Стимулирующая лотерея в торговле
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 3
Привлечение внимания покупателей к магазину, продающимся в нем товарам — такую цель ставят перед собой, пожалуй, все без исключения организации, работающие в торговле. Научные исследования, креативные разработки — множество инструментов предназначено для продвижения компании на рынке. Одним из наиболее популярных способов увеличить количество клиентов и обеспечить тем самым положительную динамику объема продаж в последние годы стало проведение стимулирующих лотерей.
В предлагаемой вниманию читателей статье будут рассмотрены вопросы, связанные с организацией таких акций, порядок отражения хозяйственных операций в учете, а также принципы начисления налоговых обязательств.
Особенности проведения лотереи
Стимулирующая лотерея среди покупателей — особый маркетинговый ход. Он не только выделяется по целям, способам и методам воздействия на клиентов (что интересует специалистов отдела продаж и маркетологов), но и имеет нюансы, связанные с возникновением определенных обязанностей у организатора, а также определенный порядок учета и налогообложения. Последний момент, конечно, скажется на бухгалтере. Что касается правовых аспектов, то в небольших организациях обеспечение соблюдения всех процедурных требований также может быть возложено на учетных работников (например, ввиду отсутствия юриста). Следовательно, бухгалтер должен знать порядок проведения лотерей.
Проведение лотерей, в том числе стимулирующих, регламентируется Законом о лотереях . Понятие лотереи дано в п. 1 ст. 2: это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Розыгрыш призового фонда лотереи — процедура, которая проводится организатором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей, с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате выигрыши. Стимулирующая лотерея отличается от обычной лотереи тем, что участник не должен платить за участие в ней — призовой фонд формируется за счет средств организатора (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о лотереях).
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях».
Стимулирующую лотерею, представляющую собой игру, следует отличать от разнообразных «специальных предложений», которые не связаны с проведением розыгрыша с использованием лотерейного оборудования.
Пример 1. В целях привлечения покупателей ювелирный магазин разработал две акции. Первая приурочена к Международному женскому дню: при покупке товара стоимостью более 10 000 руб. в период с 1 по 8 марта клиент получает в подарок бутылку шампанского. Вторая приурочена к дню рождения магазина: каждому клиенту, стоимость покупки которого в период с 15 по 30 марта превышает 3000 руб., предлагается заполнить купон и поучаствовать в розыгрыше призов (главный приз — колье с бриллиантами).
В первом случае проводится рекламная акция — каждый покупатель при выполнении определенных условий получает подарок. Во втором случае покупатель должен не только выполнить определенные условия, но и дать свое согласие на участие в розыгрыше призов, заполнив купон; после этого он лишь получает шанс на выигрыш. Соответственно, стимулирующая лотерея имеет место лишь во втором случае.
Точно так же выдача дисконтных карт, дающих право на скидку, или купонов, предъявитель которых вправе получить товар бесплатно, не является стимулирующей лотереей, поскольку в таких акциях отсутствует случайный выбор победителей.
Пример 2. Торговый центр проводит рекламную акцию. Покупатель, сделавший одну покупку на сумму более 1000 руб., может заполнить анкету, ответив на несколько вопросов. Участники, давшие правильные ответы, приглашаются для участия в викторине и конкурсе. Жюри выберет победителей, проявивших знания и смекалку. Главный приз — туристическая путевка.
Акция с описанными условиями не является стимулирующей лотереей, поскольку не предполагает розыгрыша призов с использованием лотерейного оборудования (оборудования, специально изготовленного и используемого для проведения лотереи или оснащенного лотерейными программами). Победитель определяется по оценке его действий, проявления способностей.
Автор не случайно так подробно рассмотрел отличия стимулирующей лотереи от рекламной акции, сопровождающейся выдачей подарков. Только при проведении лотереи на организатора возлагаются обязанности, за невыполнение которых установлена ответственность.
Обязанности организатора лотереи
Закон о лотереях обязывает организатора стимулирующей лотереи уведомить о ее проведении уполномоченный орган не позднее чем за 20 дней до дня ее проведения (п. 3 ст. 7). Проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4000 до 20 000 руб., на юридические лица — от 50 000 до 500 000 руб. Эта мера ответственности предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности составляет год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях могут только арбитражные суды (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении вправе составить сотрудники милиции, а также представители уполномоченного органа. Согласно п. п. 2, 4 и 6 ст. 4 Закона о лотереях уполномоченными органами являются:
- в отношении муниципальных лотерей (лотерея проводится на территории одного муниципального образования) — уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования ;
- в отношении региональных лотерей — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ;
- в отношении всероссийских лотерей — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а именно ФНС России .
Например, в г. Долгопрудном Московской области это Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи (п. 3 Решения Совета депутатов от 20.06.2005 N 35-нр).
В Москве — Департамент экономической политики и развития (п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 14.06.2005 N 430-ПП).
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338.
Заметим, что территорией проведения лотереи является территория, на которой реализуются соответствующие товары, работы, услуги. Если лотерею проводит магазин розничной торговли, то обычно это муниципальная лотерея.
Именно в уполномоченный орган следует направить уведомление. Требования к его содержанию и документам, прилагаемым к нему, сформулированы в ст. 7 Закона о лотереях, а также в Правилах проведения стимулирующих лотерей .
Утверждены Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.
Несмотря на то что организатору лотереи следует лишь уведомить уполномоченный орган о проведении лотереи, этому органу дано право запретить ее (в течение 15 дней после получения уведомления). Причина — предоставление неполных или недостоверных сведений организатором. И дополнительное основание для запрета — наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов. Как разъяснил Минфин в Письме от 18.06.2007 N 03-01-10/5-189, здесь речь идет о недоимке — сумме налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством срок. Организатор вправе обжаловать запрет на проведение лотереи в арбитражном суде.
Повторим, что направить уведомление следует не позднее 20 дней до дня проведения лотереи. Что значит «день проведения лотереи»? По мнению автора, это начало срока ее проведения. В условия стимулирующей лотереи обязательно включаются сроки ее проведения (пп. 4 п. 2 ст. 9 Закона о лотереях), которые следует отличать от сроков проведения розыгрышей призового фонда.
Пример 3. Магазин проводит акцию «Рождественский марафон». В срок с 14 декабря по 12 января каждый покупатель, сделавший покупку на сумму, превышающую 3000 руб., получает купон участника. Чтобы принять участие в розыгрыше призов, который назначен на 12 часов 12 января, клиенту нужно сделать в магазине 6 дополнительных покупок на сумму не менее 500 руб.
Срок проведения лотереи — с 14 декабря по 12 января. Следовательно, уведомление в уполномоченный орган требовалось направить до 24 ноября.
Если уполномоченный орган не находит оснований для запрета лотереи, он заносит ее в соответствующий реестр и присваивает регистрационный номер, о чем сообщает организатору.
Лотерея проводится на основании специального договора между организатором и участником. Договор заключается на добровольной основе, в случае со стимулирующей лотереей он является безвозмездным. Договор оформляется выдачей какого-либо документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (заполнением анкеты, купона, заявки, получением билета). Согласно п. 1 ст. 16 Закона о лотереях порядок направления заявки участником и порядок приема такой заявки определяются организатором в условиях лотереи. Такие условия должны быть изложены в предложении об участии в стимулирующей лотерее, которое обычно наносится на упаковку товара (чаще этот способ применяется производителями) либо размещается иным образом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара и проводимой стимулирующей лотереи.
Организации торговли обычно размещают предложение об участии в лотерее (фактически это реклама лотереи) в СМИ, а также непосредственно в торговых залах.
Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3. Допустим, что организатор лотереи разместил в СМИ информацию о проведении лотереи 15 ноября. 23 ноября он направил уведомление в уполномоченный орган, а 5 декабря получил указание о запрете лотереи.
В данном случае лотерея еще не началась, то есть участников нет. Однако администрация магазина поторопилась с рекламой лотереи и фактически обманула надежды своих покупателей. Заметим, что в период действия Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» имелись прецеденты привлечения организаций к ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ) в связи с рекламой стимулирующей лотереи до момента направления уведомления в уполномоченный орган и внесения лотереи в реестр (см., например, Постановление ФАС ДВО от 25.01.2006 N Ф03-А73/05-2/4962). Обоснованы они были положением абз. 1 п. 3 ст. 5 Закона N 108-ФЗ, согласно которому реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, не допускалась. В настоящее время аналогичная норма звучит иначе: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений (п. 7 ст. 7 Закона о рекламе ). Таким образом, по мнению автора, размещение информации о стимулирующей лотерее до внесения ее в реестр не является правонарушением, однако несет определенный коммерческий риск: запрет уже разрекламированной лотереи наверняка уменьшит лояльность потребителей к организатору.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Добавим, что Закон о рекламе устанавливает ряд требований к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий, несоблюдение которых служит причиной привлечения к административной ответственности . Так, согласно ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, условием участия в которой является приобретение определенного товара, должны быть указаны:
- сроки проведения такого мероприятия;
- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
Постановления ФАС СКО от 11.07.2007 N Ф08-4226/2007-1674А, ФАС УО от 27.06.2007 N Ф09-4826/07-С1.
В течение месяца по окончании лотереи организатор обязан представить отчет в тот же орган, куда направлял уведомление. Если срок проведения лотереи длительный, то предусмотрена также подача ежеквартальной отчетности (форма отчета утверждена Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н). Вместе с тем ответственности за непредставление отчетности законодательством не предусмотрено.
Налогообложение
Если организация торговли исчисляет налоги в соответствии с традиционным режимом, у бухгалтера могут возникнуть вопросы по порядку признания расходов на проведение стимулирующей лотереи (стоимости призов, организационных расходов на аренду помещения, приобретение лотерейного оборудования, рекламу акции), начисления налоговых обязательств по НДС при передаче призов победителям. Торговцу-«упрощенцу» легче: НДС он не уплачивает, и если он выбрал объектом налогообложения доходы, то вопрос признания расходов перед ним не стоит. Если же расходы организации уменьшают ее доходы для расчета единого налога по ставке 15%, то она заинтересована показать и расходы. Естественно, что предприятие торговли, уплачивающее ЕНВД, ни налоговые расходы, ни НДС не волнуют. Однако независимо от применяемой системы налогообложения каждый организатор лотереи неизбежно столкнется с необходимостью выяснить, является ли он налоговым агентом при передаче призов. Именно с этого момента мы начнем раздел «Налогообложение».
Налог на доходы физических лиц
Итак, возложены ли на организатора лотереи обязанности налогового агента? Напомним, что согласно ст. 226 НК РФ организация, от которой налогоплательщик получил доход (за исключением случаев, перечисленных, в частности, в ст. 228 НК РФ), исчисляет, удерживает из доходов и уплачивает в бюджет суммы НДФЛ. Кроме того, не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором был выплачен выигрыш, организация должна представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же удержать налог невозможно, налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ). Как указано в Письме Минфина России от 20.07.2007 N 03-04-06-01/254, сделать это нужно, представив в налоговый орган справку 2-НДФЛ. В дальнейшем налогоплательщик получит уведомление об уплате налога (п. 5 ст. 228 НК РФ).
Вместе с тем согласно пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно. Однако Минфин придерживается той точки зрения, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ о самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами. Поэтому организатор стимулирующей лотереи — налоговый агент удерживает и уплачивает НДФЛ. Такие рекомендации даны в Письмах от 14.11.2007 N 03-04-06-01/392, от 29.08.2006 N 03-05-01-04/253.
В Письме УФНС по г. Москве от 24.09.2007 N 28-11/90580 сделаны иные выводы. Отвечая на вопрос оператора лотереи, налоговики заметили, что на организаторов лотерей не возложены обязанности налоговых агентов. И наоборот, если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, то в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом.
К сведению: ФАС ВВО в Постановлении от 05.04.2006 N А28-16053/2005-526/28 пришел к выводу, что ООО не являлось налоговым агентом в отношении физических лиц, получивших выигрыш по стимулирующим безбилетным тиражным лотереям, поэтому не должно удерживать и перечислять с данных сумм налог на доходы физических лиц.
Как известно, Минфин уполномочен давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, а налоговики обязаны руководствоваться ими, поэтому организациям надлежит следовать письмам Минфина и отчитываться перед налоговыми органами, представляя справки 2-НДФЛ.
Заметим, если доход в течение года не превышает 4000 руб., то обязанностей налогового агента у организатора лотереи не возникает, поскольку выигрыши в пределах такой суммы, полученные в налоговом периоде, освобождаются от налогообложения (п. 28 ст. 217 НК РФ). В то же время финансисты рекомендуют вести персонифицированный учет в течение года, с тем чтобы знать, не превышен ли предел в 4000 руб. конкретным покупателем. Если доход получен в натуральной форме, то в налоговую базу включается рыночная стоимость призов, в том числе НДС (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Обратите внимание: победитель не вправе требовать от организатора лотереи выплаты денежного эквивалента выигрыша (пп. 3 п. 2 ст. 20 Закона о лотереях).
В силу п. 2 ст. 224 НК РФ со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, НДФЛ рассчитывается исходя из ставки 35%.
Чтобы представить необходимые сведения в налоговый орган, организатор лотереи должен располагать паспортными данными победителя и его ИНН. Поэтому зачастую требование об указании победителем (например, в акте приема-передачи приза) всех реквизитов включается в условия лотереи. Право на выигрыш также может быть поставлено в зависимость от полноты и достоверности представления подобных сведений. Естественно, что разглашать персональные данные участника лотереи допускается только с его разрешения (п. 4 ст. 20 Закона о лотереях). Добавим, что отсутствие ИНН у физического лица не является основанием для неудержания НДФЛ при выплате ему дохода — об этом сообщил Минфин в Письме от 18.01.2008 N 03-04-06-01/9. Единственный случай, когда налог допускается не удерживать, — если выигрыш выдается в натуральной форме. Но и здесь возможны варианты. Так, например, в Письме Минфина России от 16.08.2007 N 03-04-06-01/292 рассмотрена следующая ситуация. Призы победителям стимулирующей лотереи выдаются в натуральном виде, однако после розыгрыша организатор лотереи заключает с победителями гражданско-правовые договоры на проведение фотосессий, дачу интервью. Вознаграждение по этим договорам станет источником удержания НДФЛ и со стоимости призов, и непосредственно с самого вознаграждения. Единственное — нужно помнить, что удерживаемая сумма не должна превышать половины суммы выплаты.
Налог на прибыль
Пункт 4 ст. 264 НК РФ разрешает признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы налогоплательщика на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы. Данный вид расходов является нормируемым и учитывается в размере, не превышающем 1% выручки организации. По мнению автора, в названную категорию расходов помимо стоимости призов, переданных победителям стимулирующих лотерей, могут войти все расходы, связанные с организацией и проведением лотереи (аренда, изготовление купонов и т.д.). В свою очередь, расходы на рекламные объявления в СМИ, содержащие информацию о розыгрыше, относятся к числу ненормируемых.
Главное в данном случае — доказать, что стимулирующая лотерея носит рекламный характер. Напомним, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Объектом рекламирования может быть товар (работа, услуга), средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Такое мероприятие, как стимулирующая лотерея, проводимая организацией торговли, чаще всего направлено на увеличение объема продаж. Об этом свидетельствует условие участия в лотерее — необходимость совершить покупку в конкретном магазине на определенную сумму (количество купонов, участвующих в розыгрыше, зависит от количества покупок). Приурочивая розыгрыш к какому-либо событию, знаменательному для компании, можно привлечь внимание к самой организации, довести до потенциальных клиентов информацию о фирме, тем самым сформировать у нее положительный имидж (например, если акция проводится в связи с десятилетием работы фирмы на рынке). Естественно, что названные цели должны быть заявлены в условиях лотереи. Кроме того, для обоснования расходов как рекламных пригодятся локальные внутренние документы, такие как маркетинговая политика, приказы о проведении лотерей, исследования динамики продаж в период проведения предыдущих лотерей и т.д.
Еще один признак рекламы — направленность ее на неопределенный круг лиц — соблюдается, ведь участником лотереи может стать любой гражданин. В Письме от 18.07.2006 N 03-05-01-04/215 Минфин признает, что стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг. В другом разъяснении (от 06.08.2004 N 03-06-06-03/1) сказано, что расходы, связанные с организацией, проведением, а также формированием призового фонда лотереи, проводимой фирмой, являются расходами на рекламу.
Датой осуществления прочих расходов при применении метода начисления признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При этом расходы на приобретение призов следует признавать по мере утраты права собственности организации на них (см. Письмо ФНС России от 09.02.2005 N 02-3-08/571).
Налог на добавленную стоимость
Итак, мы пришли к выводу, что расходы на приобретение призов, а также расходы, связанные с организацией и проведением стимулирующей лотереи, являются нормируемыми рекламными. Поэтому к «входному» НДС по таким рекламным расходам применяется положение абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ о том, что суммы НДС подлежат вычету в размере, соответствующем «прибыльным» нормам.
Нужно ли начислять НДС со стоимости призов, переданных победителям лотереи? Этот вопрос неизбежно встанет перед бухгалтером. Позицию инспекторов легко спрогнозировать: право собственности на призы перешло к победителям, эта операция является реализацией на безвозмездной основе, следовательно, возник объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем налоговая база по НДС определяется как рыночная стоимость призов без включения в нее налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). Если же призовой фонд состоит из дешевых призов (стоимость менее 100 руб.), то их передача освобождена от налогообложения на основании прямого указания пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Мы предлагаем поспорить с таким подходом. Начисление НДС на полную стоимость переданных призов и принятие «входного» налога к вычету в части, приходящейся на стоимость призов, учтенной при исчислении налога на прибыль, представляют собой взаимоисключающие обстоятельства.
Так, если допустить, что на стоимость призов следует начислить НДС при их передаче, придется признать, что и «входной» НДС подлежит вычету в полном объеме, поскольку условия применения вычетов, названные в п. 2 ст. 171 НК РФ, соблюдаются: товары использованы в налогооблагаемых операциях (реализация на безвозмездной основе). При наличии счетов-фактур поставщиков вычету дается «зеленый свет», тем более что передача призов во время рекламной акции, признаваемая безвозмездной реализацией для целей применения гл. 21 НК РФ, должна быть признана таковой и для целей применения гл. 25 НК РФ. Другими словами, при налогообложении прибыли расходы в виде стоимости безвозмездно переданных призов учесть нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Если исходить из того, что стоимость призов формирует расходы, признаваемые при налогообложении прибыли по нормативам, которыми также ограничен размер налогового вычета, то следует согласиться с тем, что и начисление НДС здесь невозможно. Ведь расходы на рекламу также производятся для осуществления налогооблагаемых операций (торговли), формируя стоимость таких товаров — налоговую базу по НДС. Именно так рассуждают арбитражные суды, отказывая налоговикам в начислении НДС на стоимость безвозмездно переданной сувенирной продукции при проведении рекламных акций (см., например, Постановления ФАС ВСО от 29.03.2007 N А33-11414/06-Ф02-1651/07, ФАС ПО от 13.12.2007 N А65-13882/07, ФАС СЗО от 25.01.2007 N А44-871/2006-15, ФАС УО от 09.04.2007 N Ф09-2460/07-С2). Несмотря на то что судебных постановлений конкретно по товарам, выданным в качестве призов победителям стимулирующих лотерей, нет, сделанные арбитрами выводы в аналогичных случаях вполне можно распространить и на интересующую нас ситуацию.
Упрощенная система налогообложения
Организациям, применяющим УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», разрешено учитывать рекламные расходы на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Причем согласно п. 2 данной статьи названные расходы признаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль, в частности, ст. 264 НК РФ. Следовательно, принципы признания расходов «упрощенцами» те же самые, что и для плательщиков налога на прибыль, поэтому останавливаться на них не будем. Отметим лишь, что датой признания расходов при передаче товаров или иных материальных ценностей на рекламные цели будет являться более поздняя из следующих дат — дата оплаты товаров или дата списания приобретенных товаров на рекламные цели. Такой вывод сделан в Письме УФНС по г. Москве от 12.10.2007 N 18-11/3/097867@.
Бухгалтерский учет
Расходы, связанные с проведением стимулирующих лотерей, в бухгалтерском учете организации являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 6 ПБУ 10/99) и отражаются на счете 44. Товары, формирующие призовой фонд, следует учитывать на счете 10, поскольку они не предназначены для перепродажи. Также на счете учета материалов нужно отразить купоны, анкеты, билеты, заказанные в типографии.
Пример 5. ООО «Степ», осуществляющее розничную торговлю бытовой техникой, проводит стимулирующую лотерею. Согласно ее условиям каждый клиент, сделавший покупку в период с 1 января по 31 марта на сумму не менее 5000 руб., получает купон. Заполненные купоны принимают участие в розыгрыше призов 31 марта. Главный приз — телевизор (рыночная стоимость (без НДС) — 50 000 руб., цена приобретения — 40 000 руб.). Также условиями лотереи предусмотрены другие призы (общая рыночная стоимость — 150 000 руб., цена приобретения — 130 000 руб.), стоимость каждого не превышает 4000 руб. с учетом НДС. Поставщики являются плательщиками НДС. Компания применяет традиционную систему налогообложения. Выручка за I квартал составила 15 000 000 руб. Затраты по аренде помещения для проведения розыгрыша призов составили 17 700 руб., в том числе НДС — 2700 руб. Купоны, удостоверяющие право покупателя на участие в розыгрыше, были изготовлены типографским способом (общая стоимость — 5000 руб. без НДС).
ООО «Степ» является осторожным налогоплательщиком, поэтому решило начислить НДС с рыночной цены переданных призов.
Норматив расходов на рекламу в I квартале составил 150 000 руб. (1% от 15 млн руб.), поэтому в налоговом учете в расходы будет списана не вся стоимость призов, а лишь 150 000 руб. Оставшаяся сумма (20 000 руб.), расходы на аренду помещения, изготовление купонов для целей налогообложения признаны не будут. «Входной» НДС по перечисленным расходам принят к вычету в сумме 27 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Степ» будут составлены такие проводки:
Кроме того, организатор лотереи должен не забыть представить в налоговый орган сведения об участнике, выигравшем главный приз, и сообщить его задолженность перед бюджетом. Так, в налоговую базу победителя следует включить доход в размере 59 000 руб. (50 000 руб. x 1,18) за вычетом необлагаемых 4000 руб. Налоговая ставка — 35%. Сумма налога, подлежащая уплате, — 19 250 руб.
Пример 6. Воспользуемся условиями примера 5. Допустим, что товары, которые впоследствии были использованы как призы, изначально были оприходованы в составе товаров на счете 41. Организация розничной торговли использует счет 42 «Торговая наценка».
Рассмотрим порядок учета товаров на примере главного приза:
При дальнейшем признании рекламных расходов в налоговом учете организации необходимо отслеживать соблюдение норматива. Если стоимость призов не войдет полностью в налоговые расходы, придется восстановить часть НДС, принятого к вычету. Например, если при налогообложении прибыли будет признана только половина стоимости главного приза, то в бухгалтерском учете следует составить проводку Дебет счета 19 Кредит счета 68 на сумму 3600 руб.
Заметим, что можно использовать иной вариант списания товаров при их передаче в рекламных целях:
Полагаем, что каждая организация, руководствуясь принципом рационального ведения учета, вправе закрепить в учетной политике выбранный ею вариант.
Источник