- Технологии манипуляции сознанием
- Манипуляция – это ложь и «плохо»?
- Почему манипуляция — это плохо?
- Ложь и манипуляция это одно и то же?
- Любая ложь – манипуляция?
- Любая ли манипуляция ложь?
- Примеры манипуляций
- Послесловие
- Ложь как средство манипуляции
- Ложь как средство манипуляции ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
- Содержание
- Заключение
- Список литературы
Технологии манипуляции сознанием
Манипуляция – это ложь и «плохо»?
Чтобы понять, почему поведение Жака Фреско из видео критически неправильное, необходимо хорошо понимать, что такое манипуляция. На эту тему довольно много заблуждений, поэтому начнем с «официальных» определений.
Заглянув в Википедию обнаружим следующее определение манипуляции:
Психологическая манипуляция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора или открытой, честной аргументированной логики, в интересах объекта манипуляции, при условии добровольного согласия и достижения консенсуса между манипулятором и манипулируемым.
Неудивительно, что мало кто четко понимает, что такое манипуляция, если определение содержит целых 45 слов, и всё настолько размытое, что каждый поймет под ними свое. Но в Большой Советской Энциклопедии ученные из СССР формулировали мысли яснее:
Ловкая проделка, ухищрение, подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели; то же, что махинация
Но и это не совсем верно. Манипуляция – это скрытое управление. Всего два слова полностью и кратко объясняют всю суть термина, но что скрывается за каждым из них?
Скрытое – это значит, что управление скрыто от того, кем управляют (манипулируют). Это слово нельзя убрать из определения, если управление не скрытое, то оно уже по определению не манипуляция. Скрытое – это неосознаваемое, не замечаемое, то есть человек не знает, что им управляют.
Управление [человеком] – побудить его совершить действие.
Если вы скрыто от человека побудили его сделать что-либо, то вы проманипулировали.
Необязательно побуждать человека сделать конкретное действие, чтобы проманипулировать. Изменение мнения или точки зрения также является управлением, так как эти изменения рано или поздно приведут к изменению действий.
Теперь вернемся к видео, напомню в чем суть – Жак Фреско рассказал историю, как он объяснил одному «отсталому арабу», думающему, что Земля плоская, что она на самом деле шарообразная. Араб считал, что «снизу» шара все бы падало, Жак натер воздушный шарик мехом, чтобы образовалось статическое электричество, и показал, что кукурузные хлопья примагничиваются к шару снизу. Закончив историю, Жак сообщил зрителю, что он сам не считает это доказательством, но раз араб считает, то нужно давать людям то, что они считают доказательствами.
Прежде, чем разобрать, почему это манипуляция, стоит ввести новое понимание: говорить лишь часть правды, чтобы создать ложное впечатление – это манипуляция.
Жак показал арабу интересный опыт, но проманипулировал им, потому что скрыл от араба, что сам не считает это доказательством. Он скрыл часть информации, создав ложное впечатление. Другими словами, он ввел араба в заблуждение, делая вид будто это доказательство.
Что это как не обман?
Почему манипуляция — это плохо?
Манипуляция побуждает совершить действие, исходя из ложной аргументации.
Человеку не зря дано сознание – разум, мышление, логика, аналитический аппарат и прочие ментальные инструменты. Ими мы пользуемся, когда пропускаем информацию через сознание, чтобы отделить ложь от правды. При манипуляции в логике сознательно допускается ошибка, но она скрывается, чтобы жертва манипуляции ее не заметила.
Ложь и манипуляция это одно и то же?
Посмотрим в Википедии:
Ложь — сознательное искажение истины, высказанное с целью введения кого-либо в заблуждение.
Ложь – это утверждение, не соответствующее действительности. Манипуляция часто, но не всегда, строится на лжи. Если человек солгал, чтобы жертва изменила свои действия, то он проманипулировал, так как от жертвы скрыто реальное положение вещей, что управляет ее действиями. Оба слова «скрыто» и «управление» присутствует, а скрытое управление – это манипуляция. Говорить неправду – это одновременно и ложь, и манипуляция.
Любая ложь – манипуляция?
Конечно, ведь лгут не просто так, а, чтобы повлиять на действия других людей. Не будучи раскрытой, ложь скрытым образом влияет на поведение людей.
Любая ли манипуляция ложь?
Формально нет, но по сути да.
Проманипулировать можно не солгав, но сказав лишь часть правды. Допустим, правдой является фраза «после обеда в этом ресторане мой брат отправился в больницу», сказанная вами человеку, собирающемся покушать в этом заведении, после чего он отказывается от этой идеи.
Если сказать всю правду, то в полном варианте фраза звучит так: «после обеда в этом ресторане мой брат отправился в больницу, так как он работает врачом». Совсем другой смысл.
Формально неполная фраза не является ложью, но это лишь часть правды, из-за чего создается ложное впечатление. Если ложное впечатление создается умышленно, то это манипуляция, и по сути ложь, в то же время формально — это правда и ничего, кроме правды.
Примеры манипуляций
- Родители, спрашивающие у ребенка: «ты почистишь зубы сейчас или после сказки?», если манипуляция успешна, то обходится критическое мышление, и ребенок «забывает» про вариант, что можно отказаться.
- Бизнесмен, покупающий в кредит дорогой телефон и часы, чтобы на переговорах с другими предпринимателями создать впечатление успешного.
- Ребенок, притворяющийся больным, чтобы получить родительское внимание.
- Николай Стариков, когда его на телевидении и радио представляют историком, то он не поправляет ведущих, что не является историком, так как ему выгодно поддерживать эту иллюзию.
- Политики, когда говорят «мы должны сделать то-то и то-то», создавая у «электората» впечатление, что обещают это сделать, но если потребовать выполнения обещания, то они скажут, что ничего не обещали.
- Политическая партия, выпускающая новость с текстом «выдан партийный билет под номером 50 000», создавая впечатление, что у нее 50 000 членов, когда в действительности не более 10-13 000 членов, а номер билета это всего лишь номер.
- Приглашение на телевидение заведомо глупого человека, представляющего определенное сообщество, чтобы он, сам не понимая того, дискредитировал свое сообщество, создавая впечатление, что там все такие.
- Скрытая реклама в кино, создающая впечатление, что товар сам по себе настолько популярный, что якобы естественным образом мелькает в фильме.
- Блогеры, рассказывающие о глупых законопроектах отдельных чиновников, создавая впечатление, что закон уже принят и его поддерживает большинство властей.
- Звезды, вроде Боярского, рассказывающие на камеру правду, как они любят пить или курить, создавая впечатление, что им это не мешает, и повышая продажи отравляющих изделий.
- Фильмы ужасов, для нагнетания подаваемые, как основанные на реальных событиях, но умалчивающие, что реальных событий там незначительная часть.
- Манипуляция, с которой сталкивался я лично — человек рассказывал, что общался с крупным политиком, создавая впечатление, что он обладает связями. Оказалось, что общался он Вконтакте, и со страницы политика отвечал ему «секретарь».
- Статистикой любят манипулировать. Вы знали, что Путин поднял пенсии в 20 раз? В 1999 году пенсия 499 рублей, в 2013 году 10 000 рублей. Создается впечатление озолачивания пенсионеров, но умалчивается, что поднялись и цены.
- Блогеры на Ютубе, старающиеся побыстрее рассказать слухи о сотнях жертв терактов, чтобы словить хайп, зная, что со временем поступят уточненные и проверенные данные.
- Сыпать терминами, создавая впечатление компетентности в теме.
Список можно продолжать очень долго. Подробнее о манипуляциях.
Другие материалы в группе и на канале.
Автор: Константин Орлов (orkons@ya.ru)
Присылайте интересные наблюдения.
Послесловие
В дополнение можно посмотреть видео с ответом на комментарии под копией статьи в ВК:
Источник
Ложь как средство манипуляции
Ложью обычно называют передачу сведений, не соответствующих действительности. Суть лжи сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении сознательно выражает другое. Цель лгущего субъекта — передать ложное сообщение с помощью вербальных средств коммуникации. Говоря о лжи, нужно учитывать личные особенности лгущих субъектов (например, психологические исследования показали, что чаще… Читать ещё >
Ложь как средство манипуляции ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- Введение
- Психология манипуляции Ложь как средство манипуляции
- Заключение
- Список литературы
Глубина переживаний по поводу лжи также связана с наличием самооправдательной позиции, когда человек подводит определенную базу под необходимость прибегнуть к обману.
Но как быть со средствами массовой информации, которые нельзя подвергнуть проверке с помощью «детектора лжи». В современном мире, как справедливо замечает С. Г. Кара-Мурза, манипуляция сознанием, основанная на лжи, встречается повсюду. «Тревогу у общественности вызывает и такой аспект рекламы, как обман или введение потребителя в заблуждение. … Реклама может обманывать потребителя или путем усиления ложных убеждений, поддерживаемых потребителем, или если она эксплуатирует подлинные убеждения, чтобы продать продукцию».
Самый большой вред наносит реклама, которая буквально следует правде, но при этом вызывает у зрителя неправильное и ложное представление, тем самым обманывая потребителей. В подобных случаях смысл рекламного сообщения, отпечатавшийся в их сознании, не совпадает с видимой реальностью. Таким образом, воздействие рекламы очень часто предполагает манипуляцию, основанную на лжи.
В силу своей природы реклама пытается убедить аудиторию что-то предпринять. Следовательно, она просто не может быть объективной и нейтральной. Это обстоятельство беспокоит критиков, которые полагают, что рекламе положено быть объективной, информативной и нейтральной. Они хотят, чтобы реклама обеспечивала людей информацией и на этом ее функция заканчивалась. Однако большинство людей вполне осознают, что реклама стремится нам что-то продать — продукцию, услугу или идею. «Рекламный бизнес сопряжен с необходимостью решения множества этически спорных вопросов. Доминируют среди них „дутая“ реклама, вопросы вкуса, стереотипы в рекламе … и реклама, действующая на подсознание». Поскольку федеральное правительство не преследует по закону случаи явно преувеличенных или «дутых» заявлений, вопрос «другой» рекламы превращается скорее в этический, чем в правовой.
«Дутая» реклама — реклама или другое торговое предложение, в котором превозносится предлагаемый на продажу товар или услуга с использованием субъективных мнений, превосходных степеней и других подобных механизмов, которые не основаны на четко установленных фактах. Критики утверждают, что «дутая» реклама вводит в заблуждение и должна регулироваться. Защитники такой рекламы говорят, что благоразумные рекламодатели видят в похвальбе просто способ выразить энтузиазм продавца по отношению к продаваемому товару и покупатели прекрасно осведомлены о существовании такого аспекта в торговле. Однако, приобретая тот или иной товар, мы ориентируемся на мнение, высказанное о нем в рекламе. Когда желаемый эффект не достигается, получается, что потребителя обманывают, с целью получения выгоды. Следовательно, подобная реклама является манипуляцией, использующей ложь.
Помимо рекламы, как средство манипуляции общественным сознанием, ложь используется также в политике: «Президент чувствует себя лучше и собирается на работу, но премьер попросил президента следовать рекомендациям врачей», при освещении военных событий: «Во время первой чеченской войны в качестве „достоверных источников“ использовались так называемые радиоперехваты о якобы гигантских потерях, которые несут боевики. Цитаты из этих якобы текстов отдавали грубой литературщиной типа обозначения снайперских групп „белыми колготками“, бесконечно далекими от черной мужской лексики в реальных военно-политических условиях». В реальной политике политический ПР мало интересуется моральной оценкой лжи. В данном случае интерес представляет лишь возможность управлять (манипулировать) сознанием многих миллионов. Ярчайший пример такого политического хода является фильм «Плутовство, или когда хвост виляет собакой». В нем было показано о том, как рейтинг президента, несмотря на его несколько испорченную репутацию, легко можно поднять с помощью выгодных информационных сообщений: мнимая война с Албанией, подвиг солдата, сочувствующий и уставший, но все же собранный и серьезный президент…
Таким образом, ложь является одним из самых эффективных средств манипуляции, применяемый практически во всех сферах жизни как отдельного человека, так и общества.
Заключение
Ложью обычно называют передачу сведений, не соответствующих действительности. Суть лжи сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении сознательно выражает другое. Цель лгущего субъекта — передать ложное сообщение с помощью вербальных средств коммуникации. Говоря о лжи, нужно учитывать личные особенности лгущих субъектов (например, психологические исследования показали, что чаще лгут субъекты с малой устойчивостью к стрессу), также ситуативные факторы (если военнопленный лжет врагам, то его ложь более оправданна, чем ложь тех, кто лжет священнику, доктору и т. д. ). Ситуативные факторы создают благоприятный или неблагоприятный фон для порождения или понимания ложных сведений.
Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция — это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью — устоять, не впасть в соблазн. Один из надежных признаков того, что в какой-то момент осуществляется большая программа манипуляции сознанием состоит в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам — они как будто желают быть одураченными.
Таким образом, сформировать лживое сообщение — это только начало, нужно, чтобы предполагаемый субъект манипуляции был к этому готов. Именно на этом и стоится психология манипуляции. Именно поэтому, пока потребители, или просто граждане какого-либо государства будут готовы воспринимать и верить лжи, они всегда будут жертвами манипуляции: «Если же знание об инструментах и приемах манипуляции сознанием станет доступным для достаточно большого числа людей, то возможны и совместные акции сопротивления или, поначалу, акции защиты против манипуляции. Конечно, манипуляторы будут изобретать новые инструменты и новые приемы. Но это уже будет нелегкая и дорогостоящая борьба, а не подавление безоружного и беззащитного населения. И борьба ничтожного меньшинства (хотя и обладающего деньгами и организацией) против огромной массы творчески мыслящих, изобретательных людей. Сам переход к борьбе будет означать важный поворот в судьбе нашего народа, а может быть, и всего человечества».
Список литературы
Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. — М.: ЭКСМО, 2003.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: ЭКСМО, 2005.
Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Перс. с англ. — СПб.: Питер, 1999 [https://referat.bookap.info, 12].
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: ЭКСМО, 2005. С. 11.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. С. 8.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. С. 44.
Сахнова Т. В. Зачем суду психолог? — Изд. «Знание»: М., 1990 г., с. 80 / Цит. по
Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. — М.: ЭКСМО, 2003.
Знаков В. В. Психология понимания правды. СПб.: 1999 г., с. 251 // Цит. по Грачев Г. В. , Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. —
М.: ЭКСМО, 2003. С. 219.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 140.
Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Перс. с англ. — СПб.: Питер, 1999. С. 72.
Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 377.
Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 376.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: ЭКСМО, 2005. С. 6.
Источник