- Профилактика переутомления
- ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 11 Работа мышц и её регуляция
- Контрольная работа по биологии. «Опорно-двигательная система»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Профилактика переутомления
Проблема переутомления очень актуальна в современном обществе. Постоянная и сложная работа, которая требует полной отдачи сил, домашние заботы, отсутствие отдыха и другие жизненные составляющие приводят к тому, что организм человека ослабевает и наступает переутомление.
Причин, вызывающих переутомление, много, это:
- Частые стрессы, которые сопровождают человека и дома, и на работе;
- Отсутствие отдыха при каждодневной, продолжительной работе;
- Плохое качество и недостаточная длительность сна;
- Отсутствие физической нагрузки при регулярной умственной активности;
- Несбалансированное питание и нарушения в режиме питания;
- Длительный монотонный и однообразный труд.
Существует два вида переутомления: физическое и умственное. Причем первое развивается постепенно и для его устранения достаточно хорошо отдохнуть, выспаться, принять ванну или сделать массаж. А вот переутомление от умственной работы часто наступает незаметно для человека. Различают 4 степени умственного переутомления: первое — начинающееся, второе — легкое, третье — выраженное и четвертое — тяжелое. Так как же остановить развитие переутомления на начальной стадии?
Для этого рассмотрим основные симптомы переутомления:
1. Снижение работоспособности;
2. Снижение внимательности;
4. Сложности в переключении внимания;
5. Усталость и апатия;
6. Покраснение глаз;
7. Раздражительность, нервозность;
8. Головная боль;
9. Приступы тошноты, обмороки;
10. Отсутствие или повышение аппетита;
11. Нарушение режима сна.
Безусловно, каждый человек устает, но чтобы не было переутомления необходимо:
- Правильно организовать свой рабочий день. Можно заранее расписать список дел, которые необходимо сделать за сегодня, главное рассчитать свои силы и не пытаться сделать больше, чем это возможно.
- Достаточно спать. Оптимальная продолжительность сна для взрослого человека — 8 часов.
- Следить за питанием. Сбалансированное питание — залог здорового организма и сильного иммунитета.
- Отдыхать. Чтобы не было переутомления, и работа была продуктивной, необходимо делать перерывы на отдых.
- Адекватно использовать физические нагрузки. Больше ходите пешком, выбирайтесь в парк на прогулку, найдите время для занятия каким-либо видом спорта. Вы немного смените обстановку, в результате чего улучшится Ваше настроение и самочувствие. А вот заниматься спортом на ночь, сокращая тем самым сон, не следует, этим Вы только нанесете вред своему здоровью.
- Найти занятие, которое интересно. Это может быть вязание, вышивание, просмотр фильма, сериала, чтение книги и многое другое. Главное, чтобы от этого процесса вы получали только положительные эмоции.
Не стоит постоянно изнурять организм работой. Порой лучше выспаться, прогуляться или просто отдохнуть, чтобы потом с новыми силами приступить к работе.
Подготовлено по материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Тел.: +7 (4912) 25-58-02 Соц. сети: Источник ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 11 Работа мышц и её регуляцияСтр. 48. Вспомните № 1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Рефлекс – это реакция живого организма на раздражитель внутренней или внешней среды, которая происходит при участии нервной системы. Рефлекторная дуга или нервная дуга – это нервный путь, который проходят нервные импульсы в процессе рефлекса. Состоит из рецептора, афферентного звена, центрального и эфферентного звена, эффектора. № 2. Какова роль скелетных мышц в осуществлении рефлексов? В скелетных мышцах содержится два типа нервных рецепторов, которые могут воспринимать напряжение. Это сухожильный орган Гольджи и мышечные веретена. Скелетные мышцы являются звеном рефлекторной дуги. Благодаря рефлексу растяжения они путем поддержания мышечного тонуса обеспечивают сохранение положения тела. Также такой рефлекс позволяет предотвратить повреждения, когда мышца в ответ на раздражитель отвечает на неожиданное или внезапное увеличение длины. Стр. 51. Лабораторная работа. Влияние статической и динамической работы на утомление мышц Берем груз массой 2 кг (можно использовать пластиковую бутылку объемом 2 л, наполненную водой) и держим его на вытянутой руке на уровне плеч. Отмечаем время, когда рука начинает опускаться, дрожать и совсем опустилась. Наступило утомление. При удерживании груза массой 2 кг в первые секунды рука была неподвижной. Через 40 секунд рука стала опускаться, но я ее приподнимала рывком. Спустя еще несколько секунд в руке стали появляться дрожь и болевые ощущения. Через 50 секунд после начала исследования рука устала, и я ее опустила. Вид утомления в данном случае – утомление при статическое работе. После отдыха берем тот же груз в руку и поднимаем его на уровень плеч и опускаем вниз. Отмечаем время наступления утомления в этом случае. В целом на выполнение упражнения ушло 1,5 минуты. В первые 10 – 30 секунд поддерживать ритмичность движений было просто, рука уставала и отдыхала, когда груз опускался. Но в конце эксперимента поднимать руку с грузом становилось все тяжелее, движения становились медленнее. Такой вид утомления называется утомлением при динамической работе. Вывод После выполнения упражнений с грузом 2 кг, можно сделать вывод, что утомление при статической нагрузке (удерживание груза на определенном уровне) наступает быстрее. Так происходит, потому что мышца в сокращенном состоянии находится долгое время, а периоды отдыха – расслабления не наступают. При динамической нагрузке усталость наступает медленнее, потому что периоды сокращения и расслабления мышц чередуются. Стр. 51. Лабораторная работа. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц Поднимаем и опускаем правой рукой груз массой 2 кг с частотой 60 раз в минуту до полного утомления. Время наступления утомления – 54 секунды. Поднимаем и опускаем левой рукой груз массой 2 кг (правая в это время отдыхает). Время наступления утомления – 49 секунд. Вновь берем груз в правую руку и работаем до наступления утомления (частота 60 раз в минуту). Время наступления утомления – 46 секунд. Вывод При первом выполнении упражнения правой рукой утомление наступило через 54 секунды. При смене рук и выполнении упражнения левой рукой утомление наступило через 49 секунд. После отдыха груз снова был взят в правую руку. Утомление после выполнения упражнения наступило через 45 секунд. Таким образом, чем меньше отдых для мышц, тем быстрее они утомляются при повторном выполнении упражнений с тем же весом. Стр. 51. Вопросы после параграфа № 1. Какова роль мышц синергистов и антагонистов? Мышцы-синергисты – это мышцы одного сустава, которые работают (тянут) в одном и том же направлении. Например, латеральная широкая мышца бедра, прямая мышца бедра, трёхглавая мышца голени. Мышцы-антагонисты – это две мышцы или две группы мышц одного сустава, которые осуществляют тягу при сокращении противоположные стороны. Например, двуглавая мышца плеча, трехглавая мышца плеча, малая круглая и большая грудная мышца, четырехглавая мышца бедра. № 2. Какие механизмы регуляции работы скелетных мышц вам известны? Что лежит в их основе? Сокращение скелетных мышц приводит в движение какую-то определенную часть организма и тем самым обуславливает поддержание его в определенной позе и передвижение в пространстве. Механизм сокращения состоит из суммы сокращений отдельных мышечных волокон, которые реагируют на раздражитель благодаря чувствительным и двигательным волокнам, нервам. Когда возникает раздражитель, нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц, суставов по отросткам чувствительных нейронов передаются в центральную нервную систему. Далее из головного и спинного мозга по отросткам двигательных нейронов импульсы поступают к мышцам и заставляют ее сокращаться. Такое сокращение скелетных мышц в организме называется рефлекторным. Работа мышц, которая происходит по желанию человека, называется произвольной и контролируется головным мозгом. Важно, что работа всех скелетных мышц, которые обслуживают какой-то определенный сустав в теле, осуществляется строго согласовано. Согласованность работы мышц сгибателей и разгибателей возможна только благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения, которые происходят в нервных клетках спинного мозга. № 3. Что влияет на утомление мышцы в процессе её работы? Утомлением мышц в процессе работы называют временное понижение их работоспособности. Чем чаще происходит сокращение мышцы, тем быстрее в ней развивается утомляемость. Связано это с выработкой и накоплением молочной кислоты, чрезмерным расходом запасов гликогена и снижением интенсивности синтеза АТФ. При чередовании сокращения и расслабления мышцы ее работоспособность возвращается на прежний уровень быстрее, потому что в промежутках между сокращениями происходит восстановление клеток мышечных волокон. № 4. Что физиологи понимают под активным отдыхом? Под активным отдыхом физиологи понимают спортивно-двигательную активность, которая предполагает умеренные физические нагрузки, обязательную нагрузку для мышц и, как следствие, неизменное удовольствие от ощущения себя сильным и здоровым человеком. Большую ценность в качестве активного отдыха представляют водные виды спорта, бег, пилатес, катание на роликах, игра в баскетбол или футбол и многое другое. При этом важно чередовать нагрузку на разные группы мышц, подбирая оптимальную нагрузку и ритм, чтобы сохранить работоспособность тела при наименьшем утомлении. № 5. Какие особенности гладких мышц обусловливают их роль в организме человека? Гладкие мышцы являются составляющей частью стенок ряда полых внутренних органов (желудок, кишечник, кровеносные сосуды и т.д.). Они принимают участие в обеспечении всех функций, которые выполняют эти органы. В частности, регулируют кровоток в тканях и органах, перемещение жидкостей и химуса, а также контролируют проходимость бронхов для поступающего воздуха и сокращение матки при родах, размеры зрачков и т.д. Гладкие мышцы не имеют поперечной исчерченности. Их клетки укорачиваются в результате относительного скольжения нитей. А скорость скольжения и расщепления в них аденозинтрифосфата в них в 100 – 1000 раз меньше, нежели в скелетных мышцах. Именно поэтому сокращаются они очень медленно – в течение нескольких десятков секунд. Но в то же время, на процесс тратится меньше энергии и вырабатывается меньше продуктов обмена. За счет этого гладкие мышцы могут находиться долгое время в сокращенном состоянии, поэтому утомление в них практически не развивается. Сокращение гладких мышц происходит непроизвольно, то есть, не зависит от воли организма. Стр. 51. Подумайте Почему после продолжительного смеха или изнурительного кашля человек начинает испытывать болезненные ощущения в области живота? При продолжительном смехе или изнурительном кашле происходит активное сокращение мышц брюшной полости при отсутствии отдыха, что ведет к их быстрой утомляемости. Перенапряжение и утомляемость мышц является причиной появления болезненных ощущений в области живота. Источник Контрольная работа по биологии. «Опорно-двигательная система» Контрольная работа № 1 Ф. И. ученика(цы) _____________________________________________ Класс ________ 1. Как называется ткань, которая соответствует этому описанию? Межклеточного вещества мало, клетки плотно прилегают друг к другу, способны интенсивно делиться. а) нервная в) эпителиальная б) мышечная г) соединительная 2. Клетки с многочисленными отростками характерны для . ткани. а) мышечной в) нервной б) эпителиальной г) соединительной 3. Какой признак характерен только для человека? а) пятипалые конечности б) мозговой отдел черепа больше лицевого в) четырехкамерное сердце г) выкармливает детенышей молоком 4. Губчатые кости образованы а) плотно прилегающими друг к другу костными перекладинами б) клетками хрящевой ткани в) компактным и губчатым веществом 5. Рост кости в толщину обеспечивается благодаря делению клеток а) компактного вещества в) прослоек хряща б) надкостницы г) губчатого вещества 6. На рисунке цифрами 1, 2, 3 обозначены соответственно кости: а) лопатка, ребра, бедренная кость в) лопатка, грудина, таз б) ключица, грудина, таз г) ключица, ребра, таз 7. Установите соответствие. Кости скелета человека Соединение костей А) кости таза и бедро 1) неподвижное Б) кости мозгового отдела черепа 2) полуподвижное В) фаланги пальцев 3) подвижное Г) нижняя челюсть 8. Установите соответствие. Признаки и функции Отдел скелета А) имеет изгибы 1) позвоночник Б) защищает от повреждений сердце и легкие 2) грудная клетка В) обладает способностью расширяться 3) таз Г) имеет форму чаши Д) является опорой для органов пищеварения 9. Установите правильную последовательность действий при оказании первой помощи при вывихах. А) доставить пострадавшего в лечебное учреждение Б) наложить шину В) зафиксировать конечность с помощью повязки Г) положить холод Ответ _ ____________________________________ 10. Что обеспечивает мышечное сокращение? б) жиры г) минеральные соли 11. Составной частью скелетной мышцы НЕ является а) головка в) хвост б) брюшко г) шейка 12. Какая мышца относится к мимическим мышцам? а) грудино-ключично-сосцевидная в) височная б) круговая глаза г) жевательная 13. К мышцам головы НЕ относится . мышца. а) грудино-ключично-сосцевидная в) жевательная б) дельтовидная г) височная 14. На рисунке цифрами 1, 2, 3 обозначены соответственно мышцы: а) трапециевидная, дельтовидная, четырехглавая бедра б) дельтовидная, большая грудная, икроножная в) трапециевидная, широчайшая спины, икроножная г) трапециевидная, широчайшая спины, ягодичная 15. Что является примером статической работы мышц? а) удержание штанги б) качание пресса 16. Установите соответствие. Признаки и функции Тип мышц А) сокращаются медленно1 ) гладкие мышцы Б) обеспечивают произвольные движения 2) скелетные мышцы В) сокращаются быстро Г) участвуют в работе внутренних органов Контрольная работа № 1 Ф. И. ученика(цы) _____________________________________________ Класс ________ 1. Как называется ткань, состоящая из длинных многоядерных волокон, имеющих поперечную исчерченность? а) сердечная мышечная б) поперечно-полосатая мышечная в) гладкая мышечная 2. Много межклеточного вещества содержит . ткань. а) соединительная в) мышечная б) нервная г) эпителиальная 3. Основными свойствами какой ткани являются возбудимость и проводимость? а) мышечной в) соединительной б) нервной г) эпителиальной 4. Рост кости в длину обеспечивается благодаря делению клеток а) компактного вещества в) прослоек хряща б) надкостницы г) губчатого вещества 5. Клетки крови вырабатывает а) желтый костный мозг в) губчатое вещество кости б) красный костный мозг г) компактное вещество кости 6. На рисунке цифрами 1, 2, 3 обозначены соответственно кости: а) локтевая, лучевая, бедренная б) плечевая, большая берцовая, таз в) локтевая, бедренная, большая берцовая г) лучевая, бедренная, малая берцовая 7. Установите соответствие. А) отсутствие минеральных веществ 1) нормальная Б) отсутствие органических веществ В) наличие органических и 2) декальцинированная минеральных веществ (обработанная HCl ) Д) твердость, прочность, упругость 3) прокаленная Е) мягкость, упругость 8. Установите правильную последовательность действий при оказании первой помощи при закрытом переломе локтевой кости. А) наложить шину Б) доставить пострадавшего в лечебное учреждение В) обернуть конечность мягким материалом Г) зафиксировать конечность с помощью повязки 9. Работа гладких мышц регулируется а) соматической нервной системой в) за счет импульсов, возникающих в самой мышце б) вегетативной нервной системой г) аденозинтрифосфатом (АТФ) 10. Установите соответствие. Кости черепа Отдел черепа А) лобная 1) мозговой Б) скуловые 2) лицевой Е) верхнечелюстная и нижнечелюстная 11. Височная мышца относится к . мышцам. а) межреберным в) мимическим б) жевательным г) дельтовидным 12. К дыхательным мышцам относится а) дельтовидная в) широчайшая спины б) портняжная г) межреберные 13. Лучшим способом восстановления работоспособности после утомления является а) иной вид деятельности, в котором будут задействованы другие группы мышц г) отдых у телевизора 14 Мышцы, участвующие в одном движении, называются а) антагонистами в) разгибателями б) синергистами г) сгибателями 15. На рисунке цифрами 1, 2, 3 обозначены соответственно мышцы: а) двуглавая плеча, трехглавая плеча, портняжная б) дельтовидная, трапециевидная, четырехглавая бедра в) дельтовидная, трехглавая плеча, портняжная г) двуглавая плеча, трехглавая плеча, икроножная 16. Установите соответствие. Характеристика работы мышц Вид работы мышц А) осуществляется при удержании 1) динамическая определенной позы или груза Б) осуществляется при перемещении 2) статическая тела или груза в пространстве В) мышцы работают по очереди Г) мышцы работают одновременно Д) кровоснабжение мышц затруднено Е) утомление наступает быстро Ключ. Контрольная работа Вариант 1 (по 0, 25 балла) 9 Б, В, Г, А (0,5 балла) Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Номер материала: ДБ-645801 Международная дистанционная олимпиада Осень 2021 Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторамиВыгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах Время чтения: 1 минута Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября Время чтения: 2 минуты Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России Время чтения: 1 минута Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике Время чтения: 1 минута Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества Время чтения: 1 минута В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана Время чтения: 1 минута Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов. Источник |