Лодки это лучший способ

Рыбалка с лодки, её особенности, плюсы и минусы

Рыбалка с лодки доступна не каждому, ведь хорошая лодка стоит денег, иногда довольно больших. Рыбалка является самым популярным отдыхом на воде. С весны по осень можно рыбачить не только с берега, но и с лодки. Лодки бывают разными по цене и характеристике. Это плавсредство дает много преимуществ рыболову. Лодки бывают резиновыми и деревянными, моторными и весельными.

Их можно приобрести в магазине, а сельские умельцы до сих пор делают их сами. Это надежное средство передвижения по воде, с помощью которого можно рыбачить на удочку, спиннинг, на жерлицы и троллинг. Из года в год все больше удильщиков и спиннингистов предпочитают покупать лодку и рыбачить таким способом.

Ведь можно подойти к окнам внутри зарослей и поймать там щуку или судачка. Появляется возможность выбраться на другой берег реки, который может быть уловистым местом. Лодка дает преимущество в том, что можно рыбачить вдали от рыбаков, где больше рыбы и меньше шума, пугающего представителей ихтиофауны.

Время и место для рыбалки с лодки

Выбор места и времени для рыбалки с лодки зависит от того, какую рыбу собирается ловить рыболов. Окунь и щука — это хищные рыбы, популярные объекты рыбалки. Их ищут в коряжниках, окнах внутри водной растительности, возле зарослей кувшинок, рогоза и камыша.

На лодке можно подобраться к этим перспективным точкам и рыбачить на блесну или поплавочную снасть. Рано утром или вечером можно не только кидать спиннинг, но и ставить летние жерлицы на «зубастую» и «полосатика». В летнюю жару лучше не мучить себя передвижениями на лодке в адскую жару.

Можно заработать тепловой удар, а рыба все равно не клюнет. Зато по осени у этих рыб начинается жор, связанный с жировкой накануне долгой зимы. Окунятники и щукари могут в течение всего светового дня ставить жерлицы, пробовать рыбачить на всевозможные воблеры и джиг-приманки, экспериментировать с блеснами, подбирая их по цвету и размеру.

Рыбалка с лодки на утренней зорьке

Окуня в эту пору можно поймать вдоль береговой линии за зарослями кувшинок, к которым можно легко подобраться, имея надёжное плавсредство. При ловле леща и судака лодку нужно ставить на якорь. Рыбак на лодке передвигается и ищет аномалии дна, и останавливается на рыбалку возле перекатов, где высокий шанс, что стоит рыба.

Обычно рыбалка проходит на ямах и омутах по течению. Если яма глубокая, то рыбу следует искать по ее краю. Рыбалка на сома с лодки — занятие сложное. Эта рыбалка только для опытных сомятников.

Если на крючок попадется крупная рыбина, то велика вероятность, что лодка может перевернуться. Поэтому всегда следует соблюдать технику безопасности и помнить, что жизнь важнее улова. Сомов тоже ищут в ямах и любых перекатах.

Снасти для ловли с лодки

Рыбная ловля с лодки осуществляются разными снастями. Самой популярной является бортовая удочка. Она короче, чем обычная. Но если размеры плавсредства позволяют удить на обычную удочку, то можно воспользоваться и ею.

Рыбалка на длинные удочки не является комфортной, а вот спиннинг и фидер длиной от 165 до 210 сантиметров делают занятие удобным. Для рыбалки на фидерную удочку понадобятся кормушка и подкормка, на спиннинговую ловлю — коллекция блесен и воблеров.

На озерную щуку рыбачат на двухметровый спиннинг с тестом не более двадцати граммов. Леска должна быть плетеной, толщиной не более 0,15 миллиметра. Щука — зубастый хищник, поэтому в рюкзаке должно быть несколько металлических поводков. Блесны часто цепляются за коряги, но рыбалка с лодки имеет преимущество.

Снасти для рыбалки с лодки особо не отличаются от обычных

Если ловить щуку на блесну с берега, то есть высокий шанс оставить искусственную приманку в воде. А вот на рыбалке с лодки можно подплыть к коряге и попробовать спасти рыбацкие снасти. Для ловли рыбы с лодки необходимо ставить на удочку хорошую катушку, порядка 3000.

Рыбалка на фидер в своей оснастке предполагает наличие катушки 3000, лески-плетенки до 0,2 миллиметра в диаметре, и запаса кормушек. Обычно фидерная удочка имеет длину не более 220 сантиметров и предназначена для ловли мирных рыб.

Подкормка обеспечивает приваживание рыбы к месту ловли. На фидер с лодки в первую очередь тягают густеру, ельца, плотву и лещей. Лещ — рыба осторожная и поймать его особенно сложно. Он боится любого шума, поэтому лодка не должна качаться, а рыбаку необходимо вести себя максимально тихо.

Оснастки с кормушкой

Корм бросается шариками или в тяжелой кормушке. Особенно хороша рыбалка на фидер в устье Волги. Рыбалка в Астрахани всегда удачна. Для ловли рыб там нужны такие наживки, как пучок червей, опарыш и мотыль. Иногда там удается ловить и морскую рыбу, заплывающую в дельту Волги.

Водохранилища Волги — еще одно перспективное место. Там глубина достигает двенадцати метров и выше. Поэтому рыболовы используют классическую проводку, отпуская леску от лодки. На глубоководье и сильном течении рыбачат с лодки с помощью небольших бортовых удочек.

На тихой воде без течения пользуются длинным зимним удильником, с помощью которого ловят на озерах лещей и сазанов на летней рыбалке. На конце удочки устанавливают длинный металлический кивок, леску ставят толщиной 0,3 миллиметра.

На такое удилище всегда устанавливается мотовило, а вот ставить крючок с грузилом или тяжелую мормышку — на усмотрение рыболова. На сильном течении рыбачить на такую снасть затруднительно. Рыбу беспокоят волнение на реке и движения лодок и катеров.

Лодка для рыбалки с мотором

На большом течении следует значительно увеличить расстояние между крючком и грузилом, применять длинные сторожки и вести себя еще тише. Подкормка при ловле на неспокойном водоеме доставляется только с помощью кормушки. Если бросать горстями корм в воду, то просто отнесет течение далеко от места ловли.

На течении ловят с помощью еще более коротких удочек. Приманку стараются ставить ближе к кормушке, там обычно лучше клюет. Классическая оснастка с кормушкой — это леска диаметром от 0,3 до 0,45 миллиметра, к ней привязывают два коротких поводка из более тонкой лески. Сперва опускают в воду кормушку на веревке.

В кормушке всегда должно быть много корма. Но у такой оснастки есть существенный недостаток: крупная рыба обычно побаивается кормушки, так как она издает тревожный для леща или густеры звук во время сильного волнения на реке. Другая возможная проблема связана с тем, что течение может запутать крючки и леску.

Особенно часто такая неприятная для рыболова ситуация наблюдается вблизи плотин. Рыбак сидит в лодке и мучается, постоянно распутывая снасть и поднимая кормушку. Обычно альтернативой такой оснастке является применение более длинных поводков.

Рыбаки с Волги в 1970-е годы придумали донную оснастку для ловли мирных рыб на сильном течении с большой глубины. Эту оснастку назвали пружиной. Она представляет собой жесткий спиннинг длиной 1,5 метра. На инерционную катушку наматывают пятьдесят метров толстой лески.

Леска должна быть толщиной полмиллиметра, чтобы снасть легко можно было тащить из воды руками. Два поводка на конце лески, стопор и 15-сантиметровая пружинка из стальной проволоки — такое оснащение делает волжскую рыбалку весьма успешной. Пружина весит не более двадцати пяти граммов и нужна для подачи прикормки.

Торцы заливаются свинцом, и на рыбалке сжатие пружинки приводит к постепенному выходу подкормки. В качестве корма используют каши из гречки, пшенки или перловки, можно из смеси круп. На крючке обычно червь, мотыль или опарыш. Такая снасть не запутывается, насадка располагается близко к прикормке, которая всегда выдавливается постепенно.

На «пружину» можно поймать с лодки как некрупных рыб (подлещики, густерка, сорога, подъязок, елец), так и крупняк (лещ, крупная густера, зачетная плотва). Но у этой снасти есть минус, который заключается в том, что можно рыбачить только на большой глубине, от восьми метров и глубже.

Рыбалка с лодки одноместной без мотора

Техника ловли рыбы с лодки

Итак, вы определились, где именно будете рыбачить с лодки, и подобрали необходимые снасти. Более чем на две снасти рыбачить не стоит. Ну а далее следует провоцировать рыбу на клев. Для этого нужно следовать простым советам:
1) Хищника выманивают из засады. Засадой служат коряги, упавшие в воду деревья, заросли водной растительности. Проводку приманки следует делать вдоль границы этих естественных укрытий.
2) На рыбалке на джиг-приманку хищную рыбу выманивают из омута или ямы. Такая рыбалка проходит на участках водоема с большой глубиной.
3) Если рыболов бросает подкормку, то рано или поздно с лодки можно ловить мирные виды рыб. Они подойдут на аромат подкорма, если верно выбрано место рыбалки и стоит погода, пригодная для ужения.
4) Подкормка должна осуществляться постоянно по ходу всей рыбалки, с небольшими временными промежутками. Следует стараться бросать корм в одно и то же место. Многократные забросы кормушки в точно определенный участок водоема должны спровоцировать рыбу на активные поклевки.

Читайте также:  Вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета включая упрощенную бухгалтерскую

Лодка для рыбалки может быть не только надувной, но и деревянной

Полезные советы для рыбаков с лодки

Для успешной и безопасной рыбалки следует соблюдать следующие важные советы:

1) Не стоит превращаться в браконьера и превращать лодку в способ вылова рыбы незаконными средствами, в первую очередь сетями и ловушками. Думайте о будущих поколениях, ведь рыбы и так мало в водоемах. А такие виды рыб, как таймень и стерлядь, оказались на грани исчезновения и их вылов строго запрещен. Браконьерство строго карается российским законодательством.

2) Рыбак с лодки не должен мешать рыболовам, которые рыбачат с берега. Не стоит подходить к ним близко и мешать их рыбалке. Плавредство может распугать рыбу, которых они старательно подкармливали.

3) Желательно рыбачить не в одиночку, а с напарником. Ловля с лодки может привести к опасной рыбалке, и товарищ сможет в случае беды спасти жизнь.

4) Не идите рыбачить с лодки во время осенней шуги и сразу после весеннего ледохода. Можно попасть под льдины и тогда лодка перевернется. А выжить в холодной воде в тяжелой одежде не удается почти никому.

5) В лодке должны быть спасжилет, круг и толстая верёвка, ведь на рыбной ловле с лодки важнее всего безопасность.

6) У рыболова должна быть с собой влагоотталкивающая одежда, запасные теплые вещи.

7) Лодка должна располагаться не параллельно течению реки, а перпендикулярно.

8) При долгом отсутствии поклевок следует тихо и бесшумно сменить место ловли.

9) Берите с собой снасти как для ловли хищников, так и для рыбалки на мирную рыбу. Если не ловится щука или окунь, можно потягать плотву, карасей и ельцов.

10) Не стоит рыбачить на поплавочную удочку на водоемах с большим течением. Раскачивающаяся лодка делает такую рыбалку неудобной и малоуловистой.

11) Если погода ветреная, то лодку следует поставить на якорь поперёк течения.

Плюсов рыбалки с лодки больше чем минусов

Выбор лодки

Выбор лодки для рыбалки зависит от вкуса рыболова и толщины кошелька. На некрупных водоемах с небольшим течением подойдет любая лодка. Главное, чтобы рыбаку было в ней комфортно сидеть. Но если рыбная ловля будет регулярно проходить на крупных реках, таких как Енисей или Лена, то стоит накопить деньги на покупку моторной лодки с грузоподъемностью выше семисот килограммов.

Иногда можно наблюдать такую картину. На полноводном Доне на надувной одноместной лодочке рыбачат сразу двое рыболовов. Вдруг вблизи проплывает судно, и рыболовное плавсредство начинает раскачиваться на волнах, и рыбаков смывает за борт. Хорошо, если они оказались в спасательных жилетах.

Но рыба уже испугана, а рыбалка испорчена. Поэтому перед покупкой стоит подумать, какую именно лодку купить. В магазинах для рыбаков большой ассортимент лодок. Перед покупкой стоит прочитать отзывы покупателей. Обычно лодка, купленная из самой низкой ценовой категории, служит весьма недолго.

Маленькая лодочка отлично подойдет для рыбалки на маленьком тихом лесном озере, но на крупном водоеме или рыбачить с берега, или с моторки. На больших полноводных реках часто поднимаются волны, и шаткое суденышко будет раскачиваться и терять управляемость.

Можно съездить в деревню и заказать строительство деревянной лодки у местных умельцев. За купленным плавсредством нужен тщательный уход и бережливое отношение. Тогда лодка прослужит долго и подарит не одну сотню незабываемых рыбалок.

Источник

Пешком с лодкой.

Внимание. Раздел блогов переехал по новому адресу: новые блоги

Большинство рыболовов-любителей успешно ловит рыбу с берега, и считает береговую ловлю вполне самодостаточной. Но прошу поверить наслово — ловля с лодки открывает те горизонты, которые при ловле с берега попросту невозможны. Это возможность ловить там, куда невозможно забросить с берега, это максимально эффективный облов элементов подводного рельефа (свалов, бровок и т.п.), это возможность легко исследовать водоём с помощью рыбопоискового эхолота, это, наконец, резкое уменьшение количества потерь дорогостоящих приманок на зацепах, так как с лодки освободить засевшую приманку куда проще, чем с берега.

Глядя на такие преимущества перед береговой рыбалкой кажется, что вот — он, способ мечты. Однако, не всё так просто. Самая главная беда рыбалки с лодки состоит в том, что эта самая лодка в большинстве случаев имеет значительные размеры и вес. Конечно, с подобными неудобствами позволяет справиться автомобиль и надёжные напарники, но как быть, если хочется половить в гордом одиночестве, да и водоём надёжно закрыт для подъезда? Довольно долгое время выходов было всего два: или ловить рыбу с берега, смирившись с очевидными неудобствами, или смирясь с неудобствами при транспортировке и ловле, приобрести самую маленькую рыбацкую надувнушку и тащить её «на своём горбу».

Ещё несколько лет назад мало кто из рыбаков мог представить плавсредства, комфортные для пешего ношения. Даже самые маленькие одноместные лодки традиционной О-образной формы с классическими пропорциями имели весьма приличный вес и размер свёртка в транспортном положении, что делало пешую часть рыболовного путешествия если не «адом», то, как минимум, изнуряющей работой.

В какой-то момент появились так называемые «плотики», изначально предназначенные для рыбаков, ловящих нахлыстом. Такие плотики представляют собой, фактически, кресло с поплавками — рыболов сидит на сиденье, при этом ноги находятся в воде, и с помощью ног данное «судно» приводится в движение. Само собой, это требует забродного костюма (вейдерсов), ласт. Разумеется, о комфортном передвижении даже на считанные сотни метров и речи идти не может. В принципе, нахлыстовый плотик — вполне жизнеспособное плавсредство, но с очень узкой специализацией. Да и, вообще-то, не такие уж эти плотики и лёгкие.

Некоторые рыболовы до сих пор применяют аварийные спасательные лодки типа ЛАС-1, используемые в военной авиации. Это очень лёгкие (порядка 2 кг) лодки из тонкой прорезиненной ткани, и носить их не составляет труда, но при этом их размер и формы таковы, что рыболову в подобном спасательном средстве рыбачить не просто неудобно, но и даже опасно. Это спасательное средство имеет малый размер, небольшой запас грузоподъёмности, незначительный диаметр борта. Какие-либо сиденья не просто отсутствуют, но и невозможны в принципе, и сидеть приходится прямо на дне. Итого — сидеть неудобно, грести неудобно, малейшая волна зальёт через борт — в общем, «не наш метод».

Видел я и тех, кто использовали так называемые «лодки из супермаркета» — внешнекрасивые цветные лодки из неармированного полиэтилена, которые действительно весят немного (до 5 кг в одноместном исполнении). Комплектация тоже внушает — вёсла, обвзязка — почти как на серьёзных лодках. Но такие лодки могут, например, потерять дно, разойтись по швам от неловкого движения, порваться от первой ветки или просто взорваться на солнце. Прецеденты были, и относиться к такой лодке иначе, как к надувному матрасу, но в форме лодки, нельзя.

В чём-то лучшим, чем перечисленное, но не самым лучшим вообще, является использование лодок из резиноткани. Весьма популярными стали маленькие, но очень грамотно скроенные резиновые лодки «Самарочка». Использование лёгкой резиноткани в совокупности с малыми размерами позволило сделать лодку, пригодную для пешего ношения. К сожалению, очевидные недостатки резиноткани перед ПВХ — растяжимость, меньшая стойкость к нагреву, особые условия обслуживания и хранения — оказались не по душе современному потребителю, поэтому такие лодки ценятся лишь убеждёнными консерваторами.

А тем временем уже довольно давно существует и вполне процветает «пешеводный» туризм, в котором особое внимание уделяется плавсредствам, которые должны были сочетать, казалось бы, несочетаемое: лёгкость, надёжность, грузоподъёмность и скорость. В то время как подход к созданию сугубо рыболовных лодок-одиночек был весьма консервативен и даже по сей день сводится к повсеместному клонированию старых «язей» и «тузиков», технология создания туристических судов постоянно развивалась. Именно там, у любителей речных походов, в своё время, обычная рыбацкая надувная резиновая лодка эволюционировала в новый класс лёгких и надёжных плавсредств — туристическую надувную байдарку.

Применялись передовые технологии и материалы, обеспечивающие лёгкость и прочность. Лодки делались из более тонких материалов, но с элементами усилений точно в тех местах, где чаще всего и происходят повреждения. Отказ от массивных уключин и распашных вёсел в пользу лёгкого байдарочного весла тоже позволил сократить носимый вес. Диаметр баллонов подбирался таким образом, чтобы обеспечить хорошую грузоподъёмность и устойчивость к волнам, но, в то же время, не был избыточен. Именно у производителей туристических лодок впервые нашла применение воздуходержащая нейлоновая ткань с покрытием из термопластичного полиуретана вместо традиционной ПВХ-ткани, что позволило сделать туристические байдарки ещё легче без потери прочности.

Ну а теперь пришла пора и рыбакам взять на вооружение наработки туристов-водников.

Терминология и страх.

Практически каждый рыболов, лишь поверхностно знакомый с туристической тематикой, сразу же заявит, что ловля рыбы с байдарки неудобна и опасна. Мол, байдарка вещь такая — одно неловкое движение, и ты уже плаваешь килем кверху, зовёшь на помощь и оплакиваешь утонувшие снасти одновременно. И переубедить бывает, подчастую, сложно. А вся проблема лишь в стереотипах. Человек под словом «байдарка» однозначно понимает спортивную байдарку — спортснаряд, в котором остойчивость отдана в жертву скорости до такой степени, что даже методика переворота килем вверх и выхода из перевёрнутого состояния является штатной (так назвывемый «эскимосский переворот»). Для туристического плавсредства опрокидывание является форс-мажором, поэтому в их конструкцию заложен избыточный запас остойчивости, из-за чего туристическая байдарка сильно отличается от спортивной по конструкции. Чтобы её перевернуть, сидя в кокпите, нужно сильно потрудиться, и практически нереально сделать это случайно. Но при этом эта самая весьма широкая и остойчивая лодка не перестаёт традиционно называться байдаркой. И это обозначение сразу отпугивает рыбаков даже на этапе ознакомления!

Читайте также:  Способы применения флюкостата при молочнице

В личной практике доходило до смешного: знакомый рыбак, бесстрашно выходивший на воду в маленькой надувной лодочке «Тузик-1», категорически отказывался даже попробовать сесть в мой «Эскимос-350», который почти в 2 раза длиннее при практически ТОЙ ЖЕ ширине. А всё потому, что у него «настоящая лодка», а свою лодку я представил ему как «байдарку» — и это обозначение его напугало, хотя запас остойчивости «Эскимоса» гораздо выше, чем у «Тузика».

К слову, по отношению к большинству туристических надувных лодок, термин «байдарка» является неточным, так как классическое определение байдарки — «гребное судно с острыми обводами и коэффициентом удлинения (соотношением длины к ширине) от 5 к 1, а надувные байдарки для туризма и рыбалки чаще всего являются просто вытянутыми лодками стандартной О-образной формы с соотношением длины к ширине от 2.5 к 1 до 4 к 1. Но, тем не менее, термин «байдарка» по отношению к ним никто менять не собирается.

В последнее время набирает популярность новый термин — «пакрафт», означающий в общем случае любую сверхлёгкую надувную лодку под 2-лопастное байдарочное весло, включая байдарки и лодки традиционных пропорций, а в более узком смысле, лёгкую надувную лодку с меньшим, чем у байдарок коэффициентом удлинения (от 1.5 до 2.5 к 1) и предназначенную, прежде всего, для сплавного туризма. В этом случае, сверхлёгкие лодки байдарочных пропорций называют «пак-каяками». Замечу, что к этим терминам такой настороженности, как к «байдарке» нет. Поэтому, чтобы не вызывать необоснованные страхи у читателя и для удобства, далее по тексту сверхлёгкая носимая лодка, в зависимости от пропорций, будет именоваться пакрафтом или пак-каяком.

Коротко — зачем же нужен пакрафт (или пак-каяк)?

Пакрафт/пак-каяк незаменим при ловле в доступных лишь с пешего подхода местах.

Пакрафт/пак-каяк удобен тем, кто не хочет поднимать тяжести, подготавливая крупную лодку.

Пракрафт/пак-каяк хорош быстрой подготовкой к выходу на воду.

В скорости перемещения пак-каяки превосходят любые надувные гребные лодки.

Вместо того, чтобы взять на двоих одну гребную лодку, выгоднее, когда каждый выходит на своём пакрафте: никакой тесноты и помех друг другу, а также легче «прочесать» акваторию двумя лодками. Размер пакрафта/пак-каяка в транспортном положении настолько невелик, что на легковом автомобиле можно ехать впятером с пятью лодками!

Пакрафт/пак-каяк занимает очень немного места для хранения.

Байдарочная гребля полезна для здоровья.

Итак, что же получает рыбак, который приобретает пакрафт? В самом минимальном виде, это может быть лодка весом чуть более 2 кг и размером с 2-литровую бутылку в свёрнутом состоянии. Разумеется, при столь экстремальных данных, лодка будет весьма небольшой (длина 2 м, ширина 1 м, эффективный размер кокпита 1.3 х 0.4 м), и сделать из неё «грузовик» не получится, но если каждый килограмм в тягость, то и это сойдёт. Я, например, человек весьма крупных габаритов, и люблю, чтобы места в кокпите было много — как для меня, так и для всего рыбацкого скарба. Поэтому я выбрал для себя лодку длиной 3.5 м шириной 1 м и длиной кокпита более 2.5 м. Вес лодки при этом составляет чуть менее 6 кг — это без использования лёгкой ткани ТПУ, и я считаю этот вес вполне приемлемым для переноски, хотя и практически предельным для ношения.

Возможно, читатель задаст вопрос: «Всего шесть кг? Это разве много?». Да, для неснаряженной лодки (а любой производитель указывает именно неснаряженную массу, которую также называют «вес шкуры») это немало. Произведём простой подсчёт:

Удобное сиденье со спинкой- 0.5-1 кг.

Насос для лодки: 0.3-0.7 кг.

Рюкзак для переноски — 1 кг.

Рыболовные снасти и приманки (усреднённо) 1-2 кг.

Питьевая вода и питание — 1 кг (если на рыбалке можно и поголодать, то без питья — никак)

Якорь-мешок (насыпной, в транспортном положении) — 0.3 кг.

Итого примерно 12 кг, что вдвое превышает вес самой лодки. Для здорового мужчины, в принципе, вес небольшой, но, тем не менее, практически предельный, исходя из комфорта пешего перемещения. Например, до того, как у меня появился пак-каяк Эскимос-350 (размеры 3.5х1 м) весом 6 кг, я пользовался байдаркой Налим-225 (размеры 3.65х1 м), весящей 10 кг. Носить её было весьма неудобно.

На фото: полный комплект (пак-каяк Эскимос 350, весло, сиденье, стабилизатор курса, насыпной якорь, эхолот Практик, насос Браво 8М). Вес рюкзака 10.4 кг.

Пакрафты/каяки. Вопросы и ответы.

В процессе ловли с пакрафтов и пак-каяков, я много общался с другими рыбаками, которые задавали разные вопросы и выражали опасения. И так оказалось, что звучащие из разных уст, эти вопросы и опасения были всегда одни и те же. Раз так, то они, скорее всего, будут рождаться и у читателей этой статьи. Поэтому дам на них ответы.

В: Можно ли ловить стоя в пакрафте/пак-каяке?

О: Малореально, если только не сделать вкладное жесткое дно, что напрочь убьёт всю идею лёгкости и портативности. Впрочем, очень непросто стоять без риска упасть в воду вообще в любой надувной гребнушке малых размеров, даже оснащённой жёстким полом.

Да и не нужно. Если оснастить лодку удобным сиденьем со спинкой, то можно с высоким комфортом ловить рыбу от зари до зари. Спасибо водным туристам, благодаря которым при разработке туристических лодок был отработан и вопрос удобной посадки гребца — ведь туристам часто приходится целыми днями идти под вёслами, и тут без удобного кресла никуда.

В: Лодка узкая. Наверное, легко перевернуться?

О: Ширина пакрафтов обычно находится в промежутке от 0.9 до 1.1 м. В сочетании с формой баллонов, такая ширина фактически исключает случайный переворот через борт. К тому же, часто происходит зрительный обман — длинная лодка кажется более узкой, чем есть на самом деле. Например, традиционные рыбацкие гребные лодочки размера 1.8-2м имеют сходную ширину. А спортивные же байдарки, которые легко переворачиваются, имеют ширину порядка 0.5 м и резкие сужения к носу и корме. Почувствуйте, так сказать, разницу.

Кадр из видео: сижу на борту Эскимоса-350, свесив ноги за борт. Лодка сохраняет остойчивость!


В: Обычные лодки имеют закреплённые к борту вёсла. Что будет, если байдарочное весло упадёт в воду? И куда его девать во время рыбалки?

О: Байдарочное весло пустотелое и герметичное, поэтому не тонет, а во время рыбалки его удобно крепить к борту с помощью нехитрой петли. Туристы, путешествующие по бурным рекам, дополнительно пристёгивают весло к лодке с помощью витого тросика, который не мешает гребле (крепится по центру весла), но, в то же время, не даёт веслу быть унесённым течением в случае его потери.

В: Какая лодка быстрее — обычная рыболовная гребнушка, пакрафт или пак-каяк?

О: Среди водников есть такая поговорка «Длина бежит». Это означает, что лодка с более высоким коэффициентом удлинения будет быстрее. Поэтому пак-каяк будет идти быстрее обычной лодки и «короткого» пакрафта.


В: Сложно ли научиться грести байдарочным веслом?

О: Ничего сложного в этом нет. У меня на минимально достаточное ознакомление ушло 15 минут, а дальше просто техника оттачивалась. Поскольку большая часть пакрафтов плоскодонные, то для компенсации разворачивающего момента из-за несимметричной попеременной гребле новичкам рекомендую установить так называемый курсовой стабилизатор. Это может быть просто пара пластиковых плавничков на днище (могут быть установлнены как производителем лодок, так и самостоятетельно), или закрепленная на корме вертикальная лопасть размером с ладонь руки. Ну а те, кто знаком с греблей байдарочным веслом, могут обойтись и без них.

Что касается гребли байдарочным веслом, то в технике возможны варианты, и новичкам лучше всего «подсмотреть» в различных видео с Youtube базовую технику гребли в исполнении опытных гребцов, потому как есть вероятность начать грести неправильно, и потом так же неправильно грести и через год, и через пять лет — неэффективно и с лишними трудозатратами.

В: Когда одна часть весла совершает гребок, то вторая поднята вверх. Не льётся ли с неё вода в лодку?

Читайте также:  Способы приватизации это выберите один ответ

О: Вода, конечно бы, полилась, если бы не специально предусмотренные комплектные манжеты, устанавливаемые на весло.

В: Кокпит в байдарке длинный. Куда ставить сиденье? Сзади, посередине, спереди?

О: Нужно сделать так, чтобы ватерлиния была максимальной длины. При посадке в корме, нос лодки немного задерётся, и длина ватерлинии уменьшится. А поскольку «длина бежит», то и скорость уменьшится. Лучше всего садиться посередине, впереди разместить самое необходимое, а всё, что не нужно, убрать назад.

В: Собираюсь ловить рыбу с заякоренной лодки. Нести с собой металлический якорь тяжело. Какие будут варианты?

О: Вариант простой: насыпной якорь. Фактически, узкий гермомешок из ПВХ-ткани, который на берегу наполняется смоченным грунтом и закрывается.

В: Я живу в городе. Можно ли на пакрафте/каяке ходить по городским водоёмам?


О: Конечно, можно. Разве что, нельзя выходить на судоходные пути и здраво оценивать погодные условия и волновую обстановку.

В: И вообще, водоёмы бывают разные. На каких водоёмах оправдано применение таких лодок?

О: В этом плане условия эксплуатации не сильно отличаются от условий для любых малых гребных лодок: небольшие озёра и речки, прибрежные зоны крупных водоёмов без сильного волнения. Очевидно, что малый диаметр баллона (около 30 см) не будет хорошо сочетаться с большими волнами Ладоги и ФЗ, а вот на достаточно крупных озёрах Карельского перешейка, типа Нахимовского или Пионерского, будет вполне комфортно, если не лезть в явно «штормовую» погоду.

В: Пакрафт — это постоянное сидячее положение. А как быть, если захочется по-маленькому?

О: Да элементарно. Удобнее всего, конечно, баночка-писсуар, но и «слить балласт» по дуге за борт обычно несложно 🙂

В: какой дополнительный обвес требуется, чтобы превратить туристический пакрафт/каяк в рыбацкую лодку?

О: круговая леерная обвязка (часто бывает сразу), спиннингодержатели (петли из ПВХ-ткани под вставки из 40-мм пластиковой фановой трубы), съёмный тканевый фартук в носовой части кокпита для приёма крупной рыбы, крепление датчика эхолота. По поводу эхолота: очень хорошо зарекомендовал себя эхолот «Практик ЭР-6 Про-2» — очень лёгкий и удобный.

В: попадал ли ты в экстремальные ситуации на пакрафте/каяке?

О: рыбачу на байдарках 5-ый год. Ни разу не переворачивался, даже намёков на возможный переворот не было. Однажды попал на Налиме-225 во внезапный «раздув» Финского залива почти в 3 км от берега. Волны были 60-80 см. Кокпит, конечно, залило прилично, но добрался до берега без особых проблем.

В: допустим, в кокпит попала вода. Как её убрать? Всякие черпаки носить с собой не хочется.

О: проверенный метод — обычная губка. Она же хороша и для протирки лодки после рыбалки, и очень лёгкая.

В: И, всё же, пакрафт или пак-каяк для рыбалки?

О: Моё мнение таково: если 6 кг — не груз, то однозначно пак-каяк (байдарка). Скорость, вместительность. Если минимальный носимый вес и размер свёртка имеют исключительное значение, и в меньшей степени комфорт и мореходность, то пакрафт (маленькая лодочка).

Советы по выбору:

Итак, вы поняли, что без пакрафта/пак-каяка не обойтись. Какой же выбрать?

При выборе лодки обращать внимание нужно на следующее: конструкцию, размер и материалы.

Конструкция лодок может быть монобаллонной или 2-слойной.

Монобаллонная, или 1-слойная, конструкция полностью повторяет традиционную конструкцию рыбацких лодок: трубчатые баллоны сделаны из воздухонепроницаемой ткани, а днище приклеено снизу. Преимущества: простота, малый вес. Недостатки: натянутая воздухом ткань баллонов менее стойка к повреждениям.

2-слойная конструкция: корпус лодки сшит (!) из обычной синтетической ткани типа «Оксфорд» (верхняя часть) и ПВХ-ткани (днище) и представляет из себя чехол для вставных воздуходержащих баллонов из гораздо более тонкой воздухонепроницаемой ткани. Преимущества: ненапряжённая ткань днища обладает высокой стойкостью к повреждениям, к тому же даже сквозные повреждения днища не приводят к потере воздуха. Можно даже брать запасной внутренний баллон, так как он весит очень мало. Недостатки: больший вес по сравнению с монобаллонным исполнением, высокое накопление влаги тканевым чехлом.

Личное мнение: походив приличное время на 2-слойке и пересев на монобалонную, возвращаться к 2-слойке не хочу. Лёгкость и сухость решают.

Размер лодки. Более длинная лодка быстрее и удобнее, но и тяжелее, так что решайте, исходя из того, что вам важнее — ходовые характеристики и размер кокпита или вес. На мой взгляд, для рыбацких целей идеальный размер пакрафта от 2.8 до 3.7 м при неоснащённой (лодка без обвеса) массе не более 6-7 кг. Более короткие пакрафты имеют большее преимущество в транспортировочных габаритах и весе, но уступают в ходовых характеристиках. Особо лёгкие уступают даже многим «консервативным» надувастикам, но если каждый грамм на счету, то придётся с этим мириться.

Материал изготовления (касается монобаллонных конструкций): лодочная ПВХ-ткань либо нейлоновая ткань с ТПУ-покрытием. Вторая обладает повышенной прочностью при той же плотности, но и вдвое-втрое дороже. Гоняться за сверхтонкими тканями я бы тоже не советовал — каяк, на котором я сейчас хожу, сделан из довольно плотной ткани (баллоны 550 г/м2, днище 650 г/м2), но есть варианты исполнения из ткани 400 г/м2).

Весло. На самом деле, для рыбацких нужд подойдёт любое туристическое, даже простое алюминиевое. Разве что, придётся загерметизировать его, вклеив пенопластовые пробки, чтобы оно не тонуло. Удобная длина весла для большинства лодок — 210-220 см.

Ну а теперь пройдёмся по некоторым моделям плавсредств, отвечающих термину «пакрафт» или «пак-каяк» и наилучшим образом подходящим для «пешеводных» рыбаков.

Производитель: «Вольный ветер», Москва.

Исполнение: 2-слойное, 2 надувные секции (левый и правый борт).

Диаметр борта (макс): 0.3 м.

Грузоподъёмность паспортная: 140 кг.

Цена (на начало 2017 г): 12000 руб.

Байдарка с очень прочным днищем от известного производителя туристических плавсредств. Позволяет даже использовать её в зимнее время как сани-волокуши или ватрушку для катания с горок.

Производитель: «КБ Сталкер», Москва.

Исполнение: 2-слойное. 2 надувные секции (левый и правый борт).

Диаметр борта (макс) 0.3 м.

Грузоподъёмность паспортная: 150 кг.

Цена (на начало 2017 г): 14000 руб.

Байдарка, аналогичная Тайге-280 от другого известного производителя. В отличие от Тайги-280, имеет карманы на носу и корме лодки для транспортировки грузов, но по этой причине немного тяжелее. Хочется отметить довольно удобное 2-баллонное сиденье Налима. Зачастую многие приобретают его отдельно для использования с другими лодками.

Байдарка Эскимос 350.

Производитель: ExpedBoats (Санкт-Петербург).

Исполнение: монобалонное, 2-секционное.

Ширина 0.9 / 0.95 м.

Масса: 6 кг (ПВХ ткань).

Диаметр борта (макс): 0.3 м.

Грузоподъёмнось паспортная: 300 кг.

Цена (на начало 2017 г): 18000 руб.

Фактически, идеальная рыбацкая байдарка. Большой кокпит, сравнительно небольшой вес для таких размеров, две воздушные секции с разделением на нос и корму.

Производитель: ExpedBoats (Санкт-Петербург).

Исполнение: монобалонное, 1-секционное (в базовом исполнении).

Масса: 3.6 кг (ПВХ ткань)

Диаметр борта (макс): 0.3 м.

Грузоподъёмнось паспортная: 180 кг.

Цена (на начало 2017 г): 8000 руб.

Пакрафт традиционных «рыболовных» пропорций. Лодка очень лёгкая, но содержит только 1 секцию и довольно небольшой кокпит, поэтому рыболовам имеет смысл обращать на неё внимание в случае, когда вес очень критичен.

Производитель: ExpedBoats (Санкт-Петербург).

Исполнение: монобалонное, 1-секционное.

Масса: 1.8 кг (ТПУ-ткань)

Диаметр борта (макс): 0.3 м.

Грузоподъёмнось паспортная: 100 кг.

Цена (на начало 2017 г): 12500 руб.

Это, конечно, экстремально лёгкая лодка. Разумеется, в ней можно и рыбачить, но чаще всего такие лодки используют пешие рыбаки для переправ через водные препятствия — без использования насоса (надувают ртом) и вёсел — используют гребки или подручные средства.

«Недокументированное» применение пакрафтов/каяков.

Помимо прямого назначения в виде плавсредства, подобные лодки из-за своей лёгкости могут быть полезными и любителям экстремальной зимней рыбалки по первому или последнему льду. Вряд ли кого обременит взятая с собой на лёд лодочка весом 2-3 кг, но она будет как никогда кстати, если вдруг потребуется преодолеть широкую трещину или раскисший канал. А модели с 2-слойной конструкцией вполне могут заменить сани-волокуши без какого-либо вреда для себя. Разве что, не стоит бросать в такую лодку ледобур с оголёнными ножами или наполнять её колючими судаками.

В заключение скажу следующее. Не бойтесь пакрафтов и пак-каяков. Пробуйте! И, возможно, эти лёгкие лодки откроют для вас новые горизонты в рыбалке. Если есть какие-то вопросы ко мне, как к практикующему ловлю с пак-каяка — не стесняйтесь задавать.

PS: и ещё скажу, зачем я потратил 3 часа, сочиняя этот текст. Не ради рекламы — за упоминание тех или иных производителей мне никто не заплатит. Не ради того, чтобы самому попиариться — немного не та категория для пиара (где надо, я пиарюсь ого-го как!). А только из-за того, что очень хочу, чтобы моих единомышленников стало больше. Мечтаю о совместных выездах, где каждый будет ловить со своей маленькой лодочки. А то сейчас большинство друзей и напарников по рыбалке говорят: «Да ну тебя с этими твоими байдарками, бери свою 4-метровую моторку с пятнашкой и вези нас с ветерком по водной глади прям до рыбы!» 🙂

Источник

Оцените статью
Разные способы