Лицензирование как способы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Лицензирование как метод государственного регулирования экономики

Данилова И.В., старший эксперт отдела законотворческой деятельности Юридического департамента.

Читайте также:  Эффективные способы повышения конкурентоспособности

Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста государства является обеспечение оптимального баланса интересов частных и публичных. Представляется, что последовательное проведение линии на либерализацию отношений государства с предпринимательским сектором и устранение излишнего и неэффективного административного регулирования хозяйственной деятельности должно способствовать созданию благоприятных условий для увеличения и развития предпринимательского сегмента.

Для достижения данной задачи государство постоянно оказывает регулирующее воздействие на экономику. К способам такого регулирования, в частности, относятся лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация, государственная регистрация, осуществление валютного контроля, проведение налоговой и антимонопольной политики и т.д. Трудно представить развитие рыночных отношений без использования и применения в экономической жизни страны указанных инструментариев.

Лицензирование является одним из основных методов публично-правового регулирования экономических отношений. По своей сути оно представляет собой разрешение государства (или уполномоченных им субъектов) осуществлять определенную деятельность (действия).

По мнению некоторых исследователей, основными эффектами лицензирования являются избирательный допуск лиц к осуществлению лицензируемой деятельности, усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение конкуренции, укрупнение структуры рынка. Вместе с тем негативные эффекты лицензирования связываются с особенностями работы государственных органов. Ввиду этого государственное вмешательство представляется целесообразным тогда и только тогда, когда предельная ценность его результата для общества не меньше предельной ценности общественных затрат .

См.: Малахов С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования: социально-экономический аспект: Дис. . канд. экон. наук. Волгоград, 1997. С. 10 — 11.

В России лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов. Лицензирование 50 видов деятельности регулируется базовым Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). При этом Законом N 99-ФЗ предусмотрена возможность установления особенностей лицензирования федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // РГ. N 97. 2011. 6 мая.

Кроме того, лицензирование в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензии на отдельные виды деятельности выдаются в целях, исчерпывающим образом определенных законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях законом не допускается.

Основными критериями, по которым отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, выступают возможность нанесения указанного ущерба, а также невозможность осуществления регулирования иными методами.

Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы. Согласно ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензирующими органами признаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления федеральных полномочий в области лицензирования на региональный уровень — органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование.

На федеральном уровне перечень органов, осуществляющих лицензирование видов деятельности, регулируемых Законом N 99-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» . В настоящее время в него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, ФНС России, ФМС России, Росгидромет, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор, Рособоронзаказ, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Рособрнадзор, Росреестр) и 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз).

Читайте также:  Как притянуть деньги проверенные способы

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6931.

Как правило, федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по лицензированию конкретных видов деятельности в подразделениях, специально созданных для этих целей. Причем в процессе лицензирования задействуются подразделения как центрального аппарата, так и территориальных органов.

Следует сказать, что в соответствии с п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации создание федеральными органами исполнительной власти территориальных органов для осуществления своих полномочий — не обязанность, а право. В связи с этим не все федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по лицензированию, имеют свои территориальные органы (например, Минпромторг России, Роскосмос). В данном случае деятельность по лицензированию осуществляется только в подразделениях центрального аппарата.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. N 7. 2009. 21 января.

На региональном уровне функции по лицензированию могут быть реализованы в случае передачи федеральных полномочий в области лицензирования отдельных видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Федерации.

В настоящее время в рамках действующего лицензионного законодательства на уровень субъекта Федерации переданы федеральные полномочия по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, образовательной деятельности.

После передачи части своих полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности уполномоченные федеральные органы исполнительной власти продолжают осуществлять контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения региональными органами переданных полномочий. Они наделены правом проведения проверок соответствующих лицензирующих органов субъектов Федерации и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Кроме лицензирования отдельных видов деятельности посредством выполнения субъектами Федерации части переданных федеральных полномочий на региональном уровне возможно также осуществление лицензирования в ином порядке — без соответствующей передачи федеральных полномочий.

Так, Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено внесение изменений в положения Закона N 99-ФЗ, согласно которым полномочия по лицензированию деятельности, связанной с оборотом черных и цветных металлов, сохранены за органами исполнительной власти субъектов Федерации до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления федеральных полномочий в указанной сфере органам государственной власти субъектов Федерации.

Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971.

Кроме этого, к полномочиям региональных органов государственной власти Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отнесено лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // РГ. N 231. 1995. 29 ноября.

Также указанным Законом прямо предусмотрена возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления. Следует отметить, что осуществление лицензирования на местном уровне в большей степени является исключением из общего порядка лицензирования и характерно лишь только для розничной продажи алкогольной продукции.

Читайте также:  Способ приготовления салата с крабовыми палочками

Анализ нормативных правовых актов, определяющих предметы ведения и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, позволяет утверждать, что к настоящему моменту в России сформировалась многоуровневая система правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

В общем и целом в отношении лицензирования существуют два полярных мнения. С одной стороны, лицензирование как правовой режим осуществления отдельных видов деятельности предполагает государственное подтверждение права на ведение хозяйственной деятельности. Таким образом, введенное ограничение на занятия отдельными, определенными законом, видами деятельности является одним из факторов, ограничивающих экономическую свободу и противоречащих основам конституционного строя. Принимая во внимание данные обстоятельства, думается, что лицензирование ведет к бюрократизации и распространению излишних административных барьеров. Учитывая изложенное, среди многих ученых и практиков бытует мнение о необходимости отмены лицензирования отдельных видов деятельности, а также о его замене другими альтернативными мерами государственного регулирования и саморегулирования.

В связи с этим представляются крайне интересными результаты опроса членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, показавшие, что за существование действующей системы лицензирования отдельных видов деятельности высказалось не более 20% анкетируемых организаций. Большая часть респондентов высказались за отмену лицензирования отдельных видов деятельности и переход на уведомительный порядок осуществления деятельности или за замену лицензирования альтернативными способами регулирования (обязательное страхование ответственности, развитие института саморегулирования, аккредитация и др.) .

См.: Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества (март 2013 г.). URL: http://www.tpprf.ru/ru/activities/lawmaking/analitic/notes/.

С другой стороны, лицензирование рассматривается как необходимая мера государственного регулирования экономики, являющаяся неотъемлемой частью рыночных отношений. При этом в юридической литературе высказано предложение обосновывать наличие публичного интереса в отношении конкретного подлежащего лицензированию вида деятельности следующими признаками: деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников (включая их имущество); деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю .

См., например: Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. Т. 1. С. 184.

На наш взгляд, говорить о полной замене лицензирования альтернативными способами регулирования преждевременно, так как внедренные в экономическую сферу сравнительно недавно институт саморегулирования, аккредитация и страхование ответственности еще достаточно не утвердились на российском рынке, а в ряде случаев показали отрицательные аспекты своей деятельности.

Например, в настоящее время актуальны проблемы, связанные с заведомо недостоверной оценкой имущества и имущественных прав членами саморегулируемых организаций оценщиков. Налицо нарушения законов в деятельности арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Анализ деятельности саморегулируемых организаций в области строительства аналогичным образом выявляет ряд правонарушений, а также факты создания дополнительных барьеров для предприятий малого и среднего бизнеса .

См.: Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 76 — 81.

Не оставляет сомнения, что лицензирование является одним из самых сложных и серьезных механизмов государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение масштабов лицензирования путем перехода на альтернативные методы регулирования должно осуществляться только для видов деятельности, не представляющих общественной опасности.

Источник

Оцените статью
Разные способы