Лексический способ передачи логического ударения
Этот способ состоит в том, что в предложение вводятся слов а-у силители, которые помогают пишущему выделить нужное слово.
Выделяющие частицы. Частица всегда выделяет следующее за ней слово, в редких случаях — предшествующее (частицы ли, же и некоторые другие). На выделяющее действие частиц со всей определенностью указывал А. М. Пешковский. «Слово даже помещается всегда как раз перед тем членом, на который падает сильнейшее ударение фразы, и как бы помогает выделить этот член, усилить его значение» (Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956.- С. 41).
Выделяющие частицы делятся по смыслу на несколько групп, в каждой из которых между элементами отмечаются более или менее синонимичные отношения, т.е. отношения частичной взаимозаменяемости. Рассмотрим основные из этих групп.
Частицы это, именно, как раз. Тема нагнулся к колодцу и прислушался. Снизу донесся протяжный стон. Это Жучка стонет. Частица это заставляет читающего сразу же воспринять логическое ударение на слове Жучка, хотя в ударной позиции стоит слово стонет.
Ср. такие предложения: Марат едет завтра в Москву. — Это Марат едет завтра в Москву. Во втором случае логическое ударение воспринимается на слове Марат. Значит, для выделения слова Марат в исходном предложении вовсе не обязательно помещать его в ударную позицию, достаточно ввести перед ним усилительную частицу это. Другие примеры: Как раз в этом состояла его ошибка (выделено в этом); Именно старик был бодрее всех (выделено старик).
Частицы только, лишь, единственно, исключительно. У меня была только синяя краска. Лишь в восемь часов работа была закончена. Единственно тренеру он обязан своими успехами.
Пропуск нужной частицы, точнее, ее неупотребление в необходимых случаях, служит серьезным препятствием к пониманию смысла предложения. Слово пропуск употребляем здесь, конечно, условно: ведь пишущий и не мыслил в предложении выделяющую частицу. Однако она нужна для сосредоточения внимания на соответствующем слове и в этом смысле «пропущена». В результате того, что пишущие иногда «забывают» употреблять необходимые выделяющие частицы, возникает смещенное логическое ударение. Пример: «Язык используется тысячами индивидуумов, он не может воспроизводиться у различных индивидуумов с полной идентичностью: возникновение отношений в этих условиях неизбежно, но из этих отклонений, возникающих постоянно, незначительная часть может получить распространение, проникнуть в язык». Следовало бы написать: лишь незначительная часть. Без частицы лишь логическое ударение первоначально воспринимается читающими на слове рас-пространение как стоящем в ударной позиции. Прав польский исследователь А. Мирович: «. частицы представляют собой не какое-то периферическое явление языковой системы, а принадлежат к основным и совершенно необходимым средствам языкового общения» (Лексикографический сборник.- М., 1962.- Вып. 5.- С. 104).
В случае неправильного (по месту) употребления выделяющих частиц они так же, как и их пропуск, создают смещенное логическое ударение. Пример: «Петров не только наблюдал дуговой разряд при нормальном давлении, но и при пониженном» (неправильно выделяется наблюдал). Постановка усилительной частицы не перед тем словом, которое должно быть выделено, замечает З.Д. Попова, «ведет к излишней нагрузке на читателя, который сначала отнесет частицу к последующему слову, а потом, убедившись в смысловой несообразности, должен будет мысленно переставить эту частицу на нужное место» (ПоповаЗД. Порядок слов в предложении. — Воронеж, 1965. -С.24).
Частицы и, даже. Если сравнить предложения: Такой эксперимент был проведен нами, — Такой эксперимент и был проведен нами, то нетрудно заметить, что введение частицы и меняет место логического ударения: в первом предложении выделено нами, а во втором был. Частица и выделяет следующее за ней слово, приковывает к нему внимание читающего, указывает, что именно на данное слово падает логическое ударение. Ср.: Это полезно и для опытного лектора (выделено для опытного); Новое в науке делается так: все знают что это сделать невозможно. Затем приходит невежда, который этого не знает. Он и делает открытие (выделено делает).
Частица и может употребляться в сочетании с другими частицами (же и подобными) — для более сильного выделения нужного слова: И горячо же солнце сегодня!; Ну и хлебнул же я горя!
«. Элемент и должен быть на своем месте, — писал в начале прошлого века акад. И.И. Давыдов, — в противном случае дает он речи другой смысл. Какая большая разность между предложениями: у я люблю его; я и люблю его; я люблю и его» (Труды Общества ^ любителей российской словесности. — М., 1817. — 4.7. — С.89).
Неправильное (по месту) употребление частицы и приводит к смещению логического ударения: «Передовые идеи дошли и до бедноты этой отдаленной деревни». (вм. и этой отдаленной деревни). Аналогичная ошибка возникает при употреблении частицы даже, которая нередко синонимична частице и: «Качалову приходилось даже играть малозаметные роли» (вм. даже малозаметные>. Смещенное логическое ударение возникает и при пропуске частицы: «В те времена многие крестьяне азбуки не знали» (вм. даже азбуки или и азбуки-то).
Итак, мы рассмотрели некоторые группы выделяющих частиц. Препозитивная частица является средством выделения следующего за ней слова, средством сосредоточения на нем внимания читающего. Это особенно отчетливо прослеживается в случаях, когда частица ошибочно поставлена не перед тем словом, которое должно быть выделено, а перед каким-то другим и когда она, в результате, выделяет, вопреки намерению пишущего, следующее за ней слово. Подобные случаи демонстрируют всю выделяющую мощь частицы:
частица усиливает случайно оказавшееся за ней слово, и читающий, введенный в заблуждение, воспринимает это слово как логически ударное.
Таким образом, выделяющая частица, которая должна предупреждать смещенное логическое ударение, в случае ее неправильного — по месту — применения может, напротив, провоцировать его. Поэтому выделяющую частицу следует ставить непосредственно перед тем словом, которое действительно должно быть выделено, не допускать случаев ее «блуждания» по предложению. Важно также не допускать неоправданного пропуска частицы, так как при этом возникает та же самая ошибка — смещенное логическое ударение.
Уточняющий синоним. Приведем примеры. Кому не известны «муки слова», когда пишущий бьется, мучается в поисках нужного выражения; Мы не можем, не имеем права забывать об этом. В приведенных примерах нагнетание синонимов сосредоточивает в соответствующем месте предложения логическое ударение.
Логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов (а не на первом), потому что в момент прочтения первого синонима читающий еще не знает, что далее последует второй. Лишь прочитывая второй синоним, читающий осознаёт, что пишущий сосредоточивает внимание на уточняемом понятии, и второй из двух смежных синонимов воспринимается обычно как ударный, является в восприятии читающего логически выделенным.
Ср.: Эта теория названа общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории (М. Гарднер). Если в последнем предложении вычеркнуть один из двух смежных синонимов (обобщением или расширением), то логическое ударение переместится в восприятии читающего со второго из этих слов на конечное сочетание специальной теории.
Усилители наречного типа. В качестве лексических усилителей часто используют наречия меры и степени (интенсивы): весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютной т.п. Они сигнализируют читающему, что следующее за ними слово является логически ударным: Необычайно интересную экскурсию совершили мы этим летом.
Повторение слова (буквальное или вариативное). Логическое ударение выражает «момент наибольшей заинтересованности» (А.М. Пешковский). Ср. в речи ребенка: А как загорелся кошкин дом, как ? Другие примеры усиливающих повторений: Я понял, понял жизни ад (А. Полежаев); От искр всю ночь, всю ночь светло (А. Блок); Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека? (А.П. Чехов). Ср. вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.
Нередко повторение выделяемого слова сочетается с его усилением при помощи частиц и других оттеняющих средств: Эйсебио, это правда, ты, да, да, ты завоевал приз! (vis автобиографической повести «Мое имя — Эйсебио»); «Вы знаете, я вас люблю. да, да, я люблю вас», — прибавила она с усилием (И.С. Тургенев).
Бывает, что повторяются не два, а три элемента. Представим себе ряд из трех повторяющихся элементов. Первый элемент такого ряда воспринимается как произнесенный ровным тоном, второй — как сказанный более напряженно, третий — с максимальным напряжением. «Уйдите, уйдите, уйдите!» — не глядя на него, вскрикнула она, как будто крик этот был вызван физической болью (Л. Толстой).
Повторение воспринимается опытными авторами как действенное средство усиления, которым нельзя жертвовать. Ср.: «У меня герой говорит: «Видел царицу близко, видел! Вот так вот, близко». Он исправил: «Видел царицу близко». Чем это лучше — не понимаю. А чем хуже — ясно. Помертвела фраза» (Рождественская К.В. За круглым столом. — М., 1962. — С.209).
Противопоставление. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей. В этом предложении логическое ударение воспринимается на слове тройка как выделенном противопоставлением (не пара, а тройка), хотя в ударной позиции находится другое слово -лошадей. Ср. также; Этот дом стоит не в начале, а в конце улицы (противопоставлением выделено в конце). Неправильно построено предложение: «Районные спортивные организации строго следят за выполнением собственных решений и областных организаций». При первоначальном восприятии читающий не видит логического ударения на слове собственных, поскольку оно ничем не выделено. Следует написать: . за выполнением как собственных решений, так и решений областных организаций.
Обычные грамматические средства противопоставления — конструкции с соотносительными элементами: не . а; как . так ми подобные.
Таким образом, анализ сравнительно обширного языкового материала — как положительного (факты удачного выражения логического ударения), так и отрицательного (случаи смещения логического ударения) — позволил выявить и охарактеризовать основные лексические средства передачи логического ударения: а) выделяющие частицы, б) уточняющий синоним, в) усилители наречного типа, г) повторение выделяемого слова, д) противопоставление.
Лексический усилитель ставится обычно непосредственно перед выделяемым словом. Поэтому опытный пишущий, решив выделить какое-то слово лексическим способом, уже знает место, куда нужно вставить слово-усилитель.
Какое, однако, слово нужно вставить? Общий прием отыскания нужного слова состоит в следующем. Пишущий должен всмотреться в смысл выделяемого слова («что я хочу сказать этим словом в Данном случае?») и попытаться распространить, развернуть этот смысл, выразить его в большем количестве слов. Среди этих слов обычно оказываются частицы (одна или несколько), усилители наречного типа; нередко пишущий, сосредоточивая внимание на выделяемом слове, невольно его повторяет. Остается только выбрать из образовавшегося ряда усилителей один-два наиболее подходящих. Эти слова, не изменяя общего смысла предложения, проясняют, делают более определенным и заметным значение, выражаемое логически ударным словом. После выделения пишущим логически ударного слова с помощью лексических средств читающий уже не может «проскочить» это слово, не заметить на нем логического ударения. Тем самым исключается возможность смещения.
В письменной речи тех, кто слабо владеет лексическим способом, возникают следующие затруднения. Во-первых, пишущие не выделяют логически ударное слово в тех случаях, когда оно должно быть (точнее: лучше всего может быть) выделено лексическим способом; во-вторых, ставят слово-усилитель (обычно — выделяющую частицу) не перед тем словом, которое должно быть выделено; в-третьих, выделяют логически ударное слово каким-то одиночным усилителем, когда оно по его значимости должно быть выделено двумя-тремя усилителями. В первых двух случаях из-за этого возникает смещенное логическое ударение, в третьем — недостаточное по степени выделение слова.
Важно, чтобы пишущие знали и умели применять самые различные средства передачи логического ударения в письменной речи. Освоив их, пишущий сможет в одном случае употребить курсив (подчеркивание), в другом — поставить слово в ударную позицию, в третьем — ввести лексический усилитель, т.е. всякий раз передать логическое ударение наиболее соответствующим (по степени и условиям контекста) способом.
Источник
Логическое ударение
Урок 12. Русский язык 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Логическое ударение»
Сегодня на уроке мы узнаем, что называется логическим ударением, почему оно так необходимо в речи и научимся правильно его расставлять.
Мы уже знаем, что основными средствами оформления предложения является порядок слов (служит для передачи полного смысла сообщения, придает предложению эмоциональную окраску, бывает прямой и обратной) и интонация (бывает вопросительной, восклицательной, удивительный, пояснительной, перечислительной и так далее).
Они играют важную роль в оформлении нашей речи.
Третьим составляющим грамотный эмоциональные речи является логическое ударение.
Логическим ударением называют выделение голосом самого важного в сообщениях, то на чем нужно заострить внимание слушателей.
Логическое ударение является смысловым. В зависимости от желания и целей говорящего оно может падать на любое слово. Другими словами, оно выделяет в предложении самое главное.
Средства оформления предложения
Логические ударения свойственны исключительно устной речи.
Существует несколько способов передачи логического ударения, их можно совмещать:
— Говорить громче, с большим чувством, говорите медленнее и отчётливее, сделать паузу до или после высказывания (или и до, и после него).
— Использовать жесты и мимику. Слова можно выделить, повышая или понижая тон голоса.
Способы передачи логического ударения
Какие именно из этих приемов подойдут больше, будет зависеть от содержания речи и от обстоятельств, в которых оказывается говорящий.
Давайте проследим, как меняется логическое ударение в зависимости от того, что нам хотят сказать.
В нашем саду расцвели розы! В данном случае нам сообщают, что расцвели не ромашки, не тюльпаны или другие цветы, а именно розы.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Имеется в виду, что розы уже расцвели.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Говорящий подчеркивает, что розы расцвели именно в нашем саду, а не в соседском или в каком-либо другом.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Мы выделяем интонацией последние слова, подчеркивая, что именно в школе, а не в колледже или университете учится сестра.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Теперь, логическое ударение падает на второе слово, что дает знать слушателю, что сестра еще учится, а не работает.
Как меняется логическое ударение?
Попробуем перенести логическое ударение на первое слово. Что теперь станет для говорящего главным?
Сестра учится в школе. Слушателю сразу понятно, что именно сестра, а не брат или друг учится в школе.
Как меняется логическое ударение?
Логическое ударение меняет смысл предложения, а также влияет на интонацию в предложении.
Если логическое ударение будет падать на последнее слово, то интонация предложения будет спокойной и логическое ударение — слабым.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение слабое. Главное значение передается слову дом, предложение произносится спокойно.
Перенесем логическое ударение на первое слово.
Вся Россия – наш дом. Интонация предложения становится напряженной, а логическое ударение – сильным. Имеется в виду, что нет уголка в России, к нуждам и просьбам которого мы можем остаться глухи или безразличны.
Теперь, логически выделим слово Россия.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение остается сильным. И говорящий, и слушатель ощущают свою принадлежность ко всему русскому, к земле, которая дарована нам с рождения.
Изменения интонации предложения
Вывод: логическое ударение помогает выделить слова или группы слов, которые важны для говорящего.
Теперь мы с вами не сомневаемся, что логическое ударение очень важно для достижения понимания между людьми.
Как научиться правильно расставлять логическое ударение?
1. Обязательно находите в предложениях главные слова и словосочетания.
2. Стараетесь с помощью логического ударения указывать на переход к следующей мысли.
3. Стараетесь с помощью логического ударения выражать свое отношение к тому, что вы говорите.
Как правильно расставлять логическое ударение?
Если нужно что бы вас внимательно выслушали, то правильно расставляйте логические ударения в своей речи.
Хотите, чтобы вас внимательно выслушали?
Значит ли это, что мы можем расставлять логическое ударение произвольно, как хотим?
Конечно нет! В речи нельзя размещать логическое ударение как попало. Ни в коем случае нельзя выделять несколько слов сразу.
Сначала прочтем фразу, не произнося ее вслух. Прочли? Теперь попробуем выделить сразу несколько слов наугад.
Я поеду навестить бабушку летом.
Не правда ли, звучит очень странно. Непонятно, что именно хотел подчеркнуть говорящий:
— что он поедет в деревню, а не его сестра или мама;
— что он поедет, а не пойдет пешком к бабушке;
— что он поедет к бабушке именно летом, а не зимой.
Можно ли выделять несколько слов сразу?
Значит, логическое ударение имеет большое значение при разговоре, ответьте на уроке, выступлении, обсуждении каких-либо вопросов.
Правильное логическое ударения помогает удерживать внимание слушателей, побудить их к кому-либо действию.
Зайдите на прием в среду! Мы приглашаем больного именно в среду, а не в какой-либо другой день.
Зайдите на прием в среду. Понятно, что говорящий приглашает зайти не в гости, а именно на прием.
Зайдите на прием в среду. Говорящий побуждает больного обязательно зайти на прием.
Побуждение слушателя к действию
Логическое ударение очень важно, потому что оно помогает говорящему привлечь внимание слушателей, сконцентрировать их внимание на нужном моменте речи, убедить их в чем-либо, побудить к действию.
Теперь, когда мы познакомились с основными моментами, касающимися логического ударения, вы сможете наблюдать за опытными докладчиками и учиться у них. Вы заметите, чего можно добиться, варьируя силу логического ударения, вы увидите, что для того, чтобы донести смысл высказывания до слушателей лучше всего пользоваться разными средствами передачи логического ударения.
Умение правильно передавать логическое ударение поможет вам лучше выражать свои мысли и улучшить качество чтения.
Источник