Традиционные способы обработки экономической информации: способ сравнения, способ группировки, относительные и средние величины, балансовый способ , графический способ.
Сравнение — научный метод познания в процессе которого изучаемые явления или предмет сопоставляются с известными уже, изученными ранее, с целью определения общих черт или различий. С помощью сравнения определяются общие и специфические в экономических явлениях. Изучаются изменения в исследуемых объектах тенденций и закономерностей их развития. В экономическом анализе в сравнении используют основной или вспомогательный способ. Составление плановых и фактических показателей для оценки выполнения плана. Составление фактических показателей с нормативами, это позволяет провести контроль затрат и содействует внедрению ресурсосберегающих технологий. Сопоставление фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с деталями науки и передового опыта других предприятий (для поиска резервов). Сравнение показателей анализируемого показателя по средним показателям по району, области и т.д. Составление параллельных и динамичных рядов для изучения взаимосвязи исследуемых явлений. Сопоставление разных вариантов управленческих решений с целью выбора оптимального. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется для расчета влияния факторов и подсчета резервов.
Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.
В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства .продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.
При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:
1) определение цели анализа;
2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;
3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку;
4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы;
5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;
6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
3. Относительные и средние величины.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три—пять предыдущих лет.
Относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а во втором — уровень показателя следующего года относится к предыдущему.
Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например активной и пассивной частей основных средств, собственного и заемного капитала, основных и оборотных средств и т.д.
Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.
Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.
Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.
Средние величины характеризуют одним числом всю совокупность явлений. С их помощью можно сравнить разные совокупности объектов в разные периоды времени для выявления общих тенденций.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин (простые и взвешенные среднеарифметические, среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.), методика расчета которых детально рассматривается в общей теории статистики.
При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.
4. Балансовый способ.
Балансовый метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Но определенную роль он играет и в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.
Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их фактическое наличие. При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени. Чтобы определить обеспеченность животных кормами, разрабатывается кормовой баланс, в котором, с одной стороны, показывается плановая потребность в фураже, а с другой — его фактическое наличие. Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя (∆Yобщ = ∑∆Yxi). Если такое равенство отсутствует, это свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.
Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.
Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от точного материала график дает обобщающий положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Основные формы графиков, которые используются в АХД, -диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, круговые, линейные.
Столбиковая диаграмма – способ сравнения абсолютных величин одного и того же показателя при помощи столбиков разной величины.
Линейная диаграмма – способ изображения абсолютных и относительных величин одного и того же показателя путем кривых линий.
Круговая диаграмма – способ отражения структуры изучаемого объекта при помощи удельных весов или процентов.
Источник
Тема 3. Методы и методики экономического анализа
1. Понятие метода экономического анализа, его характерные черты.
1. Понятие метода экономического анализа, его характерные черты
Метод в широком смысле — способ исследования предмета науки. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания.
Диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии, а также учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.
Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями.
Одной из методологических черт анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т. е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция — это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам.
Использование диалектического метода в анализе означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одним из направлений методологии исследования.
Главные особенности системного подхода — это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ) и их систематизацию. Детализация (выделение составных частей) тех или других явлений проводится в той степени, которая практически необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа. Это сложная задача в АХД, которая требует от аналитика конкретных знаний сущности экономических показателей, а также факторов и причин, определяющих их развитие.
Систематизация элементов системы производится на основе изучения их взаимосвязи и взаимодействия. Это позволяет определить главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы, построить приблизительную структурно-логическую модель анализа изучаемого объекта (системы). На основе структурно-логической схемы определяются математические формы зависимости, строятся математические модели, описывающие взаимосвязь между элементами системы, определяются их параметры.
Важной методологической чертой анализа, является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, метод экономического анализа – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования организации.
2. Методики экономического анализа
Использование метода анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализа соответствует своя методика.
Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика – это собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Выделяют:
Общую методику — это система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики.
Частные методики конкретизируют общую, относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
а) задачи и формулировку целей анализа;
б) объекты анализа;
в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
д) описание способов исследования изучаемых объектов;
е) источники данных, на основании которых производится анализ;
ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);
з) технические средства и программные продукты, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;
и) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;
к) потребители результатов анализа.
В качестве важнейшего элемента методики анализа выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:
Ø первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);
Ø изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;
Ø определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;
Ø подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;
Ø обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;
Ø обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.
В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов.
Среди них можно выделить базовые (логические) способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, сопоставимости, группировки, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок и др.).
Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются методы факторного анализа (способы цепных подстановок, индексный метод, абсолютных и относительных разниц, пропорционального деления и долевого участия и т. д.).
Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т. д.
3. Логические способы обработки информации
1. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Виды сравнения, и цели, которые при этом достигаются.
1.Сопоставление фактических показателей с плановыми используется для оценки степени выполнения плана.
2.Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет осуществлять контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3.Сравнение фактических показателей с данными прошлых лет применяется для определения тенденций развития экономических процессов.
4.Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и опыта работы других предприятий, необходимо для поиска резервов.
5.Сравнение показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли.
6.Сопоставление различных вариантов управленческих решений производится с целью выбора наиболее оптимального из них.
7.Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.
В анализе различают следующие виды сравнительного анализа:
Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового.
С помощью вертикального анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики.
2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
1. В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей. Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах.
2. Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора путем пересчета стоимостных показателей на единый объем производства и реализации.
3. Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.
4. Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
5. Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины.
3. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности
Экономические явления имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т. д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.
Средние величины используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т. е. одним числом характеризует всю совокупность объектов.
4. Способы группировки. Группировка — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от задач исследования используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т. д. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т. д. Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т. д.
5. Балансовый способ в анализе служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования.
Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов.
Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Например,
В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов.
6. Использование графического способа в анализе. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.
Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
Основные формы графиков, которые используются в анализе — диаграммы (столбиковые, круговые, квадратные, линейные и др.).
По содержанию различают:
Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. Диаграмма динамики предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Линейные графики очень широко используются при изучении связей между показателями (графики связи). Графики контроля находят широкое применение в анализе при изучении сведений о ходе выполнения плана.
7. Способы табличного отражения аналитических данных
Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.
4. Основные способы факторного анализа
Каждый показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Поэтому в экономическом анализе одним из главных вопросов является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
В факторном анализе для этого используются следующие способы: цепной подстановки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмирования и др.
Выбор способов и методов факторного анализа зависит от типа факторной модели, потому как не каждый способ факторного анализа можно применить к той или иной модели.
2. Мультипликативные модели:
4. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:
и т. д.
Таблица 1 – Сфера применения основных способов факторного анализа
Источник