора его глазами, спросите, почему он думает именно так. Покажите, что вы готовы рассмотреть его позицию как возможную. Ведь спор дает возможность рассмотреть проблему со всех сторон и прийти к консенсусу. Даже если вы не согласны с чужим мнением, это не повод относиться к нему пренебрежительно.
Задавайте уточняющие вопросы
Чтобы правильно спорить с людьми, нужно научиться задавать правильные уточняющие вопросы. Если вы спросите оппонента, почему он занял такую позицию, он охотно вам ответит, продолжая отстаивать свою точку зрения. А вот вопросы «Как ты себе это представляешь?», «Что будет дальше?», «К чему это приведет?», возможно, заставят спорящего задуматься. В итоге он самостоятельно может прийти к выводу, что его точка зрения неправильная.
Согласитесь с оппонентом, но только отчасти
Если вы будете упорно и настойчиво убеждать оппонента в своей правоте, тем упорнее и настойчивее он будет делать то же самое (вам можно, а ему нельзя, что ли?). Поэтому нужно не давить на собеседника, а даже согласиться с ним, располагая к себе. Попробуйте использовать вот такие фразы:
Как будто бы вы соглашаетесь, но при этом продолжаете выдвигать свои аргументы. Если у соперника был воинственный настрой, он ослабеет, и будет проще продолжать диалог.
Будьте уверены в себе
В психологии давно доказан такой факт: важно не только то, что именно вы говорите, а как вы это делаете. Правильно спорить с людьми – говорить с хорошим темпом и оптимальной громкостью голоса, уверенно жестикулировать, держать осанку, смотреть оппоненту в глаза. Отмечен и такой факт, что человек в деловой одежде или просто более опрятный «звучит» более убедительно. Следовательно, шансов выиграть спор у него больше.
Не используйте запрещенные приемы
Спор – сложное психологическое испытание. И если оно кому-то не под силу, он начинает прибегать к запрещенным приемам. Это делается для того, чтобы вывести оппонента из эмоционального равновесия и выиграть в споре любой ценой.
Вот наиболее известные психологические уловки:
— ускоренный темп речи (закидаю его словами, чтобы опомниться не успел);
— использование профессиональных терминов (докажу ему, что он ничего не понимает, а я вот какой умный);
— вызывание у оппонента чувства стыда («Ну, вам-то уж стыдно такого не знать»);
— возмущение или обида («Вы не представляете, как ваша точка зрения обижает меня»);
— шантаж или угрозы («Я повешусь, если вы не передумаете!»);
— переход на личности («Если вы так считаете, то вы полный идиот!»)
Не нужно забывать, что предмет спора – позиция человека, а не он сам. Поэтому нельзя придираться к его тону, характеру, внешности, национальности, социальному положению.
Как вести спор с эгоистом
Возможна ситуация, когда вы столкнетесь в споре с человеком, который займет эгоцентричную позицию. Другими словами, с законченным эгоистом, который будет не слушать вас, а стараться всеми способами гнуть свою линию. Как спорить с таким человеком? Как психологически нейтрализовать эгоиста, чтобы спор закончился наиболее приятно для обоих? Психолог Владимир Леви предлагает четыре правила поведения в такой ситуации:
1. Нужно постараться понять его точку зрения, его обстоятельства, поставить себя ради себя же самого на его место. Узнать о нем заранее, изучать незаметно. Запомнить имена и даты, вкусы и интересы.
2. Постараться создать благоприятную атмосферу. Это значит улыбаться, начинать с «да», с согласия. Если соперник обвиняет вас, обезоружить его фразой: «Да, я не прав». Выражайте сочувствие как можно более искренне. Говорите с ним о том, о чем он хочет, или о нем самом, начинайте только с этого, никогда не начинайте с «я».
3. Не унижайте его, не «царапайте по самолюбию», не задевайте его неосторожно. Не обвиняйте, не угрожайте и не приказывайте; не выказывайте недоверия; не прерывайте собеседника; не хвалитесь; не показывайте, что он вам неинтересен или противен; отказывая, извиняйтесь и благодарите.
4. Возвышайте соперника. Проявляйте к нему повышенный интерес; оказывайте доверие; слушайте, хвалите, дайте ему возможность почувствовать себя значительным… Дайте похвастаться, ощутить свое превосходство, советуйтесь с ним как со старшим. Имея идею, наводите на нее исподволь, чтобы ему показалось, что это его идея.
Даже если вам не нравятся эти советы, они работают с эгоцентриками. Решите для себя, важно ли вам одержать победу в споре с таким человеком. Если да, то вы знаете теперь, как правильно спорить с людьми эгоистичными и напористыми.
В заключение хочется сказать, что в любом споре всегда нужно считаться с самолюбием человека. Не стоит демонстрировать торжество победителя, даже если вы выиграли спор. Потому что в другой раз фортуна может оказаться не на вашей стороне.
Источник