- Понятие логической формы мысли
- 2. Минск.Логические формы мышления.doc
- Введение
- 1 Понятие логической формы мысли
- 2 Основные формы абстрактного мышления
- Заключение
- Упражнения
- Список использованных источников
- Почему важно развивать логические формы мышления
- Что такое логическая форма мышления?
- Примеры
- Три формы
- Понятие
- Аналогия
- Умозаключение
- Индивидуальные особенности мышления
- Образно-логическое
- Абстрактно-логическое
- Словесно-логическое
- Заключение
Понятие логической формы мысли
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:12, контрольная работа
Краткое описание
Понятие — исходная форма научного познания, рационального мышления в целом. Понятие, суждение и умозаключение — это логические формы мышления. Следовательно, категория «логическая форма мышления» является родовой категорией по отношению как к понятию, так и к двум другим формам рационального познания.
Формой мышления в логике называется способ связи элементов мысли, выражающий ее структуру и содержание.
Логические формы мышления — важнейший и неотъемлемый компонент предмета логики как науки, получивший отражение даже в ее названии — формальная логика. Значение форм мышления для анализа его законов и обеспечения истинности его содержания трудно переоценить, так как факт существования форм рационального мышления является ярчайшим выражением его закономерного характера.
Содержание
Введение 3
1 Понятие логической формы мысли 4
2 Основные формы абстрактного мышления 6
Заключение 8
Упражнения 8
Список использованных источников 9
Прикрепленные файлы: 1 файл
2. Минск.Логические формы мышления.doc
Введение
Понятие — исходная форма научного познания, рационального мышления в целом. Понятие, суждение и умозаключение — это логические формы мышления. Следовательно, категория «логическая форма мышления» является родовой категорией по отношению как к понятию, так и к двум другим формам рационального познания.
Формой мышления в логике называется способ связи элементов мысли, выражающий ее структуру и содержание.
Логические формы мышления — важнейший и неотъемлемый компонент предмета логики как науки, получивший отражение даже в ее названии — формальная логика. Значение форм мышления для анализа его законов и обеспечения истинности его содержания трудно переоценить, так как факт существования форм рационального мышления является ярчайшим выражением его закономерного характера.
1 Понятие логической формы мысли
Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Логика же не ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как человек мыслит на самом деле, почему он мыслит так, а не иначе, каковы особенности мышления различных групп населения (социальных, возрастных, национальных и т.п.). Поэтому такие имеющие широкое хождение выражения, как «женская логика», «логика ребенка», «логика классовой борьбы», к проблематике логики как науки никакого отношения не имеют.
Логические формы — способы построения, выражения и связи мыслей (и частей мыслей) различного конкретного содержания, осуществляющиеся в процессе познания. Логические формы сложились в ходе общественно-исторической практики человечества, носят общечеловеческий характер, являются формами отражении действительности в мышлении и сами отражают наиболее общие черты действительности; (напр., то, что всякий предмет имеет те или иные свойства, находится в к.-л. отношениях к др. предметам, что предметы образуют классы, одни явления вызывают др. явления и т. д.). Существует целый ряд логических форм, которые изучаются в формальной логике (понятия и суждения, выводы и доказательства, определения и пр.). В познании использование той или иной логической формы определяется характером отражаемого в мышлении содержания. В языке логические формы. выражаются грамматическим строением соответствующих выражении, а также употреблением особых слов, записываемых в математической логике с помощью определенных символов. В диалектической логике логические формы изучаются с т. зр. отражения в мышлении изменчивой, развивающейся действительности и развития самого познания.
Структура мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: “Все караси — рыбы”, “Все люди смертны”, “Все бабочки — насекомые”. Содержание у них разное, а форма одна и та же: “Все S суть Р”; она включает S(субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку (“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.
Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:
1) “Если железо нагревать, то оно расширяется”;
2) “Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления”. Форма этих суждений такая: “Если S есть Р, то S есть Р1”.
2 Основные формы абстрактного мышления
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:
“Саранча опустошает поля” — простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” — сложное, состоящее из двух простых.
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:
Все металлы — вещества
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.
Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
Данное растение является однолетним.
Данное растение не является многолетним.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления’. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.
Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.
Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.
Особенности абстрактного мышления
С помощью рационального (от лат. ratio — разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:
1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).
2. Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
3. Абстрактное мышление — процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
Заключение
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Упражнения
- Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:
13 – нечетное число – суждение.
7 не делится на 3 без остатка – суждение.
Сознательный, искусственный интеллект – определение.
Париж – моя мечта – суждение.
Контролер, безбилетный – понятия.
Поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес – умозаключение (простой категорический силлогизм).
Автобус № 81 – понятие.
- Приведите собственные примеры различных форм мышления и назовите их.
Полоцк — единичное, конкретное, положительное, несобирательное, относительное, четкое понятие.
«Ни один учёный не мыслит формулами» — общеотрицательное простое суждение.
Если все металлы – химические элементы,
А все металлы – вещества,
То все вещества – химические элементы.
- Определите, является ли выражение ┐(р л ┐ р) – данная формула не является логическим законом.
Список использованных источников
- Бартон В.И. Логика. – М.: Новое знание, 2008. – 363 с.
- Берков В. Ф. Логика. — Мн.: ТетраСистемс, 1998. — 480 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 1996. 304 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
- Маслов Н.А. Логика. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 413 с.
Источник
Почему важно развивать логические формы мышления
Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности. Из всех живых существ такой способностью обладает только человек. Он способен и на другие виды интеллектуальной активности. Но другие формы отличаются хаотичностью и стихийностью.
Логическое мышление отличается тем, что строится на строгих принципах и законах. Если человек желает развить свои способности к логическому мышлению, ему придется освоить определенный инструментарий.
В статье описаны формы и виды логического мышления.
Что такое логическая форма мышления?
Чтобы понять сущность логической формы мышления, необходимо разобраться с определением «форма мышления». Форма составляет фундаментальную часть понимания. Поэтому есть смысл остановиться на ней более детально.
Многим знаком и другой тип мышлений – абстрактный. На практике люди часто путают логическое и абстрактные типы мышления. Разница между ними базируется на характере логического мышления.
Логическое мышление – это не врожденный навык. Его можно развивать. Если приложить к этому процессу достаточно усилий и времени, то результат непременно порадует.
Курс философии учит, что любой предмет имеет форму и содержание. Эти два параметра одного предмета тесно взаимодействуют между собой. А содержание представляет собой группу процессов или элементов, которые также постоянно взаимодействуют между собой.
Яркий пример — процессы в организме человека. Например, процесс пищеварения состоит из группы процессов. Каждый элемент в рамках этого процесса имеет стадию развития, роста, зарождения или увядания. Это и есть содержание жизни. А форма – это метод связи этих процессов между собой, заключающих в себя содержания.
Способы связи элементов и процессов у каждого живого существа отличаются. Их разность создает картину разнообразия форм живых существ на Земле. Наряду с этими элементами, логическое мышление тоже имеет свою форму и содержание. Но логическое мышление от остальных форм имеет принципиальное отличие – оно не имеет собственного содержания. В других формах жизни содержание находится внутри самой формы.
Логическое мышление носит отражательный характер – его содержимое формируется из внешних данных. Внешние данные – это информация из действительности. Иными словами, содержание логического мышления – это отражение действительности человека. Богатство и разнообразие логического мышления человека зависит от содержимого его окружающей действительности.
Содержание логического мышления проявляется как знания об окружающей среде. Эти знания могут быть примитивными – обыденное мышление человека или рефлексивно-теоретическими — имеющие научное происхождение. Вторая категория есть высшее орудие человека в ориентировании в этом мире.
Форму логического мышления можно представить себе как структуру мыслей, их способ связи между собой. Содержания могут быть разными, но формы в этом плане схожи между собой. Получая информацию извне, например, читая книгу или журнал, человек способен отслеживать за ходом изложения информации. Но есть ли у него способность отличать логическую форму мыслей? Это уже задача непростая.
Пример – один из чеховских героев. Его логика отказывалась принимать сходство таких двух утверждений как «Все лошади употребляют овес» и «Волга приливает в Каспий». Утверждения очень простые и на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Но если смотреть с точки зрения логического мышления, то становится понятно, что оба выражения построены по единому принципу – это утверждение фактов. Этот параметр объединяет эти два выражения.
Узнайте о позитивном мышление здесь, а как научиться позитивно мыслить — переходите по ссылке.
Примеры
Чтобы упростить понимание, рассмотрим три разных утверждения. Пусть они звучат так:
- все люди – разумные существа;
- все планеты – это небесные тела;
- все треугольники – геометрические фигуры.
Эти фразы не имеют ничего общего по содержанию. Их сходство заключается в их форме. Они построены по одной схеме: утверждение – все предметы «Н» — это явление «М». Эта схема – чистая форма логического мышления. Ее можно заполнять любым содержанием.
Например: «Все коты – домашние животные», «Все школьники — несовершеннолетние» и так далее. Содержание меняется как угодно, но при этом, форма остается во всех фразах одинаковой.
Из этих принципов иногда логику называют еще формальной логикой.
Три формы
Выделяют следующие формы мышления:
Эти категории также не является собственным продуктом логического мышления, как и его содержимое. Они имеют происхождение от окружающей действительности. Рассмотрим более детально некоторые виды формы.
Понятие
Понятие – это мысль, содержащая в себе признаки предметов и явлений. Обычно логическое мышление выделяет общие, отличительные признаки предметов. Например, «сумка – аксессуар к одежде и функциональный предмет», «гаджеты – способ связи с миром и устройство получения информации» и так далее.
Понятие, как вид мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это выстраивается относительно к обобщающим признакам предметов, а не к самим предметам. Для выражения связи между предметами, явлениями или их признаками применяется суждение.
Суждение бывает двух видов:
А также суждение может носить характер частного, единичного или общего. Если рассмотреть в примерах, то это выглядит так:
- «Все студенты пропустили занятия по философии» — это общее суждение. Его отличительный признак – суждение о группе предметов или явлений.
- «Некоторые студенты пропустили занятия по философии» — это частное суждение, так как относится к части предметов и явлений одного понятия.
- «Сократ – великий мыслитель» — это единичное суждение, так как направлено на конкретное понятие.
Понятие, как форма логики объясняется на видео:
Аналогия
Аналогия представляет собой метод переноса знаний об одном предмете на другой. Обычно оба предмета имеют схожие параметры. Типичная направленность аналогий – от частного к общему.
По методу аналогии в науке рождаются гипотезы. Но принцип аналогии срабатывает не со всеми предметами. Этот метод отлично подходит для смены точки зрения и для более глубокого познания неизвестных предметов и явлений. Многие открытия в области аэродинамики обязаны методу аналогий.
Умозаключение
Выделяются два вида умозаключения:
Умозаключение состоит из двух элементов: исходное суждение и заключение. Исходное суждение целенаправленно двигается в сторону заключения. При индуктивном способе мысль берет начало от частного и развивается в направлении общего, а при дедуктивном способе наоборот – суждения о конкретном на фоне общих законов и правил.
Пример дедуктивного суждения: «Всякая сладкая пища дает побочный результат в виде лишнего веса. Виноград имеет сладкий вкус. Есть виноград – употреблять сладкое. Следовательно, виноград приводит к лишнему весу».
Особый тип дедуктивного умозаключения – это силлогизмы. С помощью силлогизмов объединяются два разных посыла общего и частного характера и порождают новое суждение.
Пример умозаключения смотрите на видео:
Индивидуальные особенности мышления
Наряду с остальными психическими процессами, логическое мышление человека имеет грани индивидуальности. Индивидуальные отличия обычно существенные и выражаются в разности следующих параметров:
- Широта и глубина ума – способность к познавательной деятельности, наличие любознательности, наличие глубоких знаний. Глубина ума позволяет проникать в суть сложных вопросов и явлений, умение разглядывать существенные вещи там, где другие ничего не увидят. Глубина ума заставляет человека самостоятельно строить причинно-следственные связи, прогнозировать дальнейшее.
- Гибкость мышления – способность освобождаться от оков прошлого опыта, умение перенимать новые идеи и менять свои точки зрения.
- Способность ума к критике – умение к объективной оценке чужих мыслей и идей. Критический подход также распространяется к собственным идеям и мыслям. Такой человек не считает свое мнение истиной последней инстанции.
- Быстрота реакции ума – умение быстро сориентироваться в неизвестных ситуациях и обстоятельствах. Это возможно при наличии достаточных знаний и при определенной степени натренированности ума. В целом, темпы психической деятельности носят индивидуальный характер. Важно уметь отличать быстроту ума от торопливости. Торопливость – это когда человек не способен сосредоточиться на задаче длительное время.
- Самостоятельность – способность мышления ставить новые задачи, находить новые решения и ответы на вопросы без помощи других людей.
Эти признаки индивидуальны у каждого человека и имеют свойство меняться в зависимости от обстоятельств окружающей среды, от возраста человека и т.д.
Об индивидуальных способностях человека смотрите на видео:
Наука выделяет следующие виды логического мышления:
Рассмотрим каждый вид более детально.
Образно-логическое
Другое название – наглядно-образное мышление. Такой вид логического мышления строится, опираясь на визуальные образы. Развитие берет начало с детского возраста. Взрослый человек с образно-логическим типом мышления любит применять на работе разные таблицы, диаграммы или инфо-графику.
Абстрактно-логическое
Абстрактно-логическое мышление опирается на несуществующие категории. Это уникальная способность, предполагающая анализ и моделирование абстрактной ситуации так же, как и с конкретными объектами и ситуациями.
Развитие этого типа мышления открывает перед человеком новые горизонты и помогает находить решения из самых тупиковых ситуаций.
Словесно-логическое
Словесно-логическое мышление базируется на речевых функциях человека. Это вид, для которого характерно использование понятий логических конструкций и понятия. Применение этого типа мышления позволяет человеку выводить закономерности явлений и обобщение новой информации.
Этот вид мышления развивается поэтапно: индивид сначала учится мыслить, затем учится анализировать собственные мысли (уже с дошкольного возраста).
Как развить у ребенка данные виды мышления показано на видео:
Заключение
Мыслительный процесс человека представляет собой сложнейшую структуру, в которой происходят не менее сложные явления. Но наука уже имеет четкое представление о базовых явлениях и закономерностях. Так, можно с уверенностью сказать, что понятие, суждение и умозаключение – три формы мышления активно используются каждым человеком. В одном случае это происходит сознательно (рационально), в другом случае – бессознательно.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник