- Лицензирование как метод государственного регулирования экономики
- Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
- Читайте также
- 94. Лицензирование деятельности кредитных организаций
- 1.5.1. Лицензирование деятельности
- Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности
- 53. Лицензирование банковской деятельности
- 1.5. Лицензирование торговой деятельности
- Лицензирование деятельности
- 1.4. Лицензирование предпринимательской деятельности
- ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.)
- 79. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации
- Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
- Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
- Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Лицензирование как метод государственного регулирования экономики
Данилова И.В., старший эксперт отдела законотворческой деятельности Юридического департамента.
Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста государства является обеспечение оптимального баланса интересов частных и публичных. Представляется, что последовательное проведение линии на либерализацию отношений государства с предпринимательским сектором и устранение излишнего и неэффективного административного регулирования хозяйственной деятельности должно способствовать созданию благоприятных условий для увеличения и развития предпринимательского сегмента.
Для достижения данной задачи государство постоянно оказывает регулирующее воздействие на экономику. К способам такого регулирования, в частности, относятся лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация, государственная регистрация, осуществление валютного контроля, проведение налоговой и антимонопольной политики и т.д. Трудно представить развитие рыночных отношений без использования и применения в экономической жизни страны указанных инструментариев.
Лицензирование является одним из основных методов публично-правового регулирования экономических отношений. По своей сути оно представляет собой разрешение государства (или уполномоченных им субъектов) осуществлять определенную деятельность (действия).
По мнению некоторых исследователей, основными эффектами лицензирования являются избирательный допуск лиц к осуществлению лицензируемой деятельности, усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение конкуренции, укрупнение структуры рынка. Вместе с тем негативные эффекты лицензирования связываются с особенностями работы государственных органов. Ввиду этого государственное вмешательство представляется целесообразным тогда и только тогда, когда предельная ценность его результата для общества не меньше предельной ценности общественных затрат .
См.: Малахов С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования: социально-экономический аспект: Дис. . канд. экон. наук. Волгоград, 1997. С. 10 — 11.
В России лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов. Лицензирование 50 видов деятельности регулируется базовым Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). При этом Законом N 99-ФЗ предусмотрена возможность установления особенностей лицензирования федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // РГ. N 97. 2011. 6 мая.
Кроме того, лицензирование в 11 сферах (более 90 видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензии на отдельные виды деятельности выдаются в целях, исчерпывающим образом определенных законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях законом не допускается.
Основными критериями, по которым отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, выступают возможность нанесения указанного ущерба, а также невозможность осуществления регулирования иными методами.
Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы. Согласно ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензирующими органами признаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления федеральных полномочий в области лицензирования на региональный уровень — органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование.
На федеральном уровне перечень органов, осуществляющих лицензирование видов деятельности, регулируемых Законом N 99-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» . В настоящее время в него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, ФНС России, ФМС России, Росгидромет, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор, Рособоронзаказ, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Рособрнадзор, Росреестр) и 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз).
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6931.
Как правило, федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции по лицензированию конкретных видов деятельности в подразделениях, специально созданных для этих целей. Причем в процессе лицензирования задействуются подразделения как центрального аппарата, так и территориальных органов.
Следует сказать, что в соответствии с п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации создание федеральными органами исполнительной власти территориальных органов для осуществления своих полномочий — не обязанность, а право. В связи с этим не все федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по лицензированию, имеют свои территориальные органы (например, Минпромторг России, Роскосмос). В данном случае деятельность по лицензированию осуществляется только в подразделениях центрального аппарата.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. N 7. 2009. 21 января.
На региональном уровне функции по лицензированию могут быть реализованы в случае передачи федеральных полномочий в области лицензирования отдельных видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Федерации.
В настоящее время в рамках действующего лицензионного законодательства на уровень субъекта Федерации переданы федеральные полномочия по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, образовательной деятельности.
После передачи части своих полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности уполномоченные федеральные органы исполнительной власти продолжают осуществлять контроль и надзор за полнотой и качеством выполнения региональными органами переданных полномочий. Они наделены правом проведения проверок соответствующих лицензирующих органов субъектов Федерации и правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Кроме лицензирования отдельных видов деятельности посредством выполнения субъектами Федерации части переданных федеральных полномочий на региональном уровне возможно также осуществление лицензирования в ином порядке — без соответствующей передачи федеральных полномочий.
Так, Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено внесение изменений в положения Закона N 99-ФЗ, согласно которым полномочия по лицензированию деятельности, связанной с оборотом черных и цветных металлов, сохранены за органами исполнительной власти субъектов Федерации до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления федеральных полномочий в указанной сфере органам государственной власти субъектов Федерации.
Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971.
Кроме этого, к полномочиям региональных органов государственной власти Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» отнесено лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // РГ. N 231. 1995. 29 ноября.
Также указанным Законом прямо предусмотрена возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления. Следует отметить, что осуществление лицензирования на местном уровне в большей степени является исключением из общего порядка лицензирования и характерно лишь только для розничной продажи алкогольной продукции.
Анализ нормативных правовых актов, определяющих предметы ведения и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, позволяет утверждать, что к настоящему моменту в России сформировалась многоуровневая система правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
В общем и целом в отношении лицензирования существуют два полярных мнения. С одной стороны, лицензирование как правовой режим осуществления отдельных видов деятельности предполагает государственное подтверждение права на ведение хозяйственной деятельности. Таким образом, введенное ограничение на занятия отдельными, определенными законом, видами деятельности является одним из факторов, ограничивающих экономическую свободу и противоречащих основам конституционного строя. Принимая во внимание данные обстоятельства, думается, что лицензирование ведет к бюрократизации и распространению излишних административных барьеров. Учитывая изложенное, среди многих ученых и практиков бытует мнение о необходимости отмены лицензирования отдельных видов деятельности, а также о его замене другими альтернативными мерами государственного регулирования и саморегулирования.
В связи с этим представляются крайне интересными результаты опроса членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, показавшие, что за существование действующей системы лицензирования отдельных видов деятельности высказалось не более 20% анкетируемых организаций. Большая часть респондентов высказались за отмену лицензирования отдельных видов деятельности и переход на уведомительный порядок осуществления деятельности или за замену лицензирования альтернативными способами регулирования (обязательное страхование ответственности, развитие института саморегулирования, аккредитация и др.) .
См.: Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества (март 2013 г.). URL: http://www.tpprf.ru/ru/activities/lawmaking/analitic/notes/.
С другой стороны, лицензирование рассматривается как необходимая мера государственного регулирования экономики, являющаяся неотъемлемой частью рыночных отношений. При этом в юридической литературе высказано предложение обосновывать наличие публичного интереса в отношении конкретного подлежащего лицензированию вида деятельности следующими признаками: деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников (включая их имущество); деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю .
См., например: Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. Т. 1. С. 184.
На наш взгляд, говорить о полной замене лицензирования альтернативными способами регулирования преждевременно, так как внедренные в экономическую сферу сравнительно недавно институт саморегулирования, аккредитация и страхование ответственности еще достаточно не утвердились на российском рынке, а в ряде случаев показали отрицательные аспекты своей деятельности.
Например, в настоящее время актуальны проблемы, связанные с заведомо недостоверной оценкой имущества и имущественных прав членами саморегулируемых организаций оценщиков. Налицо нарушения законов в деятельности арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Анализ деятельности саморегулируемых организаций в области строительства аналогичным образом выявляет ряд правонарушений, а также факты создания дополнительных барьеров для предприятий малого и среднего бизнеса .
См.: Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 76 — 81.
Не оставляет сомнения, что лицензирование является одним из самых сложных и серьезных механизмов государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов и сокращение масштабов лицензирования путем перехода на альтернативные методы регулирования должно осуществляться только для видов деятельности, не представляющих общественной опасности.
Источник
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
17.1. Сущность лицензирования
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
94. Лицензирование деятельности кредитных организаций
94. Лицензирование деятельности кредитных организаций Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и
1.5.1. Лицензирование деятельности
1.5.1. Лицензирование деятельности Начнем немного издалека.В пункте 1 статьи 49 ГК РФ прописано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В пункте 3
Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности
Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности Статья 4. Создание фонда 1. Создание фонда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
53. Лицензирование банковской деятельности
53. Лицензирование банковской деятельности Лицензии , выдаваемые ЦБ РФ:•?являются основанием для осуществления банковских операций;•?учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации в официальном издании ЦБ РФ
1.5. Лицензирование торговой деятельности
1.5. Лицензирование торговой деятельности Торговля, как и любой другой вид коммерческой (т. е., по сути, профессиональной) деятельности, требует не только капиталовложений на закупку товара, аренду помещения и оплату труда наемных работников. Законодательство предъявляет
Лицензирование деятельности
Лицензирование деятельности Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. С
1.4. Лицензирование предпринимательской деятельности
1.4. Лицензирование предпринимательской деятельности В ряде случаев индивидуальные предприниматели не смогут заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ
1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.)
1.1. Регистрация и лицензирование деятельности медицинских учреждений (2-й ур.) К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую
79. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации
79. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который содержит основные положения лицензирования страховой деятельности.В
Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности
Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности 13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно
Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя,
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности 17.1. Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О
Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности
Тема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.К первоначальным способам приобретения права собственности на имущество предпринимателя относится:А. Приобретение права собственности
Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения
Источник