Лучшие способы получения информации

Содержание
  1. Лучшие способы получения информации
  2. Урок 2. Поиск информации и выбор источников
  3. >Что такое информационный поиск?
  4. >Где искать информацию?
  5. >Как выбирать достоверные источники информации?
  6. >Совсем немного о позитивизме
  7. >Принципы отбора информации
  8. Принцип наглядности
  9. Принцип научности
  10. Принцип актуальности
  11. Принцип систематичности
  12. Принцип доступности
  13. Принцип избыточности
  14. Правила поиска информации в Интернете
  15. Простой поиск информации в Интернете
  16. Расширенный поиск информации в Интернете
  17. Дополнительная информация
  18. Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы
  19. Что такое конспект?
  20. Виды конспектов
  21. Плановый конспект
  22. Схематический плановый конспект
  23. Текстуальный конспект
  24. Тематический конспект
  25. Свободный конспект
  26. Правила составления конспекта
  27. Ментальные карты
  28. Опорные схемы
  29. Блок-схемы
  30. В заключение
  31. Проверьте свои знания

Лучшие способы получения информации

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ; ИСТОЧНИКИ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИИ; СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ; INTERNET; SOURCES OF OPEN INFORMATION; SOCIAL NETWORKS; SEARCH FOR THE EFFECTIVE CONTENT.

Введение

Эпоха интернета трансформировала информационное пространство человека, размыла границы реальности и виртуального мира. В отличие от материально существующего объекта информации, имеющего определенные формы, внешние атрибуты, рамки восприятия, Всемирная паутина не имеет границ, свободно трансформируется, а главное является открытой для всех. Темпы развития сети Интернет колоссальны. В информационном поле находится большая часть человечества, и их интеграция с виртуальным пространством становится более тесной и зависимой.

В настоящее время люди не только пользуются информацией в сети, они активно насыщают ей Всемирную паутину, зачастую оставляя следы хронологии своей жизни (записи, фотографии, комментарии, документы и т.п.). И эта информация является общедоступной для всех, так как подчиняется изначальному принципу открытости, на котором и создавалась сеть Интернет. Упрощая процессы в сети Интернет их можно свести к элементарным операциям с информацией: прием, передача, хранение. Рассмотрим наиболее типичные источники открытой информации в сети Интернет [1].

Классической ассоциацией источника информации во Всемирной паутине выступает понятие сайта. Если говорить общеупотребительным языком, то сайт – это место в сети Интернет, в котором содержатся данные, предоставляемые для всеобщего обозрения владельцем с определенной целью. Сайт ассоциируется с доменным именем, являющимся мнемоническим адресом в сети Интернет, например library.ru. В зависимости от целей, которые ставит человек в процессе создания информационного ресурса, сайты можно типизировать по различным разновидностям.

Источники информации в сети Интернет

Портал – крупнейший информационный ресурс, предоставляющий пользователю интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования. На порталах пользователь может создать свой почтовый ящик, интернет-страничку, пользоваться доской объявлений и т.п. Большинство веб-порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов.

Корпоративный сайт – это сайт компании, её официальное виртуальное представительство в сети Интернет. На нём размещается полная информация о компании, о сфере её деятельности, предлагаемой продукции и услугах. Рассказывается о том, чем занимается, что производит или какие услуги оказывает организация. Часто на корпоративном сайте размещают каталог производимой продукции и дополнительные сервисы – форум, опросы, рассылки и тому подобное.

Сайт-визитка – содержит общую информацию о компании, организации или о предпринимателе. На таких сайтах размещают прайс-листы, резюме, схему проезда и график работы владельца, физический адрес, контактные телефоны, все то, что фактически могли бы написать в обычном буклете. Такой сайт удобен тем, что на нем можно быстро изложить важную информацию, которая подтолкнет клиента к сотрудничеству.

Информационный сайт – распространенный вид сайта. Классический информационный сайт – это сайт издания, газеты, новостей и прочее. Иначе, это такой сайт, на котором необходимо донести до пользователя разнородную информацию, сгруппировав и подав её в наиболее удобном для читателя виде. В настоящее время создаются, чаще всего, не для удовлетворения информационных потребностей посетителей, а для заработка на тематических партнерских программах или контекстной рекламе.

Чем качественнее сайт, а именно его контент, тем перспективнее будет заработок с него. Есть сайты коммерческих тематик, реклама на которых стоит очень дорого. Тематики могу быть совершенно разные – от разведения животных до конструирования машин.

Интернет-магазин – виртуальный магазин с каталогом продукции, который удобен продавцу и покупателю. Продавцу не нужно арендовать помещение для размещения товара, достаточно определится с поставщиком. А покупатель в любое время, находясь за компьютером, может, выбрав необходимый товар, удобный вид доставки и оплаты, приобрести необходимую вещь или услугу.

Форум – место для общения людей. Бывают обще и узкотематическими. Раньше форумы были самым популярным видом сетевого общения, наряду с менее серьезными чатами. Сейчас же их агрессивно вытесняют социальные сети и блоговые сообщества. Они менее удобны для тематического общения, но удобнее для широкого круга людей которые желают просто поболтать.

Блог – онлайн дневник, но только не личный, а общедоступный. Любой посетитель может прочесть предоставляемую информацию и оставить свои комментарии. Блоги создают, чтобы поделиться своими профессиональными навыками, к примеру, в области дизайна. Или, разделить свое увлечение (хобби) с единомышленниками, к примеру, рыбалкой или кулинарией. На блоге можно размещать информацию в виде текста, фото, аудио и видео. Еще одной особенностью блогов, являются регулярно добавляемые записи (посты), которые размещаются соответственно дате, но в обратном порядке – новая запись находится сверху.

Микроблог – блог в уменьшенном варианте, он создан для коротких сообщений. Одним из самых ярких представителей этой группы, является популярный сервис Твиттер (Twitter).

Социальные сети – сайты, созданные для объединения людей по определенному признаку (интересы, профессия, вероисповедание). Это социальная структура, состоящая из групп узлов, которыми являются социальные группы, личности, индивидуумы. Система «друзей» и «групп» одна из отличительных черт социальных сетей.

Медиахранилища – ресурсы, дающие пользователям возможность загружать файлы, предоставляя другим людям доступ к ним. Пример социальной сети такого типа – Youtube.

Таким образом, мест, где человек может свободно разместить информацию или воспользоваться уже имеющейся, в сети Интернет достаточно много. В условиях тотального увлечения молодежи виртуальным общением объем скопившихся персональных данных в интернете огромен. Тенденцией современного мира является неконтролируемое распространение личной информации в виде медиа контента. Примером тому является социальная сеть Instagram.

Все это дает основания для использования персональных данных в интересах различных организаций и компаний. Направление интернет-разведки существует уже давно, область ее интересов больше касается конкурентной разведки, но не исключением являются правоохранительные органы [2]. Получение информации в открытых источниках в интересах раскрытия и расследования преступлений одно из актуальных направлений совершенствования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.

Методы поиска информации в сети Интернет

Рассмотрим основные приемы и способы получения значимой информации в сети Интернет.

Общеизвестный и самый распространенный способ поиска информации во Всемирной паутине – это использование поисковых сервисов, таких как Яндекс или Google. Две мощнейшие интернет-компании предоставляют пользователям удобные инструменты нахождения нужного контента. Следует уточнить, что сеть Интернет изначально не предполагала организацию формализованного хранения данных, как например это реализовано в базах данных. Принципы стандартизации представления информации, в виде пригодном для машинной обработки, заложены в семантическом вебе, но его внедрение уже давно тормозится. Поэтому более простым способом доступа к необходимой информации считается автоматизированный поиск контента на ресурсах интернета и его индексация в базе данных поискового сервиса. Когда мы ищем информацию с помощью поиска Яндекс, мы на самом деле обращаемся к его базе данных, а он в свою очередь анализирует наш запрос и выдает ссылки на наиболее соответствующие ожиданиям источники. Многочисленные сайты Всемирной паутины просматривают и анализируют «поисковые роботы» (пауки, боты) и помещают собранную информацию в базу поискового сервиса.

Разработчики поисковых машин постоянно совершенствуют технологии анализа пользовательских запросов, но для эффективного поиска информации рекомендуется использовать дополнительные команды, а точнее операторы поисковых выражений. Ими наделен любой поисковый портал и, как правило, многие операторы универсальны, то есть работают в разных поисковых машинах.

Так как наиболее мощными и результативными являются поисковые сервисы Яндекс и Google, то приведем наиболее типичные операторы поиска этих порталов.

Первая ситуация. Вам необходимо найти информации в сети Интернет по точному совпадению фразы, фамилии или имени определенного человека. Для этого в поисковой строке следует ввести фразу в той форме, в какой вы собираетесь ее обнаружить и заключить ее в кавычки. Например, «Иванов Иван Иванович» или «сотрудник компании Ураган». Однако следует иметь ввиду, если указанная последовательность слов в оригинальном тексте не совпадает, то результат поиска будет отрицательным. Необходимо использовать различные комбинации, например: «Сидоров Виталий Иванович», «Виталий Иванович Сидоров», «В.И. Сидоров» и т.п.

Читайте также:  Скандинавский способ засолки форели

Вторая ситуация. Результат запроса содержит множество полезных ссылок, но в них встречается лишняя информация, которую можно охарактеризовать каким-либо атрибутом (словом). В этом случае следует исключить из выдачи определенное слово, указав его после знака тире. Например, для исключения из поисковой выдачи актеров следует указать: «Виталий Иванович Сидоров» -актер. Последовательность исключений не ограничена.

Третья ситуация. Вам известны сайты или домены, в которых определенно может находиться интересующий контент. В этом случае оптимальным решением будет прямое указание сайта в поисковой строке Google, на котором необходимо проводить поиск. Например, site:kopendat.ru «Виталий Сидоров».

Четвертая ситуация. Вам известно, что на сайте компании есть документы, где фигурирует фамилия Сидоров. В этом случае в поисковой строке Google можно указать следующее выражение: site:kopendat.ru filetype:doc Сидоров. Будут найдены ссылки на файлы документов, содержащие ключевое слово Сидоров. Доступен поиск и по другим типам файлов: xls, pdf, txt.

Таким образом, поиск информации с помощью поисковых сервисов является неординарной задачей. Следует менять выражения поиска, вводить уточняющие запросы, использовать операторы поиска, проводить поиск на определенном ресурсе или домене, пользоваться различными поисковыми машинами [3].

Полная информация по операторам поиска поисковых сервисов содержится на страницах помощи. Ниже приведены ссылки на страницы помощи Яндекс и Google.

Яндекс – https://Яндекс.ru/support/search/query-language/qlanguage.html
Google – https://support.google.com/websearch#topic=3081620

Поисковые системы обладают дополнительными сервисами, расширяющими возможности поиска. В Яндекс это «Поиск людей». В Google – «Поиск по картинке». Сервис Яндекс «Поиск людей» не требует авторизации в социальной сети и может искать людей сразу в нескольких сетях одновременно.

Конечно, это первое с чего необходимо начинать поиск. Если человек «засветился» на просторах интернета, то обязательно информация о нем попадет в страницы выдачи запросов. Но если информация об интересующем фигуранте находится в одной из социальных сетей, то обычные поисковые сервисы здесь могут не справиться, так как социальная сеть является сложным программным продуктом, не индексируется «поисковыми пауками» или же просто запрещает им доступ. Сервис Яндекс «Поиск людей» пытается решить эту задачу, но не всегда успешно. В этой ситуации следует прибегать к прямому поиску информации в социальной сети.

Для начала необходимо иметь фейковый (вымышленный) профиль в интересующей социальной сети. Все крупные социальные сети типа «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» позволяют осуществлять поиск открытой информации среди своих пользователей под авторизованным профилем.

Операторы поисковых запросов

Рассмотрим механизмы поиска в социальной сети «ВКонтакте», так как эта социальная сеть обладает дополнительными поисковыми операторами, позволяющими наиболее эффективно искать требуемую информацию.

Для поиска фотографий вблизи определенных координат в поисковой строке сети «ВКонтакте» следует указать оператор near и координаты места в формате: долгота, широта. Например, near:52.83,93.35 выдаст фотографии пользователей в регионе Ергаки. Для справки, сервис www.ipconsulting.ru позволяет определить точные координаты по интерактивной карте.

Запросы для поиска контента в репостах или комментариях соответственно должны содержать операторы:

Для исключения из выдачи определенного слова или объекта используется дефис. Конструкция:
-type:copy -type:reply
позволяет искать контент непосредственно в оригинальных постах.

Следующая группа операторов накладывают условия на вложения в пост, репост, комментарий. Используя их, можно искать фотографии, видеофайлы, аудиофайлы, граффити, заметки, опросы, ссылки, документы, альбомы, содержащие только текст записи.

has:photo
has:video
has:audio
has:graffiti
has:note
has:poll
has:link
has:doc
has:album
has:none

Комбинация запроса:
has:graffiti has:audio has:link -has:photo
позволяет найти записи с вложением граффити, аудио и ссылки, но без вложения фото.

Следующая группа операторов позволяет искать записи с определенным количеством лайков (

Источник

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.

В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Содержание:

>Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты (к примеру, вся необходимая информация по теме самообразования).

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

Определяется информационная потребность и формулируется запрос.
Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация.
Информация извлекается из выявленных источников.
Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

>Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

>Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём.
Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области.
Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи.
Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных.
Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов.
Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.
Читайте также:  Как сделать чтобы горло прошло за ночь домашний способ

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления – позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

>Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания – это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

>Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google». В России к нему добавляется «Яндекс», «Поиск@mail.ru» и «Rambler».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток – тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени – обычно хватает буквально 2-3 практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему – ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе – помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Читайте также:  Способы приготовления теста для мантов

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма – главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь запомнить их все довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину – это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

1 Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
2 Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
3 Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и наметить план конспекта.
4 Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
5 Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный материал о методах конспектирования).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Рекомендуем вам ознакомиться с подробным описанием метода ментальных карт.

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы – это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность мыслительных операций.

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка – это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Далее переходим к разговору о составлении плана.

Источник

Оцените статью
Разные способы