- Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_5kl.odt | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования.
Задачи: — Упражнять учащихся в словообразовании слов с помощью
суффиксов, обозначающих профессии ( -щик, -чик, -ник,
— Обогащать словарный запас, расширяя знания об окружающем
— Формировать познавательные способности; умение обосновывать
своё мнение; развивать речь, память, внимание, логическое
— Воспитывать уважение ко всем видам труда.
1 этап: Организационный
— Ребята, сядет тот, кто вспомнит слово с уменьшительно ласкательным значением.
2 этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
— Ребята, что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего служит?
1.Вставь слова в стихотворениях ( работа с карточками )
а) Нужные работники …и… ( столяры и плотники )
Сработать мебель мудрено:
Сначала пилим мы бревно
Длинные и плоские.
б) Щуря глаз и хмуря брови,
Промолчав себе в усы
…( часовщик ) Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику.
в) И спросила Нина тихо:
Разве плохо быть …( портнихой )
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно не пилот.
г) …( повар ) делает компоты –
Это тоже хорошо.
…( доктор ) лечит нас от кори,
Есть …( учительница ) в школе.
— Про кого все эти стихи?
( Про людей разных профессий )
3 этап: Усвоение новых знаний
— Сегодня мы познакомимся с суффиксами, образующими название профессий.
1. Показ слайдов профессий людей
— Какой суффикс вы услышали во всех этих словах?(- щик )
2. Доскажите слово, добавив –щик
Фонар – (щик) – словарная работа
Кровель – (щик) –словарная работа
3.- Кто водит самолёты? ( лётчик )
— Кто грузит грузы? ( грузчик )
— Какой суффикс в этих словах? ( -чик )
4.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделите суффиксы.
а) В сентябре и в январе
Он хозяин во дворе.
Листья осенью сгребает,
Снег зимою убирает.
Быстро снег сгребёт лопатой
И каток зальёт ребятам,
Всех быстрее и проворней
Двор наш убирает …( дворник)
б) Мастер в руки взял фуганок,
Остро наточил рубанок,
Взял сверло, шурупы взял,
Доски ловко просверлил,
Их шурупами свинтил,
Сколотил всё молотком.
Прекрасный тот работник, зовётся просто …( плотник )
-Какие суффиксы вы выделили? ( -ник )
5.Физкультминутка с мячом
— Закончи предложение названием профессии.
— В аптеке работает …( аптекарь)
— В колокола звенит …( звонарь )
— Траву косит …( косарь )
— Хлеб печёт …( пекарь)
— В воротах стоит …( вратарь )
— Директору помогает …( секретарь )
-Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ярь )
4 этап : Закрепление новых знаний
1. К именам существительным мужского рода примените однокоренные существительные женского рода по указанному образцу. Запишите в тетрадь. С одним из слов составить и записать предложение.
— Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ниц )
2.Карточки « Ну-ка прочитай.»
— Вы должны прочитать слова, обозначающие профессии. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.
3.Работа у доски. «Верни шарики на свои места».(цепочкой на магнитной доске)
(Шарики с суффиксами: -чик, -ник, -тель, -щик, -арь, -ист.)
Строи…, лёт…,пожар…, пиан…, аптек…, барабан…
5 этап: Этап информации учащихся о домашнем задании.
— Какие суффиксы указывают на профессию?
— Для чего нужны суффиксы?
— Что нового мы сегодня узнали?
-Дома вы выполните упражнение 103 на странице 56.
Конспект открытого урока
по русскому языку в 5 классе по теме:
«Суффикс – значимая часть слова»
Учитель: Просвиркина В.А.
Тема урока: Суффикс – значимая часть слова
1. Систематизировать знания учащихся по теме, рассмотреть суффикс как словообразовательную морфему, познакомить со значениями суффиксов.
2. Формирование предметных компетенций: выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять значения суффиксов.
I. Приветствие, проверка готовности к уроку
1) Один ученик по желанию выходит к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по разделу «Морфемика», спрашивающий соглашается или не соглашается с ответом.
2) В данных словах поставить ударения, выделить основу и корень. Найти и подчеркнуть в каждом ряду проверочное слово.
∙•••••••• Вечереть, вечер, вечерний, вечером, вечеринка.
∙•••••••• Окно, оконце, окна, оконный, подоконник, окошечко.
∙•••••••• Глядеть, взгляд, приглядеться, оглянуться, заглянуть.
(Слова написаны на доске, учащиеся по желанию выбирают любой ряд слов, работают самостоятельно, проверяют коллективно по группам).
III. Новый материал
1. Озвучивание темы и цели урока (коллективное целеполагание)
2. Повторение сведений о суффиксе.
— Знакома ли вам эта тема?
— Что вы знаете о суффиксе?
3. Самостоятельная работа с учебником.
Задание: Сравнить свои ответы с определением учебника, сделать выводы.
1) Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.
Выделите в словах суффикс.
Минутка, каменщик, шерстяной, краснеть, цветной.
Оконный, интересный, зонтик, водичка, серебряный .
2) Образовать с помощью суффикса новые слова ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся). Задание выполняется на карточках.
Образуйте с помощью суффикса новые слова.
3) Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». Таблица распечатывается на каждого ученика. Содержание таблицы учащиеся изучают самостоятельно, делают выводы.
Суффиксы имён существительных
Профессия, род занятий
Названия лиц по месту жительства
4).Коллективная работа с доской.
Задание: выделить суффикс, определить значение.
Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, зайчик, ночка, тюменец.
Учащиеся получают карточку с текстом.
Заботливый сын поможет матери отвести сестрёнку в детский садик. Он не забудет позвонить бабушке. В транспорте он уступит место пожилой пассажирке. Маленькой сестрёнке или братишке он расскажет сказку. Предложит помощь больной подруге .
Задание: выписать существительные, имеющие суффиксы ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся).
После проверки карточки с текстом собираются, учащиеся по памяти, используя выписанные слова, восстанавливают тест, проводится рефлексия по идейному содержанию текста.
1. Обобщение. Знания и умения, полученные на уроке, соотносятся с целями.
2. Домашнее задание. Упражнения на выбор: 392, 393. Учащиеся самостоятельно изучают задание к упражнениям, если возникают вопросы, то задание разбирается.
3. Подведение итогов урока, рефлексия собственной деятельности, самооценка, коллективная рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок.
План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.
План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.
Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-
Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-.
Образование прилагательных при помощи суффиксов.
Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса
Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1) Закреплять знания о правописании суффиксов;2) Знакомить детей со значениями.
Материал для подготовки к ГИА. Образование прилагательных с помощью суффиксов -ful,-ing,-able/-ible,-ic
Упражнение на образование прилагательных для 6 класса, Spotlight.
Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.
Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных.
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник