Логическая форма это способ изложения мыслей

Логическая форма это способ изложения мыслей

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 562
  • КНИГИ 658 289
  • СЕРИИ 25 239
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 502

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.

Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.

Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.

Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и сред­ство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходи­мо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданийнепременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Читайте также:  Способ получения коллоидного раствора

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Источник

Логические формы изложения

При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения. К основным логическим приемам формирования понятий относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Полный образ создается в результате соединения этих отдельных признаков. Синтез – это мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или же его признаков, которые были получены в результате анализа.

Сравнение – это логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Обобщение – это мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.

При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики. Приведем основные из них.

1. Закон тождества – это логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.

2. Закон противоречия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – это высказывания, одно из которых является отрицанием другого. Можно сделать вывод, что ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным.

3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка этого закона: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.

При объединении закона исключенного третьего и закона противоречия формулируется положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. нет третьего высказывания (третьего не дано).

4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Оратор обязан обосновывать каждое свое утверждение.

Приемы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты и т. д. Использование этих приемов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.

С точки зрения логических принципов к приемам изложения относятся дедукция, индукция и аналогия.

Дедукция – это переход от общего к частному. В этом случае изложение будет построено так: от общих положений и правил оратор будет переходить к частным, конкретным понятиям.

Изложение может быть построено следующим образом: оратор начинает с новых фактов, примеров, а затем постепенно переходит к общему важному выводу. В этом случае мы сталкиваемся с индукцией.

Помимо индукции и дедукции, используется еще один прием изложения и объяснения – аналогия. Умозаключение по аналогии получается следующим образом: знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, объекта, переносится на менее изученный, но сходный по существенным качествам и свойствам объект. Умозаключения, полученные путем аналогии, являются одними из источников научных гипотез.

Существуют определенные правила использования аналогии:

1) аналогия верна при условии, что два предмета, объекта или явления имеют общие существенные признаки;

2) если уподобляются два предмета или события, необходимо принимать во внимание и их отличия друг от друга.

23. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи

Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:

2) темы выступления;

3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;

4) слушательскую аудиторию.

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

2) конкретизация целей высказывания;

3) изучение материала по теме;

4) подготовка выступления в развернутом виде;

5) завершение речи (подведение итогов);

6) полное владение материалом.

Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

Читайте также:  Схема технологической линии производства сметаны резервуарным способом

Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).

В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.

В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.

Источник

Почему важно развивать логические формы мышления

Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности. Из всех живых существ такой способностью обладает только человек. Он способен и на другие виды интеллектуальной активности. Но другие формы отличаются хаотичностью и стихийностью.

Логическое мышление отличается тем, что строится на строгих принципах и законах. Если человек желает развить свои способности к логическому мышлению, ему придется освоить определенный инструментарий.

В статье описаны формы и виды логического мышления.

Что такое логическая форма мышления?

Чтобы понять сущность логической формы мышления, необходимо разобраться с определением «форма мышления». Форма составляет фундаментальную часть понимания. Поэтому есть смысл остановиться на ней более детально.

Многим знаком и другой тип мышлений – абстрактный. На практике люди часто путают логическое и абстрактные типы мышления. Разница между ними базируется на характере логического мышления.

Логическое мышление – это не врожденный навык. Его можно развивать. Если приложить к этому процессу достаточно усилий и времени, то результат непременно порадует.

Курс философии учит, что любой предмет имеет форму и содержание. Эти два параметра одного предмета тесно взаимодействуют между собой. А содержание представляет собой группу процессов или элементов, которые также постоянно взаимодействуют между собой.

Яркий пример — процессы в организме человека. Например, процесс пищеварения состоит из группы процессов. Каждый элемент в рамках этого процесса имеет стадию развития, роста, зарождения или увядания. Это и есть содержание жизни. А форма – это метод связи этих процессов между собой, заключающих в себя содержания.

Способы связи элементов и процессов у каждого живого существа отличаются. Их разность создает картину разнообразия форм живых существ на Земле. Наряду с этими элементами, логическое мышление тоже имеет свою форму и содержание. Но логическое мышление от остальных форм имеет принципиальное отличие – оно не имеет собственного содержания. В других формах жизни содержание находится внутри самой формы.

Логическое мышление носит отражательный характер – его содержимое формируется из внешних данных. Внешние данные – это информация из действительности. Иными словами, содержание логического мышления – это отражение действительности человека. Богатство и разнообразие логического мышления человека зависит от содержимого его окружающей действительности.

Содержание логического мышления проявляется как знания об окружающей среде. Эти знания могут быть примитивными – обыденное мышление человека или рефлексивно-теоретическими — имеющие научное происхождение. Вторая категория есть высшее орудие человека в ориентировании в этом мире.

Форму логического мышления можно представить себе как структуру мыслей, их способ связи между собой. Содержания могут быть разными, но формы в этом плане схожи между собой. Получая информацию извне, например, читая книгу или журнал, человек способен отслеживать за ходом изложения информации. Но есть ли у него способность отличать логическую форму мыслей? Это уже задача непростая.

Пример – один из чеховских героев. Его логика отказывалась принимать сходство таких двух утверждений как «Все лошади употребляют овес» и «Волга приливает в Каспий». Утверждения очень простые и на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Но если смотреть с точки зрения логического мышления, то становится понятно, что оба выражения построены по единому принципу – это утверждение фактов. Этот параметр объединяет эти два выражения.

Узнайте о позитивном мышление здесь, а как научиться позитивно мыслить — переходите по ссылке.

Примеры

Чтобы упростить понимание, рассмотрим три разных утверждения. Пусть они звучат так:

  1. все люди – разумные существа;
  2. все планеты – это небесные тела;
  3. все треугольники – геометрические фигуры.

Эти фразы не имеют ничего общего по содержанию. Их сходство заключается в их форме. Они построены по одной схеме: утверждение – все предметы «Н» — это явление «М». Эта схема – чистая форма логического мышления. Ее можно заполнять любым содержанием.

Например: «Все коты – домашние животные», «Все школьники — несовершеннолетние» и так далее. Содержание меняется как угодно, но при этом, форма остается во всех фразах одинаковой.

Из этих принципов иногда логику называют еще формальной логикой.

Три формы

Выделяют следующие формы мышления:

Эти категории также не является собственным продуктом логического мышления, как и его содержимое. Они имеют происхождение от окружающей действительности. Рассмотрим более детально некоторые виды формы.

Читайте также:  Карталин способ применения мазь при псориазе

Понятие

Понятие – это мысль, содержащая в себе признаки предметов и явлений. Обычно логическое мышление выделяет общие, отличительные признаки предметов. Например, «сумка – аксессуар к одежде и функциональный предмет», «гаджеты – способ связи с миром и устройство получения информации» и так далее.

Понятие, как вид мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это выстраивается относительно к обобщающим признакам предметов, а не к самим предметам. Для выражения связи между предметами, явлениями или их признаками применяется суждение.

Суждение бывает двух видов:

А также суждение может носить характер частного, единичного или общего. Если рассмотреть в примерах, то это выглядит так:

  1. «Все студенты пропустили занятия по философии» — это общее суждение. Его отличительный признак – суждение о группе предметов или явлений.
  2. «Некоторые студенты пропустили занятия по философии» — это частное суждение, так как относится к части предметов и явлений одного понятия.
  3. «Сократ – великий мыслитель» — это единичное суждение, так как направлено на конкретное понятие.

Понятие, как форма логики объясняется на видео:

Аналогия

Аналогия представляет собой метод переноса знаний об одном предмете на другой. Обычно оба предмета имеют схожие параметры. Типичная направленность аналогий – от частного к общему.

По методу аналогии в науке рождаются гипотезы. Но принцип аналогии срабатывает не со всеми предметами. Этот метод отлично подходит для смены точки зрения и для более глубокого познания неизвестных предметов и явлений. Многие открытия в области аэродинамики обязаны методу аналогий.

Умозаключение

Выделяются два вида умозаключения:

Умозаключение состоит из двух элементов: исходное суждение и заключение. Исходное суждение целенаправленно двигается в сторону заключения. При индуктивном способе мысль берет начало от частного и развивается в направлении общего, а при дедуктивном способе наоборот – суждения о конкретном на фоне общих законов и правил.

Пример дедуктивного суждения: «Всякая сладкая пища дает побочный результат в виде лишнего веса. Виноград имеет сладкий вкус. Есть виноград – употреблять сладкое. Следовательно, виноград приводит к лишнему весу».

Особый тип дедуктивного умозаключения – это силлогизмы. С помощью силлогизмов объединяются два разных посыла общего и частного характера и порождают новое суждение.

Пример умозаключения смотрите на видео:

Индивидуальные особенности мышления

Наряду с остальными психическими процессами, логическое мышление человека имеет грани индивидуальности. Индивидуальные отличия обычно существенные и выражаются в разности следующих параметров:

  • Широта и глубина ума – способность к познавательной деятельности, наличие любознательности, наличие глубоких знаний. Глубина ума позволяет проникать в суть сложных вопросов и явлений, умение разглядывать существенные вещи там, где другие ничего не увидят. Глубина ума заставляет человека самостоятельно строить причинно-следственные связи, прогнозировать дальнейшее.
  • Гибкость мышления – способность освобождаться от оков прошлого опыта, умение перенимать новые идеи и менять свои точки зрения.
  • Способность ума к критике – умение к объективной оценке чужих мыслей и идей. Критический подход также распространяется к собственным идеям и мыслям. Такой человек не считает свое мнение истиной последней инстанции.
  • Быстрота реакции ума – умение быстро сориентироваться в неизвестных ситуациях и обстоятельствах. Это возможно при наличии достаточных знаний и при определенной степени натренированности ума. В целом, темпы психической деятельности носят индивидуальный характер. Важно уметь отличать быстроту ума от торопливости. Торопливость – это когда человек не способен сосредоточиться на задаче длительное время.
  • Самостоятельность – способность мышления ставить новые задачи, находить новые решения и ответы на вопросы без помощи других людей.

Эти признаки индивидуальны у каждого человека и имеют свойство меняться в зависимости от обстоятельств окружающей среды, от возраста человека и т.д.

Об индивидуальных способностях человека смотрите на видео:

Наука выделяет следующие виды логического мышления:

Рассмотрим каждый вид более детально.

Образно-логическое

Другое название – наглядно-образное мышление. Такой вид логического мышления строится, опираясь на визуальные образы. Развитие берет начало с детского возраста. Взрослый человек с образно-логическим типом мышления любит применять на работе разные таблицы, диаграммы или инфо-графику.

Абстрактно-логическое

Абстрактно-логическое мышление опирается на несуществующие категории. Это уникальная способность, предполагающая анализ и моделирование абстрактной ситуации так же, как и с конкретными объектами и ситуациями.

Развитие этого типа мышления открывает перед человеком новые горизонты и помогает находить решения из самых тупиковых ситуаций.

Словесно-логическое

Словесно-логическое мышление базируется на речевых функциях человека. Это вид, для которого характерно использование понятий логических конструкций и понятия. Применение этого типа мышления позволяет человеку выводить закономерности явлений и обобщение новой информации.

Этот вид мышления развивается поэтапно: индивид сначала учится мыслить, затем учится анализировать собственные мысли (уже с дошкольного возраста).

Как развить у ребенка данные виды мышления показано на видео:

Заключение

Мыслительный процесс человека представляет собой сложнейшую структуру, в которой происходят не менее сложные явления. Но наука уже имеет четкое представление о базовых явлениях и закономерностях. Так, можно с уверенностью сказать, что понятие, суждение и умозаключение – три формы мышления активно используются каждым человеком. В одном случае это происходит сознательно (рационально), в другом случае – бессознательно.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник

Оцените статью
Разные способы