Логические парадоксы способствуют дальнейшей выработке эффективных способов
Продолжаю
Рассел потратил 10 лет на решение, попробуйте и Вы.
Я рассмотрю здесь первый вариант парадокса (Некто говорит: «Я лгу»)
Итак, предполагается, что человек одновременно говорит правду и ложь, что нарушает закон противоречия (я имею в виду формальную логику, а не различные варианты восточных логик). Есть ли выход из тупика?
Такие авторы, как математик и логик Паршин (см. Паршин А.Н. Размышления над теоремой Геделя // Вопросы философии. 2000. N 6. – С. 92-109), опираясь, в свою очередь, на известнейшего лингвиста XX в. Э. Бенвениста (все языковеды обучаются по его Курсу общей лингвистике; она доступна в Интернете) и других (Дж. Остин), говорят, что есть.
Давайте еще раз обратимся к определению суждения в логике. Суждение (которое выражается в языковой форме высказывания, предложения) есть раскрытие связи между предметами и их признаками; утверждения или отрицания отношения между предметами, или факта их существования. По качеству различают: обще-, частно- и единично- утвердительные и отрицательные суждения. Они характеризуются как истинные и ложные.
Но кроме них, существуют перформативные (performance – действие, поступок) высказывания, СМЫСЛ которых не в утверждении или отрицании ЧЕГО-ЛИБО (все кошки ночью серые; Лондон – столица Парижа; некоторые неметаллы не твердые), а в том, о чем они говорят; иначе говоря, их смысл кроется в самом высказывании. Такие выражения, как «Я лгу», «Я говорю», «Я клянусь», «Я извиняюсь», «Я завещаю» и т.п. – не относятся ни к какому объекту, их смысл в произнесении речевого действия. Это акт вербального действия. В рассматриваемом парадоксе «Я лгу» означает не более не менее, чем «Я нечто говорю», но ведь так оно и есть! И тут нет никакой истинности/ложности. А вот, к примеру, высказывание «Он лжет» может оцениваться по этому критерию, поскольку тут утверждается ОТНОШЕНИЕ, СВЯЗЬ между предметами и действиями.
Вообще говоря, парадоксы показывают ограничения возможностей логики и ограничения нашего языка, для их решения надо выйти за пределы формальной логики (решения некоторых парадоксов предполагают обращение к здравому смыслу, к психологии и т.д.). И уж поверьте, ни один парадокс не стоит того, чтобы за него отдавать свой разум или жизнь.
Жду Ваших примеров парадоксов, предложений по их решению, да и в целом по проблемам логики!! Думать — это ведь так интересно и увлекательно!
Источник
Тесты по логике с ответами часть 2
Привет, Вы узнаете про тесты по логике, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое тесты по логике , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Логика. Кликните на вариант (или варианты ответов), если он правильный — то будет подсвечен зеленым цветом и вам будет зачислено пару монеток, а если неверный — то красным и будет снята монетка. Удачи в прохождении онлайн теста!
Ответы внизу статьи или делай лучше сам, не подсматривая ответы
70. Логику необходимо изучать для того, чтобы:
- 1) побеждать в любых спорах
- 2)* доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок
- 3) уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами
71. Логическая культура – это:
- 1) врожденная привычка мыслить правильно
- 2) умение выражать мысли в ясной и отчетливой форме и на этой основе приобретать новые мысли
- 3) умение говорить красиво
- 4)* элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы, рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определенную систему имеющиеся знания
72. Логическая константа – это:
- 1) форма рассуждения
- 2) * выражение, сохраняющее свое значение в любом рассуждении
- 3) знак препинания в рассуждении
73. Логическая ошибка – это:
- 1) неправильное, специально искаженное знание
- 2)* мыслительное заблуждение, вызванное нарушениями законов логики
- 3) фальсификация, ложь
- 4) недостаточно доказанное знание
74. Логическая схема рассуждения – это:
- 1)* сторона рассуждения, не зависящая от конкретного содержания, но служащая для связи, упорядочения и преобразования его элементов
- 2) внешнее очертание, наружный вид рассуждения
- 3) способ существования содержания
75. Логические законы:
- 1) * это – требования, нормы, которым должно подчиняться наше мышление
- 2) ставят целью изобразить, как совершается мышление
- 3) дают нам истинное знание при любых обстоятельствах
76. Логические парадоксы :
- 1) являются досадным недоразумением
- 2) свидетельствуют о принципиальной невозможности постижения мира
- 3)* способствуют дальнейшей выработке эффективных способов постижения и объяснения действительности
- 4) публикуются на сайте интеллект.исю
77. Логический аргумент, применяемый, когда речь идет не о тезисе, а о личностных характеристиках человека, его высказывающего:
- 1) аргумент к авторитету
- 2) * аргумент к личности
- 3) аргумент к публике
- 4) аргумент к насилию
- 5) аргумент к тщеславию
78. Логический закон, нарушенный в приведенном диалоге:«Учитель: надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради.Том: Я тоже на это надеюсь» —
- 1)* закон тождества
- 2) закон противоречия
- 3) закон исключенного третьего
- 4) закон достаточного основания
79. Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке:
- 1) закон тождества
- 2) закон противоречия
- 3) закон исключенного третьего
- 4)* закон достаточного основания
«Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.
— А ваша мать болела артритом? – спросил врач.
— Нет.
— А отец?
— Тоже не болел.
— Нет у вас артрита, — заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений» —
80. Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке:
- 1)* закон тождества
- 2) закон противоречия
- 3) закон исключенного третьего
- 4) закон достаточного основания
«Однажды падишах спросил Бирбала:
— Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре?
— Ничего не останется, — ответил Бирбал.
— Как это ничего? – удивился падишах.
— А так, — ответил Бирбал, — если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» —
81. Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи» —
- 1) * закон тождества
- 2) закон противоречия
- 3) закон исключения третьего
- 4) закон достаточного основания
82. Л.Фейербах говорил, что:
- 1) логика — это медицина ума
- 2)* логика — это бог мыслящих
- 3) логика — это умение правильно мыслить
- 4) логика — это культура размышления
- 5) логика это когда логично
83. Любое понятие имеет:
85. Метод исследования причинных связей, примененный в следующем случае: «Исследуя условные рефлексы, академик И.П.Павлов установил, что, если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса» —
- 1) метод сходства
- 2)* метод различия
- 3) соединенный метод сходства и различия
- 4) метод остатков
- 5) метод сопутствующих изменений
86. Мнемоническая схема, помогающая понять отношения между суждениями:
- 1)* логический квадрат
- 2) логический круг
- 3) логический ромб
- 4) логический треугольник
87. Мыслитель, считавший, что логика — это наука о методах «доказательства и опровержения»:
88 . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Наиболее значимая функция логики для человека:
- 1) * логика помогает правильно мыслить
- 2) логика воспитывает культуру ума
- 3) логика позволяет не совершать ошибки в мышлении
- 4) логика позволяет отличать правильное от ложного
- 5) логикапомагает зарабатывать
89. Непреднамеренные логические ошибки чаще всего называются:
- 1) парадоксами
- 2) максимами
- 3) * паралогизмами
- 4) софизмами
- 5) категориями
90. Одним из условий правильной дискуссии является приведение достаточных фактов и доводов. Это условие называется:
- 1) размышлением
- 2) доказательством
- 3)* аргументацией
- 4) интуицией
91. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, возможна ли истинность третьего суждения:Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике.Ни один студент 1 курса зачет по логике досрочно не сдавал.
92. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинным оба суждения:Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике.Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились.
93. Определение «Философы – это люди, которые занимаются философией» является:
- 1) двусмысленным
- 2) * круговым
- 3) узким
- 4) широким
- 5) философским
94. Определите вид индуктивного умозаключения:«Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенческой конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные – на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции».
- 1)* полная индукция
- 2) неполная индукция
- 3) частичная индукция
95. Определите вид индуктивного умозаключения: «Известно, что все студенты 1, 3 и 8 группы 1-го курса явились на сессию. Значит, на сессию явились все студенты 1-го курса».
- 1)* неполная индукция
- 2) полная индукция
- 3) частичная индукция
96. Определите вид индуктивного умозаключения: «Н. обратилась в полицию и заявила, что после восьми вечера четверо неизвестных встретили ее сына, ученика 11-го класса, побили, отобрали телефон и исчезли. Позже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ».
- 1) неполная индукция
- 2) * полная индукция
97. Определите вид индуктивного умозаключения: «Володя вчера опоздал на встречу с президентом, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Володя всегда и везде опаздывает».
- 1) * неполная индукция
- 2) полная индукция
98. определите вид следующего понятия — «философское произведение Сократа»:
99. Определите, можно ли получить заключение «Все билеты на спектакль были распроданы» с помощью полной индукции:
100. Определите, можно ли получить заключение «Все военнослужащие принимают присягу» с помощью полной индукции:
101. Определите, можно ли получить заключение «Всем учащимся школы была сделана прививка» с помощью полной индукции:
102. Определите, можно ли получить заключение «Всю неделю стояла жаркая погода» с помощью полной индукции:
103. Определите, можно ли получить заключение «Май холодный – год хлебородный» с помощью полной индукции:
104. Определите фигуру силлогизма: Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают а поликлинике. Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование.
- 1) 2 фигура
- 2) 1 фигура
- 3)* 3 фигура
- 4) 4 фигура
105. Определите фигуру силлогизма: Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде. Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода. Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.
- 1)* 3 фигура
- 2) 1 фигура
- 3) 2 фигура
- 4) 4 фигура
106. Определите фигуру силлогизма: Ни одно цветковое растение не размножается спорами. Папоротники размножаются спорами. Папоротники не суть цветковые растения.
- 1) 1 фигура
- 2) * 2 фигура
- 3) 3 фигура
- 4) 4 фигура
107. Определите фигуру силлогизма: Страусы не могут летать. Страусы суть птицы. Следовательно, некоторые птицы не могут летать.
- 1) 1 фигура
- 2) * 3 фигура
- 3) 2 фигура
- 4) 4 фигура
108. Определите вид логического закона: «Всякая мысль может быть признана истинной тогда и только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована».
- 1) закон тождества
- 2) закон противоречия
- 3) закон исключения третьего
- 4)* закон достаточного основания
109. Определите вид понятия «инспектор»:
110. Определите вид понятия «Солнце»:
111. Определите вид суждения: «Некоторые страны имеют однопартийную систему».
- 1) экзистенциальное
- 2) реляционное
- 3) * атрибутивное
112. Определите вид суждения: «Ничего не существует беспричинно».
- 1) * экзистенциальное
- 2) реляционное
- 3) атрибутивное
113. Определите вид суждения: «Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа».
- 1) экзистенциальное
- 2) * реляционное
- 3) атрибутивное
114. Определите вид суждения по квадрату: «В здоровом теле здоровый дух».
- 1) суждение Е. Ни одно S не суть Р
- 2)* суждение А. Все S суть Р
- 3) суждение I. Некоторые S суть Р
- 4) суждение О. Некоторые S не суть Р
115. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».
- 1) суждение I. Некоторые S суть Р
- 2) суждение А. Все S суть Р
- 3) суждение Е. Ни одно S не суть Р
- 4)* суждение О. Некоторые S не суть Р
116. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем».
- 1) * суждение I. Некоторые S суть Р
- 2) суждение А. Все S суть Р
- 3) суждение О. Некоторые S не суть Р
- 4) суждение Е. Ни одно S не суть Р
117. Основная цель любого спора, дискуссии:
- 1) консенсус
- 2) извлечение выгод
- 3) борьба
- 4)* согласие
- 5) уничтожение оппонента
118. Основным предметом логики являются:
- 1) способы, средства, приемы правильного познания мира
- 2) принципы познания и познавательного отношения человека к миру
- 3)* формы мысли и связи между ними
- 4) паралогизмы , софизмы , применяемые человеком
119. Отметьте, как в структуре умозаключения называются суждения, из которых вытекает другое суждение:
120. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение:«Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными —
- 1) подчинения
- 2) противоречия
- 3)* частичной совместимости
- 4) противоположности
121. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным» —
- 1) * противоречия
- 2) противоположности
- 3) подчинения
- 4) частичной совместимости
122. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение:«Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности
частных суждений истинность общих не обязательна» —
- 1) * подчинения
- 2) противоречия
- 3) противоположности
- 4) частичной совместимости
123. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными» —
- 1) подчинения
- 2) противоречия
- 3)* противоположности
- 4) частичной совместимости
124. Отношения между понятиями изображаются:
- 1) круговыми схемами Аристотеля
- 2) круговыми схемами Пейджера
- 3)* круговыми схемами Эйлера
- 4) круговыми схемами Бойлера
125. Отношения между понятиями:
А дочка
В внучка
С женщина (лицо женского пола)
— изображаются следующей схемой:
126. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой:
127. Отображенное в нашем сознании множество (класс) предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии, называется его ……..
Напишите ответ:
128. Отображенная в нашем сознании совокупность свойств, признаков и отношений предметов, ядром которой являются отличительные существенные свойства, признаки и отношения, называется …….. понятия.
Напишите ответ:
129. «Отцом» логики как науки считается…
- 1) Сократ
- 2) Г.В.Лейбниц
- 3) Демокрит
- 4) Анаксимандр
- 5) * Аристотель
- 6) Платон
- 7) И.Кант
- 8) Сайт intellect.icu
130. Ошибка, совершенная в умозаключении:А. Материя вечна.В. Ткань — материя.Вывод: Ткань вечна —
- 1) подмена тезиса
- 2) чрезмерное доказательство
- 3) ложное основание
- 4)* учетверение термина
- 5) ошибки в определении понятий
131. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в дискуссии:
- 1) применение многозначных понятий
- 2)* неопределение понятий
- 3) недостаточное определение понятий
- 4) использование наукообразных понятий
132. Парадокс: «Парикмахер брееет только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами; должен ли он брить самого себя?» — называется ………
Подумайте и напишите ответ:
133. Под логической формой понимают:
- 1) определенный порядок, в котором высказываются те или иные мысли
- 2)* способ организации или способ связи входящих в состав конкретной мысли ее элементов
- 3) способ изложения мыслей
134. Понятие, большее по объему, называется:
135. Понятие, обладающее наибольшим объемом: «адвокат», «адвокат Иванов», «прокурор», «юрист» —
- 1)* юрист
- 2) адвокат
- 3) прокурор
- 4) адвокат Иванов
136. Понятие – это:
- 1) это слово или словосочетание
- 2)* форма мышления
- 3) истинный тезис
- 4) некий предмет
137. Понятие – это:
- 1) правильная мысль о предмете или явлении
- 2) любое суждение о предмете или явлении
- 3)* обобщенная мысль о существенных признаках предмета
- 4) определенное слово, применяемое человеком
138. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:
- 1) подчинения
- 2) пересечения
- 3) определения
- 4) деления
- 5) исключения
- 6)* соподчинения
139. Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются:
- 1) несовместимыми
- 2) * совместимыми
- 3) соподчиненными
140. Последовательность связанных по определенным правилам мыслей, при помощи которой мы порождаем новые мысли или обосновываем уже известные, называется ……..
Напишите ответ:
141. Последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам называется …….. мышлением
Напишите ответ:
142. По шоссе (см. рисунок) движется междугородный автобус. Определите, куда он направляется:
143. Правила силлогизма, нарушаемые модусом АIА:
- 1)* если одна из посылок есть суждение частное, то и заключение будет частным
- 2) модус правильный
- 3) из двух отрицательных посылок заключение не следует
- 4) из двух частных суждений заключение не следует
- 5) средний термин ни в одной из посылок не распределен
144. Правила силлогизма, нарушаемые модусом ОЕI:
- 1) если одна из посылок есть суждение частное, то и заключение должно быть частным
- 2) из двух частных суждений нельзя сделать заключение
- 3)* из двух отрицательных суждений нельзя заключение
- 4) если одна из посылок отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным
- 5) модус правильный
145. Правильность умозаключения зависит прежде всего от:
- 1) умения человека мыслить
- 2)* истинности исходных посылок
- 3) достаточности аргументов и фактов
- 4) знания методов избегания комплексных ошибок
146. Право – область:
- 1)* формального поведения
- 2) неформального поведения
- 3) антиформального поведения
147. Правовое общество – это общество, в котором максимально широко распространено:
- 1)* формальное поведение
- 2) неформальное поведение
- 3) антиформальное поведение
148. Предложение «Прощай, свободная стихия!»:
- 1)* не выражает суждение
- 2) выражает суждение
149. Предложение «Что яростной толпе сраженный гладиатор?»:
- 1) выражает суждение
- 2) * не выражает суждение
Ответы к тестам
См. также
Надеюсь, эта статья об тесты по логике, была вам интересна и не так слона для восприятия как могло показаться, удачи в ваших начинаниях! Надеюсь, что теперь ты понял что такое тесты по логике и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Логика
Источник