Логическая форма это определенный способ связи элементов мысли

Тема 2. Логические формы мысли План

Понятие логической формы мысли…………………………………. 3

Основные формы абстрактного мышления. …………………………4

Понятие логической формы мысли.

Логика (древнегреч. logos — «слово», «мысль», «понятие») это наука о фор­мах, законах и операциях мышления.

Объектом исследования логики является мышление. Логика, буду­чи фило­софской наукой, изучает формы выражения мыслей и формы развития знания, особые приемы и методы познания, а также особые законы и операции мышле­ния.

Предметом изучения логики являются формы мышления (отсюда название — «формальная логика»), а также законы и операции мышления.

Различные по своему содержанию мысли могут иметь сходный внешний вид, они могут совпадать по своей ло­гической форме, структуре.

Логическая форма мысли – это строение данной мысли, ее структура, способ связи ее составных частей. Логическая форма не зависит от конкретного со­держания, но служит для связи и упорядочения элементов этого содержания.

Логическая форма на языке символической логики фиксируется с помощью разных видов переменных, а также логических констант.

Именные переменные (S, Р – первые буквы латинских слов subjectum и predicatum) заменяют слова и словосочетания. Обозначив символом S название предмета рассуждения, а символом Р название признака данного предмета в каждом из высказываний «Все бабочки – насекомые», «Все розы – цветы», по­лучим следующую логическую форму этих утверждений: Все S суть Р.

Пропозициональные переменные (строчные буквы конца латинско­го алфа­вита р, q, r, s, и др.) заменяют целые предложения, высказыва­ния. Исходя из этого, логическую форму суждений «Если человек изучает логику, то он повы­шает культуру своего мышления»; «Если предприятие получает прибыль, то оно рентабельно» можно предста­вить следующей схемой: Если р, то q. «Уни­версальные» переменные (прописные буквы начала латинско­го алфавита А, В, С, D, и др.) заменяют как слова и словосочетания, так и целые предложения, высказывания.

Логические константы (логические постоянные) – это выражения, сохра­няющие свои значения в любых рассуждениях, независимо от контекста. В рас­смотренных выше примерах в качестве логических констант использовались слова «все», «суть», «если, то». В роли логи­ческих постоянных могут высту­пать и другие выражения естественно­го языка: «и», «или», «некоторые», «не­верно, что», «ни. ни», «тогда и только тогда, когда» и др. Для обозначения ло­гических констант в логи­ке используют символы.

Логический закон – это логическая форма, которая порожда­ет истинные вы­сказывания при любой подстановке вместо переменных их значений (конкрет­ного содержания).

Использование логических законов позволяет находиться в рамках истинного знания и на его основе продвигаться к новым знаниям, кото­рые также будут ис­тинными.

Источник

Логическая форма это определенный способ связи элементов мысли


мелгйс 1. ртеднеф, ъблпощ й ъобюеойе мпзйлй

  1. рТЕДНЕФ МПЗЙЛЙ. пУОПЧОЩЕ МПЗЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ.
  2. ъБЛПОЩ МПЗЙЛЙ.
  3. ъОБЮЕОЙЕ МПЗЙЛЙ.

1. рТЕДНЕФ МПЗЙЛЙ. пУОПЧОЩЕ МПЗЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ.

мПЗЙЛБ РТПЙУИПДЙФ ПФ ЗТЕЮ. logos, ЮФП ПДОПЧТЕНЕООП ПЪОБЮБЕФ ТЕЮШ, УМПЧП, ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ, РПОСФЙЕ. пУОПЧБФЕМШ МПЗЙЛЙ бТЙУФПФЕМШ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ХРПФТЕВМСМ ФЕТНЙО «МПЗПУ» Ч УНЩУМЕ «ПРТЕДЕМЕОЙС» ЙМЙ «ТБЪХНОПУФЙ ЧППВЭЕ».

йФБЛ, Ч УПЧТЕНЕООПН РПОЙНБОЙЙ, МПЗЙЛБ — ЬФП ОБХЛБ П ЪБЛПОБИ Й ЖПТНБИ РТБЧЙМШОПЗП НЩЫМЕОЙС.

жПТНБ НЩЫМЕОЙС — ЬФП УРПУПВ УЧСЪЙ ЬМЕНЕОФПЧ НЩУМЙ. пУОПЧОЩЕ ЖПТНЩ НЩЫМЕОЙС (МПЗЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ): РПОСФЙЕ, УХЦДЕОЙЕ, ХНПЪБЛМАЮЕОЙЕ.

рПОСФЙЕ СЧМСЕФУС ЙУИПДОПК, УБНПК РТПУФПК ЖПТНПК НЩУМЙ, ПФТБЦБС ПВЭЙЕ УХЭЕУФЧЕООЩЕ РТЙЪОБЛЙ РТЕДНЕФПЧ.

уХЦДЕОЙЕ — ЬФП ЖПТНБ НЩЫМЕОЙС, Ч ЛПФПТПК ХФЧЕТЦДБЕФУС ЙМЙ ПФТЙГБЕФУС УЧСЪШ НЕЦДХ РТЕДНЕФПН Й ЕЗП РТЙЪОБЛПН. пВМБДБЕФ УЧПКУФЧПН ЧЩТБЦБФШ МЙВП ЙУФЙОХ (УППФЧЕФУФЧЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ), МЙВП МПЦШ.

Читайте также:  Как сделать скин для майнкрафта два способа

хНПЪБЛМАЮЕОЙЕ — УБНБС УМПЦОБС ЖПТНБ НЩУМЙ, РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РПМХЮЕОЙЕ ОПЧПЗП УХЦДЕОЙС (ЧЩЧПДБ) ЙЪ ДБООЩИ УХЦДЕОЙК (РПУЩМПЛ).

мПЗЙЛБ, ЛБЛ ПФДЕМШОБС ОБХЛБ ЧРЕТЧЩЕ ВЩМБ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ ЙЪМПЦЕОБ ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛЙН ЖЙМПУПЖПН бТЙУФПФЕМЕН (384 — 322 ЗЗ. ДП О. Ь.). бТЙУФПФЕМШ УЖПТНХМЙТПЧБМ ПУОПЧОЩЕ ЪБЛПОЩ РТБЧЙМШОПЗП НЩЫМЕОЙС: ЪБЛПО ФПЦДЕУФЧБ, ЪБЛПО ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙС, ЪБЛПО ЙУЛМАЮЕООПЗП ФТЕФШЕЗП. рПЪДОЕЕ ВЩМ УЖПТНХМЙТПЧБО ЮЕФЧЕТФЩК ЪБЛПО — ЪБЛПО ДПУФБФПЮОПЗП ПУОПЧБОЙС. тБЪТБВПФЛБ МПЗЙЛЙ ЧП НОПЗПН ВЩМБ ПВХУМПЧМЕОБ ПВЭЕУФЧЕООПК РПФТЕВОПУФША. зТБЦДБОЙО БОФЙЮОПЗП РПМЙУБ БЛФЙЧОП ХЮБУФЧПЧБМ Ч ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ. уЧПВПДОПТПЦДЕООЩК НХЦЮЙОБ, ИПФС ВЩ ТБЪ Ч ЦЙЪОЙ ДПМЦЕО ВЩМ ЪБОЙНБФШ ЧБЦОЩК ЗПУХДБТУФЧЕООЩК РПУФ. ьФП ФТЕВПЧБМП ПРТЕДЕМЕООПК РПДЗПФПЧЛЙ. рПЬФПНХ ЧЩУПЛП ГЕОЙМЙУШ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩ «ХЮЙФЕМС НХДТПУФЙ» — УПЖЙУФЩ. пОЙ ХЮЙМЙ ЗТБНПФЕ, ЛТБУОПТЕЮЙА, ЙУЛХУУФЧХ УРПТБ Й Ф. Д., ПДОБЛП УП ЧТЕНЕОЕН УФБМЙ ЙЪПВТЕФБФШ РТЙЕНЩ ПДХТБЮЙЧБОЙС УПВЕУЕДОЙЛБ. фБЛЙЕ ОЕДПВТПУПЧЕУФОЩЕ РТЙЕНЩ РПМХЮЙМЙ ОБЪЧБОЙЕ «УПЖЙЪНПЧ», Б УМПЧП «УПЖЙУФ» РТЙПВТЕМП ОЕЗБФЙЧОЩК УНЩУМ.

чПФ РТЙНЕТЩ ОЕЛПФПТЩИ УПЖЙЪНПЧ, УФБЧЫЙИ ЛМБУУЙЮЕУЛЙНЙ:

б ЧПФ ЧПРТПУЩ УПЖЙУФУЛПЗП ФПМЛБ:

«рЕТЕУФБМ МЙ ФЩ ВЙФШ УЧПА НБФШ?»;
«дБЧОП МЙ ФЩ ЧЩЫЕМ ЙЪ ФАТШНЩ?» Й Ф. Р.

пЮЕЧЙДОП, ЮФП МАВПК ПФЧЕФ ОБ ФБЛПК ЧПРТПУ ЧБУ ОЕ ХУФТПЙФ.чЧСЪЩЧБСУШ, ОБРТЙНЕТ, Ч ФБЛПК УРПТ, «УРПТЙН, ЮФП С ФТБЛФПТ РПДОЙНБМ?» ЧЩ ЪБТБОЕЕ ПВТЕЛБЕФ УЕВС ОБ РТПЙЗТЩЫ («РПДОЙНБМ, ОП ОЕ РПДОСМ» ЙМЙ «РПДОЙНБМ, ОП ЙЗТХЫЕЮОЩК»). фБЛ ЦЕ ЛБЛ ПФЧЕЮБС ОБ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ:

дЧХУНЩУМЕООПУФШ НОПЗЙИ СЪЩЛПЧЩИ ЧЩТБЦЕОЙК, УЛТЩФЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС Ч ЧПРТПУБИ, ЧУЕ ЬФП РПЪЧПМСЕФ УПЖЙЪНХ ЧЩЗМСДЕФШ ХВЕДЙФЕМШОЩН ДМС ОЕРПДЗПФПЧМЕООПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. хНЕОЙЕ РПМШЪПЧБФШУС УПЖЙЪНБНЙ РТЕДРПМБЗБЕФ ЪОБОЙЕ ПУОПЧ МПЗЙЛЙ.

йНЕООП ЛБЛ УТЕДУФЧП ЪБЭЙФЩ ПФ УПЖЙУФЙЛЙ Й МЦЙ МПЗЙЛБ Й ВЩМБ ЪБДХНБОБ бТЙУФПФЕМЕН. ч ДБМШОЕКЫЕН ЪОБЮЙФЕМШОЩК ЧЛМБД Ч ТБЪТБВПФЛХ МПЗЙЛЙ ЧОЕУМЙ УТЕДОЕЧЕЛПЧЩЕ УИПМБУФЩ (ЧЧЕМЙ МБФЙОУЛХА ФЕТНЙОПМПЗЙА). бОЗМЙКУЛЙК ЖЙМПУПЖ ж. вЬЛПО (1561-1626) ЪБМПЦЙМ ПУОПЧЩ ХЮЕОЙС ПВ ЙОДХЛФЙЧОЩИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙСИ. оЕНЕГЛЙК ЖЙМПУПЖ мЕКВОЙГ (1646-1716) УЖПТНХМЙТПЧБМ ЪБЛПО ДПУФБФПЮОПЗП ПУОПЧБОЙС. ч УЕТЕДЙОЕ XIX Ч. ЧПЪОЙЛМБ НБФЕНБФЙЮЕУЛБС (УЙНЧПМЙЮЕУЛБС) МПЗЙЛБ. у ФЕИ РПТ БТЙУФПФЕМЕЧУЛБС МПЗЙЛБ УФБМБ ОБЪЩЧБФШУС ФТБДЙГЙПООПК (ЖПТНБМШОПК) МПЗЙЛПК.

2. ъБЛПОЩ МПЗЙЛЙ.

чУСЛБС НЩУМШ Ч РТПГЕУУЕ ТБУУХЦДЕОЙС ДПМЦОБ ВЩФШ ФПЦДЕУФЧЕООБ УБНПК УЕВЕ (ПВЯЕН Й УПДЕТЦБОЙЕ НЩУМЕК ДПМЦОЩ ВЩФШ ХФПЮОЕОЩ Й ПУФБЧБФШУС ОЕЙЪНЕООЩНЙ ДП ЛПОГБ ТБУУХЦДЕОЙС).

фТЕВХЕФ ПФ НЩЫМЕОЙС ФПЮОПУФЙ, СУОПУФЙ, ПРТЕДЕМЕООПУФЙ, БДЕЛЧБФОПУФЙ, ПДОПЪОБЮОПУФЙ.

ч ЛМБУУЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ: б ЕУФШ б; б=б, ЗДЕ РПД б РПОЙНБЕФУС МАВБС НЩУМШ.

ч УЙНЧПМЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ: Т&#8594Т, ЮЙФБЕФУС:ЕУМЙ Т, ФП Т; ЗДЕ Т — МАВПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ

пЫЙВЛБ «РПДНЕОЩ РПОСФЙС».
рТЙЮЙОЩ ПЫЙВЛЙ:
Б) МПЗЙЮЕУЛБС — ПФУХФУФЧЙЕ МПЗЙЮЕУЛПК ЛХМШФХТЩ, ОЕФТЕВПЧБФЕМШОПУФШ Л ФПЮОПУФЙ НЩУМЙ
В) МЙОЗЧЙУФЙЮЕУЛБС — ПНПОЙНЙЮОПУФШ СЪЩЛБ
Ч) РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС — БУУПГЙБФЙЧОПУФШ НЩЫМЕОЙС

дЧБ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩИ ЙМЙ РТПФЙЧПРПМПЦОЩИ УХЦДЕОЙС ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ПДОПЧТЕНЕООП ЙУФЙООЩНЙ.
ъОБЮЙФ, ПДОП ЙЪ ОЙИ ПВСЪБФЕМШОП ВХДЕФ МПЦОЩН (ПОЙ НПЗХФ ВЩФШ ПДОПЧТЕНЕООП МПЦОЩНЙ).

фТЕВХЕФ ПФ НЩЫМЕОЙС ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФЙ Й РТЙНЕОЙН ЛБЛ Л ЛПОФТБТОЩН, ФБЛ Й Л ЛПОФТБДЙЛФПТОЩН ЖПТНБН НЩУМЙ

ч ЛМБУУЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ: ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ПДОПЧТЕНЕООПб Й ОЕ-б, б Й ч.

ч УЙНЧПМЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ:
¬(ТΛ¬Т)
ЮЙФБЕФУС: ОЕЧЕТОП, ЮФП Т Й ОЕ-Т

пЫЙВЛБ «РТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФЙ Ч ТБУУХЦДЕОЙЙ».
ч УМХЮБЕ ПЫЙВЛЙ ДПРХУЛБЕФУС УМЕДУФЧЙЕ:(pΛ¬Т)→q, ЮЙФБЕФУС: ЕУМЙ Т Й ОЕ-Т, ФП q, ЮФП ПЪОБЮБЕФ: «ЙЪ МЦЙ УМЕДХЕФ ЧУЕ ЮФП ХЗПДОП»

дЧБ РТПФЙЧПТЕЮБЭЙИ УХЦДЕОЙС ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ПДОПЧТЕНЕООП МПЦОЩНЙ, ПДОП ЙЪ ОЙИ ЧУЕЗДБ ЙУФЙООП (Б ДТХЗПЕ МПЦОП).

фТЕВХЕФ ПФ НЩЫМЕОЙС РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ, ЪБЧЕТЫЕООПЗП ТБУУХЦДЕОЙС

ч ЛМБУУЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ: б МЙВП ОЕ-б.

ч УЙНЧПМЙЮЕУЛПК МПЗЙЛЕ: pv&#172p, ЮЙФБЕФУС: МЙВП Т, МЙВП ОЕ-Т

пЫЙВЛБ «ОЕРПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ Ч ТБУУХЦДЕОЙЙ».
дПЧЕУФЙ ТБУУХЦДЕОЙЕ ДП МПЗЙЮЕУЛПЗП ЛПОГБ ПЪОБЮБЕФ ХУФБОПЧЙФШ, ЛБЛПЕ ЙЪ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩИ УХЦДЕОЙК ЙУФЙООП, Б ЛБЛПЕ МПЦОП

чУСЛБС НЩУМШ РТЙЪОБЕФУС ЙУФЙООПК, ЕУМЙ ПОБ ЙНЕЕФ ДПУФБФПЮОПЕ ПУОПЧБОЙЕ.

фТЕВХЕФ ПФ НЩЫМЕОЙС ПВПУОПЧБООПУФЙ, ДПЛБЪБФЕМШОПУФЙ, БТЗХНЕОФЙТПЧБООПУФЙ ТБУУХЦДЕОЙС

уЙНЧПМЙЮЕУЛПК ЪБРЙУЙ ОЕ ЙНЕЕФ, Ф. Л. ДПРХУЛБЕФ ТБЪОЩЕ ЖПТНЩ ПВПУОПЧБОЙС

пЫЙВЛБ «ВЕЪДПЛБЪБФЕМШОПЗП ТБУУХЦДЕОЙС», «ДЕЛМБТБФЙЧОПУФЙ», «ОЕПВПУОПЧБООПУФЙ, ОЕБТЗХНЕОФЙТПЧБООПЗП ТБУУХЦДЕОЙС»

3. ъОБЮЕОЙЕ МПЗЙЛЙ.

дПУФЙЦЕОЙС ЖПТНБМШОПК МПЗЙЛЙ РТЙНЕОСАФУС Ч АТЙУРТХДЕОГЙЙ, РУЙИПМПЗЙЙ, МЙОЗЧЙУФЙЛЕ, ФЕПТЙЙ ХРТБЧМЕОЙС, РЕДБЗПЗЙЛЕ Й ДТ. ОБХЛБИ. оЕЛПФПТЩЕ ТБЪДЕМЩ МПЗЙЛЙ СЧМСАФУС ФЕПТЕФЙЮЕУЛПК ПУОПЧПК НБФЕНБФЙЛЙ, ФЕПТЙЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛЙВЕТОЕФЙЛЙ.

рТЙ ЙЪХЮЕОЙЙ МПЗЙЛЙ ТБЪЧЙЧБАФУС:

  1. ФПЮОПЕ НЩЫМЕОЙЕ Й СУОБС ТЕЮШ;
  2. ХНЕОЙЕ ХВЕЦДБФШ Й ПВПУОПЧЩЧБФШ УЧПЙ ЙДЕЙ;
  3. ХНЕОЙЕ УРПТЙФШ;
  4. РТЙЧЩЮЛБ БОБМЙЪЙТПЧБФШ УЧПЙ Й ЮХЦЙЕ ТБУУХЦДЕОЙС, ЮФП РПНПЗБЕФ ОБН УРТБЧЙФШУС У УПЖЙУФЙЛПК Й МПЦША.

оП ЧУЕ ЦЕ ЗМБЧОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ МПЗЙЛЙ Ч ФПН, ЮФП ПОБ РТЙХЮБЕФ ДХНБФШ Й ХУЙМЙЧБЕФ НЩУМЙФЕМШОЩЕ УРПУПВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ.

Источник

Логическая форма это определенный способ связи элементов мысли

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 526
  • КНИГИ 658 083
  • СЕРИИ 25 236
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 356

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.

Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.

Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.

Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и сред­ство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходи­мо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданийнепременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Источник

Читайте также:  Нестандартные способы использования ручки
Оцените статью
Разные способы
оБЪЧБОЙЕ ЪБЛПОБ уПДЕТЦБОЙЕ ъБЛПОБ уЙНЧПМЙЮЕУЛБС ЪБРЙУШ мПЗЙЮЕУЛБС ПЫЙВЛБ
I. ъБЛПО ФПЦДЕУФЧБ
III. ъБЛПО
ЙУЛМАЮЕООПЗП ФТЕФШЕЗП
IV. ъБЛПО
ДПУФБФПЮОПЗП ПУОПЧБОЙС