Локальный акт способ идентификации личности обучающегося
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки распространила информацию для руководителей организаций, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
Рособрнадзор обращает внимание руководителей организаций, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ, на обновление Министерством образования и науки Российской Федерации порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
С 1 октября 2017 года вступил в силу Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 (зарегистрирован Минюстом России 18.09.2017, регистрационный № 48226).
Одновременно с этим ранее действовавший Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2014, регистрационный № 31823), утратил силу.
Рособрнадзор напоминает, что организации обязаны довести до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, также установлено, что образовательная организация размещает на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация:
— обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
— определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
— определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
— ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и(или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация самостоятельно и(или) с использованием ресурсов иных организаций:
— создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
— обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Также установлено, что организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через Интернет.
Освоение образовательных программ в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и(или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей такие программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен такой документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.
Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.
Обзор документа
Сообщается о введении с 1 октября 2017 г. нового порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Разъяснено следующее.
Организации вправе реализовывать образовательные программы или их части с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через Интернет.
Освоение образовательных программ в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении.
Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по соответствующим предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам программы или итог обучения учитывается в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.
Источник
Минобрнауки России от 03.12.2020 N МН-19/297
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 3 декабря 2020 г. N МН-19/297
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N Пр-2193 «Об установлении требований к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий, в части, касающейся использования технических средств, обеспечивающих объективность результатов такой аттестации независимо от места нахождения обучающихся» Департамент цифрового развития Минобрнауки России направляет утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Нарукавниковым методические рекомендации по применению технических средств, обеспечивающих объективность результатов при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий.
Департамента цифрового развития
заместитель Министра науки
и высшего образования
1 декабря 2020 г.
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА,
ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по применению технических средств, обеспечивающих объективность результатов при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения технической организации для объективности проведения и оценки результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры и направлены на формирование условий для обеспечения равного, доступного и качественного образовательного процесса по образовательным программам высшего образования в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 (далее — Порядок).
1.3. Термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, используемых Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
II. Организационно-техническое обеспечение проведения
промежуточной и государственной итоговой аттестаций
с применением дистанционных образовательных технологий
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (далее — организация), с целью проведения промежуточной аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий:
2.1.1. принимает локальный нормативный акт о порядке проведения промежуточной аттестации, в котором в том числе определяет;
а) способ идентификации личности обучающихся;
б) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего(их) промежуточную аттестацию, при возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий;
в) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о дате проведения и способе ознакомления с результатами промежуточной аттестации;
г) порядок, сроки и способы подачи и рассмотрения апелляций по результатам проведения промежуточной аттестации;
2.1.2. определяет перечень программного обеспечения и требований к оборудованию, необходимых и используемых при проведении промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий.
2.2. Организация с целью проведения государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) с использованием дистанционных образовательных технологий принимает локальный нормативный акт о порядке проведения ГИА согласно Порядку, в котором в том числе определяет:
2.2.1. перечень дисциплин и (или) модулей образовательной программы, государственный экзамен по которым проводится с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.2. виды выпускных квалификационных работ (далее — ВКР), выполняемых обучающимися (несколькими обучающимися совместно) с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.3. способ идентификации личности обучающихся;
2.2.4. порядок действий обучающихся и членов государственной экзаменационной комиссии (далее — ГЭК), апелляционной комиссии при возникновении технических проблем, препятствующих проведению ГИА (отдельных государственных аттестационных испытаний) с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.5. порядок, сроки и способы информирования обучающихся о дате проведения и способе ознакомления с результатами государственных аттестационных испытаний;
2.2.6. порядок, сроки и способы подачи и рассмотрения апелляций по результатам проведения государственных аттестационных испытаний с учетом требований, предусмотренных порядком.
2.3. Применяемое программное обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных граждан.
2.4. Применяемые технические средства и используемые помещения должны обеспечивать:
а) идентификацию личности обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания;
б) обзор помещения, входных дверей;
в) обзор обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания, с возможностью контроля используемых им материалов;
г) качественную непрерывную видео- и аудиотрансляцию выступления обучающегося и членов ГЭК;
д) возможность демонстрации обучающимся презентационных материалов во время его выступления всем членам ГЭК;
е) возможность для членов ГЭК задавать вопросы, а для обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания, отвечать на них как в процессе сдачи государственного экзамена, так и в процессе защиты выпускной квалификационной работы;
ж) возможность оперативного восстановления связи в случае технических сбоев каналов связи или оборудования.
2.5. При проведении промежуточной аттестации и ГИА с применением дистанционных образовательных технологий может применяться лицензионное и (или) свободно распространяемое программное обеспечение.
2.6. В рамках проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать системы авто и/или живого прокторинга. При этом программное обеспечение, используемое в составе сервиса онлайн-прокторинга должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2.6.1. В организации для идентификации личности обучающихся и обеспечения контроля за проведением мероприятий, связанных с оценкой результатов обучения, могут быть использованы следующие технологии:
а) уникальная манера набора текста на клавиатуре — программа, отслеживающая скорость набора символов, время между нажатиями клавиш, задержки между комбинациями клавиш, связанных с поиском на клавиатуре буквы, ритмичность набора;
б) сертификационные центры — прохождение мероприятий на местах, предоставляемых организацией, обеспечивающей идентификацию личности при входе и контроль условий проведения мероприятия;
в) онлайн-прокторинг — удаленное наблюдение за обучающимся в ходе мероприятий с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся;
г) биометрические технологии — использование автоматизированных средств идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий, например, идентификация по лицу, слежение за зрачками глаз;
д) идентификация преподавателем перед камерой — для определения личности предъявляется паспорт, студенческий билет или зачетная книжка перед началом промежуточной аттестации или ГИА и сверяется фотография с личностью обучающегося. При этом у обучающегося должна быть камера с достаточно высоким разрешением, чтобы обеспечить непрерывную передачу четкого видеоизображения с момента начала промежуточной аттестации или ГИА до ее окончания и интернет-канал с необходимой пропускной способностью из расчета не менее 200 Кбит/с на обучающегося, однако рекомендуется 1 Мбит/с.
III. Проведение государственных аттестационных испытаний
с применением дистанционных образовательных технологий
3.1. При проведении государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется:
3.1.1. использование программного обеспечения для проведения видеоконференций, в том числе обеспечивающего поддержку мобильных платформ (Android, iOS и иных), и не требующих установки на персональные компьютеры (далее — ПК) обучающихся;
3.1.2. осуществление видео- и аудиозаписи государственного экзамена и защиты ВКР и ее хранение до момента завершения процедуры ГИА.
3.2. Техническое устройство (ПК, мобильное устройство, ноутбук, планшет) и используемое программное обеспечение должны обеспечивать проведение сеанса видеоконференции достаточной продолжительности, исключающей прекращение или ограничения связи в процессе устного ответа обучающегося.
3.2.1. При организации государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать средства видеоконференцсвязи (далее — ВКС) отечественного программного обеспечения, внесенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3.2.2. Для идентификации личности обучающегося при проведении государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий допускается:
а) визуальная идентификация обучающегося работниками организации (путем предъявления документа, удостоверяющего личность);
б) иные способы, установленные организацией в локальном нормативном акте организации, регламентирующем порядок проведения ГИА.
3.2.3. При проведении экзамена в устной форме возможно использование интерактивных форм ответа на вопросы в информационных системах организаций либо ином программном обеспечении, позволяющих демонстрировать презентацию, схемы, инфографику.
3.3. Проведение государственных аттестационных испытаний в письменной форме с применением дистанционных образовательных технологий возможно в форме тестирования, решения задач с подготовкой развернутых письменных ответов, иных форм, предусмотренных локальным нормативным актом организации.
3.4. При проведении государственных аттестационных испытаний в письменной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать программное обеспечение, позволяющее установить ограничения по времени выполнения соответствующих заданий.
3.5. При проведении государственных аттестационных испытаний с целью обеспечения самостоятельной подготовки обучающегося к устному ответу либо выполнении им письменной работы рекомендуется использование средств ВКС с возможностью трансляции изображения с экрана компьютера (иного оборудования) обучающегося. Для обеспечения контроля самостоятельной подготовки наблюдение должно осуществляться одним членом (секретарем) ГЭК не более чем за 10 обучающимися.
3.6. Для проверки работы программного обеспечения перед проведением государственного экзамена в устной форме рекомендуется не менее чем за два дня предусмотреть тестирование программного обеспечения и проверку качества связи с каждым обучающимся.
3.7. С целью организации представления обучающимися завершенных ВКР организация в локальном нормативном акте прописывает порядок и сроки предоставления ВКР с применением дистанционных образовательных технологий, информирует обучающихся о способах направления ВКР посредством официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Выполненные обучающимися ВКР могут быть направлены обучающимися в организацию следующими способами: электронная почта (в том числе корпоративная); электронная информационно-образовательная среда организации, а также иными способами, установленными в локальном нормативном акте организации. Организация в ответ направляет обучающимся уведомление о получении выполненной ВКР.
3.8. Организация организует подготовку отзыва о работе обучающегося (нескольких обучающихся, выполнявших ВКР совместно) и рецензирование ВКР по программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных технологий в соответствии с требованиями, установленными пунктами 34 и 35 Порядка.
3.9. Организация обеспечивает направления обучающимся отзыва и рецензии (рецензий) способами, указанным в пункте 3.7 Методических рекомендаций, не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.
3.10. ВКР, отзыв и рецензия (рецензии) направляются организацией членам и секретарю ГЭК посредством электронной почты, электронной информационно-образовательной среды организации либо иным способом, предусмотренным локальным нормативным актом организации, не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты ВКР.
3.11. Защита ВКР с применением дистанционных образовательных технологий проводится в соответствии с разделом III методических рекомендаций.
IV. Организация работы ГЭК, апелляционных
комиссий при проведении ГИА с применением дистанционных
4.1. При проведении заседаний ГЭК, апелляционных комиссий рекомендуется использовать программное обеспечение, которое позволяет обеспечивать видео и аудио фиксацию заседания и проведение голосования.
4.2. Решения, принятые ГЭК и апелляционными комиссиями, оформляются протоколами в соответствии с требованиями пункта 29 Порядка. Секретарь ГЭК направляет проект протокола заседания ГЭК перед его подписанием для ознакомления всем членам ГЭК, принявшим участие в заседании ГЭК, посредством электронной почты либо иным способом, предусмотренным локальным нормативным актом организации.
4.3. При получении подтверждения согласия членов ГЭК с проектом протокола председатель и секретарь ГЭК подписывают протокол заседания ГЭК с помощью электронной подписи либо собственноручно на бумажном носителе с последующим преобразованием в электронный образ документа путем сканирования, либо фотографирования.
4.4. Секретарь ГЭК обеспечивает хранение протоколов заседания ГЭК и их последующую передачу в архив организации в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом организации.
Источник