Лица по профессии суффиксальным способом

Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования

Скачать:

Вложение Размер
suffiks_5kl.odt 19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.

Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования.

Задачи: — Упражнять учащихся в словообразовании слов с помощью

суффиксов, обозначающих профессии ( -щик, -чик, -ник,

— Обогащать словарный запас, расширяя знания об окружающем

— Формировать познавательные способности; умение обосновывать

своё мнение; развивать речь, память, внимание, логическое

— Воспитывать уважение ко всем видам труда.

1 этап: Организационный

— Ребята, сядет тот, кто вспомнит слово с уменьшительно ласкательным значением.

2 этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

— Ребята, что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего служит?

1.Вставь слова в стихотворениях ( работа с карточками )

а) Нужные работники …и… ( столяры и плотники )

Сработать мебель мудрено:

Сначала пилим мы бревно

Длинные и плоские.

б) Щуря глаз и хмуря брови,

Промолчав себе в усы

…( часовщик ) Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику.

в) И спросила Нина тихо:

Разве плохо быть …( портнихой )

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно не пилот.

г) …( повар ) делает компоты –

Это тоже хорошо.

…( доктор ) лечит нас от кори,

Есть …( учительница ) в школе.

— Про кого все эти стихи?

( Про людей разных профессий )

3 этап: Усвоение новых знаний

— Сегодня мы познакомимся с суффиксами, образующими название профессий.

1. Показ слайдов профессий людей

— Какой суффикс вы услышали во всех этих словах?(- щик )

2. Доскажите слово, добавив –щик

Фонар – (щик) – словарная работа

Кровель – (щик) –словарная работа

3.- Кто водит самолёты? ( лётчик )

— Кто грузит грузы? ( грузчик )

— Какой суффикс в этих словах? ( -чик )

4.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделите суффиксы.

а) В сентябре и в январе

Он хозяин во дворе.

Листья осенью сгребает,

Снег зимою убирает.

Быстро снег сгребёт лопатой

И каток зальёт ребятам,

Всех быстрее и проворней

Двор наш убирает …( дворник)

б) Мастер в руки взял фуганок,

Остро наточил рубанок,

Взял сверло, шурупы взял,

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил,

Сколотил всё молотком.

Прекрасный тот работник, зовётся просто …( плотник )

-Какие суффиксы вы выделили? ( -ник )

5.Физкультминутка с мячом

— Закончи предложение названием профессии.

— В аптеке работает …( аптекарь)

— В колокола звенит …( звонарь )

— Траву косит …( косарь )

— Хлеб печёт …( пекарь)

— В воротах стоит …( вратарь )

— Директору помогает …( секретарь )

-Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ярь )

4 этап : Закрепление новых знаний

1. К именам существительным мужского рода примените однокоренные существительные женского рода по указанному образцу. Запишите в тетрадь. С одним из слов составить и записать предложение.

— Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ниц )

2.Карточки « Ну-ка прочитай.»

— Вы должны прочитать слова, обозначающие профессии. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.

3.Работа у доски. «Верни шарики на свои места».(цепочкой на магнитной доске)

(Шарики с суффиксами: -чик, -ник, -тель, -щик, -арь, -ист.)

Строи…, лёт…,пожар…, пиан…, аптек…, барабан…

5 этап: Этап информации учащихся о домашнем задании.

— Какие суффиксы указывают на профессию?

— Для чего нужны суффиксы?

— Что нового мы сегодня узнали?

-Дома вы выполните упражнение 103 на странице 56.

Конспект открытого урока

по русскому языку в 5 классе по теме:

«Суффикс – значимая часть слова»

Учитель: Просвиркина В.А.

Тема урока: Суффикс – значимая часть слова

1. Систематизировать знания учащихся по теме, рассмотреть суффикс как словообразовательную морфему, познакомить со значениями суффиксов.

2. Формирование предметных компетенций: выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять значения суффиксов.

I. Приветствие, проверка готовности к уроку

1) Один ученик по желанию выходит к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по разделу «Морфемика», спрашивающий соглашается или не соглашается с ответом.

2) В данных словах поставить ударения, выделить основу и корень. Найти и подчеркнуть в каждом ряду проверочное слово.

∙•••••••• Вечереть, вечер, вечерний, вечером, вечеринка.

∙•••••••• Окно, оконце, окна, оконный, подоконник, окошечко.

∙•••••••• Глядеть, взгляд, приглядеться, оглянуться, заглянуть.

(Слова написаны на доске, учащиеся по желанию выбирают любой ряд слов, работают самостоятельно, проверяют коллективно по группам).

III. Новый материал

1. Озвучивание темы и цели урока (коллективное целеполагание)

2. Повторение сведений о суффиксе.

— Знакома ли вам эта тема?

— Что вы знаете о суффиксе?

3. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: Сравнить свои ответы с определением учебника, сделать выводы.

1) Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.

Выделите в словах суффикс.

Минутка, каменщик, шерстяной, краснеть, цветной.

Оконный, интересный, зонтик, водичка, серебряный .

2) Образовать с помощью суффикса новые слова ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся). Задание выполняется на карточках.

Образуйте с помощью суффикса новые слова.

3) Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». Таблица распечатывается на каждого ученика. Содержание таблицы учащиеся изучают самостоятельно, делают выводы.

Суффиксы имён существительных

Профессия, род занятий

Названия лиц по месту жительства

4).Коллективная работа с доской.

Задание: выделить суффикс, определить значение.

Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, зайчик, ночка, тюменец.

Учащиеся получают карточку с текстом.

Заботливый сын поможет матери отвести сестрёнку в детский садик. Он не забудет позвонить бабушке. В транспорте он уступит место пожилой пассажирке. Маленькой сестрёнке или братишке он расскажет сказку. Предложит помощь больной подруге .

Задание: выписать существительные, имеющие суффиксы ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся).

После проверки карточки с текстом собираются, учащиеся по памяти, используя выписанные слова, восстанавливают тест, проводится рефлексия по идейному содержанию текста.

1. Обобщение. Знания и умения, полученные на уроке, соотносятся с целями.

2. Домашнее задание. Упражнения на выбор: 392, 393. Учащиеся самостоятельно изучают задание к упражнениям, если возникают вопросы, то задание разбирается.

3. Подведение итогов урока, рефлексия собственной деятельности, самооценка, коллективная рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок.

План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.

План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.

Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-

Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-.

Образование прилагательных при помощи суффиксов.
Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;2)​ Знакомить детей со значениями.

Материал для подготовки к ГИА. Образование прилагательных с помощью суффиксов -ful,-ing,-able/-ible,-ic

Упражнение на образование прилагательных для 6 класса, Spotlight.

Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.

Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных.

Источник

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Читайте также:  Самый простой способ активировать виндовс 7
Оцените статью
Разные способы